Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №28. Образование древнего Вавилонского государства. 1 вавилонская династия.




Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родо-племенной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения.

Первая Вавилонская династия.

· ок. 1895—1881 гг. до н. э.: Суму-абум

· ок. 1881—1845 гг. до н. э.: Суму-ла-Эль

· ок. 1845—1831 гг. до н. э.: Сабиум

· ок. 1831—1813 гг. до н. э.: Апиль-Син

· ок. 1813—1793 гг. до н. э.: Син-мубаллит

· ок. 1793—1750 гг. до н. э.: Хаммурапи-p.sТ.кмы все равно не запомним их всем, дальше речь будет о нём.

· ок. 1750—1712 гг. до н. э.: Самсу-илуна

· ок. 1712—1684 гг. до н. э.: Абиешу

· ок. 1684—1647 гг. до н. э.: Амми-дитана

· ок. 1647—1626 гг. до н. э.: Амми-цадука

· ок. 1626—1595 гг. до н. э.: Самсу-дитана

Первая вавилонская династия царей. Она ведет свое начало от Сумуабума (1894–1881 годы до н. э.). Наиболее знаменитым представителем этого рода стал шестой царь, Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.) — выдающийся государственный деятель, отличный стратег, умелый дипломат, талантливый законодатель и организатор (и просто милашка^_^). Именно при нем Вавилония превратилась в одно из наиболее могущественных государств, объединив на короткое время всю Месопотамию. Собственно, со времени правления этого человека для обозначения Южной Месопотамии начинает использоваться термин Вавилония.

Шестой царь Первой династии сумел сделать для своего народа практически столько же, как и все его предшественники и потомки вместе взятые. Его стараниями была сооружена сеть каналов, позволивших значительно расширить посевные площади. Особое значение приобрел знаменитый канал, носивший название «реки Хаммурапи», или «Хаммурапи-изобилия». Одновременно в Вавилонии серьезный размах приобрело скотоводство, появилось множество ремесленников. Вавилон активно налаживал внутреннюю и внешнюю торговлю: статьями государственного экспорта стали зерно, финики, масло, ремесленные изделия, а импортировались металлы, камень, дерево, предметы роскоши и рабы. Благодаря Хаммурапи Вавилония быстро стала богатой и процветающей страной.

В то время общество Вавилонии делилось на три слоя населения: свободных людей, мушкенумов («склоняющихся ниц») и рабов. Интересно, что мушкенумы, работавшие на царской земле, все же обладали гражданскими правами, правда, ограниченными. Тем не менее, они могли иметь личное имущество и даже рабов, кроме того, права мушкенумов защищались в суде. А вот рабы, к которым принадлежали военнопленные, попавшие в долговое рабство лица, люди, потерявшие прежний статус в наказание за совершенное преступление, находились на самом «дне» общества. Однако им все же позволялось иметь небольшое имущество. К тому же, у детей, рожденных от связи рабовладельца и рабыни, имелся шанс получить часть состояния родителя: для этого отцу было достаточно включить внебрачное чадо в число своих наследников.

Определенный интерес вызывает и положение женщин. Несмотря на всяческие ущемления их прав, вавилонские дамы могли самостоятельно распоряжаться своим приданым и принадлежавшей им частью имущества, нажитого во время супружества. Многие женщины, будучи незамужними и имевшие деловую хватку, сколачивали себе неплохое состояние и могли ни от кого не зависеть.

Во главе Вавилонии стоял, естественно, царь, который обладал неограниченной властью. В руках монарха было сосредоточено в разное время от 30 до 50 % всех земельных угодий державы. Данные территории правитель нередко предпочитал сдавать в аренду на выгодных для себя условиях. Он также руководил разветвленным, но действенным бюрократическим аппаратом. За исполнением воли царя и неукоснительным выполнением его законов наблюдал государственный суд. Что касается финансово-податного ведомства, то в его ведении находилось взимание налогов. В целом, власть опиралась на армию, которая состояла из отрядов тяжело— и легковооруженных воинов. Профессия военного являлась очень популярной, поскольку «служивые» в виде платы за труды получали земельные наделы. Особо отличившиеся награждались также домом, иногда садом и скотом.

Хаммурапи наглядно продемонстрировал своим сторонникам, насколько выгодным может оказаться использование дипломатии в военных целях. Он сумел заключить мир с Ларсой, что позволило аморейским войскам обратить свои силы против южных соседей и завоевать Урук и Иссин. Затем, когда Мари (город-государство на среднем Евфрате) освободилось от влияния Ассирии, вавилонский царь заключил мир с его главой Зимрилимом. Когда же Ассирия и Ларса начали помогать правителю Эшнуну (небольшого государства в районе реки Диялы), Хаммурапи сумел не только покорить названные земли, но и разгромить недавнего своего сторонника — Ларсу. После того как необходимость в союзе с Зимрилимом отпала, вавилонский царь без зазрения совести захватил Мари. Скоро та же участь постигла и Элам. (Если коротко, то принцип РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!)

К тому времени Ассирия сильно ослабела и была вынуждена признать над собой власть Хаммурапи.

При данном представителе династии начали быстро развиваться искусство и наука. Особое внимание лучшие умы Вавилонии уделяли медицине, математике и астрономии. Что же касается религии, то в столице государства по-прежнему существовали храмы многих богов. Однако официальным верховным божеством всего царства Хаммурапи стал Мардук.

Особую известность Хаммурапи получил благодаря действиям, предпринятым им в области юриспруденции. Его считают автором знаменитого древнего свода законов. Написанные клинописью 282 (!) параграфа некогда были выбиты на каменных стелах столичного святилища Мардука. Копии данных документов на базальтовых столбах имелись в каждом из городов державы.

В основу своих законов царь положил традиционные семитские правовые нормы. Наиболее известной из их перечня является «око за око, зуб за зуб». Надпись, предшествовавшая собственно юридическим выкладкам, предупреждала: «Сюда должен прийти пострадавший, выдвигающий какие-нибудь иски, прочитать надпись и руководствоваться в своих действиях этими мудрыми словами. На камне он найдет пояснения, что делать, то есть найдет и свои права». Интересно, что законы Хаммурапи касались не только уголовного права. Много внимания уделялось принципам государственного управления, ведения торговли, правовым отношениям супругов, законам наследования имущества. То есть стелы содержали пункты, имеющие отношение ко всем сторонам жизни: общественной, политической, торгово-экономической, социальной и частной. Хаммурапи — первый создатель официального уголовного и гражданского правового кодекса государства, написавший свод законов во второй год своего правления, утверждая, что это было время, «когда созданы основы справедливости».


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...