Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ         в п. МУХАВЕЦ




История составлена Галиной Сергеевной Якимчук и Аллой Тимофеевной Крац с помощью местных жителей Лидии Петровны Смаль, Евфросиньи Михайловны Зелковой, Марии Андреевны Трофимук, Марии Тарасовны Чабурко, Надежды Фоминичны Пархоц, Марии Тимофеевны Сидун, Марии Григорьевны Михайловской, Валентины Прокофьевны Степанюк , Валентины Михайловны Гордеевой, Марии Никитичны Тыцик, Натальи Николаевны Ковалевой, Людмилы Алексеевны Романовой, Ярослава Федоровича Вакульчика, Лидии Ивановны Гуровой, ветеранов педагогического труда, учителей и выпускников школы. Благодарим всех за оказанное содействие!             

              

 


2016 г.

Романовские Хутора, как населенный пункт, сформировались в 20-е годы прошлого века. Они уже были обозначены на польской карте 1931 года. Однако можно считать, что история Романовских Хуторов началась в 1909 году, когда, согласно столыпинской реформе земледелия, была произведена разбивка на хутора «казенного имения Каменицы-Бискупской Каменец-Жировицкой волости Брестского уезда Гродненской губернии».

Согласно документам из Гродненского архива, продажа хуторов (хутор – это надел земли для ведения хозяйства одной семьей, на котором обычно размещалось жилье, хозпостройки, пашня, сенокос и т.д.) на этой территории началась в 1911 году, и назывались они сначала Хутора Каменица. Официально Романовское (в память 300-летнего юбилея дома Романовых) сельское общество было образовано 1 января 1915 года «для организации надлежащего общественного управления». Поселок состоял из 31 домохозяйства с населением 134 души мужского и 89 женского пола.

Первая мировая война, всеобщая эвакуация населения в центральные области России (беженство), революции, гражданская война, вхождение в состав Польши (1921 г.), воссоединение с Советской Белоруссией (1939 г.), Великая Отечественная война и немецко-фашистская оккупация, освобождение в 1944 году и обретение суверенитета в 1991 году – неполный перечень событий, которые пережили люди и территория за XX век. За это время по нашей земле шесть раз проходила линия фронта, девять раз менялась государственная принадлежность.

Карта 1931 г.

Еще толком не обжившись, первые хуторяне  были вывезены в 1915 году вместе со всем населением западных губерний и расселены в центральных областях России. В это время наша территория былаоккупирована германскими войсками, а потом несколько раз в результате военных действий переходила из рук в руки. После их прекращения (примерно в 1920 г) «беженцы» стали возвращаться в родные места. Но к тому времени западно-белорусские земли отошли к Польше, т.е. вернулись они уже в другую страну. Правительство Польши продолжило «хуторизацию», и уже к концу 1921 г в колонии Хутора Романовские гмины Каменица-Жировицкая Брест-Литовского повета Полесского воеводства имелось 16 жилых строений и одно «иное» (почтовая станция); проживало 97 человек взрослого населения. Переселялись сюда семьи из окрестных деревень (Вулька, Закий, Каменица-Жировицкая, Заслучно, Каменица-Бискупская, Бернады, Митьки и др.). Лучшие земельные участки достались осадникам. Осадники – это польские колонисты-переселенцы, получившие земельные наделы на территории Западной Белоруссии с целью активной полонизации (ополячивания) территорий, отошедших Польше по Рижскому мирному договору 1921 года.

С первых дней захвата Западной Белоруссии власти буржуазно-помещичьей Польши начали проводить политику искоренения белорусской культуры. В целях проведения и закрепления националистической политики правительство буржуазно-помещичьей Польши создавало учреждения по народному образованию. 6 ноября 1919 года Генеральным комиссаром восточных земель были введены должности поветовых школьных инспекторов, действовавших в каждом повете. Согласно распоряжению Рады Министров от 12 апреля 1922 года, в школьных округах были созданы попечительства вместо делегатур по школьному образованию, осуществлявшие руководство деятельностью поветовых школьных инспекторатов, государственных и частных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, а также ведавшие дошкольным воспитанием и внешкольным образованием.

Свою деятельность школьные поветовые инспектораты прекратили в сентябре 1939 года в связи с воссоединением Западных областей Белоруссии с БССР.

До сентября 1939 года было обязательное обучение детей с 7-ми до 14-ти лет в школах повшехных. На Кресах Всходних (Западная Беларусь, Западная Украина) дети поляков – служащих и работников гмины, полицейских и др. в каждом классе обучались по одному году. А дети местного населения, при нормальной успеваемости, учились в 1-ом классе один год, во 2-ом классе – один год, в 3-ем – два года, в 4-ом – три года; всего 7 лет. На повторный курс оставляли якобы за неуспеваемость, чаще всего по польскому языку и истории, и делалось это умышленно, чтобы за 7 лет можно было закончить только 4 класса. Занятия учащихся первого и повторных курсов обучения проходили совместно, по одной программе; отличались только книги для чтения – читанки, они были под буквами А, В, С.


Табель ученика 3-го класса Сромука Николая Самсоновича, 1938 г.

 На места посылались секретные инструкции: «Учителя для полесских деревень должны быть старательно отобраны из рядов сознательных поляков, которые должны понимать важность возложенной на них миссии. В ближайшие 10 лет не может быть и речи о том, чтобы учителем мог стать русский, белорус, украинец и даже местный полешук…» Было запрещено оформлять документы на белорусском и русском языках. Школы были переведены на обучение на польском языке.

В гимназии, в школе рольничей (сельхозшколе) обучение было платным, и учиться в них могли очень немногие дети крестьян. Поэтому до прихода Советской власти среди специалистов (агрономов, врачей, учителей, юристов) практически не было выходцев из местного населения.

Анализ архивных документов, воспоминания местных жителей позволяют считать, что начальная (повшехная) школа на Хуторах работала, начиная с 1934 года. Своего здания школа не имела, размещалась в наемном помещении в доме Михаила Хомичука (находился на нынешней ул. Рабочей). Преподавание велось на польском языке, на родном не разрешалось разговаривать даже на переменах.

 С сентября 1939 года, после воссоединения Западной Белоруссии с БССР, начальная школа стала работать на белорусском языке по учебникам СССР, а уже окончившие начальную школу могли продолжать обучение в «растущей» семилетке в с. Каменица-Жировецкая.


Во время немецкой оккупации на Хуторах Романовских школа размещалась в здании почтовой станции, и преподавание велось на украинском языке, т.к. большая часть Брестской области относилась к Рейсхкомиссариату Украина.

 

После освобождения в населенных пунктах современного Мухавецкого сельсовета начали работать начальные школы в д. Каменица-Бискупская, Лозы, Семисосны, Закий, Заболотье, Литвины, Хутора Романовские, «растущая» семилетка в с. Каменица-Жировецкая. Все они размещались в домах граждан, т.к. много зданий было сожжено во время войны.

На Хуторах школа по-прежнему была в доме Михаила Хомичука, потом в доме Ирины Козей (через дорогу, напротив памятника погибшим односельчанам), а с 1947г. и до 1966г. школа работала в доме уехавшего поляка за железнодорожным переездом. В одной половине дома шли занятия, а во второй жила семья учителей. Занятия проходили сразу с двумя классами: с первым и третьим в первую смену, со вторым и четвертым – во вторую.

Бывшие ученики с теплотой вспоминают семью учителей: Галину Исааковну Волосюк; её сына, учителя Эдуарда Михайловича Зимовца и жену Зимовца – учительницу Надежду Николаевну Говорухину. Позже, в 60-е годы, в школе работали Иван Павлович Тарасевич,  Галина Васильевна Дубина, Вера Ивановна Павловец и Таисия Ивановна Козей, которые пользовались авторитетом и любовью у своих учеников и их родителей.

 

1952 г. Учительница – Надежда Николаевна Зимовец (Говорухина).3-я слева в верхнем ряду – Вера Николаевна Панасюк, в первом ряду сидят: 2-я слева – Лидия Михайловна Пархоц, 3-я слева – Надежда Васильевна Панасюк (Озарчук).

 

Прошло 65 лет.

Учитель Эдуард Михайлович Зимовец и его бывшая ученица Вера Николаевна Панасюк.


Ученики и учителя Хутора – Романовской начальной школы.

После реорганизации сельхозпредприятий (колхозов в совхоз) было решено построить в месте пересечения железной и шоссейной дорог (т.е. на территории Хуторов Романовских) поселок – центр образованного совхоза «Мухавец». Были построены административное здание, дом культуры, амбулатория, лесничество, здания облсемтравобъединения, отделение связи, кемпинг-гостиница, столовая, промтоварный и продуктовый магазины, жилые дома, детский сад и средняя школа.

С 1969 года Романовские Хутора стали поселком Мухавец, а школа, соответственно, Мухавецкой средней школой.

До 1966 г. на территории нынешнего Мухавецкого сельсовета работали:

ü средняя школа в с. Каменица-Жировецкая

ü восьмилетняя школа в д. Подлесье-Каменецкое

ü начальные школы в д. Литвины, Заболотье, Лозы, на Романовских Хуторах

После того, как на Романовских Хуторах открылась средняя школа, т.е. с 1 сентября 1966 г., остались:

Ø начальная школа в д. Лозы (была закрыта в 1972 г.)

Ø начальная школа в д. Заболотье (была закрыта в 19..  г.)

Ø начальная школа в д. Подлесье-Каменецкое (была закрыта в 1976 г.)

Ø восьмилетняя школа в д. Литвины (в 1977 г. была преобразована в начальную школу, закрыта в 1990 г.)

Ø восьмилетняя школа в с. Каменица-Жировецкая (была закрыта в 1999г.)

В настоящее время на территории Мухавецкого сельского совета образовательный процесс обеспечивает только средняя школа в п. Мухавец, куда осуществляется подвоз учащихся из других населенных пунктов школьным автобусом.

Таким образом, история средней школы в п. Мухавец началась 1 сентября 1966 г. Именно в этот день она заполнилась учениками, и с тех пор в ней не затихают детские голоса.

Здание – проект типовой восьмилетки (но сразу же стала заниматься средняя школа): 10 классных комнат, мастерская, спортзал, столовая, просторные рекреации. Рядом со школой – четырехквартирный домик для учителей, сарай, кочегарка. Строительство школы, как и других общественных зданий, держал под личным контролем руководитель совхоза Степан Федорович Крукович.

Директором школы во время строительства был Михаил Акимович Семенюк, а потом первые семь лет ее возглавлял Михаил Иосифович Марчук. Именно под его руководством и при личном участии за несколько лет пустырь, окружавший новостройку, учителя и ученики превратили в цветущий школьный двор. Часть территории была отведена под пришкольный учебно-опытный участок, заботливо созданный учителем биологии Владимиром Владимировичем Омельянчуком. Вокруг школы были высажены декоративные кустарники, разбиты цветочные клумбы, был посажен плодовый сад. К сожалению, место для сада оказалось не очень удачным, плодовые деревья не стали расти, и тогда на месте сада решили высадить сосенки, которые и по сегодняшний день защищают  школу от пыльной автострады и очищают воздух школьного двора.

 

 

С самого начала и до конца 80-х годов Мухавецкая школа была школой продленного дня: в первую смену проводились учебные занятия, а после уроков ученики 1 – 8-х классов посещали группы продленного дня. Для них было организовано трехразовое питание в столовой, штатное расписание предусматривало должность медсестры. Сначала были две группы для начальных классов и две – для средних (5 – 8 кл.), но по мере увеличения числа учащихся в 70-е годы групп стало шесть. Наполняемость каждой группы должна была быть не менее 30 человек, а фактически была до 40 человек.

По режиму, сразу после уроков, у детей было около двух часов активного отдыха: физкультчас, экскурсия, поход или общественно-полезный труд. Потом шла самоподготовка (ученики под руководством воспитателей выполняли домашние задания). Далее был так называемый клубный час: дети играли, посещали кружки и секции, библиотеку, иногда планировалии культпоход в кино. Дети уходили домой после 7 часов вечера.

Затем их места в классах занимали взрослые: начинались занятия в вечерней школе. Так, в 1976 году было 22 выпускника-вечерника. С самого начала вечерней школой руководила Татьяна Васильевна Босацкая, а потом долгие годы организовывала учебу взрослых учеников («вечерников», «заочников») Валентина Игнатьевна Дадарчук.

Новая школа была оснащена современным оборудованием, наглядными пособиями, приборами, мебелью (некоторые из «тех» шкафов служат до сих пор, например, влаборантских кабинетов физики и химии). Все это «богатство» надо было разместить, привести в рабочее состояние, создать условия для хранения.

Много сил в решение этих задач вложил учитель труда и заведующий мастерской Михаил Адамович Якубовский, организовав себе в помощь учеников-мальчиков. Мастерская была оборудована верстаками, слесарным и столярным инструментами, токарным и фрезерным станками. Позже в мастерской появился деревообрабатывающий станок (циркулярная пила и рубанок), токарный станок по дереву, токарный станок по металлу и др. Учащиеся имели возможность научиться приемам выполнения различных технических работ, выполняли заказы совхоза (изготовление скребков для коров, тяпок-трехзубок для прополки и др.).

Под руководством учителя физкультуры,Владимира Николаевича Кулаги, обустраивался стадион: футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, место для прыжков, спортивный городок.

Учитель начальной военной подготовки Петр Ефимович Рудич оборудовал площадку для строевой подготовки, оружейную и городок по ГО.

Очень многое для школы было сделано силами педколлектива, особенно учителей-мужчин и старшеклассников так называемым хозяйственным способом (т.е. после работы, в выходные дни и без оплаты):

· построен стрелковый тир, в котором был домик с бойницами для стрельбы в любую погоду, сооружения по гражданской обороне (траншеи, землянки)

· проложен участок теплотрассы от центральной линии до школы, таким образом школа была подключена к центральному теплоснабжению (служит до сих пор)

· к сараю-конюшне сделали пристройку для изучения машиноведения – две классные комнаты по 50 м2 со специальной широкой дверью со стороны огородов, чтобы могла заезжать машина; одна классная комната предназначалась для изучения теории, другая – для практических занятий; класс машиноведения был оснащен разрезами двигателей и др. узлов автомобилей.

Преподавателями машиноведения и инструкторами по вождению работали Степан Федорович Мегель, Николай Арсентьевич Михальчук, Иван Семёнович Тарасюк.

 В 1983 году, когда в школу пришли шестилетки, класс машиноведения перевели в мастерские совхоза, а помещения, опять же хозспособом, переоборудовали под классную комнату и спальню.


Сергей Романович Василюк, Владимир Николаевич Кулага и Владимир Владимирович Омельянчук на субботнике

С начала 70-х годов в школе начался переход на кабинетную систему обучения (урок по предмету должен был проходить в соответствующем кабинете).

Кабинет биологии был создан Владимиром Владимировичем Омельянчуком. Модели, гербарии, препараты, коллекции, микроскопы и другие наглядные пособия и оборудование хранились в шкафах в классе-кабинете и в лаборантской. Позже учитель биологии Нина Моисеевна Колюх пополнила кабинет дидактическим и раздаточным материалом, художественное оформление сделала ее дочь – учитель Татьяна Николаевна Фидюкович. В районном смотре- конкурсе в 2001 г. кабинет биологии Мухавецкой СШ занял первое место. В настоящее время кабинетом заведует выпускница школы, учитель биологии Тамара Евгеньевна Брилюк.

Первоначально был объединенный кабинет химии и географии. Его оборудовали Галина Ефимовна Семенюк и учитель, выпускник первого выпуска школы, Валерий Григорьевич Романовский. Он своими руками сделал художественное оформление кабинета; приборы и химическую посуду рационально расфасовал по ящичкам. Была построена географическая площадка, где с помощью приборов можно было вести наблюдения за погодой. Сейчас кабинетом химии заведует выпускник нашей школы Валерий Викторович Староселец, а кабинетом географии – Татьяна Юрьевна Никитчик (тоже наша выпускница).

Кабинет физики был создан Сергеем Романовичем Василюком: расширена площадь аудитории (снесли стену); приобретены либо отремонтированы и систематизированы приборы и оборудование; к ученическим столам подведено электричество. Было сделано дистанционное управление киноаппаратом, экраном, затемнением. Все это делалось учителем с помощью учеников после уроков и на каникулах. После капитального ремонта школы в 2008 году он же (в возрасте 80 лет) повторно электрифицировал кабинет. Много лет оформлением кабинета и поддержанием оборудования в рабочем состоянии занималась его дочь, учительница физики Галина Сергеевна Якимчук,  а в настоящее время это делает учитель, выпускник школы, Виталий Иосифович Демидик. Хочется заметить, что, начиная с 1990 года, в кабинет физики не поступил ни один новый прибор, но база кабинета позволяет и сегодня почти полностью выполнять практическую часть программы.

Кабинет математики начала укомплектовывать Мария Ивановна Игнатенко; кабинет белорусского языка и литературы оформила Галина Семёновна Рудич; кабинет русского языка и литературы – Светлана Васильевна Зеленкова;  кабинет истории – Серафима Никифоровна Ткачук.

 В школу поступали различные ТСО: диапроекторы, проигрыватели, магнитофоны, киноаппарат, кодоскопы. Кабинет иностранного языка был оборудован лингафонной системой.

Позже в школе появились кабинеты информатики (Валерий Степанович Марчук), ИЗО (Светлана Владимировна Радюк и Валентина Сергеевна Сидляревская), обслуживающего труда (Ольга Владимировна Фатеева).

Трудовое воспитание осуществлялось в процессе организации школьной жизни. В 70 – 80-е годы школьники, начиная с 6-го класса, делали дважды в день (на большой перемене и после уроков) влажную уборку в закрепленных классных кабинетах. Порядок на школьном дворе тоже поддерживался силами учеников (дворники появились позже). За каждым классом был закреплен участок территории и цветочная  клумба. Осенью подводили итоги и отмечали лучших.

На уроках труда и летом, согласно графику, работали на пришкольном учебно-опытном участке, где грядки были даже у начальных классов. Под руководством учителей биологии Владимира Владимировича Омельянчука и Нины Моисеевны Колюх по заданию ученых проводились опыты. Обобщала результаты областная станция юннатов. Мухавецкие юннаты были отмечены дипломами ВДНХ и денежными призами. Выращенные на участке овощи поступали в школьную столовую, а излишки продавались населению. Также продавались населению ягоды с пришкольного участка: смородина, клубника. Несколько лет в школе была миниферма по выращиванию кроликов, которая размещалась в здании кочегарки. Ученики 7 – 8 классов в порядке дежурства кормили животных, ухаживали за ними. Для этого надо было проявлять ответственность и обязательность, иначе животные могли бы погибнуть.


Школа постоянно участвовала в сельхозработах на полях совхоза «Мухавец». Весной в теплицах набивали мешочки почвогрунтом, перебирали картошку из хранилищ, высаживали рассаду капусты вручную и с помощью специальной техники; летом – прополка капусты, свеклы, моркови; осенью помогали убирать урожай. Старшеклассники были объединены в производственную бригаду, которая в 80-е годы считалась одним из подразделений совхоза. Члены бригады работали не только на полях, но и в совхозных мастерских,  доили коров на ферме (в том числе и в утреннюю дойку до занятий в школе). Работу бригады в это время курировалаучительница математики Елена Константиновна Северина, а позже – Надежда Петровна Юрина.

На производственной практике. 18 выпуск.

Заработанные в совхозе деньги, как и деньги от продажи сельхозпродукции с пришкольного участка, шли на спецсчет школы. Они использовались на новогодние подарки всем учащимся школы, призы, сувениры и т.д. В школе сложилась традиция: во время последних школьных каникул выпускной класс совершал экскурсионную поездку за деньги совхоза. В разные годы были организованы экскурсии в Москву, Ленинград, Киев, Одессу и другие города нашей большой еще страны.

 


Уборка картофеля. 21 выпуск

Позже заработанные деньги стали выдавать на руки работающим; по результатам сельхозгода, как и рабочим совхоза, выдавались премии.После аварии на Чернобыльской АЭС сельхозработы для детей ограничили. В 90-е годы производственная бригада в основном работала на ремонте школы, а экскурсионные поездки нынче организуются за счет родительских средств.

В те же 80-е годы работало и школьное лесничество. Его работу курировала Нина Моисеевна Колюх, большую поддержку оказывал лесничий Мухавецкого лесничества Александр Моисеевич Тыцик. Школьники по его заданию собирали семена сосны, акации, дубовые желуди; посадили 1 га голубой ели в питомнике, дубраву, сосновый лес. По заданию охотхозяйства вели учет диких зверей, подкармливали зимующих птиц, вели различные наблюдения. В 1985 г. школьное лесничество Мухавецкой школы заняло 1-е место в области и 2-е место в республике.

Выпускники 80-х с гордостью вспоминают свое участие в этих трудовых объединениях.

В 1967 году председатель сельсовета  Иван Иванович Крутилин передал в школу старую, потрепанную тетрадь с небольшим списком мирных жителей, расстрелянных в урочище Плянта. Учащиеся школы начали кропотливую поисковую работу по установлению фамилий членов семей красноармейцев, погибших в годы войны и захороненных в урочище Плянта. Для книги «Память. Брестский район» ученики и учителя под руководством учительницы истории Татьяны Васильевны Босацкой обошли все населенные пункты сельского совета, собирая сведения о погибших и участниках Великой Отечественной войны.  

Росло число следопытов, накапливался материал поисков. Дирекция школы, комитет комсомола и совет пионерской дружины приняли решение создать в школе военно-патриотический клуб «Подвиг», руководителем которого стала Татьяна Васильевна Босацкая. С момента организации клуба вся военно-патриотическая работа в школе приобрела целеустремленный характер, а итогом стало создание музея боевой и трудовой славы, открытие которого состоялось 8 мая 1975г.В музейных экспозициях демонстрировались старинные  орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда, денежные знаки и монеты, подлинные документы, письма, личные вещи бойцов и командиров, и оружие,найденное следопытами. Значительное место занимали материалы о боевом пути 160-й Брестской Краснознаменной стрелковой дивизии, освобождавшей район от фашистских захватчиков в июле 1944 года, о партизанских отрядах им. Чернака и Фрунзе.

В музее насчитывалось более трех тысяч подлинных экспонатов. Члены клуба вели переписку с 540 ветеранами войны, бывшими членами КПЗБ и КСМЗБ и членами их семей. В музее работали подготовленные экскурсоводы из числа членов клуба «Подвиг», проводились тематические экскурсии  не только для учащихся школы: музей посещали гости из других школ района и города и даже из Украины и Молдовы.


По ходатайству, в том числе следопытов и Татьяны Васильевны Босацкой, в п. Мухавец установлен памятник погибшим односельчанам, при их участии в мае 1981 года в лесу у д. Литвины открыт памятник неизвестному летчику, погибшему в неравном воздушном бою в первые дни войны.   

В школе организовывались встречи с бывшими воинами и партизанами, ветеранами труда и передовиками производства, экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы.  

Бывшие члены клуба «Подвиг» с гордостью вспоминают свое участие в поисковой работе и отмечают большой личный вклад руководителя Татьяны Васильевны Босацкой.

В школе работали пионерская и комсомольская организации. Основным направлением их работы было патриотическоевоспитание. Пионеры и комсомольцы участвовали в поисковой работе, изучали историю родного края, ухаживали за памятниками погибшим во время войны; традиционными были смотр строя и песни 23 февраля и Вахта Памяти ко Дню Победы.

В районных соревнованиях по военно-спортивным играм («Зарница» для средних классов и «Орленок» - для старших) школьные команды занимали первые или призовые места, участвовали в областных играх. А «Орлята-76», победив в республике, представляли Белорусскую ССР на всесоюзных соревнованияхв г. Горький (Нижний Новгород).   

Пионерская дружина школы носит имя Сергея Богданчука. Сергей Ефимович Богданчук – деятель революционного движения в Западной Белоруссии, псевдоним «Женька», «Старик». С июля 1932 года – секретарь Брестского окружкома КПЗБ (Коммунистическая Партия Западной Белоруссии). Проводил большую работу по вовлечению молодежи в революционное движение, созданию комсомольских организаций. Был схвачен полицией в д. Радваничи, его жестоко пытали в полицейском участке с. Каменица –  Жировичская. Погиб в 1933 году в возрасте 24 лет.

По инициативе Василия Петровича Ласковича (член КПЗБ, активный участник установления Советской власти на Брестчине, автор нескольких книг) и комсомольцев Брестского района в 1970 году возле здания нашей школы был установлен памятник Богданчуку С.Е. (скульптор П. Данелия).

Каждый  пионерский отряд изучал биографию пионера-героя, чье имя он носил, имел свой девиз и речевку. Пионерские отряды шефствовали над октябрятскими группами. Пионеры-вожатые организовывали подвижные игры на переменах, проводили спортивные и познавательные мероприятия,даже помогали малышам одеваться на прогулку.Пионеры-тимуровцы шефствовали над престарелыми людьми.Каждый пионерский отряд поддерживал связь с трудовым коллективом подразделения совхоза (фермы, теплицы, мастерские и т.д.), знакомились с организацией производства, трудовыми достижениями коллектива,поздравляли спраздниками, общались в неформальной обстановке и  оказывали посильную помощь, например, с уборкой территории. Пионерам тех времен запомнились пионерские костры на поляне ко Дню пионерии 19 мая, костры дружбы, на которых присутствовали гости из других пионерских дружин и даже пионеры  из других союзных республик.

Комсомольская организация школы в прежние годы насчитывала больше сотни человек. Именно в комсомоле приобретался опыт общественной работы, воспитывались ответственность и трудолюбие, формировалась активная жизненная позиция.Бывшие активные комсомольцы стали руководителями предприятий, организаций и фирм, общественными деятелями, лучшими работниками в выбранной сфере деятельности.

Комсомольское собрание.

Учащиеся Мухавецкой школы имели и имеют возможность проявить и развить свои художественные способности. Традиционно много школьников было вовлечено в художественную самодеятельность. В 70-е годы в школе под руководством учителя пения Ивана Ивановича Крыцына был организован  хор, ансамбль народных инструментов, а вокально - инструментальный ансамбль стал участником первого телевизионного конкурса «Красные гвоздики».

К красным датам календаря, на школьные праздники проводилиськонцерты, на которых присутствовали не только школьники и их родители, но и просто жители поселка. Художественные коллективы школы всегда были участниками районных смотров и конкурсов. Постановщиком танцевальных номеров более 30 лет была Нина Леонидовна Харлампович. В разное время драматические постановки создавались под руководством Веры Ивановны Хлебодаровой,  библиотекаря и учителя математики Елены Константиновны Севериной,  учителей русского языка Инны Николаевны Вьюнниковой и Фрозины Дмитриевны Фурсовой.  В 2015 г. этнопостановка под руководством Нины Степановны Корытич стала лучшей на районном смотре.

В 80-е годы в школе работала агитбригада, выступавшая не только на школьной сцене, но и в трудовых коллективах совхоза. Позже ученики школы принимали участие в конкурсах КВН (клуб веселых и находчивых).

Наиболее интересными и содержательными программы школьных вечеров были в 90-е годы  под руководством заместителя директора по воспитательной работе Тамары Евгеньевны Брилюк. В это же время для старшеклассников был организован клуб «Общение» под руководством педагога-психолога Нины Андреевны Кулаги.

Традиционно в школе проводятся выставки детских рисунков. Особенно интересными они стали после того, как появился кружок ИЗО (первый руководитель – Елена Васильевна Виноградова,  в нынешнее время – Светлана Владимировна Радюк). Красочные работы кружковцев украшают рекреации школы, особенно их много в кабинете ИЗО.

Школа славилась и славится достижениями в спорте и туризме. С 1973 г. по 1978 г. спортсмены школы 32 раза становились призерами областных и 8 раз – республиканских соревнований, 5 раз участвовали в первенствах СССР по легкой атлетике (учитель физкультуры и тренер – Владимир Николаевич Кулага).

 

Секция настольного тенниса работает с 80-х годов прошлого века. Тренером в то время работал Леонид Георгиевич Филатов.На протяжении многих лет в Брестской области и в стране знали о существовании такого поселка – Мухавец. Ученики нашей школы неоднократно становились победителями и призерами районных, областных, республиканских, международных соревнований.

В настоящее время тренером по настольному теннису работает Иван Леонидович Филатов. Лучшие спортсменыпо настольному теннису: Максим Семакович – Чемпион Беларуси; Вадим Лобанов – Чемпион Беларуси; Кирилл Подражанец – Чемпион Брестской области, призер первенства Беларуси. Максим Семакович и Вадим Лобанов принимали участие в первенстве Европы по настольному теннису в составе сборной страны, который проходил в г. Страсбург (Франция).

Начиная с 1984 года и до сих пор, почти каждый год побеждают на районных и областных турслетах спортсмены-туристы (руководитель Анатолий Анатольевич Павленко).

 

 

За 50 лет школу закончили более 1,5 тысячи человек, сейчас в школе учатся уже внуки наших первых выпускников. Именно школа помогает своим воспитанникам реализовывать способности, найти дорогу в жизни.Не счесть профессий, которыми овладели выпускники школы. Среди них военнослужащие, работники МВД и МЧС, строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, медработники, инженеры, работники сферы обслуживания, культуры и образования.

Гордость школы – её медалисты. Это люди, обладающие не только высокими интеллектуальными способностями, но и трудолюбием, настойчивостью и целеустремленностью. С золотой или серебряной медалью школу закончили: Валерий Романовский (1967г.), Надежда Захарченко, Людмила Калишук, Наталья Микуц (1974г.), Галина Козел (1976г.), Елена Мельник (1978г.), Елена Рудич (1979г.), Диана Гуль (1981г.), Валентина Карабач (1982г.), Татьяна Колюх (1989г.), Дмитрий Фидюкович (1992г.), Жанна Олехник (1996г.), Нина Евдосюк, Дина Климашевич (1998г.), Татьяна Апанович (1999г.), Анна Кудынюк (2000г.), Александра Василихина (2002 г.), Наталья Шевченко, Елена Цупьяшук (2001г.), Татьяна Жебит (2003г.), Татьяна Колодей, Наталья Никитчик (2007г.), Оксана Грисюк, Ирина Корытич, Юлия Шпак  (2008г.), Людмила Кондрасюк (2010г.), Светлана Фидюкович (2011г.), Дмитрий Волынец (2012г.).

Педагогический коллектив школы работал и работает творчески, много внимания уделяется поиску эффективных методик обучения и воспитания.Нестандартные уроки, общественные смотры знаний,тематические вечера, конкурсы, предметные недели (традиционно неделя физики в апреле ко Дню Космонавтики, неделя биологии в мае, недели языка и литературы приурочивали к юбилеям писателей и поэтов и т. д.), предметные олимпиады – все это делало учебный процесс интересным и нескучным. В 2000-е годы традиционной стала методическая неделя, в ходе которой каждый учитель может поделиться с коллегами методическими «находками».

С 1989 года в школах Брестского района, в том числе и в Мухавецкой СШ, проводился эксперимент по внедрению профильного обучения в старших классах: ученики могли выбрать два предмета для изучения на повышенном уровне. Если в классе набиралось четверо и больше желающих более углубленно изучать какой-то предмет, их объединяли в профильную группу. Занятия с такой группой проходили отдельно и по специальной программе. Эксперимент дал положительные результаты, и профильные группы в Мухавецкой школе почти 20 лет готовили старшеклассников для поступления в ВУЗы и ССУЗы. Именно после введения профильного обучения число поступивших выпускников нашей школы заметно возросло, т.к. почти все (90%) «профильцы» становились студентами в первую очередь благодаря кропотливому труду учителей, работавших в «профилях».

30 выпуск, физико-математический профиль (все поступили в БрГТУ).

Педагогический коллектив школы всегда отличался образованностью, высоким профессионализмом, ответственным отношением к своим обязанностям.

С 1сентября 1966 года и до выхода на заслуженный отдых в школе работали Таисия Ивановна Козей (30 лет), Галина Семёновна Рудич (28 лет), Татьяна Васильевна Босацкая (25 лет), Нина Никитична Мойсюк (34 года), Анна Семёновна Омельянчук (30 лет), Михаил Адамович Якубовский (33 года). А также безвременно ушедшие: Владимир Владимирович Омельянчук (19 лет), Петр Ефимович Рудич (22года), Елена Константиновна Северина (32 года).

Н.Н.Мойсюк, Т.И. Козей, Г.С. Рудич и М.А. Якубовский на юбилее школы, 2016 г.

За 50 прошедших лет многие учителя работали в стенах нашей школы. Время шло, кадры менялись. Заслуживают уважения и внимания учителя с солидным трудовым стажем в нашей школе.

Почти по 40 лет проработали в школе Сергей Романович Василюк (физика) и Галина Сергеевна Якимчук (физика).

30 и более лет – Раиса Ивановна Селивонюк (начальные классы), Мария Ивановна Игнатенко  (математика), Галина Моисеевна Гуль (начальные классы), Серафима Никифоровна Ткачук (история), Надежда Петровна Юрина  (математика), Нина Леонидовна Харлампович (ритмика), Анатолий Анатольевич Павленко (физкультура), Валерий Степанович Марчук (информатика), Тамара Николаевна Волынец (химия, биология).

Более 25 лет – Валентина Игнатьевна Дадарчук (русский язык и литература), Надежда Степановна Евдосюк (начальные классы), Светлана Васильевна Зеленкова  (русский язык и литература), Нина Моисеевна Колюх (биология, география), Нина Степановна Корытич (белорусский язык и литература).

20 и более – Виктор Алексеевич Сечко  (математика), Светлана Михайловна Апанович (математика), Мария Афанасьевна Салко (воспитатель ГПД), Людмила Ивановна Семакович (начальные классы), Татьяна Николаевна Фидюкович (начальные классы), Ирина Ивановна Колодей (математика), Светлана Ивановна Волынец  (белорусский язык и литература).

Более 15 лет – Валентина Ивановна Епифанова (немецкий язык), Людмила Ильинична Титаренко (русский язык и литература), Екатерина Ивановна Сечко  (начальные классы), Нина Андреевна Кулага (психолог), Инна Николаевна Вьюнникова (русский язык и литература), Людмила Мироновна Шпак  (начальные классы), Галина Николаевна Мельникова (биология), Тамара Евгеньевна Брилюк (химия, биология), Ирина Валерьевна Колчук (математика), Владимир Александрович Босацкий (история, ДП, трудовое обучение), Юлия Александровна Борисюк (история), Иван Леонидович Филатов  (физкультура), Вероника Ивановна Гершонюк (русский язык и литература), Валентина Сергеевна Сидляревская (МХК, начальные классы), Татьяна Юрьевна Никитчик (география, обществоведение), Светлана Александровна Плешко (начальные классы, пение), Ольга Константиновна Табанюк (начальные классы), Светлана Владимировна Радюк (ИЗО, ОБЖ, МП).

Так же в разное время в школе работали:

· учителя начальных классов – Галина Васильевна Дубина, Нина Калинковна Климец, Валентина Николаевна Коваленко, Надежда Карповна Рудиюк, Татьяна Васильевна Ровнова, Татьяна Павловна Кочерга, Фрозина Дмитриевна Фурсова, Екатерина Васильевна Бабич;

· учителя русского языка и литературы – Александра Гавриловна Шошчиц, Вера Ивановна Хлебодарова, Иван Иванович Криулец;

· учителя белорусского языка и литературы – Сергей Георгиевич Семакович, Марина Александровна Селивонюк, Леонид Георгиевич Филатов;

· учителя математики и физики – Мария Васильевна Брищук, Сергей Романович Данилюк, Светлана Тимофеевна Вьюн;

· учителя химии, биологии, географии – Галина Ефимовна Семенюк, Валерий Григорьевич Романовский, Вадим Борисович Малайчик, Игорь Григорьевич Кусик;

· учителя физической культуры – Владимир Николаевич Кулага;

· учителя иностранного языка – Елена Федоровна Босацкая, Зоя Дмитриевна Богданова, Татьяна Николаевна Криулец, Вячеслав Иванович Ятченко;

· учителя музыки и пения – Иван Иванович Крыцын,  Алла Николаевна Ковальчук, Юлия Николаевна Мовшук;

· учителя ИЗО – Елена Васильевна Виноградова;

· учитель допризывной подготовки – Сергей Николаевич Пархоц;

· воспитатели группы продленного дня – Раиса Ивановна Воробей, Вера Александровна Стасевич;

· учитель обслуживающего труда, библиотекарь – Лидия Михайловна Пархоц;

· пионервожатые, педагоги-организаторы – Людмила Петровна Лутова, Надежда Карповна Рудиюк, Надежда Петровна Юрина,  Людмила Адамовна Бонцевич, Нина Андреевна Кулага, Лидия Михайловна Пархоц, Нина Леонидовна Харлампович, Татьяна Юрьевна Никитчик, Фрозина Дмитриевна Фурсова, Людмила Александровна Гуль, Оксана Вячеславовна Тарасюк, Галина Николаевна Мельникова, Людмила Васильевна Азарко, Зоя Степановна Савчук;

· социальные педагоги – Ирина Ивановна Колодей, Валентина Сергеевна Сидляревская.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 680.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...