Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 13. «Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность




Во время правления Екатерины II выдвинулись такие деятели как Потемкин, Безбородко, Румянцев, Державин, Суворов, Спиридов, Ушаков и многие другие.

В состав империи вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым (усилиями Потемкина), Курляндия, а в ходе 3-х разделов Речи Посполитой: Правобережная Украина, Белоруссия и Литва. Население России увеличилось к концу XVIII до 36 000 000 человек. Широко развивалась промышленность (росло число мануфактур), торговля (принципы меркантилизма), наука и культура. В страну проникли идеи Вольтера, Дидро, Руссо. Началась эпоха просвещенного абсолютизма. В условиях веянья идей этих философов в России строилась законная самодержавная монархия. За каждым сословием закреплялись определенные права, обязанности и привилегии, указанные в жалованной дворянству и городам. Но Екатерина не хотела переходить от этого к конституционному строю, как об этом говорили просветители. Кроме того в условиях отмирания крепостного права в Европе в России оно лишь усилилось. Были проведены реформы в области государственного и местного самоуправления (Сенат разделен на 6 департаментов, отменена автономия Украины, проведена губернская реформа и т.д.), образования и судебная реформа.

Летом 1767 начала работу так называемая уложенная комиссия. Целью было реформирование законодательства России, но когда был затронут крестьянский вопрос, комиссию распустили.

Главным событием в России того времени стало восстание Е. И. Пугачева (1773-1775). Оно проходило под знаменем освобождения крестьян и веры в доброго и незаконно свергнутого царя (Пугачев выдавал себя за Петра III). После ряда побед и осады Оренбурга, Пугачев был разбит. Несколько раз он воссоздавал свою армию. Но в 1774 после очередного поражения он был выдан правительственным войскам казаками. Казнен 10 января 1775 в Москве.

Основными событиями внешней политики стали:

1. 2 Русско-турецкие войны (1768-1774 и 1787-1791) в ходе которых к России отошли Крым и Северное Причерноморье. Основные события – битва при Ларге и Кагуле (Победы Румянцева) и у Чесмы (победа Орлова, Спиридова и Грейга) в 1 войну и взятие Очакова, Измаила, битва на Рымнике, Кинбурне и Фокшанах (победы Суворова), и у Калиакрии (победа адмирала Ушакова) во 2 войну.

2. Переход Грузии под покровительство России

3. Война со Швецией. Битвы с переменным успехом. Мир на условиях статус-кво.

4. Признание независимости США. Поддержка 13 восставших колоний посредством политики вооруженного нейтралитета.

5. Три раздела Польши, совместно с Австрией и Пруссией. Последствия – воссоединение украинского и белорусского народов. Потеря Польшей суверенитета.

6. Политика борьбы с Революционной Францией.

Итоги: Россия стала гегемоном в Восточной Европе, развивалась экономика и культура. Правление Екатерины во многом определило дальнейшее развитие России.

Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия

 

1. Правление Екатерины продолжалось 34 года (1762—1796). Современники называли этот период «золотым веком Екатерины Великой», «эпохой просвещенного абсолютизма». Екатерина хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», который был весьма распространен во второй половине XVIII в. и который предполагал обеспечение блага народа с помощью мудрых законов, изданных монархом. Политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане. Она предполагала создание абсолютистского государства с сословной структурой и прочной правовой основой в виде системы законов. Эта политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений, прав дворянства как особо привилегированного сословия — регулирование взаимоотношений между подчиненными государству сословиями.

2. Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (наподобие кондиций 1730 г.). Екатерина отвергла проект создания Совета, увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть, но при этом понимала, что реформа государственного управления необходима. Был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Ивановной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел Определенные полномочия. Тем самым Екатерина ослабила Сенат, превратив его из законодательного в простой административный орган. За департаментами наблюдал генерал-прокурор князь А. А. Вяземский, известный своей неподкупностью.

3. Было ликвидировано гетманство на Левобережной Украине, которой стал управлять генерал-губернатор Малороссии полководец П. А. Румянцев. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель, забрав их в казну. Духовенство теряло экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд чиновничества.

4. Близкое знакомство Екатерины II с трудами знаменитых философов (Вольтера, Дидро) привели царицу к мысли о необходимости создания нового свода законов. Соборное уложение 1649 г. давно устарело, накопилось много царских указов, манифестов. Екатерина решила создать Комиссию для составления нового Уложения; возникли проекты Посошкова, Голицына, Татищева. В Уложенную комиссию избрали по всей России 564 делегата (дворяне, горожане, казаки, инородцы, государственные крестьяне и др.) для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона.

5. В течение двух лет (1764—1765) Екатерина II работала над составлением «Наказа», своего рода руководства для депутатов, в основу которого были положены трактаты Монтескье и других западноевропейских философов-просветителей. «Наказ» провозглашал, что цель власти — содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. В «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше человеческой личности, что права каждого человека вытекают из его сословной принадлежности и в соответствии с этим определяются законами монарха. В этом документе отвергались пытки, казни (лишь в особых случаях), говорилось о предупреждении преступлений. «Наказ» раздали депутатам Уложенной комиссии, которую созвали в 1767 г.

6. В составе Комиссии преобладали представители дворян, и неудивительно, что в начале своей работы Комиссия преподнесла Екатерине титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», титул стал законом. Члены Комиссии читали наказы с мест и обсуждали статьи будущего Уложения. Но в среде депутатов возникли серьезные разногласия, какие возникают между представителями разных сословий. Работа Комиссии ярко свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).

Местные реформы. «Жалованная грамота дворянству»

 

1. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) показала необходимость дальнейших реформ, прежде всего местного управления, направленных на укрепление государственного аппарата. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь, что свидетельствовало о наступлении деспотической власти самодержавия. В том же году были изданы «Учреждения для управления губерний Российской империи». Вся империя была разделена на 50 губерний, по 200— 300 тысяч душ мужского пола в каждой, провинции упразднялись, а губернии делились на 10—12 уездов. Власть в губерниях принадлежала губернатору, назначаемому Сенатом. Всеми финансовыми делами губернии заведовала Казенная палата. Кроме того, в каждом губернском городе находился Приказ общественного призрения, который ведал школами, больницами, богадельнями и приютами.

2. Во главе уезда стоял капитан-исправник из местного дворянства. В уездных городах вместо воевод были поставлены городничий, назначавшиеся правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. В Петербурге и Москве во главе администрации стояли обер-полицмейстеры.

3. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Дворян судили земский и уездный суды: горожан — губернский и городской магистраты, государственных крестьян — верхняя и нижняя судебные расправы. Все сословные суды были выборными. Высшим судебным органом империи был Сенат. Но российские чиновники никогда не соблюдали независимости судов (до правового государства было далеко). Губернаторы назначали и отстраняли судей, отменяли приговоры. В России сила общественного мнения мало что значила, а сила государства была чрезвычайно велика.

4. Таким образом, было проведено разделение административных, финансовых и судебных дел. Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, в губернии выбирался губернский предводитель дворянства.

5. В середине 80-х годов в России окончательно оформляется сословный строй. В 1785 г. была опубликована «Жалованная грамота дворянству», которая подтвердила сословные права и привилегии дворян — освобождение от подушной подати, телесных наказаний, обязательной службы. Они могли быть осуждены только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Примечательно, что о монопольном праве иметь крепостных — главном, что отличало дворян от других сословий, — в «Грамоте» не говорилось ни слова. Императрица как бы давала понять, что владение крестьянами не входит в число вечных прав. Лишь Сенат мог лишить дворянства.

6. В том же 1785 г. была издана «Жалованная грамота городам», которая закрепляла сословную структуру населения города. Все население города делилось на шесть сословных категорий — разрядов. Расширялись права лишь одной категории — гильдейского купечества. Богатые купцы были освобождены от подушной подати и стали платить налог с капитала (1%). Купцы первой и второй гильдий, именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Органы городского самоуправления были представлены общей городской думой и шестигласной думой (в которую общей думой выбирались шесть представителей, по одному из каждого разряда городского общества). Это была исполнительная власть. Жители города раз в три года избирали городского голову и гласных общей и городской думы. Крестьян, проживавших в городах, в число горожан не включали, хотя подати с них брали в двойном размере — и в городе, и в деревне.

7. Екатерина II заботилась об укреплении государства, основой которого должны стать сильные сословия. Но все ее реформы остались незавершенными. Крепостное право сдерживало возникновение «третьего сословия», исключало крестьян из сословной структуры. Век Екатерины II — «век просвещенного абсолютизма», «золотой век» дворянства. Именно дворяне, занимая исключительное положение в государстве, препятствовали отмене крепостного права, изменению социального статуса крестьянства.

 

В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и характера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установлен» постоянных. контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII столетии приходит "новая культура". Ее отличительные черты светскость, рационалистическое мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода: конец XVII -первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливались гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой полвины-середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа канцелярских служителей, позднее горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Пажеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде четырехклассные и двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны. И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей. Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный "Атласу" И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое "Описание земли Камчатки". Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

 

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественноисторический музей Кунсткамера (1719); было положено начало Библиотеке Академии наук (1714). В конце ХУШ в. покупка Екатериной П ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эй®Р, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметвый рост числа русских специалистов-ученых.

М.В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии;

высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика" была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлаботонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета, его ученики и коллеги (академики) астроном С.Я. Румовский, математик" М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П.П. Шафиров и др. с рационалистических позиций "естественного права" и "общего блага" доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент" Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что "русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может". П.П. Шафиров в "Рассуждении о причинах Свейской войны" доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю "отчич и дедич" русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге "О скудости и богатстве" выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

В середине — второй половины XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екатериной П. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А.Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права.

Русскую литературу XVDI столетия своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как АД. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин и др.

Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения таз "великого посольства" Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали "босые"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный "бородовой знак". Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по "Соборному уложению" 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — "Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать "в великой чести", быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. "Юности честное зерцало" пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались "огненные потехи" (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогца же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро "Площадь Революции"). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тоща же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора. Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-гпавой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского "вычурный") характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати. Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через р. Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал "строгий, стройный вид". Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов Каменноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. ВалленДеламот Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди Мраморный дворец, Ю.М. Фельтен набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли К богатым пристаням стремятся. В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами... (А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столипу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Скульптура. В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ивановны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов, Ф.И. Шубин. Для него характерна необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: "И под его рукою мрамор дышит".

Памятником А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М.И. Козловский. Ему же принадлежит гаавная статуя Петергофского каскада фонтанов "Самсон", символизирующая победу России в Северной войне. Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э.М. Фальконе.

Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана"

И. Никитина, в "Автопортрете с женой" А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты "Неизвестная крестьянка", "Калмычка Аннушка" и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых:

портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных ВЛ. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки лубок.

Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С.Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера "Анюта", композитором которой считают В.А. Пашкевича, "Мельник-колдун, обманщик и сват" М.М. Соколовского, "Ямщики на поставе" Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...