Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие Парламента 18-19вв.




Парламент 18-19вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав Верхней палаты лордов к середине 19в. входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В 17в. членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в 19в. установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности). Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.

Палата общин избиралась на 7 лет (с 1714г.) населением королевства по избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права, существенные изменения, в котором произошли только к середине 19в. К 18в. количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в 19в. он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине 19в. 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 - местечек) и статус free holder'a в течение всей жизни. Только в начале 19в. в парламент получили доступ католики. В 1858г. избран первый еврей - барон Ротшильд. С 1858г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т.е. активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование от короны и даже пенсии от нее (с 1718г.).

Палата общин самостоятельно избирала своего спикера; кроме него, был и секретарь палаты - чиновник, ведавший протоколами и актами. В 17-18вв. содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против высказывавшихся о его деятельности. С 1771г. вошло в практику печатанье отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статусами, многие из которых восходили к 14в. К 1854г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 часов утра, в 19в. - вечером (с 5 час. вечера для Палаты лордов, с 4ч. 15м. - для Палаты общин).

Полномочия парламента определялись конституционным принципом его абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы: "Парламент имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не возможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть" Крупнейший английский правовед 18в. У. Блэкстон здесь выделил качественные важнейшие характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, не подконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости - в той форме, которая была зафиксирована правом.

Основной формой деятельности парламента было законодательство. С середины 18в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того, относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.

Частный билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком мог внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из 6 депутатов, прохождения. Затем он вносился на усмотрение Палаты общин и голосовался, как правило, без детальных прений.

Публичный билль представлял, собственно, в широком смысле закон. Его вносило правительство. Предварительное обсуждение проводили специально созданные депутатские комиссии - как правило, по 5 депутатов. Каждый билль должен был пройти три чтения - разного значения и определенности. Первое было формальным и не имело содержательного значения, т.е. палата просто извещалась о проекте. Второе было концепционным, и после него отмеченный проект (до 1849г, - переписанный на парламенте - !) направлялся в комиссию. Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект. Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате парламента в течение одной сессии. Голосование в Палате общин проводилось по принципу "Да" - "Нет", в Палате лордов - "Согласны" - "Не согласны". Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.

Со второй половины 19в. правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881г. вошло в обиход (в 1882г. закреплено в Регламенте) "правило спешности", согласно которому премьер-министр бал в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности. Депутаты получили право требовать прекращение прений (с 1887г.), и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность бала произвольной. Говорить депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в практику правило "гильотины": на обсуждение законопроекта заранее отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, не обсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.

Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С начало 18в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т.е. известно ли происшествие или явление правительству). С 1783г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869г. право парламентского запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.

 

Формально оно дополняло «общее право», восполняло его пробелы. Однако к ХVI Веку оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию «общего права». В результате в начале ХVII века, при правлении Якова 1, было принято решение, что в случае конфликта между «общим правом» и «правом справедливости» последнее будет иметь преимущество, но оно не должно далее расширяться за счет «общего права» и должно соответствовать прецедентам. Существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту англосаксонской системы права. 3. Регулирование прав собственности. Траст Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность и персональную собственность: реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер свободного держания, феодального владения от короля или от другого лорда, персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи. Центральное место в «общем праве» Англии этого периода занимали нормы, регулировавшие феодальную собственность на землю. Землевладение составлявшее основу богатства в феодальном обществе, определяло положение человека в обществе и его обязанности перед государством. Поэтому поземельные отношения определяли характер и содержание не только права собственности, но и наследственного и семейного права. Земельные права определялись двумя главными понятиями: владение, держание ( e a cy); объем владельческих прав, правовых интересов (es a e). Владение могло быть или свободным (фригольд) – владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина (сокаж), или несвободным (копигольд) – владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда со временем превратилось в наследственное право феодальной аренды. Понятие объема владельческих прав на недвижимость (es a e) включает права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью. Es a e также дает представление о наборе технических средств для передачи собственности. Исторически развиваясь, право владения недвижимостью имело следующие формы: получение лордами права продажи земли при условии, что на нового ее держателя переходят все служебные повинности прежнего; владении, близкое к частной собственности, с тем лишь отличием, что при отсутствии наследников земля не становилась выморочной; заповедные прав на землю (права «заповедных земель»); пожизненное владение; владение на определенный срок. Сугубо английским институтом вещного права стал оригинальный правовой институт доверительной собственности (траст): одно лицо передает другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

Это объясняется прежде всего тем, что Англия не знала феодальной раздробленности и представляла собой централизованное феодальное государство с сильной властью. Большую роль в судебной системе Англии играл институт разъездных судей. При рассмотрении споров на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, так называемое «общее право». Начиная с ХIII века в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда. Эти протоколы назывались «свитками тяжб». С середины ХIII века до середины ХVI Века отчеты о наиболее важных судебных делах печатались в «ежегодниках», которые затем сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип «общего права»: решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Принцип позже получил название судебного прецедента. Судебный прецедент – это устойчивая судебная практика. Но иногда это может быть и единичное решение суда высшей инстанции (в том числе для себя самого) по сходному делу. В прецеденте необходимо выделять общую норму – «основание решение» (ra io decide di). Собственно это и будет прецедентом. Помимо ra io в прецедент входит и obi er dic um – «попутно сказанное». Обычно ra io отграничивается от obi er dic um следующим образом: если после изменения какой-либо части прецедента изменилась и суть вынесенного решения, это было ra io. Источником английского феодального права являются также статуты – законодательные акты центральной власти. Первоначально акты королевской власти назывались по-разному: статуты, ассизы, провизии, хартии. С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали также понимать законодательные акты, принятые королем и парламентом. Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способным изменять и дополнять «общее право», однако суды имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название «статутного права». Источником феодального права Англии являлось также и каноническое право. Его нормы применялись при решении споров по делам, относящимся к браку, разводу, завещаниям и к управлению имуществом лиц, не оставивших завещания. 2. Общее право и его принципы, право справедливости «Общее право», в противовес местным обычаям, - это право, общее для всей Англии. В 1066 году оно еще не существовало. «Общее право» не было кодифицированным. Его материальные правила большей частью включались в процессуальную систему, которая в то время состояла из нескольких сотен различных типов процессов.

 

Вопрос 22










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...