Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Участие России в Первой мировой войне и ее влияние на приближение общенационального кризиса.
1. Чтобы уяснить своеобразие образования Древнерусского государства, прежде всего необходимо уяснить пути появления этой власти у восточных славян. В общем и целом современные историки сходятся на том, что происхождение Древнерусского государства шло по пути связан с трансформацией «потестарной» власти в государственную. Отношения в таком государстве строятся на принципе подданичества и произвола. Однако существование наряду с этим цивилизационным признаком самоуправляющихся общин оказывающих значительное влияние на политическую систему государства и «военно-демократический» характер генезиса государственной власти при котором князь по отношению к своим дружинникам занимал лишь положение «первого среди равных», а дружина занимала положение вассалов имевших определенные разнообразные (в том числе и политические) права обуславливают специфику политической составляющей древнерусской цивилизации родня ее в этом отношении с Западной. 2. Россия в первой мировой войне преследовала целью объединить в своих границах Польшу, Армению, захватить у Турции черноморские проливы. 1915 г. стал годом катастрофы для России. Германия, решив обрушиться на неё всей своей мощью, оккупировала Литву, Польшу, западные районы Украины и Белоруссии, разгромив значительную часть российской армии. Неудачи в войне, ухудшение снабжения продовольствием и топливом городского населения, реквизиции продовольствия и лошадей в деревне заставили общество критически отнестись к политике самодержавия. Возобновилась забастовочная борьба и крестьянские бунты. Зачастую они проходили под радикальными политическими лозунгами – «долой самодержавие, долой войну». Зеркалом недовольства подавляющего большинства населения стала позиция российских партий и даже покорной октябристко-монархической Думы. Если в начале войны все партии (кроме большевистского крыла РСДРП, которое выступило под лозунгом «превращения империалистической войны в гражданскую») либо открыто поддержали правительство, либо объявили о перемирии с ним на время войны, то через год они изменили свою позицию. Сначала консервативные и либеральные партии попытались поддержать правительство путём организации военно-промышленных комитетов и участия в Особых совещаниях – организациях, в которых представители буржуазии, партийной верхушки под руководством высших чиновников регулировали экономику страны, мобилизуя её ресурсы в целях успешного ведения войны. Однако, поняв, что этого недостаточно перешли в открытую оппозицию к политике царизма. В августе 1915 г. часть монархических фракций Думы и фракции октябристов и кадетов (подавляющее большинство депутатов) объединились в «прогрессивный блок». Блок выступил с требованием предоставления населению страны хотя бы некоторых демократических свобод и создания «правительства общественного доверия» - то есть такого правительства, которое пользовалось бы доверием Думы. Но император обладая колоссальными властными прерогативами и видя нежелание «блока» переходить к насильственным и нелегитимным методам политической борьбы игнорировал «парламентскую оппозицию». Он очень редко собирал Думу и демонстративно смещал тех министров, которые пользовались думским доверием. Положение усугублялось «министерской чехардой» - постоянной сменой важнейших министров правительства. Это дезорганизовывало государственный аппарат. В 1916 г. ситуация на фронте не улучшилась. Этот год принёс дальнейшее обострение социально-экономической ситуации в стране. Успех «брусиловского прорыва» на юго-восточном фронте имел лишь тактический характер, а успешно военные действия велись лишь против отсталой Турции. Нарастали продовольственные трудности, предпринималась попытка ввести продразвёрстку. Дальнейший рост рабочего и крестьянского движения, постоянная критика политики Николая II с думской трибуны – всё это говорило о том, что самодержавие оказалась в полной политической изоляции.
2вопрос 22 билета Парад суверенитетов и распад СССР
Распад СССР и «парад суверенитетов» распад политический парад суверенитет После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С' конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года. Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа – начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске. М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути это была последняя попытка центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный развал СССР и неизбежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза. М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость. 24 августа 1991 г. ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив, что с этого момента действующими на территории являются лишь Конституция, законы, постановления и другие акты законодательства республики. В тот же день о своей независимости заявила Белоруссия, 27 августа это сделала Молдавия, 30-го – Азербайджан, 31-го – Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер 3. Гамсахурдиа выступил с требованием, чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные Советы Латвии, Литвы и Эстонии еще 20–21 августа объявили о своей независимости и восстановлении конституций, действовавших до 1940 г. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств(СНГ). Этот акт вошел в историю как <Беловежское соглашение>. 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав темсамым кончину Союза. Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.
3. Последствия распада СССР
3.1 Экономические последствия
1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств. Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов. 2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса. В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное – относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода). 3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен. Вместе с тем накопление крупного – и имеющего тенденцию к безвозмездности – долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.
Билет 23 3) Россия и мир рубеже 19-20 века 4) Конституционный кризис в России 1993 г .и демонтаж системы власти советов Конституция РФ 1993 г.
23 билет 1 вопрос Россия и мир рубеже 19-20 века Россия и мир на рубеже XIX-XX веков
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |