Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные характеристики результатов поиска. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Полнота отражает как много документов, соответствующих информационной потребности пользователя, осталось за пределами выдачи. Точность отражает уровень информационного шума, содержащегося в результатах. Скорость получения результатов зависит от технических характеристик, загруженности каналов связи и серверов поисковых систем, особенностей алгоритмов поиска и качества запроса пользователя. Поисковые системы обычно состоят из трех компонентов: · агента, паук или кроулер, который сканирует Internet и собирает информацию; · базы данных, которая содержит собираемую информацию; · поискового механизма и интерфейса для взаимодействия с базой данных. Организация и проведение поиска информации в Internet. Метапоисковая информационно-поисковая система поддерживает поиск нескольких индексов поискового механизма одновременно. Главная задача информационно-поисковой системы ¾ поиск информации, релевантной информационным потребностям пользователя. Язык поисковых запросов– язык формированиязапроса для информационно-поисковой системы. Поисковый запрос может состоять из одного или нескольких слов, в нем могут присутствовать знаки препинания. В общем случае регистр написания поисковых слов и операторов значения не имеет, т. е. дом и ДОМ, Not и nOt воспринимаются одинаково. Рассмотрим язык запросов на примере поисковой системы Rambler (www.rambler.ru). Операторы.Запрос, состоящий из нескольких слов, может содержать операторы. Поиск операторов в документе не производится, они служат лишь инструкцией поисковой машине. Все операторы поисковой машины бинарные, т. е. имеют левую и правую часть, каждая из которых также является запросом (по умолчанию состоящим из одного слова). Для изменения сферы действия операторов (группировки нескольких слов запроса в аргумент оператора) применяются скобки и кавычки. Два запроса, соединенные оператором AND (логическое И), образуют сложный запрос, которому удовлетворяют содержащие одновременно оба эти запроса. Иными словами, по запросу <собака AND кошка> найдутся только те документы, которые содержат и слово <собака>, и слово <кошка>. Каждый из операторов имеет сокращенное обозначение. Запрос из нескольких слов, перемежающихся операторами, будет истолкован в соответствии с их приоритетом. Операторы AND и NOT имеют более высокий приоритет, поэтому запрос из нескольких слов при обработке сначала группируется по операторам AND и NOT, и лишь потом по операторам OR. Изменить порядок группировки можно с помощью скобок.
Кавычки.Для поиска цитат можно использовать двойные кавычки. Слова запроса, заключенного в двойные кавычки, ищутся в документах именно в том порядке и в тех формах, в которых они встретились в запросе. Скобки. При построении запросов иногда возникает необходимость объединения слов в группы, которые будут аргументами некоторого оператора. Такие группы заключаются в скобки. Часть запроса, заключенная в скобки, сама является запросом, и на нее распространяются правила языка его построения. Использование скобок позволяет строить вложенные запросы и передавать их операторам в качестве аргументов, а также перекрывать приоритеты операторов, принятые по умолчанию. Метасимволы.Поддержка поиска строк с применением метасимволов ("*", "?"), которые обычно используются в значении "любая подстрока" и "произвольный одиночный символ" соответственно. Морфология. По каждому слову запроса поиск ведется с учетом правил словоизменения соответствующего языка. Поисковая машина понимает и различает слова русского и английского языков ¾ по умолчанию, поиск ведется по всем формам слова. Стоп-слова.Некоторые слова и символы по умолчанию исключаются из запроса в связи с их малой информативностью. Это так называемые "стоп-слова" ¾ самые частотные слова русского и английского языков, например, предлоги, частицы и артикли. Ограничение расстояния.Если запрос составлен из одного или нескольких слов без применения операторов и конструкций языка запросов, то будут найдены документы, содержащие все слова запроса. При этом для каждого запроса всегда существует так называемое ограничение контекста ¾ положительное число, по умолчанию равное расстоянию в сорок слов. Документ, в котором встретились все слова запроса, будет выдан только в том случае, если расстояние в словах между вхождениями слов запроса будет меньше этого числа. Например, по запросу <красная армия> будут найдены те документы, в которых слова <красная> и <армия> хотя бы один раз встретятся менее чем в сорока словах друг от друга.Запрос в данном случае может быть записан <(40, красная армия)>. Таким образом, значение ограничения контекста можно изменять конструкцией <(число, запрос)>. Расширенный поиск. Форма расширенного поиска дает возможность:задавать дополнительные параметры поиска; редактировать параметры поиска и поля, заданные по умолчанию; выбирать наиболее удобную форму показа результатов поиска. При оперативном поиске, как и в большинстве попыток, вы получите лучшие результаты, когда потратите некоторое время на выработку стратегии. Стратегия проведения поиска. 1. Сформулировать понятие о том, что ищете (в письменной форме). 2. Уточнить категорию информации (общая, тематическая, специальная и др.) 3. Определить тип искомого ресурса (web-сайт, ftp-архив, e-mail адрес, документ и др. ) 4. Сформировать список ключевых слов, синонимов и отношений между ними. 5. Выбрать инструментальное средство поиска. 6. Выбрать способ поиска в поисковой системе. 7. Подобрать поисковую систему. 8. Выполнить поиск. 9. Просмотреть найденные ресурсы. 10. Создать закладки избранного. 11. Изменить элементы стратегии поиска при необходимости (например, вернитесь к пункту 5). Рассмотрим поиск информации по сахарной промышленности. Будем использовать поисковую систему Rambler. В окне поиска наберем фразу "Сахарная промышленность" и нажмем кнопку "Найти!" (рис. 7.2). Рис. 7.2. Поисковая система Rambler
Далее из появившегося списка выберем "Российская сахарная промышленность и рынок сахара". Сделав это, мы автоматически попадаем на сайт sugarindustry.ru .
Контрольные вопросы
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |