Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СРЕДСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫСтр 1 из 3Следующая ⇒
ГЛАВА 9. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТОМАТОЛОГИИ Лечебная физическая культура применяется при воспалительных явлениях и травматических повреждениях челюстно-лицевой облас- ти, нарушениях общего и местного характера. Из общих нарушений следует отметить расстройства функции дыхания в результате патологических изменений в тканях приротовой области и носоглотки. Воспалительные процессы, болевые ощущения, сопровождающие повреждения, вызывают недостаточную вентиляцию легких. Не меньшее значение имеет и нарушение акта глотания вследствие расстройств координационных действий различных групп мышц: щек, языка, мягкого неба и глотки. В ряде случаев возникает нарушение герметичности закрывания ротовой щели. При поражении костей челюстно-лицевого скелета нарушается функция прикрепленных к ним мышц. Поражения приротовой области и органов полости рта лишают больных возможности производить различные звуки, речь их становится малопонятной. К нарушениям местного характера относятся расстройства правильного питания: жевания, переворачивания пищи языком, увлажнения языка слюной и др. ЛФК в комплексной терапии является основным фактором предупреждения и лечения контрактур челюстей, нарушений функции языка, мягкого неба и мимических мышц. Различные средства ЛФК способствуют восстановлению координационных движений мышц, выполняющих акты глотания, жевания и речи. Основные задачи ЛФК при лечении заболеваний и травм челюстно-лицевой области: • профилактика нарушений деятельности органов дыхания, кровообращения, обмена веществ; • улучшениекрово- и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции процессов регенерации; • сохранение функции мимических и жевательных мышц непораженной половины лица; • улучшение психоэмоциональной сферы; • восстановление трудоспособности больного. ЛФК назначают при различных поражениях челюстно-лицевой области и отсутствии противопоказаний в комплексе с другими лечебными мероприятиями с первых дней заболевания или повреждения. Показания к назначению ЛФК: • контрактуры челюстей: - миогенные (воспалительные рубцовые, рубцовые неврогенные, невромиогенные); - артрогенные (воспалительные, рубцовые, неврогенные); - неврогенные (паралитического характера); • воспалительные процессы в начальной стадии и в стадии ремиссии в мягких тканях (шейная, приротовая, подглазничная области, область жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава; • открытые и закрытые переломы нижней и верхней челюсти; • послеоперационный период при вмешательствах на мягких и костных тканях (пластические операции с использованием местных тканей, с замещением дефектов свободной пересадкой или с помощью Филатовского стебля, после операций на костной ткани). Противопоказания к назначению ЛФК: • общее тяжелое состояние больного, повышение температурной реакции (температура тела выше 37,5 ?С); • наличие острого воспалительного процесса в области поврежденных тканей; • усиление болевых ощущений при физической нагрузке; • опасность вторичного кровотечения в связи с наличием инородного тела вблизи сосудисто-нервного пучка или после операции на сосудах; • недостаточная иммобилизация отломков поврежденной кости; • наличие гнойных процессов; • период после наложения отсроченных швов или после осложнений со стороны внутренних органов. Средства ЛФК.Гимнастические упражнения являются наиболее благоприятными для воздействия на организм больных, проходящих лечение на этапах стационар - поликлиника - санаторно-курортное долечивание. При помощи этих упражнений можно дозировать физическую нагрузку и избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и функции внутренних органов. • Общеразвивающие упражнения подразделяются по принципу активности - активные, пассивные, активные с помощью, активные с усилием и по анатомическому признаку - для верхних и нижних конечностей; верхних конечностей и пояса верхних конечностей; пояса верхних конечностей и спины; пояса верхних конечностей и шеи; туловища; брюшного пресса и тазового дна (схема 9.1). Можно выделить упражнения: корригирующие, на равновесие, в метании и ловле, с сопротивлением и отягощением, висы и упоры, ритмопластические движения. Активно-пассивные упражнения выполняются больными с собственной или посторонней помощью. Больной сам себе или мето- дист, захватывая нижнюю челюсть рукой за подбородок или зубной ряд, помогает выполнять движения нижней челюстью. В некоторых Схема 9.1.Основные средства лечебной физической культуры случаях пользуются механической тягой с помощью роторасширителя, амортизатора или специальных аппаратов. Пассивные упражнения применяются в виде лечебного и косметического массажа. • Дыхательные упражнения. В терапии стоматологических больных применяют следующие разновидности дыхательных упражнений. 1. Статические. При статических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется без движения конечностями и туловищем. Эти упражнения используются в основном для обучения больных пра- вильному дыханию в процессе занятий, а также при самостоятельном выполнении ими таких упражнений под руководством методиста. 2. Динамические. При динамических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей, туловища. Необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. 3. Специальные. Специальные дыхательные упражнения проводятся для получения необходимого терапевтического эффекта. Данные упражнения в стоматологических клиниках применяются у больных с нарушениями внешнего дыхания: у детей с врожденными расщелинами неба и губ, после ринопластики, при лечении воспалительных процессов челюстно-лицевой области и др. Эти упражнения применяются для восстановления носового дыхания. В этих случаях проводятся дифференцированное носовое дыхание поочередно через одну ноздрю с зажиманием другой, через обе ноздри - при вдохе и выдохе через нос, а также при вдохе через нос и выдохе через рот. Для овладения навыком правильного дыхания проводят дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением из исходного положения лежа и сидя: • диафрагмальное дыхание с сопротивлением (с помощью рук методиста) в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; с помощью наложения мешочков с песком (от 0,5 до 1,5 кг массы) в области верхнего квадранта живота; • дыхание в наполненный водой сосуд разной емкости (через резиновые трубочки различной длины и диаметра), надувание резиновых игрушек и мячей; • локализованное произвольное дыхание; • упражнения с произнесением согласных звуков. Дыхательные упражнения для стоматологических больных рекомендуется проводить при произношении различных звуков (ж, з, и, к и др.) с движениями нижней челюсти (открывание рта, боковые движения челюстью). Все специальные статические дыхательные упражнения проводят в комплексе с общеразвивающими упражнениями, динамическим дыханием, а также с лечебным массажем (пассивные упражнения). • Специальные гимнастические упражнения. A. Специальные упражнения для жевательных мышц: • открывание и закрывание рта из исходного положения сомкнутых челюстей; • открывание и закрывание рта из положения резцового смыкания зубов; • выдвигание нижней челюсти вперед; • боковые движения челюстей; • открывание рта с одновременным выдвиганием нижней челюсти вперед; • выдвигание нижней челюсти вперед с одновременным и движениям в стороны; • круговые движения нижней челюсти с включением мимических мышц. Б. Специальные упражнения для мимических мышц: • собирание губ в трубочку; • оттягивание верхней губы вниз; • поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю губу); • максимальное смещение ротовой щели попеременно то вправо, то влево; • круговое движение губ; • прищуривание глаз с поднятием мышц скуловой области вверх; • попеременное прищуривание левого (правого) глаза с поднятием мышц скуловой области; • сморщивание лба и поднятие бровей с последующим опусканием. B. Специальные упражнения на координацию движений: • открывание рта с одновременным запрокидыванием головы, движением рук в различных направлениях, упражнениями для нижних конечностей и позвоночника, дыхательными упражнениями и др.; • движение нижней челюстью вперед и назад с одновременным движением головы вперед и назад; • движение нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону; • доставание подбородком поочередно правого и левого плеча, груди; • разведение рук в стороны, отклонив голову назад, открыв рот, затем скрестив руки перед грудью, опустив голову, закрыв рот. Аналогичные упражнения с отведением рук в стороны можно проводить с гимнастическими предметами в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также при ходьбе. В комплексе лечебных мероприятий при контрактурах височнонижнечелюстного сустава применяется механотерапия с использованием специальных аппаратов, разработанных для стоматологической клиники (схема 9.2). Схема 9.2.Средства механотерапии в комплексном лечении контрактур в стоматологии Для расслабления мышц, размягчения рубцов перед проведением механотерапии рекомендуются массаж жевательных мышц, горячие компрессы или парафиновые аппликации. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |