Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Торгово-экономический колледж»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Новогрудский государственный

Торгово-экономический колледж»

 

 

Специальность 2-25 01 35

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по бухгалтерскому учёту

на тему: Учет тары.

 

                                                           Исполнитель:

                                  Учащийся группы УТ-32

                                   Лопуть Татьяна Васильевна

                                      

 

 

Г. Новогрудок

Г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Новогрудский государственный

торгово-экономический колледж»

Комиссия Бухгалтерского учёта        

        УТВЕРЖДАЮ

                        Председатель комиссии

                                  «___» ______________2011г.

 

ЗАДАНИЕ

На выполнение курсовой работы учащейся

3-го курса, гр. УТ-32

Лопуть Татьяны Васильевны

1. Тема : Учёт тары.

2. На материалах: Унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида.

3. Дата выдачи задания 14.09.2011г.

4. Срок сдачи курсовой работы до 14.11.2011г.

 

Руководитель курсовой работы: _________________________

                                                                               (подпись)

Задание принято к исполнению учащегося_____________________

                                                                                (подпись)

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ

Введение…..

1. Характеристика предприятия, по материалам которого выполнена работа.

1.1. Краткая характеристика основных экономических показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

1.2. Организация и постановка бухгалтерского учёта на предприятии. Учётная политика.

2. Документальное оформление и учёт тары.

2.1. Виды тары и её оценка.

2.2. Документальное оформление поступления и выбытия тары.

2.3. Синтетический и аналитический учёт тары.

 

Заключение.

Литература.

Приложения.

 

Введение

Развитие рыночной социально-ориентированной экономики сопровождается дальнейшим возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле, анализе и аудите деятельности организации, поскольку, работая в новых условиях, организации, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы и получать прибыль. При этом рыночные отношения требуют изменения организации бухгалтерского учёта, приближая её к международным стандартам.

Бухгалтерский учёт не только отражает финансово-хозяйственную деятельность, но и положительно воздействует на неё. Являясь частью управления, он даёт важную информацию, позволяющую контролировать текущую деятельность организации, планировать её стратегию и тактику, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности, избегать субъективности при принятии решений и т.д.

 

 

ДОПИСАТЬ С Ладутько ,КРАвченко стр58 1,2обзац ,Кожарский2004 с251 ………………………

    Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета тары, овладение методами и приемами учета ненормируемых товарных потерь.

    Задачами курсовой работы являются:

1. Систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по бухгалтерскому учету.

2.  Развитие навыков самостоятельной работы.

3. Выявление степени подготовленности для самостоятельной практической работы по специальности.

Объектом исследования является УКП магазин №1 «Дом торговли», созданное в г.Лида в 2000 году. Данное предприятие занимается реализацией товаров народного потребления.

    Предметом исследования является учет тары.

Бухгалтерский учёт тары в розничной торговле ведётся раздельно по бригадам, а где их нет - по материально-ответственным лицам. Основные принципы учёта тары в розничной торговле совпадают с оптовой.

    Однако, здесь есть некоторые особенности. В розничной торговле применяется только суммовой учёт тары. Это связано с тем, что розничная торговля осуществляет продажу тары непосредственно потребителям, и каждое тарное место нельзя оформить специальным счётом с указанием цены, количества и стоимости.

    Суммовой учёт значительно проще количественного. Однако он не предполагает строгого контроля над соблюдением свободных розничных цен, поскольку тара приходуется и списывается не по количеству, а по сумме. Единство оценки тары при оприходовании и списании с материально-ответственных лиц является одним из основных условий правильной организации учёта тары в розничной торговле. Приходуется и списывается тара  с материально-ответственных лиц только по продажным ценам. Розничные торговые организации могут находиться на полном, неполном хозрасчёте либо на балансе вышестоящей организации.

    Применение суммового учёта тары и степень самостоятельности организации определяют особенности учёта операций с тарой в розничной торговле.

5

1. Характеристика предприятия, по материалам которого выполнена работа.

1.1. Краткая характеристика основных экономических показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Предприятие является коммерческой организацией и наделено правами юридического лица. Оно действует на основании Устава, имеет обособленное имущество, которое находится в коммунальной собственности Лидского районного исполнительного комитета и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать, штамп.

Предприятие действует на основе законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава.

Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель не отвечает по обязательствам Предприятия, а Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом.

Предприятие не отвечает по обязательствам государства, а государство- по обязательствам Предприятия.

Место нахождения Предприятия:

231300 Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Лида, ул.Ленинская, 14.

 

 

6

Для обозначения своей продукции (работ, услуг) Предприятие в установленном порядке разрабатывает и использует собственный товарный знак (знак обслуживания).

В состав Предприятия входит четыре структурных подразделения, объединённые одним расчётным счётом, в том числе:

- магазин «Мой дом» унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения- 231300 г. Лида, ул. Мицкевича, 13.

- магазин «Домовитый» » унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения- 231300 г. Лида, ул. Советская, 5.

- магазин «Центральный» » унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения - Лидский район, г. Берёзовка, ул. Корзюка, 11.

-магазин №5 » унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида. Место нахождения - Лидский район, г. Берёзовка, ул. Гагарина, 4-а.

    Структурные подразделения входят в состав Предприятия без права юридического лица. Структурные подразделения не имеют обособленного имущества, самостоятельного баланса, расчётного счёта в учреждениях банка, печати, фирменных бланков и других реквизитов и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия, Положением о структурном подразделении.

    Основными целями деятельности Предприятия являются:

- извлечение прибыли;

- удовлетворение экономических интересов Учредителя и работников Предприятия.

    7

Виды деятельности предприятия:

- розничная торговля в неспециализированных магазинах;

- розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;

- розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;

- прочая розничная торговля в специализированных магазинах;

- розничная торговля  вне магазинов;

-предоставление услуг ресторанами;

- предоставление услуг барами;

- деятельность прочего сухопутного транспорта;

- транспортная обработка грузов и хранение;

-сдача в наём собственного недвижимого имущества;

- чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств;

- производство одежды из текстильных материалов.

    Уставный фонд предприятия формируется из чистых активов и составляет 2483720 (Два миллиона четыреста восемьдесят три тысячи семьсот двадцать) рублей, что эквивалентно 250 евро, исходя из установленного Национальным банком Республики Беларусь официального курса белорусского рубля к евро по состоянию на 01.10.2011года.

Учредитель имеет право увеличивать (уменьшать) уставный фонд.

 

 

8

Изменение уставного фонда Предприятия ниже минимального размера установленного законодательством Республики Беларусь .

    В случае принятия Учредителем Предприятия решения об уменьшении уставного фонда, Предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

    Кредитор Предприятия вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является Предприятие, и возмещения убытков.

    Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов Предприятия окажется менее уставного фонда, Предприятие обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее установленного законодательством минимального размера уставного фонда, Предприятие подлежит ликвидации в установленном порядке.

    Имущество Предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Предприятия.

    Источниками формирования имущества являются:

ü  денежные и неденежные вклады Учредителя; 

ü доходы, полученные от реализации продукции, работ и услуг;

ü доходы от ценных бумаг;

ü кредиты банков и других кредиторов;

ü безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;

 

9

        Предприятие уплачивает налоги в бюджет и пользуется льготами в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.

    Учредитель определяет ежеквартально, должна ли прибыль или какая-либо часть прибыли изыматься или оставаться в распоряжении Предприятия для удовлетворения его потребностей, таких как, например, в капитале, расширении производства, обслуживании или погашении долга и т.д.

    Прибыль, остающаяся в распоряжении Предприятия, направляется в фонды Предприятия, формируемые по решению Учредителя.

    Убытки, понесенные Предприятием, покрываются из резервного фонда. В случае недостатка капитала в резервном фонде для покрытия каких-либо

убытков, средства для покрытия таких убытков определяются Директором Предприятия.

    Предприятие ежемесячно производит отчисление в бюджет части прибыли (дохода) в размере нормативов, исчисления части прибыли некоторых унитарных предприятий и хозяйственных обществ для перечисления в бюджет, установленных законодательством Республики Беларусь.                                                                                     

    Высшей руководящей инстанцией Предприятия является Учредитель, которые в праве самостоятельно принимать решения по любым вопросам складывающихся по поводу деятельности Предприятия.

    Исполнительным органом Предприятия является Директор. Директор Предприятия нанимается по контракту Учредителем из числа лиц, обладающих необходимой квалификацией, сроком не менее чем на один год. Директором может быть сам Учредитель.

    Директор Предприятия несет ответственность за результаты работы Предприятия, соблюдение требований настоящего Устава, выполнение обязательств перед Учредителем и трудовым коллективом. Ответственность Директора перед Учредителем устанавливается в контракте.

    Деятельность Директора Предприятия может проверяться с помощью аудиторской организации (аудитора) или лица, назначаемого (нанимаемого) Учредителем.

    Трудовые отношения с работниками Предприятия, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, регулируются посредствам трудовых договоров (контрактов) в соответствии с законодательством.

    Директор Предприятия самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда своих работников.

 Предприятие вносит взносы по обязательному социальному и медицинскому страхованию в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

    Предприятие несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед государством, юридическими и физически лицами.

    Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги.

    Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республике Беларусь, - по ценам и тарифам, регулируемым государством.

    Предприятие ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, предоставляет данные в налоговые органы и несет ответственность за их достоверность.

Реорганизация и ликвидация Предприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

 

1.2 Организация и постановка бухгалтерского учета на предприятии. Учетная политика.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в УКП магазин №1 «Дом торговли», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет бухгалтер УКП магазина №1 «Дом торговли».

В компетенцию главного бухгалтера входят:

· постановка и ведение бухгалтерского учета;

· формирование учетной политики;

· составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет в УКП магазин №1 «Дом торговли» осуществляется централизованной бухгалтерией, являющейся структурным подразделением предприятия. Возглавляет ее главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников УКП магазин №1 «Дом торговли».

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению, за исключением случаев, когда имеется письменное распоряжение директора УКП магазин №1 «Дом торговли».

Все хозяйственные операции, проводимые УКП магазин №1 «Дом торговли», должны оформляться оправдательными документами. Своевременное и качественное оформление первичных и учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Учетная информация обрабатывается в программе 1С «Бухгалтерия» (версия 7.7). Регистрами синтетического учета являются главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета, регистрами аналитического учета – карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету.

    На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Минфина РБ от 30.05.2003г. №89, разработан и введен в действие рабочий план счетов, в котором предусмотрены аналитические счета для ведения налогового и бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности производится инвентаризация имущества с 01.10.2010 по 31.12.2010г. Инвентаризация основных средств и предметов производится по состоянию на 01.11.2010г.

Количество инвентаризаций, даты их проведения, устанавливаются в соответствии с планом проведения инвентаризаций на 2010 год, утвержденным директором УКП магазин №1 «Дом торговли».

Списание товарных потерь на расходы по реализации производятся в соответствии с нормами потерь, утвержденными приказом Министерства торговли РБ от 02.04.97г. №42. Недостачи сверх установленных норм отражаются в учете по розничным ценам и относятся на виновных лиц согласно договорам о материальной ответственности.

Результаты инвентаризаций отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором окончена инвентаризация.

УКП магазин №1 «Дом торговли» представляет в обязательном порядке месячную, квартальную, годовую отчетность:

· государственной налоговой службе;

· управлению торговли и услуг при райисполкоме;

· ОАО «Белинвестбанк» г. Лида;

· Городскому отделу статистики в сроки, установленные Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» №42-3 от 25.06.2001 и приказом Министерства финансов РБ от 20.01.2000 №23.

В соответствии с Законом РБ «о бухгалтерском чете и отчетности» УКП магазин №1 «Дом торговли» обязан хранить первичные учетные документы, реестры, бухгалтерского учета и отчетности в течение сроков, установленных в соответствии правилами организации государственного архивного дела, но не менее 3-х лет.

В организации действует постоянная комиссия по проведению амортизационной политики, которая осуществляет группировку объектов в соответствии с Временным республиканским классификатором амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным Постановлением МЭ РБ от 21.11.2001г. №186 (с изменениями и дополнениями), устанавливает нормативные сроки службы по объектам основных средств, не включенным в классификатор, сроки полезного использования, выбирает способ начисления амортизации для каждого амортизируемого объекта или групп объектов, производит пересмотр нормативных сроков службы. Состав комиссии отражен в приказе №18 от 19.02.2007г.

Основными средствами признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющее стоимость свыше 30-ти базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию (кроме компьютерной техники, без НДС), а по коврам и ковровым изделиям в пределах 10 базовых величин.

Начисление амортизации осуществляется линейным способом.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление без НДС.

 

2. Документальное оформление и учёт тары.

2.1. Виды тары и её оценка.

Тара — изделия (бочки, ящики, фляги, мешки, бутылки и др.) , предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей. Вся тара делится на два вида: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя тара – обёртки, картонные коробки, жестяные банки, флаконы, тюбики и др. её стоимость включается в себестоимость вновь созданного продукта и оплачивается потребителем, т.е. переходит в полную собственность покупателя.

Внешняя тара- тара, в которой транспортируется или хранится товар в процессе движения от производителя до потребителя (ящики, бочки, мешки и др.). её стоимость частично включается в стоимость товара, а частично- в стоимость тары. За сохранность тары отвечают те, кто несёт материальную ответственность за сохранность товаров. Потери, связанные с небрежным вскрытием или хранением тары, взыскиваются с виновных лиц.

В зависимости от материалов, используемых при изготовлении, внешняя тара делится на деревянную, картонную, металлическую, полимерную, бумажную, тканевую, полиэтиленовую.

Исходя из сопротивляемости механическим воздействиям тару подразделяют на жёсткую (деревянная, металлическая, стеклянная, полиэтиленовая); мягкую, которая меняет свою форму после освобождения её из-под товара (тканевая, картонная, полиэтиленовая); упаковочные материалы (деревянные, тканевые, металлические).

По степени использования (количеству оборотов) вся тара подразделяется на однооборотную (одноразовую) и многооборотную.

К таре одноразового использования относится тара, подлежащая после использования списанию:

1).деревянная тара, которая по своему техническому состоянию не может быть отнесена ни к одной из категорий ремонта и загрязнения;

2).прутяные корзин, решётки, лукошки для ягод;

3).бочки и ящики из-под рыбы;

4).плодоовощные ящики, передаваемые колхозам, совхозам предприятиями для поставки им плодоовощной продукции, перерабатываемой на консервы.

К многооборотной таре относят:

1).деревянные (ящики из-под макаронных, табачных и кондитерских изделий, бочки);

2).полиэтиленовая (ящики из-под молочных, рыбных продуктов и птицы);

3).изотермические контейнеры для мороженного;

4).железная (ящики из-под винно-водочных, молочных и рыбных товаров и мясокопчённостей, контейнеры из-под бакалейных изделий, корзины, бидоны, гильзы для мороженного);

5).стеклянная (банки, бутылки из-под молочной продукции, плодоовощных консервов и т.д.);

6).картонная (ящики).

    По свое конструкции многооборотная тара делится на неразборную, разборную и разборно-складную.

По принадлежности многооборотная тара подразделяется на инвентарную тару промышленных или торговых предприятий, которая имеет собственную маркировку; тару-оборудование поставщика (залоговую тару); возвратную тару.

    Инвентарная многооборотная тара торговых предприятий (деревянная, металлическая) не подлежит возврату поставщику.

    тара-оборудование поставщика (залоговая тара)_ это технические средства для улучшения транспортировки, временного хранения и продажи продовольственных и непродовольственных товаров методом самообслуживания. Такая тара (деревянная, керамическая, стеклянная, фарфоровая, металлическая, полиэтиленовая) многократно оборачивается между поставщиками и потребителями по залоговым ценам, долго не изнашивается и не ремонтируется и подлежит возврату только поставщикам. К ней относится в первую очередь стеклянная тара, за которую при продаже взыскивается залог с покупателя. Залог возвращается покупателю при возврате тары приёмному пункту или магазину.

    Возвратная тара также многократно оборачивается, но она быстрее изнашивается и часто ремонтируется. Эта тара подлежит возврату поставщику, тароремонтному предприятию или другим потребителям.

    На все виды тары при покупке действуют свободные отпускные цены, которые согласовываются в договорах. Установление цен приобретения и сдачи тары регламентируется инструкцией «Порядок оплаты транспортной тары, поставляемой с продукцией и при её возврате». Так, покупные цены на мешки зависят от их качества и подразделяются на четыре категории. Оплата мешков, поставляемых с продукцией, осуществляется в следующем порядке: 1 категория- по договорным ценам; 2 категория- в размере 15% от цены 1 категории; 3 категория- 20% от цены 2 категории; 4 категория- 30% от цены 3 категории. При этом на договорные цены 1 категории применяются скидки: за один мешок, не требующий ремонта, - 2%, за один мешок, требующий ремонта, - 3,7%. Сдаточные цены на мешки предусматриваются договором.

    Основная часть стоимости деревянной тары (60%) включается в цену товаров, 40%- в цену тары и оплачивается покупателем. Исключение получает деревянная тара, которая в дальнейшем не находит применения (бочки рыбные), или нестандартная тара. Её стоимость включается в полном размере в свободные отпускные цены товаров, в связи с тем, что она реализуется тароремонтным предприятием по договорным ценам как тароматериал.

    Картонная     тара оплачивается покупателем в размере 20% от договорной цены, а остальная часть её стоимости включается в свободные отпускные цены упакованного в неё товара.

    Сдаточные цены на деревянную и картонную тару выше покупных. Так. При возврате деревянной и картонной тары сдаточные цены определяются на основании покупных цен, но с применением коэффициентов:

· По деревянной таре: требующей ремонта- 1,2%, отремонтированной- 2,,0%;

· По картонной таре: возвратной, требующей ремонта- 1,5%; отремонтированной- 3,8%.

При возврате деревянной и картонной тары с порожними консервными стеклобанками розничными торговыми предприятиями коэффициенты не применяются, т.е. тара сдаётся по ценам приобретения.

Дифференцированный подход к установлению цен на поддержанную деревянную и картонную тару стимулирует эффективную работу предприятия, а при рачительном ведении тарного хозяйства позволяет получать доход.

Стоимость упаковочных материалов полностью включается в цену товара. Вместе с тем упаковочные материалы в учёте оцениваются по ценам возможной их реализации. Так, упаковочные ткани оцениваются в зависимости от материала.

Если договор предусматривает включение стоимости тары в цену товара, то она дополнительно покупателям не оплачивается. Однако эта тара подлежит возврату тароремонтным предприятиям по договорным ценам как тароматериал.

Если в договорах имеются указания, что стоимость тары не включена в цену товара, она оплачивается товарополучателями полностью по договорным ценам. Если товары в соответствии с нормативно-технической документацией должны поставляться без тары, но по условиям поставки или требованию покупателя они поставляются в таре, то последняя оплачивается по договорным ценам. В договорах предусматривается возврат тары в обязательном порядке поставщику товаров по ценам поступления. При отказе поставщиков товаров принять тару таросдатчик сдаёт её тароремонтным предприятиям по цене возможной реализации.

Многооборотная (инвентарная) тара оплачивается покупателями по договорным залоговым ценам.

Объектом обложения НДС не признаётся многооборотная залоговая инвентарная стеклянная тара. Любая другая тара производителя или продавца облагается НДС. Поэтому налог на стеклянную тару включается в её стоимость. При невозможности определения суммы НДС он пересчитывается в размере 18% от стоимости тары. Если тара не возвращается, а реализуется, то НДС также не выделяется. При сборе стеклянной тары и сдачи её поставщику торговые предприятия начисляют НДС только с суммы вознаграждения за сбор стеклянной тары (бонуса). Если тара реализуется предприятием-заказчиком на основании договора купли-продажи, то её стоимость включается в облагаемый налогом оборот. Следовательно, тарособирающие организации заплатят в бюджет НДС в размере 18%. То есть без налоговых вычетов, так как отсутствует самостлоятельное выделение для вычета соответствующей суммы налога и население не является плательщиком налога.

 

 

2.2. Документальное оформление поступления и выбытия тары.

Основными источниками поступления тары являются поставщики, производственные предприятия своей системы, тарные склады. Поступившую тару приходуют в те же сроки и таким же способом, как и товары, так как они указываются в одном и том же документе.

    При поступлении тары в торговые предприятия обращается внимание на соответствие её качества техническим условиям и стандартам или категориям (по тканевым мешкам), на наличие и правильность маркировки и цен. При отсутствии маркировки тара принимается как тароматериал. Немаркированная тара может быть признана непригодной к повторному использованию. В этом случае деревянная тара подлежит сдаче на тароремонтные предприятия как тароматериал, а картонная засчитывается в погашение обязательств по сдаче возвратной тары.

    На упаковочные ткани, не указанные в счёте поставщика, составляется специальный акт «Об оприходовании тары, не указанной в счёте поставщика». Она приходуется по ценам возможной реализации. При отражении в платёжных документах цен на мешки кроме договорной цены проставляется цена первой категории.

    Порядок и сроки сдачи и возврата тары регулируется различными инструкциями : «О порядке сдачи, возврата и повторного использования деревянной и картонной тары», «О порядке приёмки, использования и возврата тканевых мешков из-под сахара», «О сборе и хранении бутылок из-под вина», «Особые условия поставки товаров». сбор любой тары осуществляется по договору комиссии (поручения).

    Согласно указанным выше инструкциям, договорам и в зависимости от вида товара, тара возвращается поставщикам; складам оптовых предприятий; тароремонтным предприятиям; тарным базам и складам; другим потребителям для упаковки выпускаемой ими продукции по наряду тароремонтного предприятия.

 Расходы по доставке тары транспортными средствами тарочдатчиков оплачивают таросдатчики или поставщики исходя из условий договора.

Документальное оформление отгрузки тары зависит от способа её отправки. Так, при централизованном вывозе тары составляются ТТН вчетырёх экземплярах за подписями ответственных представителей таросдатчика и тароремонтного предприятия. В ТТН указываются количество, сдаточные и учётные цены, стоимость тары по сдаточным и учётным ценам. Вывоз тары средствами таросдатчика также оформляется ТТН. При несоответствии количества и качества возвращаемой тары количеству и качеству, указанным в документах таросдатчика, составляется акт. В случаях, когда специализированные базы переотправляют товары, на возвратную тару одновременно с указанными документами выписывается сертификат.

Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, поломки (боя) или порчи, оформляется соответствующим актом. Акт составляется комиссией, которая производит осмотр тары и определяет причины ее непригодности, а также виновных лиц, допустивших поломку, бой или порчу тары. Комиссия принимает решение о порядке возмещения ущерба от порчи тары. Списание непригодной тары производится после утверждения акта руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Непригодная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации в соответствующее подразделение организации, организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки. Сдача непригодной тары в соответствующее подразделение, осуществляющее ее утилизацию, либо отпуск (отгрузка) непригодной тары (стеклянный бой, металлический лом и др.) организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки (стекольные заводы и др.) оформляется накладной (товарно-транспортной накладной).

Таросдатчики представляют справку о движении возвратной освободившейся тары тароремонтным предприятиям не позднее чем в 10-дневный срок по истечении отчётного периода. В справке указывается количество освободившейся тары, использованной для упаковки собственной подукции и возвращённой непосредственно поставщикам или другим потребителям.

При выявлении несвоевременной сдачи тары составляется расчёт штрафных санкций, который зависит от её вида.

Потери по таре также возникают при сдаче тары поставщикам, тарособирающим предприятиям по ценам ниже цен, по которым тара поступала. Тароремонтные предприятия взыскивают штраф на основании акта проверки сдачи тары: поставщик - на основании копии сертификата, выписанного поставщиком или специализированной оптовой базой; таросдатчики - на основании ТТН, в которой указываются причины отказа в приёмке доставленной таросдатчиком тары.

В учетной политике должно быть отражено, что на расходы предприятия принимается разница между стоимостью тары по ценам поступления и стоимостью по ценам возврата (сдачи) тары.

При сдаче тары в виде тароматериала руководитель предприятия принимает решение о возмещении убытков.

Убытки по операциям с тарой предъявляются к возмещению материально ответственным лицом или относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности.

При возврате мешков не допускается понижение их качества более чем на одну категорию. В противном случае с таросдатчиков взыскивается штраф. За несвоевременный возврат мешков и снижение их качества более чем на одну категорию взыскивается штраф в размере двукратной стоимости каждого мешка. При задержке возврата мешков свыше двух месяцев взыскивается повторный штраф в размере двукратной стоимости (при этом предприятия от возврата мешков не освобождаются).

Разница между стоимостью тары по ценам поставщиков и средним учетным ценам относится на счет 42 «Торговая наценка» (отдельный аналитический счет). После инвентаризации тары суммы на счете 42 «Торговая наценка» корректируются счетом «Внереализационные доходы и расходы» (как результат по операциям с тарой).

 

2.3. Синтетический и аналитический учёт тары.

Учёт залоговой тары зависит от вида материала, из которого она изготовлена, и от организации её оборота. При организации оборота тарооборудования между постащиками и покупателями по принципу равночисленного обмена (штука на штуку) бухгалтерские записи по её движению не производятся. В таких случаях в товарно-транспортных документах производится отметка «контейнеры на обмен» и их стоимость не включается в сумму, причитающуюся к оплате.

Залоговую деревянную, полиэтиленовую, металлическую тару поставщика учитывают по договорным ценам. Сумма залога указывается отдельной строкой в каждом документе на отпущенный товар. При возврате тары в исправном состоянии залоговая сумма возвращается таросдатчику. За каждый раз использования этой тары покупатель (торговые организации, предприятия) возмещают поставщику часть расходов, связанных с её ремонтом и амортизацией. Как правило, по таре из-под хлебобулочных изделий (контейнерам, стандартным лоткам) покупателями оплачивается залог в размере 50% её амортизации, а по таре из-под других видов продукции сумма залога определяется по договорам. Размер этих расходов устанавливается по договору с учётом срока службы, условной оборачиваемости тары и времени нахождения её у поставщика и покупателя.

Залоговую стеклянную, фарфоровую, керамическую тару поставщика учитывают, приходуют и сдают по договорным ценам. Кроме того, покупатель (таросдатчик) возмещает стоимость повреждений тары или недостающих деталей (крышек, вкладышей тары из-под молочной посуды и др.) по расценкам, устанавливаемым в договорах. За сбор и возврат тары поставщики начисляют и перечисляют торговым организациям вознаграждение (бонус), которое распределяется между работниками, принимающими участие в сборе и отгрузке тары. Вся возвратная тара учитывается и приходуется в текущем бухгалтерском учёте по цене приобретения, а сдаётся по сдаточным ценам.

Если стоимость тары (упаковочных материалов) полностью включается в цену товара, то такая тара называется тарой без цены. Однако она, как и любая другая, должна быть оприходована материально-ответственными лицами. Учётными и сдаточными ценами этой тары являются цены возможной её реализации.

Торговые предприятия и организации могут изготавливать тару своими силами. Тару собственного производства учитывают по себестоимости.

Для синтетического учёта тары используется несколько счетов. Инвентарная тара, принадлежащая предприятиям – поставщикам товаров, учитывается на их балансе и подлежит обязательному возврату. Обменный фонд тары-оборудования учитывается на субсчёте 41/3 «Тара под товаром и порожняя».

 Инвентарная тара торговых предприятий в зависимости от стоимости отражается как хозяйственный инвентарь на активных счетах и субсчетах: 01 «Основные средства», 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», 10/10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», 10/11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». Тара стоимостью не менее 30 базовых величин за единицу и со сроком службы более одного года учитывается на активном счёте 01 «Основные средства». Тара со сроком службы менее одного года, независимо от стоимости или стоимостью менее 30 базовых величин за единицу независимо от срока службы, - на активном счёте 10 «Материалы» в разрезе субсчетов.

Залоговую стеклянную, фарфоровую, керамическую тару в оптовой торговле учитывают вместе с товарами на активном субсчёте41/1 «Товары на складах». а порожнюю стеклянную тару и все остальные виды возвратной тары (упаковочные материалы, картонная, деревянная) – на активном субсчёте 41/3 «Тара под товаром и порожняя».

Расчёты с поставщиками, тароремонтными предприятиями и другими покупателями тары ведутся на счёте 45 «Товары отгруженные».

Расходы по операциям с тарой, связанные с её амортизацией, ремонтом, очисткой, обработкой, погрузкой, списанием, хранением и транспортировкой тароремонтным организациям и поставщикам, а также разница в приёмных и сдаточных ценах на тару учитывается по дебету собирательно-распределительного субсчёта 44/2 «Издержки обращения».

Так как тара учитывается на различных активных счетах и субсчетах, её поступление отражается по дебету счетов, а её выбытие – по кредиту.

Поступление и выбытие тары на счетах 01. 10, 41 отражаются так же, как и по другим товарно-материальным ценностям в корреспонденции с различными активно-пассивными счетами.

     Рассмотрим синтетический учёт тары на конкретном примере Унитарного коммунального предприятия магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида.

    пример:

Выписана ТТН за номером 0077291 на поступившие товары с тарой. Перевозка осуществлялась на автомобиле ГАЗ 3309 АА 3962-4. Владельцем данного транспорта является ГП «Птицефабрика Красноармейская». Водитель Шушкевич Б.М. Заказчик – государственное предприятие «Птицефабрика Красноармейская», г.п.Мир, ул.Красноармейская, 41, р/с 30122012-0012 в Филиал № 411 АСБ «Беларусбанк» код 152101695, адрес: 231430, Гродненская обл., г.п.Кореличи, ул.1 Мая, 4а. 3012014500023 в Филиал № 416 АСБ «Беларусбанк» код

Синтетический учёт поступления и выбытия тары в табл 6.1

Регистром синтетического учёта по счёту 41/3 «Тара под товаром и порожняя» является журнал-ордер № 1 и ведомость к нему. Эти документы заполняются так же, как и по счёту 41 «Товары».

Аналитический учёт тары в бухгалтерии оптовых баз ведётся аналогично учёту товаров в зависимости от способа хранения (партионного или сортового).

При сортовом способе учёта может применяться как количественно-суммовой, так и оперативно-бухгалтерский метод учёта.

    На оптовых предприятиях учет тары на складах ведется на карточках или в товарной книге в разрезе установленной номенклатуры по количеству и сумме. На 1-е число каждого месяца остатки тары по данным складского учета сверяются с остатками тары по данным учета бухгалтерии. Может применяться оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета тары, при котором бухгалтерия ведет учет тары только в сумме, а склады — по наименованиям тары и количеству. На 1-е число месяца складской учет обсчитывается по ценам в суммовые остатки и производится сверка остатков по данным складов и бухгалтерии.

Аналитический учёт тары в бухгалтерии розничных торговых предприятий совмещается с количественным учётом тары, который ведётся на обратной стороне товарных отчётов по видам и ценам тары. На лицевой стороне товарного отчета — в суммовом выражении по каждому приходному и расходному документу с подсчетом общих итогов и выведением остатков; на оборотной стороне товарного отчета — по видам тары (установленной номенклатуры) ведется количественно-суммовой учет. Суммовые итоги учета на оборотной стороне отчета должны быть тождественны итогам учета на лицевой стороне товарного отчета.

 

 

 

        

        

                                              

 

                                                                                         

На счете 41 «Товары» по залоговым ценам учитывается стеклянная посуда, поступившая вместе с товарами от поставщиков. Поскольку стоимость стеклопосуды, проданной вместе с товарами, увеличивает розничный товарооборот, условно из товарооборота вычитается стоимость возвращенной населением стеклянной посуды.

 

Аналитический учет тары ведется бухгалтерской службой в количественном и стоимостном выражении по складам, подразделениям и местам хранения, материально-ответственным лицам, а внутри них — по видам и группам тары..

Оптовые предприятия, как правило, реализуют товары в таре, полученной от производственных предприятий. Тара включается в расходные товарные документы с учетом НДС в порядке, изложенном выше.

Продажа тары населению производится с оплатой ее стоимости в кассу предприятия, при этом чек пробивается на кассовом аппарате по отдельному счетчику.

В бухгалтерском учете предприятий оптовой торговли учет тары (если тара невозвратная и отдельно ее стоимость в расчетных документах не выделена) отражается следующим образом:№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов

дебет кредит

1. На стоимость товаров вместе с тарой 41-1 60

2. Отражен НДС от стоимости товара и тары, приобретенной вместе с товаром и не подлежащей возврату 18-4 60

3. Реализованы товары по ценам продажи    62 90

4. Списана стоимость реализованных товаров 90 41-1

5. Начислены налоги в соответствии с законодательством 90 68

6. Поступила оплата   51 62

 

стр 251 Кожарский

Сокращение товарных потерь – источник увеличения доходов предприятия. Основными путями сокращения товарных потерь являются: увеличение материально-технической базы торговли; совершенствование товародвижения и хранения товаров; хорошо налаженный учет.

Цель бухгалтерского учета – устранить непроизводственные расходы. Для её достижения необходимо проверять правильность документального оформления товарных потерь, законность, своевременность, целесообразность их списания, контролировать соблюдения нормативов товарных запасов, своевременно выявлять неходовые, залежалые и недоброкачественные товары.

 

                                      Заключение

При помощи учётной информации отражается фактическое наличие и движение хозяйственного объекта. Действенность управления обуславливается полнотой, достоверностью и своевременностью учётной информации. Это позволяет предотвращать принятие неоправданных решений, наносящих ущерб экономике организации. Поэтому при переходе к рыночной экономике возникает необходимость пересмотра многих экономических концепций, в том числе и учётных. Отсюда вытекает, что с развитием экономики требуется постоянное совершенствование методологии учёта и отчётности применительно к современным требованиям управления.

Действующая до перехода к рыночным отношениям система бухгалтерского учёта была, главным образом, предназначена для предоставления необходимой информации центральным планирующим органам для осуществления централизованного контроля и управления экономикой, т.е. она в основном являлась инструментом внешнего административного контроля за государственными организациями. При этом учёт в нашей стране не согласовывался с международными стандартами.

При переходе на новые условия хозяйствования и выхода на международный рынок потребовалось изменить существующую систему бухгалтерского учёта и отчётности, максимально приблизив её к мировым стандартам.

Учёт должен занять одно из главных мест в системе управления экономикой, поскольку в нём находят отражение реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления.

В последнее время в нашей республике проводится значительная работа по улучшению методологии и организации бухгалтерского учета. Разработаны и изданы новые нормативные акты, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях, ведомствах и организациях независимо от форм собственности и максимально приближенные к международным стандартам. В частности изданы: Типовой план счетов бухгалтерского учета ; закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»; Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг; Правила ведения кассовых операций в РБ; Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; Положения и инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов и др.

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета обусловлены переходом к рыночной экономике.

Выход организации на внешнеэкономические связи, широкое привлечение иностранного капитала в народное хозяйство, создание свободных экономических зон требует приведения отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой международных стандартов. При этом, создавая национальную систему учета и отчетности, необходимо учесть, что бухгалтерский учет должен обеспечить более экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение производственных запасов и высокие доходы.

При совершенствовании бухгалтерского учета важным является широкое внедрение передовых форм и методов учета ( АРМ бухгалтера, нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции и др.)

Важным в совершенствовании организации бухгалтерского учета является использование современных технологий автоматизированной обработки учетно-аналитической информации. Для этого необходимо унифицировать и стандартизировать процесс документирования применительно к условиям механизированной обработки. Это позволит осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного первичного документа. Причем автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращение документооборота, создания массивов постоянной информации.

 

 

Литература

1.Закон РБ от 18.10.1994 №321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»: в ред. Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007г. №302-3|| Консультант Плюс: Респ.Беларусь. Технология 3000/ ООО «Юрспектр», Нац.центр правовой информ. Респ.Беларусь.- Минск 2008.

6. Положение о приемке товаров по количеству и качеству ,утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 №1290.

7.Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (в ред.от 11.12.2008 №187).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 (ред.от 26.05.2008 №85).

24. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь «О внесении изменений в особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям торговли и общественного питания» от 29.04.1999 №47.

37. Основание положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденное Министерством экономики, Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, Министерством труда Республики Б. – Сб.норматив. док. – Минск: Информпресс, 2004.- 260с.

38. Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по предприятиям торговли и общественного питания, утвержденные Министерством торговли Республики Беларусь от 17.07.1998 № 12-01-01/210.

45.Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 № 74.

49. Бухгалтерский учет в торговле:учеб./ под ред. В.В.Кожарского. – Минск: Новое знание, 2004-814 с.

50. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: практ.пособие/ Л.И. Кравченко ; под.ред. Л.И. Кравченко 4-ое изд., перераб. И доп.- Минск: ФУАинформ, 2008.-768 с.

51.Бухгалтерский учет: учеб./И.И.Бочкарева; под ред. Я.В.Соколова.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004-768 с.

52.Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб.пособие/ Пономоренко; под общ.ред. П.Г. Пономоренко – 2-ое изд., испр.- Минск: Выш.шк., 2007-527 с.

61.Кожарская Н.В. Основы бухгалтерского учета/ Н.В. Кожарская, В.В. Кожарский. - Минск: ООО «Совр.шк.», 2006. – 350 с.

56.Завилейский, Г.Г. Бухгалтерский учет в торговле: пособие / Г.Г.Завилейский, Н.В.Мартынов. – 4-ое изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2008. – 384 с.

    53 Бухгалтерский учёт. Теория. Документы. Корреспонденция счетов. Регистры. Отчётность: практ. пособие / Н.И.Ладутько (и др.); под общ. ред. Н.И.Ладутько. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 808с.

        










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...