Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы построения логистических информационных систем.
Информационная логистика Одной из логистических систем является информация. Информация обеспечивает информационную связь внутри логистической системы между ее элементами, а также связь между логистической системы и внешней средой. Это необходимо для управления и контроля за выполнением логистических операций. Необходимость информации.Информация необходима для управления логистическим процессом как в целом, так и на любой его стадии. Когда речь идет об отдельных (частичных) логистических процессах, то обычно количество и круг необходимой для управления ими информации относительно невелик, а главное — более-менее доступен соответствующему участнику рынка. Однако все усложняется, если возникает необходимость управления каким-то логистическим процессом в целом, т. е. таким процессом, в который вовлечено сразу несколько (много) разных участников, например несколько перевозчиков груза, несколько складских оранизаций и множество конечных получателей груза. Именно такого рода управление обычно позволяет значительно снизить совокупные издержки по доставке груза, но оно требует наличия единого «управляющего» этим процессом, к которому должна в оперативном режиме стекаться вся необходимая информация. В этом случае процесс управления доставкой груза от производителя до получателей уже невозможен без организации нужных потоков информации, что обеспечивается соответствующими средствами связи, вычислительными системами, кадрами специалистов и т. п. Движение информации.Отличие движения информационных потоков от движения продукции состоит в том, что продукт (в нормальном случае) всегда движется в одном направлении — от места его производства к месту его употребления, или от производителя к потребителю. Иное дело информация. Она всегда движется сразу в обе стороны: одни сведения передаются продавцом (производителем) покупателю, а другие сведения передаются покупателем продавцу (производителю) В самом общем плане можно сказать, что от покупателя сначала поступают сведения о том, что он желает купить, в каком количестве, по какой цене и т. п., а после заключения сделки — сведения об ее исполнении или неисполнении и др. По сути аналогичная по содержанию информация передается и продавцом (поставщиком, производителем) покупателю либо в ответ на его информационные запросы, либо в порядке сопровождения поставляемого продукта (соответствующая документация и др.). Технологически процесс движения информации, или работы с ней, находит свое выражение в таких его этапах, как: • сбор информации — это получение определенных сведений из заданных источников с фиксацией последних, а также фиксация времени поступления информации и др.; • обработка информации — это проверка на достоверность, классифицирование информации и ее предварительный анализ по заданным критериям и др.; • хранение информации — это запись информации на носителях в форме, доступной (удобной) для еепоследующего применения (использования, поиска и т. д.); • использование информации — это употребление информации для управления заданными рыночными (производственными) процессами. Технически информация обычно передается по электронным каналам связи и путем почтовых отправлений. Во втором случае процесс доставки информации обычно растягивается на достаточно продолжительные периоды времени, что затрудняет управленческие процессы. Типы информации.Состав имеющейся и передаваемой информации может быть совершенно любой, но обычно он различается по следующим критериям. В зависимости от времени,к которому относится информация, различают: • текущую информацию — это информация, относящаяся к данному моменту (промежутку) времени; • прошлую (отчетную) информацию — это информация, относящаяся к предшествующему времени; • будущую (прогнозную) информацию — это информация, в которой содержатся сведения, касающиеся будущего периода времени. В зависимости от источника информацииона различается на: • оперативную информацию — это информация, которая является результатом заключения рыночных договоров и действий самих участников рынка. Обычно это есть сведения околичестве и качестве товара, его стоимости, сроках доставки, месте отправки и доставки, месте нахождения в текущий момент времени и т. п., т. е. все то, что отражено в заключаемых участниками рынка договорах (соглашениях) и в данных об их исполнении; • нормативную информацию — это информация, которая внешним образом задана участнику рынка и не меняется в зависимости от операций участника рынка. Сюда относится информация законодательного характера, а также иные нормативы, которыми руководствуется участник рынка, например известные ему размеры цен и тарифов, временные нормативы транспортных перевозок, ставки оплаты труда и др. Информация может различаться по многим другим признакам, отражающим разнообразие хозяйственной и иной деятельности человека, например по назначению, по масштабам, по отраслям экономики ит. д. Носители информации. Носитель информации — это материальный способ ее фиксации. В зависимости от материального типаносители информации существуют двух типов: • документарные носители — это носители информации, которые существуют в виде вещественных предметов, чаще всего в виде различного рода бумажных бланков, или просто — на бумаге. (В древности, когда бумаги не было, то информация записывалась на других носителях — папирусах, бересте, глиняных табличках, камнях и др.)- В условиях рынка такими документарными носителями являются письменные договоры, накладные, счета-фактуры и другие юридические и бухгалтерские документы; • бездокументарные (электронные) носители — это электронные базы данных, или электронные носители информации (дискеты, диски, магнитные ленты и др.). В настоящее время широко используются оба типа носителей информации, но тенденция состоит в том, что на электронных носителях хранится все больше информации по двум причинам: во-первых, они намного дешевле, чем документарные носители в расчете на единицу хранимой информации, а во-вторых, они гораздо лучше подходят для процессов управления информацией, чем документарные носители, поскольку через посредство электронной техники имеющаяся на них информация может использоваться намного эффективнее, чем информация на обычных документарных носителях. Электронные носители информации позволяют автоматизировать многие процессы управления движением продукции, т. е. осуществлять управление ими вообще без участия человека. Формы существования информации.Информация существует в следующих основных формах: • знаковая информация — это информация, которая существует в виде распознаваемых человеком знаков (цифры, буквы (слова), символы, ноты, схемы и т. п.); • предметная информация — это информация, которая существует в виде материально-осязаемых предметов (изображение, звуки идр.). Знаковая информация может использоваться как самим человеком, так и автоматизированными системами управления. Ее преимущество состоит в том, что она может быть «понятна» машине, а не только человеку. Предметная информация предназначена для ее использования в процессе управления преимущественно самим человеком. Информация как рыночный и как производственный ресурс.Хотя информация не есть вещественный продукт, но ее существование требует существенных материальных и трудовых затрат. Это могут быть затраты двух типов: • затраты на носители информации — это расходы, которые несет участник рынка на покупку носителей информации и/или на их создание. Сюда включаются расходы на покупку электронных носителей информации и расходы, связанные с документооборотом, который пока еще необходим для любого рыночного процесса. Покупка электронных носителей обычно обходится не дороже, чем расходы на приобретение бумажных носителей информации (бумага, бланки и другие канцелярские товары); • затраты на сбор и поддержание информации. Эти расходы существенно различаются по своей структуре и размерам в зависимости от того, организован ли информационный процесс преимущественно в электронном виде или преимущественно в виде трудового процесса. В первом случае основными затратами являются расходы на покупку компьютерных средств и средств связи и в меньшей степени — расходы на оплату труда соответствующих работников. Во втором случае основными всегда являются затраты на оплату труда всевозможных служащих, количество которых имеет тенденцию к росту по мере увеличения и усложнения первичной информации, необходимой в управленческом процессе. Компьютеризация информационных процессов позволяет не только существенно сокращать расходы на информационное обеспечение управленческих процессов на рынке, но она еще позволяет создавать такие управленческие системы, которые просто были невозможны при традиционном, т. е. чисто «человеческом», информационном процессе. В результате информационное обеспечение превращается из, так сказать, просто рыночного («затратного») ресурса в собственно технологический ресурс современного производственного или иного рыночного процесса. Информация теперь уже не просто то, что требует каких-то затрат на свое существование, а, будучи встроена в автоматизированные управленческие системы, она становится неотъемлемой составной частью самого процесса производства (транспортировки, складирования и т. д.). Информационные системы и их виды.В логистике информационная система — это совокупность вычислительных систем, средств связи и баз данных, необходимых для управления логистическими процессами, или процессами доставки продукции от производителя к еепотребителю в широком смысле, т. е. включая и такого рода процессы, имеющие место у самого участника рынка, например, в процессе производства, транспортировки или даже хранения на складе. Информационные системы в логистике взависимости от уровня управления разделяются на информационные системы исполнителей и информационные системы руководителей различного уровня. В зависимости от предмета управления логистические информационные системы участника рынка обычно разделяются на следующие взаимосвязанные системы: • объемно-календарного управления — это информационные системы, которые нацелены на формирование и контроль за исполнением плана продаж и обеспечивающего его плана производства продукции; • управления запасами — это информационные системы, которые специализированы на управление всеми типами запасов участника рынка (входящими, промежуточными и выходящими); • системы планирования материальных ресурсов — это информационные системы, которые специализированы на планировании и осуществлении закупок и потребления материальных ресурсов, необходимых для функционирования участника рынка; • комплексные системы управления логистическим процессом — это информационные системы, с помощью которых осуществляется управление (во всех его проявлениях) логистическим процессом в целом по отношению к данному участнику рынка или к взаимосвязанной процессом доставки группе участников рынка. Наибольшее распространение получают именно комплексные информационные системы управления, развитие которых определяется все возрастающими возможностями компьютеризации всех производственных и доставочных процессов. Современная вычислительная техника и программное обеспечение позволяют управлять «фантастическими» объемами информации, что делает возможными на автоматическом уровне, т. е. без участия человека, увязывать между собой любые происходящие процессы в сфере производства и обращения продукции, которые раньше могли осуществляться только благодаря непосредственной управленческой (координационной, расчетной, контрольной и т. п.) деятельности человека. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ВЛОГИСТИКЕ В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации (Информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.), циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 1): Рис. 1. Виды информационных потоков в логистике — в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный; — в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний; — в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: — опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; — опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; — одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; — вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями: — источник возникновения; — направление движения потока; — скорость передачи и приема; — интенсивность потока и др. Формирование информационных систем, невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки. Управлять информационным потоком можно следующим образом: — изменяя направление потока; — ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; — ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица — бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт — это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ. Применяются также производные единицы количества информации: килобайт и мегабайт. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: — количеством обрабатываемых или передаваемых документов; — суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах. Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации. Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%), составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток. Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%. В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для управления и контроля логистических операций. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительнее. В дальнейшем вместо термина «логистический информационный поток» мы будем пользоваться термином «информационный поток», не забывая при этом о его логистическом содержании.
Информационная система в логистике – это определенным образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Информационная система делится на функциональную и обеспечивающую подсистемы. Обеспечивающая подсистема – это три вида обеспечения: техническое, информационное и математическое. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку цели. В логистике информационные системы делят на три группы: плановые, диспозитивные (диспетчерские) и исполнительные (оперативные). Они имеют между собой отличия, как в функциональных, так и в обеспечивающих подсистемах. Общими отличиями являются: в функциональных – это разный состав решаемых задач, а в обеспечивающих – отличия по всем элементам. В обеспечивающей подсистеме наиболее сильное отличие в программном обеспечении, т. к. лишь в плановых информационных системах можно применять стандартные пакеты программ. Применение стандартного программного обеспечения в диспозитивных системах затруднено, т.к. необходимо обрабатывать разную структуру данных. В исполнительных системах наиболее часто применяют индивидуальные пакеты программ. Логистическая информационная инфраструктура возникла как специальная система информационного обмена, которая обеспечивает пользователей необходимой информацией. Информационная инфраструктура должна координироваться с помощью трех взаимодействующих процессов: формирования (построения логистической информационной системы); руководства (управления информационными процессами); развития (адаптации логистической информационной системы к изменяющейся окружающей среде). Цель – оптимальное управление логистическими процессами и обеспечение их эффективности. Сейчас во всем мире широкое применение нашла автоматизированная обработка информации. Она осуществляется на основе современных компьютерных технологий, использования новых моделей процессоров в электронно-вычислительной технике, обладающих высоким быстродействием и объемом памяти. Компьютер – повседневный элемент оргтехники для работников различных специальностей. Развитие компьютерной техники и информационных технологий достигли такого уровня, что позволяют получать любые интересующие данные в любом необходимом количестве во всех сферах производства. Для этого требуется соответствующее программное обеспечение, чтобы логистическая система работала как единое целое. Существуют программы, выдающие информацию по размещению товаров, по пополнению складов сырьем и товарами, по эффективности складов, по анализу затрат на перевозку и другие. Все эти новые программные пакеты могут дать значительную экономию. Для получения наилучших результатов используется сеть микрокомпьютеров и персональных ЭВМ, а так же баз данных, позволяющих получать нужную информацию и решать текущие задачи. Такие микрокомпьютерные сети широко применяются в оптовой и розничной торговле, снабжение продавцов данными по различным товарам. Широкое применение в торговле нашли штриховые коды. В крупных магазинах, имеющих огромный ассортимент товаров, штриховые коды, с одной стороны позволяют разгрузить работу продавца, а с другой – контролировать повседневную деятельность компаний по реализации товаров и оказывать больше услуг клиентам. Электронный обмен данными – процесс, позволяющий компьютером одной компании наладить связь и заключать сделки с компьютером другой компании. Для этого компании применяют стандартные протоколы обмена: стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. А также протоколы могут применяться при следующих операциях: заказах на покупку, на отправку партий грузов, на получение консультаций для грузоотправителей и др.
Принципы построения логистических информационных систем.
Три группы ЛИС 1. Плановые ИС создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях: · создание и оптимизация звеньев логистической цепи; · планирование производства; · общее управление запасами; · управление резервами и др. В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие ЛС с внешней средой, с совокупным МП. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт–производство–снабжение». 2. Диспозитивные (диспетчерские) ИС создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы ЛС, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу: · распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; · отбор грузов по заказам и их комплектование; · учет отправляемых грузов; · детальное управление запасами (на местах складирования). Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах. 3. Оперативные (исполнительные) ИС создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени: · управление складами и учет запасов; · подготовка отправки; · оперативное управление производством и его обслужива-нием; · контроль МП и управление перемещениями и т.п. В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в плановых, диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. В целом преимущества интегрированных ИС заключаются в следующем: - возрастает скорость обмена информацией; - уменьшается количество ошибок в учете; - уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы; - совмещаются ранее разрозненные информационные блоки. Считается, что главную роль во всей архитектуре ЛС играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам. В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические ЛС. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию. Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки. По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10–20 % всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |