Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ 9 страница




Большинство исследований, связанных с определением материалов жи-

113

вописи, за исключением лишь самых простых способов распознавания некоторых пигментов в пределах одного цвета (что доступно музейному специалисту или реставратору, прошедшему специальную подготовку), может быть выполнено лишь квалифицированным аналитиком, обладающим знанием в области исторической технологии художественных материалов. Поэтому проведение таких анализов в неспециализированных лабораториях не всегда даст желаемые результаты.

Аналитик, имеющий дело с музейными объектами, не может ограничиваться перечислением элементов, входящих в исследуемую им пробу, а должен прежде всего обратить внимание на те данные, по которым можно судить о времени создания и подлинности данного произведения. Так, например, определение примеси железа в пробе белой краски не позволяет сделать никаких выводов в плане исторической технологии и поэтому обычно не интересует исследователя, тогда как для датировки произведения очень важно знать, имеем ли мы дело с окисью цинка (то есть с цинковыми белилами), основным углекислым свинцом (свинцовыми белилами) или с двуокисью титана (титановыми белилами), применение которых в живописи ограничено определенными хронологическими рамками.

В наше время лабораторные методы исследования находят все более широкое применение в музейной практике.

Исследование чешуек краски или зерен пигмента позволяет установить время и границы распространения различных художественных материалов, помогает выяснить, какие из них были наиболее употребимы тем или иным кругом живописцев, применялись в ту или иную эпоху. Совершенно очевидно, что сведения, помогающие уточнить время и место создания произведения, имеют большое значение для истории искусства и являются надежным основанием при атрибуции. За последние три четверти века было получено немало исключительно интересных сведений о произведениях многих выдающихся художников прошлого. Благодаря этим исследованиям мы знаем, на каких грунтах писали итальянские мастера и художники северных школ; как изменялась на протяжении столетий палитра художников; когда впервые стали употреблять масло в качестве связующего для живописи; чем достигалась глубина тона в полотнах Рембрандта, почему изменился колорит многих картин Пуссена и многое другое. Очень важна информация о составе живописных материалов для определения подлинности произведения и для проведения консервационно-реставрационных работ; она помогает выяснить причины плохой сохранности отдельных произведений и принять меры, предупреждающие или устраняющие ее.

Исследование материалов картин долгое время сдерживалось необходимостью брать для анализа слишком большую пробу. Лишь к началу XX века развитие химии, накопление опыта исследований и исторических сведений о применяемых в прошлом живописных материалах достигли уровня, который позволил полнее реализовать возможности химического анализа при определении техники исполнения произведения, его структуры и материалов, а сами исследования приобрели практическую научную ценность. Применение микроскопа и рождение микрохимии, позволившей проводить многие реакции при очень незначительных количествах анализируемого вещества, открыли новые возможности исследования.

Первые шаги в области микроисследования материалов живописи были предприняты в начале нашего столетия немецким ученым В. Оствальдом, использовавшим простейшие микрохимические реакции, разработанные к тому времени. В последующие годы микрохимический анализ пигментов был в значительной мере усовершенствован благодаря работам Е. Рэльмана в Германии, Г. Гаспареца в Венгрии и А. Лаури в Англии. Разработана не только эффективная методика исследований, но были

114

получены первые объективные данные о применении пигментов живописцами различных художественных школ и эпох.

В 1929 году в Англии была опубликована работа голландца А.-М. де Вильда, ознаменовавшая собой новый этап в развитии химических исследований живописи. Заслуга де Вильда состояла не только в приспособлении микрокристаллоскопического метода анализа к изучению пигментов, но и в систематическом изучении палитры мастеров фламандской и голландской школ живописи на протяжении пяти веков. Следующий этап в развитии химического анализа материалов художественных произведений связан с именами немецких химиков А. Эйбнера и X. Хеттериха. Последний строил свою работу на основе достижений микрохимического анализа, в значительной мере усовершенствованного исследованиями Фр. Эмиха и Фр. Файгля.

В 1956 году Дж. Плестерс опубликовала методику микрохимического анализа, разработанную ею в химической лаборатории лондонской Национальной галереи. Методика, содержащая определение сгруппированных по цветам сорока семи неорганических пигментов, применявшихся в европейской живописи до конца XIX века, включала многое из того, что было сделано химиками первой половины нашего столетия. Однако известные ранее методы были критически пересмотрены и из них были отобраны наиболее эффективные; кроме того, были предложены методы, не применявшиеся ранее.

Таким образом, к началу 60-х годов микрохимический анализ в его классической форме вышел из стадии разработки и был повсеместно принят как один из эффективных и наиболее доступных методов определения пигментов неорганического происхождения.

Развитие аналитических методов, используемых при технико-технологическом изучении произведений искусства, в частности материалов, из которых они созданы, обусловлено двумя моментами: совершенствованием существующих методов анализа и разработкой новых. Основная цель, которая при этом преследуется, состоит в том, чтобы новый метод требовал минимального количества вещества для анализа, давая при этом возможно более подробную информацию о составе пробы. Именно этими особенностями отличаются современные физические и физико-химические методы исследования, количество и аналитические возможности которых возрастают по мере развития науки.

В 20-х годах нашего столетия впервые для изучения неорганических компонентов живописи был применен эмиссионный спектральный анализ. Его использовали тогда французские криминалисты для определения подлинности картин Ренуара. Однако малодоступное в то время оборудование препятствовало распространению этого аналитического метода даже в наиболее крупных музейных лабораториях. В середине 50-х годов эмиссионному спектральному анализу уже предсказывали большое будущее при исследовании живописи. Действительно, начиная с этого времени он получает все более широкое распространение, а его методы непрерывно совершенствуются.

То же самое можно сказать и о рентгеноструктурном анализе. Хотя этот метод исследования по отношению к исследованию материалов живописи впервые был применен лишь в 50-е годы, в наши дни его с успехом используют для идентификации все более широкого круга неорганических материалов.

Исследование пробы с помощью рассмотренных методов анализа в последние годы получило еще один аспект. Благодаря усовершенствованию техники приготовления микропрепаратов поперечного сечения красочного слоя появилась возможность более детально изучить структуру живописи.

Впервые поперечное сечение красочного слоя на срезе наблюдал под микроскопом и описал Оствальд. Затем Рэльман изучал послойную структуру красочного слоя, рассматривая под микроскопом его кусочки, поставленные на ребро, а Гаспарец предложил метод изготовления микрошлифов красочного слоя способом, заимствованным из петрографии*. В 1914 году Лаури указал на возможность изготовления и изучения микросрезов по методике, принятой в гистологии, когда кусочки красочного слоя заключались в блок из парафина, а полученный с помощью бритвы срез изучался под микроскопом. Наибольшего успеха в довоенные годы добился в этом отношении американский ученый Р. Геттенс, применивший сначала для заливки образцов церезиновый воск, а затем синтетическую смолу метилметакрилат.

В послевоенные годы активному внедрению этого метода способствовали работы специалистов Бельгии и других стран, широко использовавших исследование микрообразцов поперечного сечения живописи сначала на непрозрачных, а затем на прозрачных микрошлифах. В проходящем свете можно было определить слои, которые не поддавались выявлению в отраженном свете. Кроме того, оказалось возможным проводить спектрофотометрическое исследование срезов. Изучение спектров поглощения отдельных компонентов образца не только исключает возможность субъективных оценок, но и позволяет обнаружить такие важ-

* Петрография — раздел геологии, в котором, в частности, изучается минеральный состав породы на микрошлифах.

115

ные явления, как, например, диффузию связующего из слоя в слой, которая оказывает существенное влияние на результат качественного анализа.

Если определение неорганических пигментов и наполнителей грунта сегодня, как правило, не представляет большой сложности, то идентификация связующего вещества красок и грунта, органических пигментов и лака представляет пока значительную проблему. По сути дела, только сейчас, благодаря успехам химии, мы подходим к решению этой проблемы и аналитики начинают получать первые результаты.

При анализе неорганических материалов, например пигментов, являющихся соединениями определенного химического состава обычно с неизменяемой структурой, часто бывает достаточно определить основной элемент, чтобы идентифицировать вещество в целом. Основные элементы, входящие в состав органических веществ (углерод, водород, кислород, а иногда азот и фосфор) характерны для всех материалов, подлежащих определению. Кроме того, в отличие от пигментов, связующие и лаки являются сложными соединениями различных веществ, большинство которых со временем изменяется. Поэтому попытки отдельных ученых использовать для определения органических материалов методы микрохимического анализа терпели, как правило, неудачу.

Значительный прогресс в этой области был достигнут лишь после того, как в лабораториях стали применять новейшие методы физико-химического анализа.

Одним из таких методов является инфракрасная спектроскопия. Основанная на изучении спектров поглощения, она позволяет определять отдельные компоненты органических соединений, а в отдельных случаях идентифицировать материалы живописи.

В начале 50-х годов для изучения натуральных смол, используемых в живописи, был применен метод бумажной хроматографии. Несмотря на некоторые недостатки — не всегда четкое разделение смеси и значительное количество исследуемого вещества, необходимого для анализа, — метод бумажной хроматографии получил широкое распространение во многих музейных и реставрационных лабораториях. Вскоре на смену бумажной пришла тонкослойная хроматография. Чувствительный, оперирующий широким набором реагентов для определения веществ, этот метод позволяет получить более четкое разделение смесей и дает значительный выигрыш во времени, затрачиваемом на анализ. Еще более чувствительным, но и более сложным, требующим специального оборудования, является метод газожидкостной хроматографии, позволяющий с большей точностью идентифицировать органические компоненты.

 

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

 

Микроскопическое исследование картины на сломах красочного слоя или вдоль трещин, в местах осыпей и других повреждений часто не дает желаемого эффекта. При изучении структуры живописи на самом произведении возникает целый ряд чисто технических трудностей — картина бывает слишком велика, ее поверхность может оказаться без трещин и сломов, нелегко бывает правильно осветить исследуемый участок. Но основная сложность заключается в том, что при таком изучении приходится рассматривать поперечное сечение слоев не перпендикулярно к его плоскости, а под острым углом к нему, что может дать ложную картину структуры живописи. Нечего и говорить, что подобное исследование не может сочетаться с анализом состава вещества, образующего тот или иной слой.

Иные возможности предоставляет исследование микропрепаратов поперечного сечения живописи, приготовленных из пробы, взятой с картины. Приготовление таких препаратов возможно в двух различных формах: в виде непрозрачного препарата, рассматриваемого через микроскоп в отраженном свете, или в виде прозрачного, исследуемого с помощью микроскопа в проходящем свете. В том и в другом случае для изготовления препарата с исследуемой картины отделяется очень маленький участок красочного слоя с грунтом или без него; иногда такой фрагмент удается отделить вместе с основой, например с холстом.

Отделенную от картины частицу помещают в синтетическую смолу, получая после отверждения последней блок для последующей обработки. Блок шлифуют и полируют в плоскости поперечного сечения фрагмента, получая непрозрачный микрошлиф, изучаемый

116

затем в отраженном свете. Если шлифованную поверхность наклеить на предметное стекло микроскопа и шлифовать блок с другой стороны, то можно создать тончайшую прозрачную пленку, исследуемую в проходящем свете. Изготовление прозрачных препаратов можно осуществить и другим способом. Либо примитивно, с помощью лезвия обычной безопасной бритвы, либо на специальном приборе — микротоме, применяемом для гистологических срезов в биологии и медицине. Получение срезов с помощью микротома дает лучшие результаты, чем изготовление прозрачных шлифов, но из-за хрупкости красочного слоя часто сопровождается неудачами — разрушением пробы.

Для того чтобы отделить от картины частицу красочного слоя, конец маленького острого ланцета (лучше всего «глазного») вводится в кракелюр исследуемого участка картины, и осторожным нажатием на ручку ланцета от картины отделяется кусочек живописи. Заливка полученных фрагментов в смолу для образования блока производится в небольших формочках из любого материала, от которого смола будет легко отделяться. Для заливки фрагмента применяется эпоксидная смола в виде стандартной композиции Компаунд К-115, представляющей собой эпоксидную смолу ЭД-5 с добавкой полиэфира. В качестве отвердителя, необходимого для затвердевания смолы, применяется полиэтиленполиамин, добавляемый к смоле в количестве 15% по весу. Компаунд, взятый в небольшом количестве, нужном для заливки нескольких формочек, смешивается при помощи стеклянной палочки с отвердителем, и формочка заливается смолой на половину своей глубины. После некоторого отвердевания на смолу, ближе к одному из краев формочки, осторожно пинцетом укладывается плашмя фрагмент и заливается сверху вторым слоем смолы. Компаунд К-115 с указанным отвердителем затвердевает при комнатной температуре в течение одного-двух часов, давая твердые блоки, легко обрабатываемые механически, инертные в химическом отношении и почти свободные от воздушных пузырей, мешающих микроисследованию.

Затвердевший блок вынимается из формы и подвергается механической обработке — шлифовке и полировке. Целью шлифовки является удаление смолы до обнажения фрагмента. Поэтому шлифовка производится на довольно грубой наждачной бумаге, например № 10. Удобнее для этой операции пользоваться маленьким шлифовальным станочком, который нетрудно изготовить из небольшого электромотора мощностью в 50 — 100 Вт, вращающего горизонтальный диск с укрепленной на нем наждачной бумагой*. Диск должен иметь диаметр 25 — 30 см и вращаться со скоростью 800 — 900 об/мин. После шлифовки следует полировка, которую ведут до получения гладкой поверхности препарата, без рисок и царапин. Полировку обычно производят вручную с помощью микрокорундовых порошков, помещаемых в небольшом количестве на матовое стекло и слегка смачиваемых водой. Полировка ведется последовательно на порошках М-14, М-10 и М-7 и осуществляется равномерными круговыми движениями блока по стеклу.

После обработки препарат можно исследовать под микроскопом.

Увеличение микроскопа зависит, как известно, от увеличений объектива и окуляра и равно их произведению. При этом объектив увеличивает рассматриваемый объект, а окуляр лишь увеличивает изображение объекта, создан-

__________

* Можно использовать настольный шлифовальный станок СНШ-1, выпускаемый для нужд геологии.

117

ное объективом, не добавляя к нему никаких новых подробностей. Разрешающая способность микроскопа, то есть наименьшее расстояние между двумя элементами объекта, изображаемыми объективом раздельно, не сливающимися друг с другом, зависит, кроме других факторов, от так называемой числовой апертуры объектива. Чем она больше, тем больше деталей выявляет микроскоп. Увеличение и числовая апертура обозначены на объективах, например 8X0,20 (малое увеличение), 40X0,65 (большое увеличение) и т. д. На окулярах также указывается их увеличение, например 2,5, 12,5х.

Микрообъективы делятся на две основные группы: ахроматы и более совершенные — апохроматы. Апохроматы особенно необходимы при исследовании многоцветных объектов, какими являются микропрепараты поперечного сечения живописи. В этом случае изображение получается более четким и правильным, нежели при использовании ахроматов.

Для освещения объекта проходящим светом в микроскопе имеется осветительный аппарат, состоящий из зеркала, ирисовой (апертурной) диафрагмы и конденсора. Освещение регулируется поворотом зеркала, раскрытием диафрагмы и вертикальным перемещением конденсора. Освещение отраженным светом достигается направлением под углом к объекту узкого пучка света, даваемого микроосветителем, или применением специального устройства — опак-иллюминатора.

Существуют разнообразные модели микроскопов, предназначенные для разных целей. Для исследования поперечного сечения живописи пригодны биологические микроскопы, например МБИ или МБР с набором объективов и окуляров, позволяющих получить увеличение от 75 до 1350 раз. Эти микроскопы имеют бинокулярный тубус для визуального наблюдения и прямой тубус для фотосъемки. Для освещения используется микроосветитель типа ОИ-19, дающий фокусируемый пучок света. Изображение объекта получается на светлом поле. Для предварительного просмотра шлифов может быть использован описанный выше недорогой стереоскопический микроскоп МБС, создающий изображение в проходящем и отраженном свете с увеличениями от 3,5 до 88. Можно пользоваться и специальными металлографическими микроскопами, предназначенными для исследования непрозрачных металлографических шлифов. Очень удобен горизонтальный металлографический микроскоп МИМ-8, имеющий приспособление для прямого и косого освещения, для поляризованного света и для фотографирования. Он обеспечивает увеличение при визуальном наблюдении от 100 до 1350 раз, а при фотографировании — от 45 до 2000 раз. В комплекте микроскопа имеется также объект-микрометр, предназначенный для измерений размеров объекта и его деталей в отраженном свете. Существуют более упрощенные и дешевые модели, например МИМ-6, — небольшая по габаритам, вертикальная установка, также вполне пригодная для просмотра и фотографирования шлифов живописи.

Исследование микропрепаратов целесообразно проводить в поляризованном свете: изображение в этом случае получается более четким, ярким, на темном фоне, скрывающем царапины, риски и другие дефекты шлифовки блока, видимые при исследовании в отраженном свете. С этой целью можно использовать минералогический микроскоп МП-7, позволяющий полнее, чем в биологических микроскопах, видеть особенности красочного слоя, его структуру.

Структуру грунта живописи лучше наблюдать в светлом поле, когда име-

118

ется возможность изменить по желанию угол падения света на шлиф и за счет теней, образовавшихся от малейших неровностей, выявить структуру слоя, наличие пор, трещин и т. д. При необходимости можно определить толщину каждого слоя с помощью объект- и окулярмикрометра или произвести примерное определение толщины по масштабу увеличения.

Наблюдение покровного лака удобнее проводить в поляризованном свете, в котором слой лака лучше виден. Виден он и в светлом поле, однако освещение непрозрачного шлифа косо падающим светом приводит к образованию рефлексов на слое лака, мешающих наблюдению. Если лак находится на насыщенном по цвету красочном слое, он принимает оттенок того же цветового тона. Если наблюдается расположение лака не сплошной полоской, а отдельными участками, в таких случаях лак лучше всего искать в углублениях слоя, на который он нанесен. Во всех случаях для обнаружения слоя лака шлиф надо очень тщательно полировать.

Цветовой тон, структура и конфигурация красочных слоев выглядят примерно одинаково при микроскопическом наблюдении в светлом поле и в поляризованном свете. Однако последний предпочтительнее, так как изображение красочных слоев видно на темном фоне, скрывающем царапины и другие дефекты полировки шлифа. Особенности красочных слоев отчетливо просматриваются уже при 80-кратном увеличении. Внутренняя же структура красочного слоя — зерна пигмента, их форма и величина — требует для наблюдения значительно большего увеличения, примерно в 400 раз.

Особенности письма, технологический процесс создания картины также можно в значительной степени изучить, исследуя поперечное сечение живописи. Так на шлифе, показанном на илл. 45, отчетливо видно послойное наложение прозрачных красок, говорящее о лессировочной манере письма.

Как и все прочие наблюдения над исследуемым произведением, наблюдения, сделанные в процессе изучения микропрепаратов, можно фиксировать фотографическим путем. Для получения хороших микрофотоснимков к оптике микроскопа предъявляются повышенные требования. Так, очень хорошие для визуального наблюдения объективы апохроматы при съемке дают изображение нерезкое по краям. Поэтому для получения высококачественных фотографий нужно применять специальные микрообъективы — планахроматы и планапохроматы, дающие плоское изображение. Изображение, лежащее в одной плоскости, дают и специальные фотографические окуляры — гомали, применяемые в сочетании с определенными объективами по прилагаемой к микроскопу инструкции. Набор гомалей имеется, в частности, в металлографическом микроскопе МИМ-8. При использовании обычного микроскопа фотографирование лучше всего производить с помощью микрофотонасадки размером 9X12 см типа МФН-1 или МФН-2, укрепляемой на окулярном тубусе микроскопа и имеющей боковой визир, обеспечивающий точную наводку на резкость даже при малой яркости изображения (см. илл. 46).

В качестве негативного материала рекомендуется изопанхроматическая, фототехническая пленка ФТ-12, обладающая хорошей передачей полутонов, достаточной чувствительностью и правильной цветопередачей. Экспозиции в среднем колеблются от 10 — 15 сек в светлом поле до 3 — 4 мин при съемке в поляризованном свете. Проявление негативов ведут в метол-гидрохиноновом проявителе Чибисова в течение 4-х мин при 20° С. Дальнейшая обработка обычная. Очень эффектна и го-

119

раздо более наглядна цветная микрофотосъемка поперечного сечения живописи.

Помимо описанных выше существуют специальные методы микроскопического исследования препаратов поперечного сечения живописи, позволяющие получить дополнительную информацию о ее структуре. Это люминесцентная микроскопия и микрофотография в отраженных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

С большой эффективностью наблюдать люминесценцию вещества при ничтожно малом его количестве можно, используя любой ультрафиолетовый микроскоп, например МУФ-ЗМ (илл. 46). Источником света в этом микроскопе служит мощная ртутно-кварцевая лампа сверхвысокого давления ДРШ-250. При отсутствии такого микроскопа можно пользоваться одним из указанных выше обычных биологических микроскопов. В качестве источника возбуждения люминесценции в этом случае можно использовать осветитель с лампой точечного типа. Лучше всего взять для этого осветитель ОИ-18, выпускаемый специально для люминесцентной микроскопии и снабженный набором необходимых для работы стеклянных светофильтров. Если работают с увеличением, не превышающим 100-кратное, осветитель размещают около микроскопа таким образом, чтобы ультрафиолетовые лучи падали на исследуемый объект сверху и несколько сбоку. При больших увеличениях, когда объектив очень близко приближен к объекту наблюдения, осветить поверхность препарата не удается. В этих случаях необходимо использовать специальный люминесцентный микроскоп.

Любая аппаратура, которая используется для люминесцентной микроскопии, должна удовлетворять тем же требованиям, которые соблюдают при люминесцентном исследовании вообще.

Прежде всего люминесцентное свечение препарата должно быть изолировано от возбуждающего излучения. Для этого применяют, как уже говорилось, скрещенные светофильтры: пропускающий только ультрафиолетовые лучи перед источником света и «запирающий» — непрозрачный — для отраженного от объекта возбуждающего излучения, располагающийся перед глазами обычно на окуляре микроскопа. Очень важно обеспечить возможность концентрации возбуждающего излучения на минимальной площади объекта исследования, чтобы получить возможно большую интенсивность возбуждения, а следовательно, и яркость свечения рассматриваемого участка препарата. Разумеется, что исследование проводится в темном помещении.

Увеличенное люминесцентное микроизображение может быть зафиксировано фотографически, причем разделение слоев на таких фотографиях обычно бывает более четким, чем в обычных условиях освещения. Как специальные люминесцентные микроскопы, так и используемые для той же цели биологические микроскопы имеют приставки для фотографирования. Процесс фотографирования люминесценции микропрепаратов практически ничем не отличается от общих приемов микрофотографии и фотографии видимой люминесценции в обычных условиях. Как и в других случаях фиксации, целесообразно цветное фотографирование.

Особенно эффективным методом микроскопического исследования является микрофотографирование в отраженных ультрафиолетовых лучах. Разрешающая сила микроскопа, то есть способность передавать раздельно две рядом расположенные точки, как уже говорилось, прямо пропорциональна величине числовой апертуры. Но, кроме того, она еще обратно пропорциональна длине волны света, освещающего исследуемый объект. Поскольку

120

конструкции современных объективов достигли предельного значения числовой апертуры, единственным путем увеличения разрешающей способности оптических систем является уменьшение длины световой волны.

При работе в области ближних ультрафиолетовых лучей (максимум излучения 365 нм), которые беспрепятственно проходят сквозь оптическое стекло, можно использовать те же микроскопы и те же источники света, которые применяются для люминесцентной микроскопии. Когда же переходят к работе в более коротковолновой зоне средних ультрафиолетовых лучей, а именно здесь разрешающая сила микроскопа значительно возрастает, становятся необходимыми кварцевые объективы, пропускающие отраженные от объекта ультрафиолетовые лучи этой зоны спектра. Микроскопическое исследование в отраженных ультрафиолетовых лучах ведется фотографически. Расположение светофильтров в этом случае аналогично обычной фотографии в этой области спектра: фильтр, пропускающий только ультрафиолетовые лучи, ставится перед объективом микроскопа или фотокамеры (в этом случае можно работать при любом освещении помещения). Наводку объектива на резкость обычно проводят при зеленом светофильтре, заменяя его затем на ультрафиолетовый. Целесообразно проведение опытных съемок с несколькими фиксируемыми вариантами положения объектива и последующим анализом резкости изображения.

Помимо повышенной разрешающей способности микроскопа микрофотографирование в отраженных ультрафиолетовых лучах, благодаря избирательному поглощению в этой области спектра, позволяет получить на снимках ряд деталей, неразличимых при обычном визуальном наблюдении.

В отличие от работы с ультрафиолетовыми лучами, микрофотографирование в инфракрасной области спектра не требует ни специальных приборов, ни специальных осветителей. Обычный микроскоп, используемый для наблюдения микропрепаратов, снабженный фотоприставкой и лампой накаливания (лучше всего точечного типа с фокусирующим устройством), удовлетворит все требования, предъявляемые этому виду исследования.

Единственным моментом, осложняющим работу, является наводка на резкость, так как величина фокусного смещения у объективов, предназначенных для микрофотографирования, много выше, чем у обычных. Наводка не представляет сложности для апохроматов, у которых фокусное смещение между видимой и инфракрасной областью незначительно. Во всех же прочих случаях требуется соблюдение некоторых правил.

Наиболее простой способ — наводка на резкость при красном светофильтре. Например, при съемке на пластинках, максимум сенсибилизации которых находится в ближней инфракрасной области (720 нм), наводка на резкость и съемка проводятся со светофильтром КС-10 толщиной 2 мм. При пластинках, сенсибилизированных в зоне около 800 нм, наводка и съемка могут проводиться со светофильтром КС-11 той же толщины. Этими же фильтрами пользуются при наводке на резкость при использовании пластинок, сенсибилизированных к более далекой инфракрасной зоне (вплоть до 1070). В этом случае перед экспонированием красный фильтр заменяется необходимым инфракрасным.

В случае работы с прозрачными микропрепаратами может проводиться съемка как в отраженном, так и в проходящем свете. Что касается экспозиции, ее подбирают опытным путем, так как она зависит от взятого источника освещения, плотности светофильтра и прочих факторов.

121

Кроме рассмотренных возможностей микроисследование шлифов живописи позволяет осуществить проведение послойного микрохимического и эмиссионного спектрального анализов. Микрохимический анализ или анализ на специальных спектральных установках, осуществляемые локально, дают сведения о химической природе каждого слоя, что практически недостижимо при обычном проведении анализов целой пробы, изъятой из картины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...