Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные элементы концепции национальной безопасности России.




Понятия «опасность» и «безопасность»: историко-правовой аспект, определение, содержание и структура.

Опасность – объективно существующая возможность воздействия на общество, экономику и государство в целом, в результате которого регионам, субъектам или государству в целом будет нанесён ущерб, ухудшающий их состояние или развитие.

Безопасность – отсутствие опасности. Безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Она включает в себя политическую, экономическую, оборонную, информационную, правовую.

ЭкБез – состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов.

Критерии ЭкБез-ти – это оценка состояния экономики по следующим показателям: ресурсный потенциала (общая совокупность ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для экономич деятельности), эффективность использования ресурсов(такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов-принцип Парето,итальян экон-т), целостность территории (В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств).

Показатели ЭкБез-ти:

-уровень жизни-уровень жизни выраж-ся в кол-ве и в кач-ве потребляемых человеком благ и услуг/отношение уровня доходов населения к стоимости жизни,

-качество жизни-субъектив оценка степени удовлетвор материальных и духовных потребностей

-Инфляция-повыш общ уровня цен на тов и услуги,

-безработица-соц-эк ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить,

-экономический рост-увелич объема произ-ва продукции в нац эк-ке за определ период времени,

-состояние золотовал резервов-внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота,

-объём теневой экономики-эк деят-ть, скрываемая от общества и гос-ва,нах вне гос контроля и учёта,

-состояние бюджета,

долг и др.

Уровни безоп: глобальная, региональная, национальная (федеральная, региональная, частная).

Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая. Безопасность связывали с защитой государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали со сверхъестественным. Исключение составлял Демокрит, который считал, что безопасность – это возможность человека приспосабливаться к изменению внешних условий. А причиной объединения людей и создания общества была необходимость повышения степени защиты каждого человека.

Римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться лишь с помощью права. Последнее должно официально закрепляться в законодательном порядке, благодаря которому регламентируются все социально-экономические отношения в обществе.

В эпоху становления христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного провидения, как функция веры. Для этого периода характернопервичность духа и вторичность тела. Поэтому безопасность связывали в первую очередь с чистотой души. С развитием христианства изменилось понимание безопасности. Католицизм главной задачей считал безопасность военную, протестантизмсчитал главной задачей экономическую защищённость. Православие сохранило исходную направленность веры – сохранение души.

Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является В. Парето.

Парето, Вильфредо (1848-1923) — итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит.По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития — своевременное обновление элиты.

Безопасность общества характеризовалась как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства, которые зависят как от внутренних, так и от внешних условий.

 

Международная (глобальная и региональная) безопасность и системы ее обеспечения.

Международная ЭкБез (МЭБ) представляет собойтакое состояние международных экономических отношений,при котором обеспечивается стабильное экономическое развитие государстви создаются условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества,исключающие противоправное применение экономической силы.

Система МЭБ призвана оградить государства от трех угроз:

1) Ухудшениямирового экономического развития. Задачазаключаетсяв поддержании стабильности мирового хозяйства, в создании условий,способствующих росту производства, науки и благосостояния всех государств.

2) Нежелательных последствийэкономических решений, принятых без согласования между странами. Задачасостоит в выработке той или иной формы согласованного или совместного принятиярешений в экономической политике.

3) Сознательнойэкономической агрессии со стороны других государств.Отсюда вытекают три задачи по обеспечению МЭБ. Задача заключается в предотвращении международных экономических конфликтов, в установлении правил применения различных торгово-политических средств, используемых для защиты национальных экономических интересов.

Сложность международных экономических отношений в том, что нет единого правительства и нет единого направления деятельности. Кроме того, по той же причине, ТНК испытывают сложности. Решения, принятые странами независимо друг от друга, вступают между собой в противоречия, что не только снижает их эффективность, но и превращает их в фактор дестабилизации мирового рынка. Вопрос могла бы решить координация действий стран. Однако альтернативой координации становится взаимно разорительная конкуренция и экономическая стагнация. Однако есть и просветы: возникают наднациональные структуры, которые передают часть своего суверенитета, чтобы обезопасить себя от неблагоприятных последствий решений, принимаемых другими странами.

Основные элементы концепции национальной безопасности России.

В декабре 1997 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ» (4 раздела: 1 – Россия в мировом сообществе; 2 – национальные интересы России; 3 – угрозы национальной безопасности РФ; 4 – обеспечение национальной безопасности РФ). Далее, 10 января 2000 г. и.о. Президента РФ В.В.Путин своим указом утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ» в новойредакции. Прошлочуть более 9лети 12 мая 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев своим указом утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года» и, что важно отметить, в этом же указе признаны утратившими силу «Концепция национальной безопасности РФ» в редакции декабря 1997 г. и в редакции января 2000 г. Короче говоря, действующей в настоящее время является «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» (12 мая 2009 г.).

Концепция национальной безопасности РФ (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

 

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года состоит из 6 разделов:

1 разделОбщие положения

2 раздел –Современный мир и России: состояние и тенденции развития

3 раздел –Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты

4 раздел –Обеспечение национальной безопасности

5 раздел –Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей стратегии.

6 раздел –Основные характеристики состояния национальной безопасности

1 раздел. - констатируется: Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

- отмечается: в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения РФ в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

2 раздел.Констатируется Развитие мира по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Установлены основные характеристики развития мирового общества и текущие приоритеты национальной политики РФ.

РФ будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.
Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.

3 раздел.Установлены национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу , установлены приоритеты национального развития РФ.

Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
- в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

4 раздел.В данном пункте установлено основное содержание обеспечения национальной безопасности, которое состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам РФ.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран – лидеров по объему ВВП, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере надолгосрочную перспективу являются:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- потеря контроля над национальными ресурсами;

- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

-сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

5 раздел. Установлены основные позиции для реализации стратегии.

Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. (Секретарь Николай Патрушев )

6 раздел. Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:

- уровень безработицы (доля от ЭАН);

- децильный коэффициентт (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); кажется 42

- уровень роста потребительских цен;

- уровень государтсвенного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в % от ВВП;

- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и спец. техники;

- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Стратегия – это траектория развития экономики и её отраслевой структуры. Одним из пунктов разработки стратегии д.б. оценка состояния развития экономики и выявление проблем её развития. В Российской экономике самые опасные следующие проблемы (противоречия):

1) между национальными и корпоративными интересами

2) между реальным и финансовым сектором.

3) между отраслями, ориентированнными на экспорт и отраслями, ориентированнными на внутренний рынок.

4) между федеральным центром и субъектами.

5) между большинством населения и финансовой олигархией.

Этот документ содержал следующие разделы и важнейшие положения. Государственная стратегия развивает положения концепции национальной безопасности РФ (которая к моменту принятия стратегии ещё только разрабатывалась).

1. Цели и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Принципиально важно, что в этом разделе было определено, что Стратегия экономической безопасности - составная часть нациопальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед

страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Цели Стратегии:

1) обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.

2) своевременная адаптация к изменениям в мировом хозяйстве

3) активно влияти на политические, экономические и военные процессы в мире.

Её основная задача – она должна содержать ответы на вопросы о путях решения проблем России в сфере безопасности.

Задачи РФ:

1) Обеспечение условий нормального функционирования экономики

2) формирование структуры производства с высокой степенью обработки

3) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

4) усиление инвестиционной активности в российскую экономику

2. Угрозы экономической безопасности РФ.

В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;

2) деформированность структуры российской экономики;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности.

5) сохранение топливно-сырьевой направленности

6) слабое развитие высокотехнологичных производств

7) низкий уровень инвестиционной активности

3. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ. В этом разделе были впервые сформулированы следующие национальные интересы страны в области экономики:

1) приемлемый уровень жизни населения;

2) устойчивость финансовой системы;

3) рациональная структура внешней торговли;

4) поддержание научного потенциала страны;

5) сохранение разносторонних международных экономических отношений;

6) создание экономических условий, исключаюищх криминализацию общества;

7) определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

4. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

1) мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;

2) разработка количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу национальным интересам страны в сфере экономики;

3) учет проблем экономической безопасности.

Государственная стратегия может быть реализована только при соблюдении определённых требований:

1) чёткое разграничение обязанностей между ветвями власти

2) создание эффективного информационного обеспечения.

3) чётко распределены задачи между федеральными, региональными и местными властями

Задачи государства:

1) Выявить предприятия и организации, которые смогут эффективно реализовать проекты и обеспечить рост платёжеспособного спроса.

2) Определить роль и место действующих предприятий в хозяйствующей системе государства и создать эффективный механизм ликвидации неплатёжеспособных предприятий.

3) Составить перечень предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных и оборонных нужд, и которые нуждаются в особой защите со стороны государства

4) Выделить те предприятия, в которых золотая акция должна оставаться у государства.

5) Выделить предприятия, которым необходима государственная поддержка.

На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации.Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется:

-создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов: Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов РФ с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Пермский край), а также группа преимущественно сырьевых регионов, специализирующихся на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Красноярский край, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), Белгородская, Липецкая, Вологодская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области).

С другой стороны, на противоположном полюсе экономической активности представлены территории, наиболее пострадавшие за 1990егоды от разрушительных последствий экономического кризиса: республики Северного Кавказа, большинство приграничных районов юга Сибири и Дальнего Востока, а также ряд старопромышленных регионов европейской части страны (Псковская, Брянская, Ивановская, Пензенская области и др.), испытавших в кризисные годы наиболее глубокий спад материального производства.

Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества- плодородных земель.

Северо-Зап регион - экономич и инновац потенциал Санкт-Петербургской городской агломерации, выход к важнейшим морским коммуникациям, наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ- наиболее благоприятных природно-климатических условий для с/х,  высокого рекреационного потенциала.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом(Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий .

Урал-добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий; модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья; развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг; освоение природных ресурсов и их переработке, создание новой транспортной инфраструктуры.


4. Государственные органы управления и правовое обеспечение национальной безопасности России.

Государственные органы управления (в концепции):

Президент, Федеральное Собрание, Правительства, Совбеза, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правовая база:

-5 марта 1992 г. был принят закон РФ «О безопасности» № 2446-1 (впоследствии дважды уточненный: 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.). В нём определено, что безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Тем самым уже в первой половине 1992 г. были определены понятие национальной безопасности. Началась подготовка государственных документов, описывающих содержание национальной безопасности страны.

-апрель 1996 г. Указом Президента РФ была одобрена «Государственная стратегия ЭкБез-ти РФ (Основные положения)» (4 раздела: 1 – Цель и объекты государственной стратегии ЭБ РФ; 2 – угрозы ЭБ РФ; 3 – меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение ЭБ; 4 – деятельность государства по обеспечению ЭБ РФ).

-В декабре 1997 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ» (4 раздела: 1 – Россия в мировом сообществе; 2 – национальные интересы России; 3 – угрозы национальной безопасности РФ; 4 – обеспечение национальной безопасности РФ).

-10 января 2000 г. и.о. Президента РФ В.В.Путин своим указом утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ» в новой редакции.

-Концепция долгосрочного социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до2020 В.В.Путин

-12 мая 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года»

Стратегия – это траектория развития экономики и её отраслевой структуры. Одним из пунктов разработки стратегии д.б. оценка состояния развития экономики и выявление проблем её развития. В Российской экономике самые опасные следующие проблемы (противоречия):

1) между национальными и корпоративными интересами

2) между реальным и финансовым сектором.

3) между отраслями, ориентированнными на экспорт и отраслями, ориентированнными на внутренний рынок.

4) между федеральным центром и субъектами.

5) между большинством населения и финансовой олигархией.

Этот документ содержал следующие разделы и важнейшие положения. Государственная стратегия развивает положения концепции национальной безопасности РФ (которая к моменту принятия стратегии ещё только разрабатывалась).

1. Цели и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Принципиально важно, что в этом разделе было определено, что Стратегия экономической безопасности - составная часть нациопальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед

страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Цели Стратегии:

1) обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.

2) своевременная адаптация к изменениям в мировом хозяйстве

3) активно влияния на политические, экономические и военные процессы в мире.

Её основная задача – она должна содержать ответы на вопросы о путях решения проблем России в сфере безопасности.

Задачи РФ:

1) Обеспечение условий нормального функционирования экономики

2) формирование структуры производства с высокой степенью обработки

3) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

4) усиление инвестиционной активности в российскую экономику

2. Угрозы экономической безопасности РФ.

В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;

2) деформированность структуры российской экономики;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности.

5) сохранение топливно-сырьевой направленности

6) слабое развитие высокотехнологичных производств

7) низкий уровень инвестиционной активности

3. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ. В этом разделе были впервые сформулированы следующие национальные интересы страны в области экономики:

1) приемлемый уровень жизни населения;

2) устойчивость финансовой системы;

3) рациональная структура внешней торговли;

4) поддержание научного потенциала страны;

5) сохранение разносторонних международных экономических отношений;

6) создание экономических условий, исключаюищх криминализацию общества;

7) определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

4. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

1) мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;

2) разработка количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу национальным интересам страны в сфере экономики;

3) учет проблем экономической безопасности.

Государственная стратегия может быть реализована только при соблюдении определённых требований:

1) чёткое разграничение обязанностей между ветвями власти

2) создание эффективного информационного обеспечения.

3) чётко распределены задачи между федеральными, региональными и местными властями

Задачи государства:

1) Выявить предприятия и организации, которые смогут эффективно реализовать проекты и обеспечить рост платёжеспособного спроса.

2) Определить роль и место действующих предприятий в хозяйствующей системе государства и создать эффективный механизм ликвидации неплатёжеспособных предприятий.

3) Составить перечень предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных и оборонных нужд, и которые нуждаются в особой защите со стороны государства

4) Выделить те предприятия, в которых золотая акция должна оставаться у государства.

5) Выделить предприятия, которым необходима государственная поддержка.

Регионы

На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации.Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется:

-создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов: Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов РФ с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Пермский край), а также группа преимущественно сырьевых регионов, специализирующихся на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Красноярский край, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), Белгородская, Липецкая, Вологодская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области).

С другой стороны, на противоположном полюсе экономической активности представлены территории, наиболее пострадавшие за 1990егоды от разрушительных последствий экономического кризиса: республики Северного Кавказа, большинство приграничных районов юга Сибири и Дальнего Востока, а также ряд старопромышленных регионов европейской части страны (Псковская, Брянская, Ивановская, Пензенская области и др.), испытавших в кризисные годы наиболее глубокий спад материального производства.

Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества- плодородных земель.

Северо-Зап регион - экономич и инновац потенциал Санкт-Петербургской городской агломерации, выход к важнейшим морским коммуникациям, наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ- наиболее благоприятных природно-климатических условий для с/х, высокого рекреационного потенциала.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом(Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий .

Урал-добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий; модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья; развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг; освоение природных ресурсов и их переработке, создание новой транспортной инфраструктуры.

 

6. Роль и место ЭкБез-ти в системе национальной безопасности
ЭкБез – состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов.

национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

Система обеспечения экономической безопасности странысоздается и функционирует в неразрывной взаимосвязи с системой национальной безопасности, в соответствии с Конституцией РФ, фед. законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, программами в области экономической и национальной безопасности.

Экономическая безопасность страны является неотъемлемой составляющейнациональной безопасности, ее материальной основой.

Категория национальной безопасности шире категории ЭкБез-ти: оно включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.

В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г №24 указано «Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ».

«Национальная сила» государства определяется, во-первых, способностью вносить вклад в международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-техническую сферы деятельности, во-вторых, способностью к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях. В-третьих, способностью продвигать и отстаивать свои национальные интересы.

Как и в США, ключевая роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике, поэтому ЭкБез является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии ЭкБез-ти являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...