Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика судебно-почерковедческой экспертизы




 

Методика судебно-почерковедческой экспертизы предусматривает четыре стадии исследования: предварительную; раздельную; сравнительную; оценки результатов и формулирования выводов.

На первой стадии происходит знакомство эксперта с вещественными доказательствами и вопросами, которые перед ним поставлены, определяется достаточность представленных образцов, выявляется наличие изменений, внесенных в исследуемый документ (подчисток, дописок и т. п.) в целях дальнейшего использования данного документа для проведения технико-криминалистического исследования.

Вторая стадия предусматривает раздельное изучение документа — вещественного доказательства и образцов для сравнительного исследования, выявление общих и частных признаков как письменной речи, так и почерка. Встретившиеся в рукописи варианты письменных знаков и их сочетаний с разметкой установленных особенностей частных признаков почерка заносятся в специальные таблицы-разработки (рис. 9).

На стадии сравнительного исследования выявленные признаки сопоставляются; результаты сравнения (совпадения или различия) заносятся в таблицы и разработки.

Четвертая стадия сводится к оценке индивидуальной совокупности выявленных признаков, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии индивидуального тождества.

В том случае, если исследуемая рукопись выполнена с преднамеренным искажением почерка, работа эксперта усложняется.

В случае намеренного изменения почерка искажению подвергаются главным образом общие и тесно связанные с ними частные признаки. Тем не менее полностью изменить свой почерк пишущему не удается, в нем в достаточной для идентификации степени отображаются частные признаки почерка.

Признаки изменения почерка и подписи. Виды намеренного изменения почерка различают по способу маскировки и его разновидностям.

Изменение наклона — в большинстве случаев наклон письменных знаков меняется с правого на левый или на вертикальное положение, резке — с вертикального положения или левого наклона на правый. Это снижает уровень координации движений, изменяет разгон, связность и частные признаки почерка.

Изменение общих признаков и сочетаний, т. е. размера букв и их элементов. При увеличении размера букв уменьшается разгон; при уменьшении размера почерк становится более размашистым.

Изменение строения и частных признаков, т. е. конструктивной сложности почерка и других сопутствующих этому общих и частных признаков. Следует помнить, что последовательно (на протяжении всей рукописи) изменить частные признаки невозможно.

Изменение способа держания пишущего прибора.

Перемена пишущей руки (непривычное леворучное письмо). Леворучный почерк при отсутствии навыков представляет собой своеобразно искаженный (в большей или меньшей степени) обычный почерк: изломы овальных и вертикальных штрихов, неравномерность расположения букв относительно горизонтальной строки. В этом случае на экспертизу представляются образцы, выполненные как правой, так и левой рукой.

Подражание буквам печатной формы, или стилизованное письмо (письмо специальными шрифтами). В этом случае наблюдается, замедленный темп, отсутствуют признаки скорописи. В качестве образцов почерка представляются рукописи, выполненные буквами печатной формы.

Подражание маловыработанному почерку сопровождается снижением степени автоматизма движений, частичным нарушением привычной координации и замедлением темпа, значительным упрощением строения письменных знаков. Внешне рукопись кажется выполненной малограмотным.

Подражание школьным прописям. Наблюдается замедленный темп исполнения, нарушение координации движений и др.

Подражание почерку другого лица путем срисовывания или по памяти. При срисовывании замедляется темп письма, возникают немотивированные остановки, искривление штрихов, различие, точек начала и окончания движений при выполнении отдельных элементов и др. Подражание почерку другого лица по памяти влечет за собой совпадение лишь отдельных общих признаков и различие в частных.

 

Рис. 9. Фрагмент алфавитной разработки признаков исследуемого почерка и образца почерка подозреваемого.

Методика судебно-почерковедческой экспертизы подписей есть система методов, приемов, технических средств и алгоритмов их применения, Существуют частные методики установления: тождества (или его отсутствия) лица, от имени которого сделана подпись (решение вопроса о подлинности подписи); исполнителя подписи от имени существующего лица; исполнителя подписи от имени существующего лица, сходной с подписями предполагаемого исполнителя; тождества (или его отсутствия) лица, от имени которого сделана подпись, содержащая признаки возрастных изменений; исполнителя подписи от имени существующего лица, выполненной с подражанием подлинной подписи этого лица; исполнителя подписи от имени вымышленного лица; исполнителя подписи, сделанной с применением технических средств.

В любой из вышеперечисленных методик можно выделить три уровня исследования.

Первый — предварительный. На данном этапе выявляются диагностические признаки, позволяющие сделать промежуточный вывод об условиях выполнения исследуемой подписи. Заканчивается данный уровень исходя из результатов анализа выдвижением экспертных версий (подпись выполнена в состоянии стресса; является автоподлогом; путем подражания; при алкогольном опьянении; в обычных условиях; в необычной позе и т. п.) и планированием экспертного исследования.

Второй уровень включает в себя раздельное и сравнительное исследование на базе традиционных методов. На этом этапе изучаются как общие, так и частные признаки с учетом выдвигаемых версий и в соответствии с традиционной методикой. Обязательно делается разработка. Заканчивается этот уровень оценкой результатов исследования.

На третьем уровне исследуются общие и частные признаки подписного и обычного почерка и устанавливается факт необычного (обычного) выполнения подписи. По результатам определяются пути дальнейшего исследования. Если будет установлено, что подпись выполнена в обычных условиях, применяется комплексная методика установления тождества подписи конкретному исполнителю. При необычном исполнении 'подписи исследование (в соответствии с описанными уровнями) продолжается до установления условий этого необычного выполнения (автоподлог, выполнение подписи с подражанием "на глаз" и т. п.).

С развитием и внедрением компьютерных технологий повысился уровень не только производства судебно-почерковедческих экспертиз (автоматизации экспертной работы), но и объективности критериев оценки того или иного комплекса признаков почерка. Особую роль при решении идентификационных и диагностических задач приобретает программное обеспечение, позволяющее комплексно исследовать малообъемные почерковые объекты: подписи, краткие записи и тексты, выполненные в обычных и необычных условиях. Так, разработанная программа "Телемак" позволяет "автоматизировать процесс исследования интегральных структурно-геометрических характеристик в кратких и простых подписях со стадии выделения и измерения признаков"; программное обеспечение "Мера" применяется в целях исследования "интегральных структурно-геометрических характеристик в кратких буквенных записях; программа "Тюльпан" предусматривает автоматизацию "расчетных компонентов методики дифференциации рукописей на мужские и женские и для установления возраста предполагаемого исполнителя'[130]. Для идентификации исполнителя кратких почерковых объектов применяются программные комплексы ДИА (для анализа геометрической структуры) и "Денси" (для распределения нажимов в почерковых объектах); для расчета априорной информативности подписи — программа "Apriori", для дифференциации высоковыработанных почерков по степени совершенства движений — программа "Differ".

Что касается автоматизации рабочего места эксперта-почерковеда, то в настоящее время разработаны или находятся в стадии разработки такие программные диалоговые комплексы, как "Дипод" ("Диалог о подписи"), "Роза" (автоматизация расчетных этапов применения методик установления факта намеренного изменения почерка), "Мак" (исследование кратких и простых подписей), "Ирис" (идентификация исполнителя рукописи, выполненной намеренно измененным почерком (скорописью), программа "Бланк" (для автоматизированного формирования бланка текста экспертного заключения). Оформляется заключение с помощью программы "Editor"[131].

Автоматизация не только повышает уровень работы, но и дает возможность получить дополнительную информацию, в частности, при решении таких достаточно сложных вопросов, как идентификация исполнителя, а также установление способа подражания, дифференциация авторов документов, установление личностных характеристик по почерку. Многообразие и разнородность параметров, отображающихся в тексте и характеризующих личность, требуют использования математических методов исследования и создания автоматизированного программного комплекса.

Судебное автороведение

 

Судебное автороведение содержит концептуальные основы установления автора текста; оно базируется на данных лингвистики, в том числе фразеологии, грамматики и других областей знаний о языке и письменной речи, на системе знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека.

Предметом автороведческой экспертизы является установление фактических данных о личности автора при исследовании текста документа и иных материалов уголовного дела. Эти данные фиксируются в заключении эксперта и служат доказательством в процессе расследования и судебного разбирательства дел. В качестве непосредственного объекта экспертного исследования выступает письменная речь и проявляющиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие языковые навыки — лексико-фразеологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Частные — устойчивые нарушения речи, использование определенных языковых средств и др.

Основные признаки, указывающие на автора текста, характеризуют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный перечень этих признаков.

1. Семантические признаки:

а) тема документа;

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых характеризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные знания, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их расположение, заключение и т. п.).

2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не переводимых дословно на другой язык, например "тянуть канитель");

б) лексические: архаизмы — устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);

неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);

- варваризмы —иностранные слова или обороты речи, не свойственные языку, на котором написан исследуемый документ; профессионализмы — профессиональные термины и выражения (служить на флоте, играть на театре); диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из местных, областных говоров (курень, гутарить, рушник); аргоизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обособленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);

вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке; употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).

3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки.

4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):

поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);

абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзацных отступов;

строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направление, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков между строками;

наличие переносов слов, промежутки между словами;

особенности окончания строк;

обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста

подпись, дата — положение относительно текста.

5. Мелкие привычки письменной речи:

выделение отдельных частей текста;

приемы внесения исправлений в текст;

способ нумерации страниц, разделов, абзацев;

способ сокращения слов.

Своеобразие условий формирования личности приводит к тому, что каждый человек обладает определенным набором речемыслительных норм, формирующих индивидуальность и неповторимость языковых и интеллектуальных навыков. Именно эти особенности являются основой для идентификации автора текста. К частным признакам языковых навыков относятся: признаки орфографических, пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы; признаки лексико-фразеологических и синтаксических навыков; признаки стилистических навыков. Кроме того, различают признаки формально-логических навыков письменной речи, в том числе интеллектуальных навыков восприятия окружающей действительности, аргументации, оценки, акцентуации и др. Объекты экспертизы фигурируют в виде текстов документов, относящихся к таким стилям письменной речи, как: бытовой (обиходный), официально-деловой, публицистический, научный. Это могут быть рукописи, машинописные документы, фотокопии, ксерокопии и т. п.

Под текстом в автороведческой экспертизе понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств и состояния автора. Исследуемый текст должен быть объемом не менее 500 слов, включающих самостоятельные части речи (существительные, прилагательные и т. д.), предлоги, союзы, междометия. Такие объекты исследования бывают представлены частными письмами, записками (обиходные); это могут быть объяснительные записки, докладные, рапорты, жалобы, автобиография (официально-деловые); трактаты, воззвания, доклады и статьи на общественно-политическую тематику (публицистические); статьи, отзывы, рецензии, доклады (научные).

Судебно-автороведческая экспертиза решает задачи как идентификационного, так и диагностического характера. К первым относятся: установление (отождествление) автора текста определенного документа, отдельного фрагмента документа, нескольких документов. Решение этой задачи имеет существенное розыскное значение.

К диагностическим относятся: установление факта намеренного искажения письменной речи; фактов, относящихся к условиям создания текста документа; определение образовательного уровня; определение групповой принадлежности автора (его родной язык, место формирования языковых навыков, образование и т. д.).

Успех идентификационной экспертизы во многом зависит от качества и объема сравнительного материала — свободных, экспериментальных и условно-свободных образцов письменной речи, т. е. текстов, автором которых является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельные предложения не могут фигурировать в качестве образцов для сравнения. Необходим связанный текст значительного объема и определенной направленности.

Свободные образцы (выполненные вне связи с уголовным делом) должны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам: а) языку изложения; б) времени исполнения; в) принадлежности к определенному функциональному стилю речи; г) по адресату и характеру речевого обращения; д) по состоянию автора.

Экспериментальные образцы письменной речи, в отличие от образцов для исследования почерка, выполняются проверяемым лицом в форме самостоятельного сочинения, а не под диктовку или путем списывания, дабы в них проявились индивидуальные привычки пишущего. Сначала сочинение выполняется на тему, избираемую лицом самостоятельно. Следователь (судья) должен только указать форму письменной речи (бытовая, официальная и т. п.). Затем тема назначается следователем (судьей). Примерный объем сравнительного материала, представляемого на экспертизу: 25—30 страниц свободных образцов и 25—30 — экспериментальных.

Условно-свободные образцы являются дополнительным сравнительным материалом. Это тексты собственноручных объяснений, показаний и т. п., выполненные после возбуждения уголовного дела.

Во всех случаях проведения автороведческого исследования эксперту необходимо сообщать следующие сведения (в постановлении, определении или специальной справке): 1) о месте, откуда был отправлен документ, где. он был обнаружен; о предполагаемом времени его выполнения; об условиях выполнения (если есть основания предполагать необычность этих условий); 2) о личности проверяемого лица (пол, возраст, национальность, социальное положение, образование, профессия, родной язык, место жительства, не страдает ли он психическими или иными тяжелыми заболеваниями, хроническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятельствам дела, создавался исследуемый документ; 3) если документ является частным посланием, адресованным конкретному лицу, то сведения об этом лице: социально-биографические данные; знаком ли он с предполагаемым автором документа, в течение какого времени, каков характер их взаимоотношений.

Экспертное автороведческое исследование складывается из четырех стадий: предварительное исследование; раздельное; сравнительное;

оценка (синтез) результатов и формулирование выводов. На первой стадии осуществляется знакомство эксперта с материалами, устанавливается их достаточность.

Вторая стадия предусматривает раздельный анализ текста исследуемого документа и текстов — образцов для сравнения, выявляются общие и частные признаки, устанавливаются уровень развития и особенности навыков: стилистических, синтаксических, лексико-фразеологические свойства и т. п.

На третьей стадии производится сравнение выявленных общих и частных признаков в исследуемом тексте и образцах, устанавливается их совпадение (совпадение вводных слов и оборотов, вопросительных, восклицательных предложений и т. п.) или различие.

Четвертая стадия — оценка результатов проведенного исследования. Причем методикой автороведческой экспертизы предусмотрены не только качественные, но и количественные критерии оценки общих и частных признаков. По результатам оценки формулируются выводы.

В случае отказа от решения вопроса эксперт должен четко изложить причины (недостаточный объем материала, несопоставимость документа и образцов и т. д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...