Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия.




XVIII в. в европейской и мировой истории.

Петр I: Основные направления «европеизации» страны.

Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм».

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Россия времен Екатерины Великой - так именовали ее многие современники -достигла высшего уровня развития абсолютизма. Ее правление они называли «золотым веком». Это было время безраздельного господства российского дворянства, на которое опиралась новая императрица. Энергичная и талантливая, образованная Екатерина II управляла огромной империей, умела привлекать одаренных людей, поручала им важные дела в соответствии с их способностями и энергией. В своих мемуарах она признавалась: «Я хотела быть русской, хотела чтобы русские меня любили». В начале своего царствования Екатерина II пыталась проводить в жизнь идеи «просвещенного абсолютизма» - общественно-политической теории XVIII века, согласно которой развитие общества обеспечивается эволюционным путем под руководством просвещенного и «народолюбивого» монарха. Его помощниками должны быть мудрые философы-советники.
Екатерина II не стремилась изменить общественное устройство России. Империя основывалась на труде крепостных крестьян и рабочих, опорой трона было дворянство, бесконтрольно властвовавшее над крепостными. Военная сила Российской империи и безраздельное господство дворян требовали только «мудрого управления»: государыни - всею империей, дворян - подвластными им рабами.

Уже в 1768 г. она была распущена, но принципы "просвещенного абсолютизма", провозглашенные в "Наказе", нашли воплощение в законодательной деятельности Екатерины:

  • Екатерина II издала Манифест о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества, т.е. в России вводилось свободное предпринимательство;
  • частью политики "просвещенного абсолютизма" была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (секуляризация). Тем самым духовенство лишалось экономической базы и переходило на содержание государства;
  • в 1775 г. была проведена губернская реформа. Вся империя делилась на 50 губерний с одинаковой численностью населения. Более мелкой единицей стал уезд. Во главе уезда стоял капитан-исправник, губернии - губернатор. Две-три губернии объединялись под властью особо назначенного сановника - наместника или генерал- губернатора, обладавшего широкой единоличной властью и подчиненного непосредственно императрице. Закон централизовал местное управление и значительно усилил власть монарха.

Вместе с тем в Законе присутствовали и идеи Просвещения. Им был сделан крупный шаг по пути разделения ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Была учреждена система выборных сословных судов: особые судебные учреждения для дворян, горожан, государственных крестьян. Созданы "совестные суды" из представителей трех сословий, выполнявшие примирительные функции.

Влияние идей Просвещения проявилось также в создании губернского Приказа общественного призрения, состоявшего из выборных представителей трех сословий и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, сиротских домов и т.п.;

  • в 80-е гг. были сделаны реальные шаги по созданию организованной системы школьного образования. В 25 губерниях были организованы "главные" (четырехклассные) и "малые" (двухклассные) народные училища. Всего было создано около 400 народных училищ.
  • стремясь создать более реальные гарантии "просвещенной монархии", Екатерина издала в 1785 г. "Жалованные грамоты" городам и дворянству. Грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться городской собственностью и доходами с нее, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская дума из депутатов от всех городских разрядов (купцы, мещане, дворяне, чиновники, духовенство).

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие.

На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.
История в терминах – просвещение. В широком смысле под просвещением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.
Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 год, который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву в России
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 683.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...