Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое учение К. Маркса




 

Карл Маркс (1818—1883) как один из завершителей классичес­кой политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли.

Он был вторым из девяти детей немецкого адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, перешедшего в 1816 г. из иудейства в протестантизм.

В 1830-1835 гг. учился в гимназии города Трира. С 1,935 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Бер­линском университете, по завершении которого (1841) получил степень доктора на философском факультете Йенского универси­тета.

В 1842 г. К.Маркс переехал в Бонн и вплоть до 1843 г. работает сотрудником, а затем редактором «Рейнской газеты» в Кельне.

В 1843 г. последовали одновременно несколько событий: закры­тие газеты, которую он редактировал, женитьба на дочери немец­кого барона Женни фон Вестфален, переезд в Париж.

Следующие два года (1844-1845) стали для К.Маркса началом углубленных занятий политической экономией, философией и социологией. Он знакомится и бывает у Г.Гейне, П.Прудона, М.Ба­кунина, завязывает дружбу с Ф.Энгельсом, с которым издает «Святое семейство, или Критика критической критики», ставшее их первой совместной работой. В 1845—1848 гг. К.Маркс находился в Брюсселе16.

В Германию К.Маркс возвращается в 1848 г. после кратковре­менного пребывания в Париже. Направившись в Кельн, он возглав­ляет «Новую Рейнскую газету» в надежде повлиять на нарастание в стране революционного движения. Через свою газету в 1849 г. публикует работу «Наемный труд и капитал», после чего последо­вало его изгнание из Германии, как оказалось, навсегда. И после кратковременного пребывания вновь в Париже К.Маркс всю ос­тальную свою жизнь (1850—1883) находит убежище в Лондоне. Именно в лондонский период жизни К.Маркс пишет в числе многих произведений и «Капитал», который рассматривал как труд всей своей жизни|7.

К.Маркса не стало 14 марта 1883 г. — спустя два года после смерти в 1881 г. его жены Женни Маркс. Весь труд по сбору и под­готовке к публикации второго (вышел в свет в 1885 г.) и третьего (издан в 1894 г.) томов «Капитала» взял на себя Ф.Энгельс. По- видимому, в самом деле «довольно трудно установить, какая часть приходится на долю Энгельса в произведениях Маркса, но, оче­видно, она немаловажная»18. Но, что касается «Капитала», то не­сомненно и другое: «Тома второй и третий — посмертные. Их со­держание было извлечено Энгельсом из объемистых рукописей Маркса, далеко не законченных»19.

Предмет изучения

Творческое наследие К.Маркса имеет много общего с дости­жениями его предшественников по «классической школе» эконо­мической мысли, особенно А.Смита и Д.Рикардо. Однако их теоретико-методологические позиции, как полагал автор «Капитала», стали лишь вершиной основ «буржуазной» экономической теории, и после их трудов «классическая политическая экономия» якобы себя исчерпала20.

Тем не менее в целом можно с уверенностью констатировать, что предметом политической экономии этот ученый, как и все клас­сики, считал приоритетное исследование проблем сферы производ­ства. В частности, по его же словам, классическая политическая экономия «...начиная с У.Петти... исследует внутренние зависи­мости буржуазных отношений производства»21.

Метод изучения

Общая характеристика методологии

По признанию самого К.Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита—Рикардо, немец­кой классической философии Гегеля—Фейербаха и французского утопического социализма. У представителей первых им заимство­ваны в числе многих других концепция экономического либера­лизма22, трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др., у вторых — идеи диалектики23 и материализма, у третьих — поня­тие классовой борьбы, элементы социального устройства общества и др. Поэтому автор «Капитала» является не единственным в чис­ле исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших по­литику и государство как вторичные явления по отношению к со­циально-экономическим, предпочитавших, следуя каузальному подходу, классифицировать экономические категории на первич­ные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования преходящи­ми и т.п.24

Концепция о базисе и надстройке

Центральное место в методологии исследования К.Маркса за­нимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он зая­вил еще в 1859 г. в «Критике политической экономии». Основная идея в работе сформулирована была так: «В общественном произ­водстве своей жизни люди вступают в определенные, необходи­мые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени разви­тия их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую струк­туру общества, реальный базис, на котором возвышается юриди­ческая и политическая надстройка и которому соответствуют оп­ределенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние (курсив мой. — Я.Я.)»25.

Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К.Маркса, сле­дует заметить, что идея анализа общественного развития как че­редования базиса и надстройки не проста в применении. Напри­мер, «производительные силы зависят одновременно от техничес­кой оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние при­надлежат к юридической сфере. Но... право '— это часть государ­ства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки»26ч Но несмотря на это с тех пор да и сейчас, «для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и Основ­ной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчи­нении одного класса другому»27.

Модель идеального общества

Между тем по большому счету в концепции о базисе и над­стройке сделана попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом диалектики производительных сил и производ­ственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К.Мар­кса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо «буржу­азной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества»28. По Марксу, недиалектичес­кий подход29 и необоснованное признание законов капиталисти­ческой экономики универсальными не позволили понять предста­вителям классической политической экономии, которые, соб­ственно, открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

Заметим также, что, по убеждению К.Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради при­были, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. Что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме30.

При этом следует подчеркнуть, что в доводах К.Маркса о не­избежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами об­щества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Поэтому обще­ственным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивиду­ального присвоения и каждый человек обретет свободу31.

Теория классов

Убежденность К.Маркса в торжестве идеалов бесклассового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей дос­тоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А.Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономичес­кого роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также про­блемой распределения этого растущего дохода между трудом, ка­питалом и землевладельцами»32, т.е. между классами. Но в его те­ории классов центральной идеей является классовая борьба с тенден­цией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К.Маркс пи­сал: «История всех до сих пор существовавших обществ была ис­торией борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетаю­щий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончав­шуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов»33. Не явится ис­ключением, по Марксу, и капиталистическое общество с его на­растающими противоречиями: буржуазия как господствующий класс создает более производительные средства производства, а составляющий большинство пролетариат остается в нищете. Отсю­да, по его мнению, неминуем революционный кризис, посколь­ку вызванное развитием производительных сил обнищание (пау­перизация)) в конце концов станет настолько всеобъемлющим, что возрастающая за счет других слоев общества численность проле­тариата (пролетаризация) позволит ему конституироваться в класс большинства населения и совершит пролетарскую революцию по взятию власти не ради меньшинства, что было свойственно рево­люциям прошлого, а в пользу всех. В результате пролетарской рево­люции и диктатуры пролетариата, таким образом, не станет ни капитализма, ни классов, поскольку, говоря словами К.Маркса, «на место старого буржуазного общества с его классами и классо­выми противоположностями приходит ассоциация, в которой сво­бодное развитие каждого является условием развития всех»34.

Почему в теории классов К.Маркса речь идет о двух классах, взаимодействующих в исторической драме капитализма? Дело в том, полагает автор «Капитала», что значение ренты как источ­ника дохода в силу растущей индустриализации всей экономики будет уменьшаться, поэтому останутся два больших источника доходов — прибыль и заработная плата, и два больших класса — владеющий рабочей силой пролетариат и присваивающие приба­вочную стоимость капиталисты35.

Теория капитала

Сущность капитала

О противоречиях капитализма, а равно и рыночных экономи­ческих отношений, К.Маркс акцентирует внимание и в теории капитала. Уже в определении категории «капитал» ее сущность срав­нивается им со «средством эксплуатации» рабочего и установления власти над рабочей силой. Не соглашаясь с этим, Й.Шумпетер в то же время отмечал, что у К.Маркса «основная идея о том, что ка­питал есть, в сущности, средство господства над производством, совершенно совпадает с нашими выводами»36.

У К.Маркса, однако, есть еще две трактовки «капитала». Одна из них явствует, когда он пишет, что «...присоединяя к их (това­ров. — Я.Я.) мертвой предметности живую рабочую силу, капита­лист превращает стоимость — прошлый, овеществленный, мерт­вый труд — в капитал, в самовозрастающую стоимость, в одушев­ленное чудовище, которое начинает «работать» «как будто под вли­янием охватившей его любовной страсти» (курсив мой. — Я.Я.)»31. Другая трактовка очевидна в указании автора «Капитала» на взаи­мосвязь происхождения прибавочной стоимости и самовозраста­ния капитала и в, частности, когда он утверждает: «Только тот рабочий производителен, который производит для капиталиста при­бавочную стоимость или служит самовозрастанию капитала»38.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...