Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Легенда о происхождении императоров




Согласно легенде, императоры Японии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. Аматэрасу унаследовала Землю и через некоторое время послала своего внука Ниниги править Японскими островами, сотворёнными её родителями. Когда Ниниги готовился покинуть Небо, она дала ему три предмета, которые должны были облегчить ему путь: бронзовое зеркало, ожерелье из драгоценных камней и меч. Получив эти вещи, которым суждено было стать регалиями японских императоров, принц Ниниги спустился с Неба на вершину горы Такатико на Кюсю. Он женился и со временем передал регалиисвоему внуку Дзимму, первому земному императору Японии. Согласно легенде, император Дзимму правил ещё в 660 г. до н. э., но первое реальное документальное упоминание об императоре как главе государства приходится на начало V в. н. э.

Имена

Японские Императоры не имеют фамилий. Их прижизненные имена табуируются и не употребляются в официальных источниках на японском языке. После смерти Императоров их называют посмертными именами, которые состоят из двух частей: имени, прославляющего добродетели покойного монарха, и титула тэнно: — «Император». Например:

Прижизненное имя Посмертное имя
Каму яматоиварэхико-но микото Император Дзимму (дзиммутэнно, Император Божественный воин)
Муцухито Император Мэйдзи (мэйдзитэнно, Император Просвещённого правления)
Хирохито Император Сёва (сёватэнно, Император Просвещённого мира)

Традиция присвоения посмертных имен зародилась в 8 веке, во времена существования системы рицурё. По этой традиции они образовывались путем сочетания иероглифов, взятых из посмертных имен императоров-предшественников. К посмертному имени также прилагались название места нахождения Императорского дворца покойного монарха и название его гробницы.

Имя правящего Императора также табуируется в японском языке. Его называют просто тэнно — «Император» или киндзётэнно — «Правящий император». На русском языке такого монарха называют по прижизненному имени, добавляя впереди последнего обращения «Его величество» или «Его величество Император».

Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отда­ется старшему сыну Императора. Лица женского пола насле­довать трон не могут. Царствование каждого Императора про­возглашается определенной "эрой", в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правле­ния данного Императора считается первым годом соответству­ющей эры и т. д. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.

Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Что­бы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям — стать­ям Конституции, но и к фактической деятельности Императо­ра. По Конституции (ст. 1) Император является символом го­сударства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен пол­номочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного су­дью Верховного суда (ст. 6).

По совету и с одобрения Кабинета Император от имени на­рода осуществляет следующие действия, относящиеся к де­лам государства (ст. 7):

— промульгацию поправок к Конституции, законов, пра­вительственных указов и договоров;

— созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;

— подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

— подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;

— пожалование наград;

— подтверждение в соответствии с законом ратификаци­онных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;

— осуществление церемониала.

В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов император­ской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-пред­седателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.

Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского дво­ра, действующее при канцелярии Премьер-министра. Началь­ник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность ко­торого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек.

В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномо­чий.

На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, вли­яние на формирование правительства, верховное главноко­мандование вооруженными силами. Император — это символ единства народа, в повседневной жизни выполняет церемони­альные функции внешнеполитического характера.

Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императо­ру приходится выполнять не только единолично, но и с чле­нами императорской семьи. Например, как свидетельствует официально распространяемый красочный буклет "Император­ская семья", со времени своей свадьбы Их Императорские Ве­личества совершили официальные визиты в несколько десят­ков стран мира. По признанию императрицы, "число обяза­тельных для членов императорской семьи мероприятий резко возросло". В качестве одной из причин этого она привела "зна­чительный рост числа гостей, прибывающих из зарубежных государств, обусловленный тем обстоятельством, что число независимых государств более чем удвоилось с 1960 г., когда я только стала членом Императорской фамилии".

Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероп­риятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприя­тия, научные центры, художественные выставки и благотво­рительные мероприятия.

Как отмечают некоторые японские юристы и политиче­ские деятели, в связи с тем, что в Конституции отсутствует четкое разграничение между понятиями "государственные дела" и "государственная политика", отсутствуют статьи, зап­рещающие Императору затягивать выполнение решений пред­ставительного органа, равно как нет четко сформулирован­ной процедуры роспуска Палаты представителей, Император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверж­дение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обы­чая Император этого никогда не делал. Следует также доба­вить, что жизнь Императора и его семьи окутана таинствен­ностью и в отличие от других монархий приставленные к нему государственные чиновники постоянно ограждают его от кон­тактов с внешним миром.

Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определен­ных условиях важнее формальных полномочий. Как показал опрос японских избирателей в начале 90-х гг., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую форму правления.

 

 

Вопрос

Парламент

По конституции, единственным законодательным органом Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей (500 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Выборы в обе палаты - прямые, право голоса имеют все граждане, достигшие 20 лет. В палату представителей можно быть избранным по достижении 25 лет, в палату советников - 30 лет. В соответствии с порядком прохождения законопроектов, палата представителей - нижняя, а советников - верхняя в японском парламенте.

Порядок формирования парламента определяется конституцией страны, а также законом о выборах публичных должностных лиц от 15 апреля 1950 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Палата представителей переизбирается каждые четыре года, но может быть распущена досрочно. В этом случае выборы нового состава палаты проводятся не позднее чем через 40 дней после роспуска, а парламент созывается в течение 30 дней после выборов. Обычно выборы проводятся за 30 дней до истечения срока полномочий палаты. В течение полувека выборы в палату представителей проходили по 130 многомандатным округам, в каждом из которых в зависимости от численности избирателей избиралось от трех до пяти депутатов. Однако весной 1994 г. бьш принят новый порядок выборов, а в октябре 1996 г. состоялись первые выборы по новой системе. Суть изменений заключается в том, что число депутатов палаты сократилось до 500 (было 512), причем большая их часть (300) избирается по малым одномандатным округам, а остальные - по партийным спискам пропорционально собранным партиями голосам в едином национальном округе. Избранными считаются кандидаты, собравшие наибольшее число голосов. Этот порядок выборов отвечает интересам крупных партий и офаничивает возможности представительства в парламенте менее влиятельных политических объединений. Каждый кандидат в депутаты вносит денежный залог, который не возвращается и переходит в собственность государства, если кандидат не наберет установленного минимума голосов.

Палата советников избирается на 6 лет, однако каждые 3 года половина ее депутатов переизбирается. Принцип ее формирования несколько иной. По префектурным многомандатным избирательным округам (в Японии 47 префектур) избирается 150 депутатов, еще 2 - от острова Окинава, а 100 депутатов избираются по общегосударственным спискам партий в масштабе всей страны, т.е. избирательным округом здесь является вся страна.Как правило, по общенациональному избирательному округу баллотируются широко известные политические и государственные деятели. Выборы проводятся за 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава верхней палаты.

Организация и проведение голосования на избирательных участках осуществляется специальными наблюдателями, назначаемыми местными избирательными комиссиями и тремя-пятью свидетелями из числа избирателей. Кроме того, каждый кандидат в депутаты имеет право направить в счетную комиссию одного своего представителя.

Избирательная кампания в Японии отличается большим своеобразием. Закон о выборах определяет, что всем кандидатам в предвыборной борьбе обеспечиваются равные возможности. Поэтому существует целый ряд ограничений на предвыборную деятельность. Например, четко установлены сроки ведения избирательной кампании (15 дней), и ровно в 8 часов вечера накануне дня выборов всякая агитация заканчивается. Кроме того, для всех кандидатов устанавливается одинаковое количество и одинаковая продолжительность выступлений по государственным и частным каналам телевидения и радио, ограничивается количество уличных речей, агитационных машин и стендов, листовок, почтовых открыток и т.п. Запрещен и обход жилых домов кандидатами и их доверенными лицами.

К основным функциям и компетенции парламента относятся: законодательная деятельность - рассмотрение законопроектов и принятие законов; финансовые полномочия - ежегодное утверждение национального бюджета; контроль над исполнительной властью, основными способами осуществления которого являются назначение премьер-министра, постановка вопроса о доверии правительству, организация специальных комиссий для расследования деятельности кабинета министров по вопросам государственного управления; формирование суда для рассмотрения дел судебных работников, против которых было возбуждено дело об отстранении от должности, контроль за деятельностью судебных органов; полномочия в области внешней политики, в том числе рассмотрение и одобрение международных договоров. Роль парламента в законодательном процессе состоит, главным образом, в отборе, изменении, дополнении, принятии или отклонении подготовленных кабинетом министров законопроектов. Помимо этого, на его долю приходится решение вопросов общего характера.

В круг законотворческой деятельности парламента входят такие вопросы, как: наследование престола и регентство; определение условий японского гражданства; осуществление права на образование; регулирование заработной платы, рабочего времени и других условий труда; регулирование системы налогов; защита права частной собственности; определение числа депутатских мест в обеих палатах парламента; утверждение избирательных округов и системы выборов; установление денежного жалованья депутатам парламента; организация и руководство гражданской службой; определение структуры кабинета министров; структура, выборы и порядок деятельности местных органов самоуправления и др.

Палаты японского парламента самостоятельно осуществляют свою деятельность и независимы при определении своей воли. Наличие двухпалатного парламента в унитарном государстве японская правовая наука объясняет тем, что палата представителей - это, якобы, поле партийной политики или <качественное начало>, а палата советников призвана обеспечивать баланс интересов, смягчать противоречия, т.е. служить <разумным началом>. Однако в последнее время партийная политика все сильнее распространяется и на палату советников, поэтому часто высказывается мнение, что верхняя палата копирует нижнюю и ее сохранение не имеет смысла.

Основной закон Японии предусматривает приоритет палаты представителей в решении большинства вопросов, обсуждаемых в парламенте. В частности, это решение о назначении премьер-министра, принятие большинством в две трети голосов присутствующих депутатов повторного решения по законопроекту, отклоненному ранее палатой советников, вынесение резолюции о недоверии (или доверии) премьер-министру. Единственное преимущество, признаваемое конституцией за палатой советников перед палатой представителей, - это функционирование чрезвычайной сессии верхней палаты в период, когда нижняя палата распущена. Существенной является и определенная стабильность состава палаты советников, т.к. ее состав обновляется каждые три года только наполовину, гарантируя большую преемственность в сравнении с палатой представителей, полностью обновляемой каждые 4 года.

Порядок работы парламента определяется конституцией, а также <Правилами палаты представителей> и <Правилами палаты советников>, принятыми в 1947 г. Обычная сессия парламента созывается ежегодно в середине декабря. На ней решаются организационные вопросы: избираются председатели палат и их заместители, распределяются места в залах заседаний, определяются сроки проведения сессии членами обеих палат (в среднем 150 дней), формируются постоянные комиссии. После этого депутаты расходятся на неофициальные новогодние каникулы, а в 20-х числах января обычная сессия открывается официально. В церемонии открытия принимает участие весь депутатский корпус, она проходит в присутствии императора.

Кворум пленарного заседания палаты - одна треть ее списочного состава. Закон считается принятым после его утверждения в обеих палатах. В ситуации, когда принятый палатой представителей законопроект отвергается палатой советников, предусмотрено право его вторичного рассмотрения в нижней палате и, в случае одобрения двумя третями состава, принятия в качестве закона. Все решения палат парламента принимаются большинством голосов депутатов, участвующих в заседании. Исключением является голосование по бюджету и некоторым наиболее важным международным вопросам, когда для принятия решения необходимы две трети голосов депутатов, присутствующих на заседании.

В японском парламенте практикуется несколько видов голосования: а) собственным голосом; б) вставанием; в) голосование бюллетенями, при котором депутаты, голосующие <за> опускают в урну белые бюллетени, а голосующие <против> - синие; г) тайное голосование. Последнее обязательно проводится (строго по фракциям) по проекту бюджета, по международным договорам, по наиболее важным законопроектам. На период процедуры голосования зал заседаний закрывается на ключ, никто не может войти и выйти незамеченным.

Все заседания парламента (за исключением тех случаев, когда квалифицированным большинством голосов принимается решение о проведении закрытого заседания) являются открытыми. На них разрешается присутствовать журналистам и публике, для которых в залах заседаний предусмотрены специальные ложи. Кроме того, заседания палат транслируются по телевидению в прямом эфире, протоколы заседаний публикуются.

Высшими должностными лицами палат японского парламента являются их председатели (спикеры), избираемые тайным голосованием при кворуме не менее одной трети общего числа депутатов палаты. Они обладают большими полномочиями в области регулирования деятельности палат и наблюдения за ее административным аппаратом. Получить этот пост может только парламентарий-ветеран как минимум с шестисемикратным парламентским стажем, уже прошедший министерский пост и имеющий опыт неформального урегулирования проблем с оппозицией. При вступлении в должность спикер и его заместитель обязаны выйти из партии и (хотя бы формально) стать независимыми депутатами, что должно доказывать их объективность при принятии решений. Кроме того, по традиции спикер не участвует в голосовании своей палаты, так как это считается неэтичным для деятеля, претендующего на роль беспристрастного арбитра. С 1976 г. пост заместителя председателя предоставляется члену самой сильной оппозиционной партии.

В деятельности японского парламента большая роль отводится работе комиссий. Комиссии подразделяются на два вида:постоянные и специальные. Каждая из постоянных комиссий отвечает за определенную сферу и рассматривает переданные ей законопроекты, проекты резолюций, ходатайства и т.д. В настоящее время в палате представителей имеется 18 постоянных комиссий, а в палате советников - 16. Численность постоянных комиссий зависит от важности вопросов, лежащих в сфере их компетенции, а также от того, какой палате принадлежит данная комиссия. Самой многочисленной в палате представителей является бюджетная комиссия (50 человек), остальные насчитывают по 30-40 человек. В палате советников бюджетная комиссия состоит из 45 человек, а большинство других - из 10-25 депутатов.

В каждой палате могут создаваться специальные комиссии для изучения вопросов, наиболее важных для палаты или не входящих в компетенцию ни одной из постоянных комиссий. Они работают в течение срока одной парламентской сессии, и по поводу формирования каждой из них в начале работы сессии палата должна принять специальную резолюцию.

Каждый депутат может быть членом нескольких комиссий. Члены постоянных комиссий исполняют свои обязанности до истечения срока их депутатских полномочий, а члены специальных комиссий - до тех пор, пока вопрос, переданный на рассмотрение, не будет решен палатой. Заседания парламентских комиссий являются закрытыми. Присутствие посторонних допускается исключительно с ведома и разрешения председателя комиссии, причем по решению большинства членов комиссии заседание может быть объявлено полностью закрытым.

Помимо комиссий, при палатах функционируют секретариат и законодательное (или юридическое) бюро. Главной задачей секретариата является техническое обеспечение деятельности палат. Возглавляет его генеральный секретарь, избираемый не из числа депутатов. Законодательное бюро разрабатывает законопроекты, проекты поправок, изменений, различные справки и другие документы, необходимые палате в ходе рассмотрения того или иного вопроса.

Депутатам парламента запрещено занимать параллельно какие-либо официальные посты в центральном государственном аппарате (за исключением постов министров кабинета), в органах местного самоуправления, в государственных учреждениях и на предприятиях. Однако запреты не касаются их частного предпринимательства, поэтому многие депутаты являются директорами, президентами, владельцами акций частных фирм.

Депутаты имеют право законодательной инициативы, но их законопроект должны поддержать 20 депутатов в нижней палате и 10 - в верхней. Вне парламента депутаты не несут ответственности в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате. В течение всего срока своих полномочий депутат пользуется парламентским иммунитетом. Члены обеих палат, за исключением некоторых случаев, не могут быть арестованы в период сессии; арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии. Депутат не может быть лишен своих парламентских полномочий иначе как по решению соответствующей палаты.

Палата может налагать на депутатов взыскания. Основаниями для них служат: нарушение депутатского долга; нарушение дисциплины в палате; подрыв достоинства палаты;

употребление невежливых выражений; затрагивание личной жизни других людей. Существует четыре вида взысканий: предупреждение, оглашаемое в зале заседаний; возложение обязанности принести извинения в зале заседаний; приостановка посещений палаты на определенный срок; исключение из палаты.

Вопрос

Правительство

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г.).

В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры (руководители отдельных министерств) и государственные министры (министры без портфелей), генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.

Конституцией определен принцип гражданского кабинета, согласно которому члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел отсутствуют.

Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер-министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра.

Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять свои функции или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета при условии, что он заранее был уполномочен на это главой кабинета. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из министров либо поручает их другому министру, если кто-либо из них оставил свой пост или не может выполнять свои функции.

Согласно конституции, кабинет министров наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров (при этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение парламента); организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах.

Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и представляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.

Конституция и Закон о кабинете министров провозглашают принцип <коллективной ответственности кабинета перед парламентом>. В случае принятия палатой представителей резолюции о недоверии кабинету или отклонения резолюции о доверии ему кабинет либо должен уйти в отставку, либо в течение 10 дней император по рекомендации премьер-министра должен распустить палату представителей. На практике чаще происходило второе.

Премьер-министру предоставлены широкие права, что делает его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнительных учреждений.

Функции остальных министров, в соответствии с Законом об организации государственного управления, сводятся в основном к руководству министерствами и управлениями, надзору за работой их персонала, разработке законопроектов и проектов правительственных указаний.

У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному (или по два) парламентских вице-министра.Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом по представлению министров. Они теряют свои посты автоматически после ухода в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.

При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат. Законодательное бюро предварительно редактирует и обеспечивает юридическую грамотность законопроектов, договоров и указов, утверждаемых кабинетом, консультирует кабинет и министров по рассматриваемым ими законодательным документам. Совет по делам персонала решает вопросы, связанные с организацией труда всех служащих государственного административного аппарата, и дает по этим вопросам свои рекомендации правительству и парламенту. Он занимается также сбором статистических сведений, относящихся к деятельности государственных должностных лиц. Три члена совета (один из них выполняет функции председателя) назначаются кабинетом министров с согласия обеих палат парламента на четырехлетний срок.

Совещательным органом при премьер-министре является совет национальной обороны.

Время от времени при кабинете министров создаются также комиссии и советы, призванные решать различные специальные вопросы.

Под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер-министра, которая равнозначна министерству, входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем министерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого-либо из министерств. Возглавляется канцелярия министром кабинета. Состоит она из собственно канцелярии и находящихся при ней комитетов и управлений. Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным емууправлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств. Не случайно поэтому по сложившейся в Японии практике во главе этих комитетов и управлений ставятся обычно министры кабинета.

Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения и т.п.

Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.

Все перечисленные выше учреждения образуют в совокупности центральный административный аппарат Японии, именуемый в японской юридической литературе <вспомогательным>. Слово <вспомогательный> подчеркивает верховенство кабинета министров над этим аппаратом, призванным быть лишь органом, осуществляющим решения кабинета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...