Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Положение в Каме и Амдо в 30-е годы




 

Налаживанию более тесных отношений между Нанкином и Лхасой мешали, с одной стороны, стремление Далай-ламы XIII установить военный контроль над всеми населенными тибетцами районами Китая, а с другой стороны — политика Нанкинского правительства по «освоению» тибетских районов. В июне 1935 г. в Яане был создан Комитет по организации провинции Сикан. В августе 1936 г. он бьш переведен в Кандин (Дацзяньлу) и объявлен административным органом Сикана. Кандин должен бьш стать столицей новой провинции. Здесь бьш построен аэродром и установлено прямое регулярное воздушное сообщение с Нанкином [Празаускене, 1978, с. 135].

В Каме в каждом уезде, находившемся под контролем Комитета в Кандине, было создано по одной начальной школе. Начали работу две средние школы, в которых училось около 1000 человек. Так благодаря деятельности отдела образования Комитета в Кандине на этих землях впервые в истории появились светские школы.

Что касается Амдо, то территория этого региона была разделена между провинциями Цинхай и Ганьсу. Власти постепенно, но неуклонно проводили политику приравнивания двух регионов (Кама и Амдо) к внутренним провинциям Китая в административном, политическом, военном, судебном, в меньшей степени — в хозяйственном отношении. В процессе проведения в жизнь этой политики ограничивалось влияние Далай-ламы в восточнотибетских областях, крупные княжества искусственно дробили, вводили деление на уезды. 1 января 1939 г. в Кандине было провозглашено создание пров. Сикан.

Бежавший из Тибета Панчен-лама IX в 1925 г. покинул Монголию и прибыл в Пекин. Национальное правительство в Нанкине после 1928 г. поддерживало с ним тесные контакты. В 1932 г. Далай-лама пригласил Панчен-ламу вернуться в Тибет, пообещав возвратить ему все прежние права и привилегии, если он уплатит «спорный» налог и если его будут сопровождать только тибетцы [Богословский, 2002, с. 76]. Но сам Панчен-лама настаивал на китайском военном эскорте и требовал передать под его юрисдикцию множество цзонов в пров. Цзан. «Для того, чтобы усилить оборону границ, — заявил в своем интервью в Пекине в июне 1934 г. Панчен-лама, — я намерен разъяснять народу Тибета политику центральных властей, их заботу о благополучии тибетцев» [там же, с. 78]. {252}

После смерти Далай-ламы XIII внимание к личности Панчен-ламы со стороны Нанкина возросло. В начале 1935 г. Панчен-лама был направлен в Синин, а в Нанкине появилось «представительство» Панчен-ламы как «уполномоченного на западных границах» [там же, с. 89]. В марте 1937 г. Панчен-лама прибыл в Джэкундо в Восточном Тибете и распространил сообщение, что он собирается вступить в Лхасу в сопровождении 20 китайских чиновников и 500 солдат. В августе 1937 г. Панчен-лама пытался проехать далее, но в связи с началом широкомасштабной японской агрессии Нанкин отозвал китайский военный эскорт. Панчен-лама вернулся в Джэкундо, где и умер 1 декабря 1937 г.

 

Китайская Красная армия в тибетских районах Китая

 

Во время Великого похода Китайской Красной армии ее части прошли через тибетские районы Хоркок, Ба, Литан, Ньярон и Дэргэ. В этих районах двигались части 4-го фронта под командованием Чжан Го-тао. Они находились в Каме в сентябре 1935 — июле 1936 г. В первое время командование 4-го фронта создавало в населенных тибетцами западных районах Сычуани уездные и волостные советские правительства. Эти правительства формировали специальные отряды молодежи из бедных семей для борьбы с помещиками, конфисковывали их земли и имущество и передавали безземельным и малоземельным крестьянам. В 1936 г. руководство Красной армии вместо советских правительств начало формировать так называемые тибетские правительства (боба чжэнфу). В состав уездного правительства уезда Лухо вошли среди прочих и «патриоты высших слоев тибетской национальности», а председателем правительства стал батрак, тибетец Ло Цэрин [Богословский, Москалев, 1984, с. 156-157]. В мае 1936 г. в г. Ганьцзы состоялся I съезд народных представителей из Лухо, Даофу, Ганьцзы и других мест, проходивший под председательством Чжу Дэ. Съезд образовал Тибетское автономное правительство Китайской советской республики (Чжунхуа сувэпап боба цзычжи чжэнфу). Председателем правительства был избран «живой будда» Гэда. Однако сразу после ухода частей Красной армии Тибетское автономное правительство прекратило свое существование. Некоторые тибетцы в это время вступили в ряды КПК. Среди них были Таши Ванчук, Ло Тента, Пунцок Ванджан, Нгаван Кэлсан, Сангье Еше (китайское имя Тянь Бао), Шэраб Дондуб (Ян Тун-шэн) и др. {253}

 

Партия реформ Западного Тибета

 

В 1939 г. в Калимпонге тибетцы-эмигранты основали Партию реформ Западного Тибета. Ее создали Пандацан Рагпа, Чанлочен Кон, Кунпэл Ла и Гэдун Чойпэл. Кунпэл Ла и Чанлочен были отправлены в ссылку в Конпо после смерти Далай-ламы XIII. В декабре 1937 г. они бежали в Индию. Рагпа уехал в Индию еще в 1935 г., затем вернулся в Чунцин и некоторое время работал в Комитете по делам Монголии и Тибета при центральном правительстве Китая. Он стал сторонником идей Сунь Ят-сена, утверждал, что практические мероприятия Гоминьдана непригодны для улучшения положения в Тибете, и выражал надежду на то, что Центральное китайское правительство поможет создать автономную Тибетскую республику в составе Китайской Республики. Несколько лет Рагпа жил в Калимпонге. В сентябре 1943 — январе 1944 г. он вновь выезжал в Китай. По мнению некоторых исследователей, в годы войны Рагпа получал финансовую помощь от Гоминьдана [Goldstein, 1989, р. 452].

Гэдун Чойпэл родился в Амдо. Он учился в монастыре Дэпун. В 30-е годы уехал в Индию и находился там около 12 лет. Считал необходимым провести политические и социальные реформы в Тибете.

В конце 1945 г. Рагпа направил Гэдун Чойпэла в Лхасу. Однако письмо Гэдун Чойпэла из Лхасы в Калимпонг к Рагпа попало в руки британского агента в Гьянцэ Ричардсона. 10 апреля 1946 г. Ричардсон уведомил тибетские власти о существовании Партии реформ Западного Тибета. 26 апреля Бюро иностранных дел Тибета обратилось с просьбой к английским властям о высылке Рагпа в Тибет. 19 июня колониальная полиция произвела обыски в домах Рагпа и шести других активистов и захватила документы партии, которые свидетельствовали о намерении Рагпа, Чанлочена и Кунпэл Ла свергнуть существующее тибетское правительство и провозгласить в Тибете республику в составе Китая. В июле 1946 г. в Лхасе был арестован Гэдун Чойпэл, он был «наказан кнутом» и брошен в тюрьму, где находился до 1951 г. Число сторонников Партии реформ в самом Тибете установить трудно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...