Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 70: Политические изменения в СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов.




Начиная со второй половины 1980-х гг. в Советском государстве были осуществлены масштабные преобразования, направленные на демократизацию всех сфер общественной жизни. В силу недостаточной подготовленности, преобразования проводились непоследовательно и бессистемно. В итоге они, хотя и привели к определенному позитивному результату (политический плюрализм, потепление международных отношений и др.), все же во многом имели негативные последствия (падение уровня жизни населения, распад союзного государства и др.).

В период перестройки произошли большие изменения в политической системе Советского государства. Важным событием, непосредственно предшествовавшим этим изменениям, стала XIX конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Клю конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Ключевым стало решение конференции о создании нового высшего органа государственной власти – Съезда народных депутатов СССР. Прежний высший государственный орган – Верховный Совет СССР – уже не избирался населением, как ранее, а формировался на Съезде из числа его депутатов. Съезд не был постоянно действующим органом. Он созывался Верховным Советом СССР один раз в год (при этом могли созываться и чрезвычайные Съезды). Президиум Верховного Совета СССР в результате произошедших изменений утратил свой прежний статус и стал техническим органом, обеспечивающим организацию работы Съезда и Верховного Совета СССР.

На основании решения конференции 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР».

В соответствии с первым законом в Конституцию СССР 1977 г. были внесены изменения, касавшиеся порядка формирования и полномочий Съезда народных депутатов СССР. Вторым законом устанавливался механизм выборов.

Съезд состоял из 2250 депутатов, при этом 2/3 из них избирались населением страны на альтернативной основе путем прямых выборов (половина – от территориальных округов, другая половина – от национальнотерриториальных округов), а 1/3 попадала на Съезд в качестве представителей от различных общественных организаций (КПСС, комсомол, профсоюзы и др.). Последний шаг был сделан для того, чтобы в условиях падения авторитета коммунистической партии гарантировать присутствие на Съезде представителям этой политической силы. Позднее Съезды народных депутатов были созданы и на республиканском уровне, а также в отдельных автономных республиках.

Съездом были приняты важные решения, направленные на дальнейшую демократизацию советской политической системы.

Так, в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов была отмена ст. 6 Конституции СССР 1977 г., закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в жизни общества. Этот шаг привел к резкому уменьшению роли партийных органов в управлении государством и формированию многопартийной системы, что нашло закрепление в Законе СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях».

Также в марте 1990 г. впервые была учреждена должность главы Советского государства – Президента СССР. Введение этой должности было осуществлено на основе анализа опыта демократических стран. Согласно Закону СССР от 14 марта 1990 г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР», глава государства должен был избираться всенародным голосованием. Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет, число кандидатов на эту должность не ограничивалось. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Следует отметить, что объем полномочий у Президента СССР был ниже, чем у Президента РФ по действующей Конституции 1993 г. Так, Президент СССР был подотчетен Съезду народных депутатов СССР, который мог лишить Президента его полномочий 2/3 голосов. Право отставки Правительства (Совета Министров СССР) было предоставлено Верховному Совету СССР, а Президент СССР мог лишь поставить перед ним вопрос об этой отставке. По действующей Конституции РФ (ст. 83) Президент РФ самостоятельно принимает решение об отставке Правительства РФ.

Несколько позднее в союзных республиках были учреждены должности республиканских президентов. В РСФСР такое решение было принято на референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 г. В соответствии с решением референдума 12 июня 1991 г. в России состоялись всенародные выборы Президента РСФСР (Ельцин). Как и Президент СССР, глава РСФСР избирался на пятилетний срок.

Перемены периода перестройки затронули и Правительство. 26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был образован Кабинет Министров СССР, во главе с премьер-министром. Кабинет Министров являлся исполнительно-распорядительным органом, находился в подчинении Президента СССР, нес ответственность перед ним и перед Верховным Советом СССР.

Демократизация политической жизни, а также трудности в проведении социально-экономических преобразований привели к росту центробежных тенденций в СССР. В период перестройки в советских республиках (первоначально в республиках Прибалтики, а затем и в других) стали проводиться мероприятия по отделению от СССР, которые получили неофициальное название «парад суверенитетов». Так, в мае 1989 г. Декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Литовской ССР, позднее, после выборов в республиканские Съезды народных депутатов, состоявшихся весной 1990 г., такие решения были приняты и другими республиками. В России Декларация о государственном суверенитете была принята 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР

Стремление союзных республик к самостоятельности породило проблему «войны законов». В своих декларациях о суверенитете республики закрепляли приоритет республиканского законодательства перед союзным, положения законов СССР действовали в республиках только в части, не противоречившей законам той или иной республики. Так, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР закреплялось верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, признавалась возможность приостанавливать действие актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами России. Данный порядок разрушал всю систему советского законодательства и способствовал распаду союзного государства.

На фоне «парада суверенитетов» руководством СССР предпринимались попытки сохранить единое государство. Эти попытки выразились в подготовке и обсуждении нового Союзного договора (взамен договора «Об образовании СССР» от 30 декабря 1922 г.). В конце августа 1990 г. был создан Подготовительный комитет по разработке Союзного договора, в который вошли представители республик и Президент СССР. Предполагалось дать значительное количество прав союзным республикам.

17 марта 1991 г. в СССР состоялся первый в истории референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». В голосовании приняли участие 80 % граждан СССР, из них почти 78 % высказались за сохранение СССР. Следует, однако, отметить, что референдум проводился не во всех союзных республиках (он не проходил в республиках Прибалтики, в Грузии, Армении и Молдавии).

23 апреля 1991 г. состоялась встреча девяти руководителей союзных республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и Президента СССР, по результатам которой было сделано заявление о продолжении работы над текстом Союзного договора. В итоге проект Союзного договора был подготовлен в конце июля 1991 г. и опубликован в печати. Подписание Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. Однако этого не произошло по причине событий 19–21 августа 1991 г., получивших название «путч», в ходе которого была предпринята попытка остановить распад СССР при помощи силовых методов. После поражения «путчистов» начался практически неконтролируемый распад СССР – большинство союзных республик в августе 1991 г. объявили о своей независимости. 8 декабря 1991 г.

В Беловежской Пуще руководители России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали соглашение об официальном прекращении существования СССР и об образовании на его месте Содружества независимых государств (СНГ). Позднее «Беловежское соглашение» было утверждено органами государственной власти этих республик, в частности Постановлением Верховного Совета РСФСР (12 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) президентами республик была подписана Декларация участников СНГ, в которое вошли 11 бывших союзных республик (в СНГ не вошли Грузия, Литва, Латвия и Эстония). Декларация констатировала, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. В Декларации подчеркивалось, что Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

25 декабря 1991 г. Президент СССР своим Указом сложил с себя полномочия главы государства, тем самым признав решения о ликвидации СССР.

Так же в декабре 1989 г был образован Комитет конституционного надзора СССР (Прообраз КС) Он обладал правом решать вопросы о соответствии Конституции актов органов гос. власти. В июне 1990г такой же орган был образован в РСФСР (май 91г. преобразован в КС РФ)

Также в 1991 году были образованы Высшие Арбитражные Суды СССР и РСФСР. 

 

Вопрос 71: Социально - экономические реформы 1985 – 1991.

В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия.

Частный сектор

На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования.

Становление рынка проходило с огромными трудностями. В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Сложились четыре уровня цен(государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические препятствия.

Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в 1988 г., когда введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась. Введение в государственно-плановую экономику отдельных элементов рынка (хозрасчёт государственных предприятий, мелкое частное предпринимательство) не дало положительного результата. Страна всё глубже погружалась в пучину хронического товарного дефицита и общего экономического кризиса. Осенью 1989 г. в Москве впервые после войны были введены талоны на сахар. Участились катастрофы и аварии на производстве. Государственный бюджет на 1989 год был впервые за долгое время сверстан с дефицитом.

В этой связи руководство страны начало всерьёз рассматривать возможность перехода к полноценной рыночной экономике, которая ещё недавно безусловно отвергалась как противоречащая социалистическим устоям. После I Съезда народных депутатов было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление радикальных экономических реформ и принципиально другие методы управления

В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли — 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. В декабре 1990 г. правительство Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с Премьер - Министром В. С. Павловым.

Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г., а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова).

Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11-процентном спаде производства, в 20-30-процентном дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов. Не только продукты, но и мыло, спички распределялись по карточкам, карточки зачастую не отоваривались. В столице появились «карточки москвича», иногородним просто в магазинах ничего не продавали.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...