Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально – экономическое положение молодёжи
Население нашей страны и молодёжная группа в частности отмечают воздействие экономического кризиса на их материальное положение. Кризис, по наблюдениям россиян, проявляется, прежде всего, в росте инфляции и цен. Результаты опросов, проведенных «Фондом общественное мнение», свидетельствуют о том, что наблюдается неустойчивость материального положения, «люди теряют работу», «многие слои населения бедствуют». Люди, участвующие в опросах отмечают, что «нет роста экономики, нет инвестиций». В прогнозах относительно развития кризисной ситуации мнения расходятся: больше всего тех, кто изменений не ждет, 14% прогнозируют ослабление, столько же – усиление кризиса. В обществе преобладает мнение, что правительство достаточно компетентно, чтобы вывести страну из тяжелой ситуации.[2] Участникам мониторинга «Молодёжь Удмуртии: от фактов к интерпретации» было также предложено отнести свою семью методом самоидентификации к одной из условных категорий дохода. Если предложенные в данном исследовании категории покупательской способности условно разбить на классы, относя к верхнему «можем позволить купить машину, квартиру», к среднему – «можем купить телевизор, холодильник», «денег хватает на приобретение одежды и продуктов питания», к низшему – «денег хватает только на продукты питания» и «денег не хватает даже на продукты питания», то полученные данные позволяют отметить следующее распределение. В Удмуртии к высшему классу относится 8,5% молодёжи, среднему – 76,2%, низшему – 10,2%. Ещё 5% опрошенных затруднились отнести себя к той или иной категории. В сравнении с предыдущими годами, в 2015г. ситуация значительно изменилась. Ежегодно сокращается доля тех, кто «может купить себе бытовую технику» (2011г. – 41,3%, 2013г. – 36,3%, 2015г. – 32,9%), в тоже время возросла группа, которая «может позволить купить одежду и продукты, но на крупные покупки приходится откладывать» (2011г. – 34,2%, 2015г. – 43,3%). В сравнении с 2013г. уменьшилась доля молодых людей, которые «могут позволить купить себе машину, квартиру» (2013г. – 11,7%, 2015г. – 8,5%). Верхний класс («можем позволить себе покупку машины, квартиры») преимущественно представлен жителями г.Ижевска (11%). Также среди жителей г.Ижевска больше тех, кто покупает бытовую технику (37,2% против 27,4% жителей малых городов). В группе, которая может позволить купить себе только одежду и продукты питания, преобладают жители малых городов и сел. Если рассматривать группу, которой денег хватает только на продукты, то в ней в основном жители малых городов республики (14,4%). Таблица 6 Уровень покупательской способности семей молодёжи Удмуртии в 2011, 2013, 2015 гг. (территориальный аспект, в %)
Таким образом, территориальное распределение позволяет отметить, что верхние позиции покупательской способности занимает молодёжь г. Ижевска. Таблица 7 Совокупный ежемесячный доход молодёжи Удмуртской Республики (территориальный аспект, 2015г., в %)
О материальном положёнии молодёжи можно судить не только по структуре расходов, но и необходимо учитывать реальные доходы опрошенных. Только 20,8% молодёжи отметили, что у них нет дохода, в основном это молодёжь до 19 лет. Наиболее распространенный ежемесячный доход из расчета на одного члена семьи – 9 - 15 тыс. руб. (25,7%). Среди этой группы молодёжи преобладают жители сельской местности (29,7%). Более высокий уровень дохода 20 – 25 тыс. руб. зарабатывает только 6,2%. От 30 тыс. руб. ежемесячно получает 5% опрошенной молодёжи. Среди них преобладают жители г. Ижевска - 8,2%. Необходимо рассматривать доход с учетом возрастных групп. Старшая возрастная группа – это молодёжь, получившая образование и обладающая достаточным опытом работы. Именно эту группу можно рассматривать как конкурентоспособную на рынке труда. Её доходы могут конкурировать с доходами населения разных возрастных когорт. Так, в группе 25-30 лет наиболее распространенный уровень дохода 9-15 тыс. руб. – 32%. 15 – 20 тыс. руб. зарабатывает 20% молодёжи. Свыше 20 тыс. руб. зарабатывает каждый четвертый опрошенный (24,3%), при этом доход более 30 тыс. руб. свойственен для 7,7%. Таблица 8 Совокупный ежемесячный доход молодёжи Удмуртской Республики (группа 25 – 30 лет, 2015г., в %)
Таким образом, учитывая тот факт, что в основном после 25 лет молодёжь становится конкурентоспособной на рынке труда, доход именно этой группы должен учитываться при анализе материального положения. В целом среди молодёжи наиболее распространенный доход – 9 – 15 тыс. руб. (25,7%). Этот уровень достатка является характерным и для трети молодёжи старшей возрастной когорты (32,2%) Уже ни для кого не секрет, что российская экономика в 2014–2015 гг. оказалась в кризисном положении, которое, продлится и далее. В рассматриваемый период происходит стремительное и всеобщее падение деловой активности в стране. Фиксируется резкое снижение спроса на почти все товары и услуги. Молодёжь, как и все население в целом, осознает сложившуюся ситуацию и довольно часто на себе испытывает последствия нестабильности экономического развития. Респондентам предлагалось на протяжении нескольких лет ответить на вопрос мониторинга: «В какую сторону, на ваш взгляд, изменилась за последний год экономическая ситуация?» Таким образом, возможно проследить динамику представлений молодёжи об экономической ситуации. С 2011 по 2015 гг. наблюдается увеличение доли молодёжи, считающей, что экономическое положение ухудшилось (с 24,7% в 2011г. до 42,1% в 2015г.). Необходимо отметить, что в малых городах складывается экономическая ситуация более проблематично (ухудшение отметили в малых городах – 47,3%, на селе – 39,9%) Более чем в два раза увеличилась группа молодёжи, отмечающая ухудшение экономики в Удмуртии (2011г. - 21,6%, 2015г. – 48%). В отношении страны проживания также ситуация оценивается скорее негативно. Половина молодёжи (56,5%) отметила, что экономическая ситуация в стране ухудшается, и только 11,7% опрошенных выбрали вариант «улучшается». Несмотря на то, что экономический кризис носит объективный характер (сокращение рабочих мест, уровня заработка и т.д.), молодёжь считает, что ситуация в стране хуже, чем в регионе. Тем не менее, если ранее (в 2011г.) превалировала группа тех, кто отмечал, что ситуация в экономике не изменяется, то в 2015г. наблюдается увеличение почти в два раза группы респондентов, отмечающих негативные процессы в экономике. Мнение молодёжи в отношении экономического положения россиян также основывается на критичных отзывах. Около половины (46,5%) считает, что положение большинства российских граждан за 2015г. ухудшилось. В 2011г. эта группа составляла только 25,4%. Каждый четвертый (24,6%) отмечает финансовую стабильность россиян. 7,2% считают, что наблюдается укрепление материального положения населения России. Если рассматривать экономическое положение ближайшего окружения, то по мнению трети опрошенных оно не изменилось – 38,5%. Столько же опрошенных (33,6%) отмечают ухудшение финансового положения. Увеличение доходов окружения произошло за 2015г. по мнению 13,4%. Такими образом, результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что увеличивается процент негативных оценок в отношении экономической ситуации. По сравнению с 2011 г., возросла почти в два раза доля тех, кто оценивает ситуацию негативно. Молодёжь считает, что экономическая ситуация в стране более сложная, нежели в Удмуртии или месте проживания.
Таблица 9 Динамика экономической ситуации в оценке молодёжи Удмуртии (территориальный аспект 2011, 2015 гг., в %)
Таким образом, в отношении экономического положения молодёжи следует отметить, что возросла группа тех, кто может позволить себе купить одежду и продукты питания – 47,7%. Соответственно сокращаются группы «верхнего класса», которые позволяют себе «покупку бытовой техники», «машины, квартиры». Наблюдается ситуация, когда происходит сокращение расходов, а заработной платы хватает только на самые необходимые товары. Наиболее распространенный ежемесячный доход из расчета на одного члены семьи составил 9 – 15 тыс. руб. В молодёжной среде преобладает мнение о спаде экономического развития, как в собственном регионе, так и в стране в целом. Молодёжь отмечает ухудшение материального положения большинства россиян, отсутствие финансовых улучшений среди ближайшего окружения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |