Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные идеи философии Возрождения.




1)Начинает утверждаться антропоцентризм 2)Постулирование творческой сущности человека

3)Утверждаются идеи гуманизма. Признание человека личностью с неотъемлемыми личными правами.

4)Эстетическое понимание действительности доминирует над научными и морально-этическими проявлениями.

 

20.Философия И. Канта.

Кант (1724-1804). Жил в Кенигсберге. Сторонник критической философии и задумывал ее как альтернативу старой догматической философии. Разница: догматическая философия стремится сформулировать истину о мире, а философия Канта ставит задачи оценить границы и степени истинности человеческого знания и практики. Человек познает и практически действует, а это соответствует области человеческого ума. Познание – сфера чистого разума (чувство, рассудок). Практика – сфера практического разума (собственный разум). Границы чувства и рассудка он рассматривает в труде «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Кант вводит 2 различения. Существуют различия между эмпирическими и априорными (вне опыта) суждениями. Аналитические суждения – суждение, в котором предмет является частью субъекта. В свою очередь, синтетические суждения – в которых предмет не вытекает из суждения. Они могут быть получены только на основе чувственного восприятия, либо нашего собственного, либо восприятия других людей чье словесное свидетельство мы принимаем. Априорные суждения – они могут проявляться на опыте, но при этом имеют другую основу, нежели опыт. Кант формулирует вопрос: Как возможны априорные, синтетические суждения? Ответ на этот вопрос и является одновременно ответом на вопрос о границах чувства и разума. Синтетические априорные суждения в области чувств являются представления о пространстве и времени. В сфере рассудка аналогами синтетическим априорным идеям выступают категории. К ним относятся: количество, качество, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование. Поэтический человек способен видеть мир лишь пространственно временным и понимать его только категориально, но нет никаких гарантий, что именно такова истина в себе, что именно таков истинный мир. Главный вопрос критики практического разума у Канта, звучит так: каковы общечеловеческие идеи и императивы (законы поведения человека и сообщества) и они являются границами человеческой практики. Кант показывает недостаточность априорных идей чистого разума для адекватного ориентирования в мире. Существуют не воспринимаемые вещи, которые в сфере чистого разума могут быть доказаны диаметрально противоположные суждения (антиномия). Кант формулирует и доказывает несколько антиномий. «Человек и свободен, и подчинен законам необходимости». «Существует и не существует абсолютное существо». «Мир имеет начало и ограничен в пространстве, мир бесконечен как во времени, так и в пространстве». Эти антиномии познавательно не разрешимы. Человеческая практика требует их разрешения. Выход из ситуации состоит в априорных идеях практического разума. Идеи Бога и связанные с этим императивные практические действия. Кант дает 3 версии категорической императивы. 2 из них относятся к области морали, а 3 к области политики:

1)Действуй так, чтобы Максима твоего поведения могла стать всеобщим законом.

2)Никогда не относись к другому человеку как к средству, но всегда как к цели.

3)Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными.

Вывод: По Канту граница человеческого знания о мире – это есть пространственно временные представления и категории. Границы человеческой практики есть идеи Бога и свободы и категорический императив. Человек в своем человеческом совершенствовании стремится к этим предметам. Человек по природе своей не может перемахнуть через эти пределы.

 

21.Метод и система Г. Гегеля.

Философия Гегеля (1770-1831). Им был разработан диалектический метод познания. Главный философский труд «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Ничто истинно не существует, кроме целого. Единственная истина – целое. Идея абсолютна. Мысль, мыслящая самою собою. Абсолют есть чистое бытия. Когда о чем-то говорят, что оно есть, и его нет, то это означает, что он формируется, проходит становление. Абсолют есть становление. Но становление оказывается становлением, когда есть результат. Гегель утверждает, что пдютюдл на основе самопротиворечивости пред из любого пред абсолюта вывести конечную абсолютную идею, можно из плитки вывести Вселенную. Тезис, атитезис, синтез. Синтезом является тезис, только в другой атномении. Логика Гегеля кроме субъективной диалектики рассуждений содержит объективную диалектику мира. Развивается мир по диалектической философии 3 основных законов:

1)Закон отрицания. Этот закон развивает направленность процесса развития.

2)Закон перехода количества в качество

3)Закон единства и борьбы противоположностей, которые определяет источник процесса развития

С логикой Гегеля связано несколько известных афоризмов. Все действительное разумно, все разумное действительно. Противоречия – есть критерии истины, а отсутствие противоречий – есть критерии заблуждения.

Все действительное разумно, Все разумное действительно.

Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждений.

Истина – это соответствие предмета своему понятию.

Тезис→антитезис→синтез

 

Феноменология Э. Гуссерля.

Гуссерль (1859-1938). Цель: построить науку о науке. Изучение мира следует начинать с исследования сознания, т.к. реальность доступна людям только через сознание. И тогда возникают вопросы:

1) Что есть сознание? Чем оно отличается от того, что не является сознанием? Феноменология стремится выделить допредметное, чистое, досимволическое сознание, и определить его особенности. В своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек наивен, т.к. он не видит тех смыслов, которые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек считает, что познает объект как нечто независящее от сознания своего и других людей, но на самом деле это не объекты, а предметы, в которые человек вносит определенный смысл. Их необходимо очистить от необходимости познаний в смыслах. Наивная повседневная жизнь, которая является источником всех теории и понятий науки. Мы исследуем вторичные образования действительности мира и из них черпаем понятие науки.

2)Как образуются вторичные образования мира? Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняется из актов самосознания и семяизвержения. Самосознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...