Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Методические рекомендации по организации самостоятельной

      работы студентов…………………………………………………………66

Примерная тематика рефератов………………………………………………...67

Примерная тематика курсовых работ…………………………………………..68

Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ.....70

Литература……………………………………………………………………….72

Вопросы для подготовки к зачёту………………...…………………………….78

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Информационное право[1] как относительно новая интегрированная (включающая самостоятельную и комплексную части) отрасль права находится в завершающей стадии своего становления. Возникновение отрасли (начало 80-х гг.) связано с возрастающей ролью информации в современном индустриальном обществе и идущем ему на смену информационно-кибернетическом (информационном) обществе, характеризующимся наличием наряду с тремя традиционными секторами (сегментами) экономики (а именно: секторами промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг) четвёртого – информационного.

Это обусловлено, прежде всего, широким распространением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и внедрением глобальных информационно-компьютерных телекоммуникационных (телематических[2]) сетей, создающих принципиально новые возможности и стимулы для развития экономики и изменения общественных отношений, включая появление так называемых информационных отношений в инфосфере (информационной сфере общественно-производственной деятельности[3]), что, в свою очередь, приводит к необходимости создания адекватной нормативной правовой базы.

В 2000 г. лидерами стран G8 – большой «восьмёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония) принята Окинавская Хартия глобального информационного общества[4] (г. Окинава, Япония, 22 июля 2000 г.), признающая наступление информационного общества и содержащая цели, задачи и способы совместного согласованного внедрения и использования ИКТ во всех сферах общественно-производственной деятельности государств-участников[5].

В настоящее время в России сформирован большой массив законодательства в области регулирования различных информационных отношений в инфосфере и информатизации правовой системы. Конституция и все кодексы РФ также в определённой степени регулируют реализацию информационных прав и свобод, формирование и вовлечение информационных ресурсов в экономику и систему государственного и муниципального управления.

Исторически сложилась система отрасли информационного права, объединяющая в настоящее время ряд таких подотраслей, как право информационной безопасности; медиаправо, или право массовой информации; компьютерное право; телематическое право, или Интернет-право, регулирующих определённые группы видов информационных отношений в инфосфере, являющихся, в свою очередь, особым родом общественных отношений, что обусловлено специфической – информационной природой их объектов.

Развитие информационного права, системное исследование взаимосвязи между ним и другими отраслями права (административным, финансовым, трудовым, земельным и др.) создадут в недалеком будущем предпосылки для научно аргументированного уточнения границ предмета информационного и других отраслей права и, таким образом, преодоления тупиковых ситуаций, сложившихся в теории права под влиянием догматических представлений советского периода.

Актуальными проблемами новой отрасли права являются, в частности, проблема разрешения конфликта между публичными и частными интересами (доступ и ограничение доступа граждан к информации), проблема правового обеспечения деятельности средств массовой информации, проблема юридической защиты (обеспечения качества) информации, включая персональные данные, проблема правового обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. Особый круг проблем представляет регулирование правоотношений в сфере компьютерной информации и электронного документооборота (проблема легитимизации электронного документооборота, доменные споры, правовой режим Интернет-сайтов и др.).

Учебная дисциплина «Информационное право» изучает способы правового регулирования целевых[6] информационных правоотношений (т. е. информационных правоотношений в инфосфере), среди которых (в зависимости от роли и «величины» информационной составляющей) можно выделить следующие:

основные (предметные, отраслевые) – «чисто» информационные правоотношения;

дополнительные (смешанные, двухотраслевые) – «смешанные» информационные правоотношения;

факультативные (смежные, практически других отраслей) – «частично» информационные правоотношения.

Учебная дисциплина ИПЦ В.01 – «Информационное право – вариативная дисциплина, устанавливаемая вузом в цикле учебных дисциплин Б.2 – «Информационно-правовой цикл» ГОС ВПО по специальности 030900.62 – «Юриспруденция». 

Предлагаемый учебный курс «Информационное право» (с учётом требований ГОС ВПО) включает обязательное изучение следующих двух зачётных дидактических единиц (36 час.):

- правовое регулирование отношений в области информационной безопасности и электронного документооборота;

- правовое регулирование отношений в области средств массовой информации и глобальных телематических сетей (ГТС).

Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и умений, а также практических навыков юриста в области правового регулирования отношений в инфосфере общественно-производственной деятельности на основе глубокого исследования информационно-правовых проблем правового регулирования. 

В результате изучения дисциплины каждый студент должен:

1. Знать:

· систему, источники и методологию информационного права;

· совокупность базовых теоретических положений правового регулирования информационных отношений в инфосфере как особого рода общественных отношений;

· основные направления формирования и развития информационной инфраструктуры и единого информационного пространства России;

· основы формирования и использования информационного пространства в интересах органов государственной власти;

· пути совершенствования правовой основы информационного пространства России;

· концептуально-методологические основы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства;

· содержание законодательного обеспечения формирования и развития единого информационного пространства России;

· основные принципы правовой и иной защиты информации и обеспечения информационной безопасности субъектов единого информационного пространства;

· организацию и координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве России;

· формы и методы борьбы с различными видами правонарушений и преступлений в инфосфере;

· проблемы международного сотрудничества в правовом регулировании и развитии глобального информационного пространства.

2. Уметь:

- находить и применять необходимые нормативные правовые акты в системе действующего информационного и иного законодательства, регулирующие конкретные правоотношения в инфосфере, в том числе с использованием автоматизированных глоссариев правовой информации;

- готовить документы о передаче прав на информационные объекты, отражающие информационно-правовой режим и порядок доступа к пертинентной[7] информации;

- применять иные нормы информационного права.

3. Владеть:

- навыками сбора и логической обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

4. Иметь представление:

- об основных проблемах и перспективах развития отрасли;

- об организационно-правовом обеспечении охраны государственной, служебной, личной, семейной, коммерческой и профессиональной тайн;

- о составе и основном содержании зарубежного информационного законодательства как правовой базы постиндустриального информационно-кибернетического общества.

Интегрированный характер информационного права обусловливает необходимость при изучении данной учебной дисциплины определённой предварительной информационной подготовки (культуры) как студентов, так и самих преподавателей, а также знания основ различных смежных отраслей права: конституционного, гражданского, уголовного, административного, финансового, международного и др. Поэтому изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении профильных естественнонаучных дисциплин «Информационные технологии в юридической деятельности» (формально-логические аспекты правового регулирования), «Информационные системы в профессиональной деятельности» и «Правовая информатика» (организационно-технические аспекты), а также общепрофессиональных дисциплин (правовые аспекты): «Теория государства и права», «Конституционное право РФ», «Гражданское право», «Уголовное право», «Административное право», «Финансовое право», «Трудовое право», «Международное публичное право», «Международное частное право», «Судоустройство».

Компетентностный подход при изучении данной учебной дисциплины предполагает формирование у обучаемых следующих общекультурных компетенций (ОК):

· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

· способен к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-3).

Изучается курс на лекциях (Л), групповых (ГЗ) и семинарских (С) занятиях, а также в ходе самостоятельной работы (СР) под контролем преподавателя (путём самостоятельного выполнения домашних контрольных заданий (ДКЗ) по каждому изучаемому разделу), включающей научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) и сессии. На лекциях и ГЗ сообщается основной объём тех сведений, которые студенты должны ЗНАТЬ. Задача целевой установки УМЕТЬ решается на семинарских занятиях, на которых студенты закрепляют знания, полученные на лекциях, ГЗ и в ходе самостоятельной работы, приобретают практические навыки в использовании пертинентной информации для решения практических юридических задач, а также в ходе НИРС и сессии. Сведения, которые студентам нужны для того, чтобы ВЛАДЕТЬ навыками, они получают на всех занятиях.

Контроль усвоения учебного материала осуществляется на семинарских занятиях, в результате выполнения персональных ДКЗ и зачётных контрольных заданий (ЗКЗ), написания рефератов, контрольных и курсовой работ, решения на групповых занятиях специальных информационно-правовых задач с применением информационно-компьютерной техники, подготовки и сдачи зачёта по прочитанному курсу.

В ходе семестра студенты выполняют пять персональных ДКЗ при подготовке к семинарам и два персональных ЗКЗ, а по окончании семестра сдают зачёт.

Общенаучной методологической основой (понятия, категории, законы) учебной дисциплины является комплексный «ИКС»-подход («информационно-кибернетическо-синергетический») как проблемно-ориентированный вариант системного подхода. Содержание дисциплины определяется и корректируется результатами научных исследований, проводимых в рамках Межвузовского постоянно действующего научного семинара «Информатизация правосудия» кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия.

Учебно-материальное обеспечение курса представляет собой классы персональных компьютеров (из расчёта: 1 компьютер для одного студента и не более 16 компьютеров в одном классе) с установленным на них необходимым программным обеспечением, включающим специализированные компьютерные базы данных (справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант» и др.) и средства доступа к ГТС Интернет.

 

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

 (по учебному плану)

Количество часов по формам обучения

очная  очно-заочная
Общая трудоёмкость 72 72
Аудиторные занятия 36 26
Лекции (Л) - 14
Групповые занятия (ГЗ) 14 -
Семинары (С) 22 12
Самостоятельная работа под контролем преподавателя (ДКЗ), НИРС, сессия 36 46
Зачётные контрольные задания 2 2
Форма итогового контроля

Зачёт



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...