Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение функциональных клавиш




 

Клавиша Обозначение Действие
F1 Help Справочная информация о NC
F2 Menu Запуск команд из списка, заданного пользователем
F3 View Просмотр текстовых, графических файлов, баз данных, архивных файлов, электронных таблиц
F4 Edit Редактирование существующего текстового файла
F5 Сору Копирование файла, группы файлов, каталога
F6 RenMov Переименование файла (каталога) или перенос файла в другой каталог
F7 MkDir Создание каталога (подкаталога)
F8 Delete Уничтожение файла или каталога
F9 PullDn Вывод верхнего меню NC
F10 Quit  Выход из NC

 

Norton Commander позволяет выбирать группу файлов или каталогов. Выбор осуществляется нажатием клавиши <Ins> на каждом файле либо по маске. Для этого надо нажать серый плюс <+> в правой части клавиатуры и в появившемся запросе задать маску (общую характеристику имен файлов). В маске можно использовать символы * (заменяет любое количество символов) и ? (заменяет один произвольный символ). Выбранные файлы или каталоги выделяются желтым цветом. Внизу панели появляются сведения об общем числе выделенных файлов и общем размере.

Чтобы отменить выбор группы файлов по маске, надо нажать серый минус < – > в правой части клавиатуры и задать маску файлов, выбор которых нужноотменить.

Для быстрого поискафайла во всех каталогах на диске следует нажать <Alt>+<F7> и набрать в появившемся запросе имя файла, который надо найти. После нажатия клавиши <Enter> начинается поиск. При задании имени файла можно использовать символы * и ? . Если найдено несколько файлов, то с помощью клавиш перемещения курсора выделите нужный файл, затем меню выделить ChDir (Перейти к) и нажать <Enter> для перехода в каталог с нужным файлом.

Все команды, которые набирались в командной строке (в том числе запуск программ) с момента включения компьютера, хранятся в памяти. Можно любую из них повторить, вызвав историю (журнал) команд комбинацией <Alt>+<F8>. Клавишей <F4> можно отредактировать любую из предыдущих команд и запустить ее на исполнение в новой редакции.

Меню Norton Commander помогает установить наиболее удобный вид представления информации на экране, изменить режимы работы и т. д. Для входа в меню следует нажать <F9>. В верхней строке экрана появится меню с пунктами:

· Left (Левая) – режимы вывода информации в левой панели;

· Files (Файл) – операции с файлами (многие из этих операций закреплены за функциональными клавишами) ;

· Disk (Диск) – форматирование и обслуживание дисков;

· Commands (Команды) – различные команды NC: вывод на экран дерева каталогов, поиска файла на диске, просмотр команд, введенных в командной строке MS DOS и т. д. Позволяет задавать конфигурацию NC, режимы работы NC, указывать, какой редактор будет использоваться при редактировании файлов;

· Right (Правая) – режимы вывода информации в правой панели.

Для выхода из меню и подменю NC проще всего использовать клавишу <Esc>. Для получения справки о пункте меню необходимо выделить этот пункт и нажать <F1>.

Таким образом, работа в NC сводится к работе с клавишами. Запоминание и навыки работы с основными комбинациями клавиш существенно сокращают время, затрачиваемое на выполнение той или иной операции MS DOS.

Вслед за NC была выпущена принципиально новая оболочка работы с операционной системой MS DOS.

Windows – это разработанная фирмой Microsoft надстройка, получившая широкое распространение, начиная с версий Windows 3.0, Windows 3.1 и Windows 3.11 для рабочих групп (кратко обозначаемых как Windows 3.x).

Главной особенностью Windows по сравнению с NC являются иные принципы организации интерфейса пользователя с ЭВМ, хотя на момент создания Windows они не были новыми (на их основе построены операционные системы для компьютеров Apple). Ее главным отличием является многозадачность. Ориентирована на работу с помощью манипулятора "мыши".

Наиболее важные свойства Windows следующие:

· Представляет собой замкнутую рабочую среду. Практически любые операции, доступные на уровне операционной системы, могут быть выполнены без выхода из Windows.

· Представляет собой графическую оболочку.От пользователя не требуется ввод директив с клавиатуры в виде текстовых строк. Основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Windows являются окно и пиктограмма, с которыми и производятся все действия.

· Обеспечиваетнезависимый запуск и параллельное выполнение нескольких программ, каждая из которых имеет свое окно. Переключение программ можно осуществить с помощью "мыши".

· Под её управлением могут работать не только специальные программы, разработанные для эксплуатации в среде Windows, но и "старые" программы, предназначенные для работы в DOS.

Мировая компьютерная индустрия развивается стремительно, производительность систем возрастает, а, следовательно, возрастают и возможности обработки больших объемов данных. Операционные системы класса MS DOS уже не справляются с таким потоком данных и не могут целиком использовать ресурсы современных компьютеров. Поэтому в последнее время происходит переход на более мощные и совершенные операционные системы. Примером может служить семейство ОСMicrosoft: Windows 95, Windows 98 и Windows ME, обозначаемое как Windows 9x/ME. Основные принципы этих ОС были заложены в Windows 95, поэтому далее мы будем рассматривать именно эту ОС.

Отличительными чертами Windows 95 являются:

· простота в работе, достигаемая использованием нового пользовательского интерфейса;

· технология поддержки самонастраивающейся аппаратуры;

· допустимость применения длинных имен файлов;

· встроенная сетевая поддержка;

· использование виртуальной памяти;

· совместимость с ранее созданным ПО;

· наличие коммуникативных программных средств;

· наличие средств мультимедиа;

· возможность работы в различных коммуникационных средах (телефон, факс, компьютерные сети с различными видами обслуживания пользователей);

· усовершенствованная обучающая и справочная система.

Мультимедиа – интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, анимацией, текстом и звуковым рядом.

В начале 90-х гг. процедурный подход все еще преобладает во всех операционных системах, однако намечаются и некоторые признаки объектно-ориентированного подхода. Появился метод объектного связывания и встраивания (OLE), позволяющий щелчком на изображении объекта неявно запустить приложение, которое его обрабатывает, а после окончания обработки вернуться в предыдущее приложение.

Еще один механизм, который упростил работу и приблизил эру объектно-ориентированного подхода, называется "Drag& Drop", что в буквальном переводе означает "перетащить-и-оставить". Работая этим методом, вы щелкаете кнопкой мыши на изображении объекта, перемещаете его по экрану при нажатой кнопке и отпускаете кнопку, когда указатель окажется в нужном месте экрана. Таким образом, процедуры копирования, перемещения и удаления стали объектно-ориентированными.

Операционная система Windows 95появилась в результате слияния ОС MS DOS и ее графической оболочки Windows 3.11.

В Windows 95 фирма Microsoft в полной мере реализовала объектно-ориентированный подход. На уровне пользователя он выражается в том, что интерфейс Windows 95 представляет собой подобие реального мира и подразумевает действия с привычными объектами. Так, папки можно открыть, убрать в портфель, документы – просмотреть, исправить, переложить с одного места на другое, выбросить в корзину, письмо отправить адресату и т. д.

Подход к аппаратному обеспечению также кардинальным образом изменился. Теперь система использует стандарт Plug& Play (переводится как "включил-и-работай", совместная разработка фирм Intel и Microsoft), что облегчает и автоматизирует процесс добавления новых периферийных устройств. Основная его идея заключается в том, что каждое устройство, соответствующее этому стандарту, сообщает о себе определенную информацию, благодаря которой ОС выполняет автоматическую конфигурацию данного устройства и устраняет аппаратные конфликты. Таким образом, Windows 95 обеспечивает автоматическое подключение и конфигурирование устройств, соответствующих стандарту Plug&Play, поддерживает совместимость с устаревшими устройствами и создает динамическую среду для подключения и отключения мобильных компонентов.

Windows 95 является высокопроизводительной, многозадачной и многопотоковой 32-разрядной операционной системой с графическим пользовательским интерфейсом и расширенными сетевыми возможностями. Она полностью совместима с используемыми в настоящее время программными и аппаратными средствами‚ работает в защищенном режиме, поддерживает 16-разрядные приложения без всякой их модификации.

Пользовательский интерфейсвключает три понятия: общение приложения с пользователем, общение пользователя с приложением, язык общения‚ определяется разработчиком программного приложения. Свойствами интерфейса являются конкретность  и   наглядность.  Он  может  быть  символьным   и   графическим.

Символьный интерфейс используется обычно при работе видеосистемы в текстовом режиме. Информация выводится на экран посимвольно. До Windows все ОС работали в этом режиме.

Графический – появляется тогда, когда видеосистема может работать в графическом режиме, т. е. выводить на экран монитора информацию поточечно.

Одной из важных функций интерфейса является формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложений, их согласованность.

Пользовательский интерфейс зависит от интерфейса, обеспечиваемого операционной системой. Windows 95 удовлетворяет стандарту GUI (Graphics User Interface – графический интерфейс пользователя), предусматривающему систему спускающихся менюс использованием в качестве манипуляции "мыши" и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.

Стандартный графический интерфейс отвечает ряду требований:

· поддерживает информационную технологию работы пользователя с программным продуктом – содержит привычные и понятные пункты меню, соответствующие функциям обработки, расположенные в естественной последовательности использования;

· ориентируется на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;

· удовлетворяет правилу "шести" – в одну линейку меню включается не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;

· графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.

Основу пользовательского интерфейса составляет организованная и хорошо продуманная система окон и других графических объектов.

Окно – обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в которой отображается приложение, документ или сообщение. Оно будет активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь. Структура его выполняется в соответствии со стандартом.

Приложения – комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объектов (документов), а также для управления объектами определенного типа. Приложение состоит из одного или нескольких файлов, которые хранятся обычно в папке с соответствующим названием.

Объектами, созданными в среде приложения, могут быть тексты, таблицы, рисунки, звуки. Такие объекты называются документами. Созданный документ сохраняется в файлах, которые в свою очередь хранятся в папках.

Папка – хранилище объектов. Папка аналогична каталогу. Со свойствами папок так же, как и файлов, можно ознакомиться через контекстное меню, выбрав команду Свойства.

Приложения, написанные под Windows 95, используют тот же интерфейс, поэтому его единообразие сводит к минимуму процесс обучения работе с любым приложением. Операционная система Windows 95 значительно упрощает работу пользователя, т. к. как интерфейс стал более простым, документированным и включает встроенные коммуникационные возможности. Встроенная в него технология OLE 2.0 (Object Linked and Embedding) позволяет связывать разные приложения и вставлять ранее созданные объекты в новые.

Windows 95 – интегрированная операционная система, обеспечивающая эффективный обмен текстовой, графической, звуковой и видеоинформацией между отдельными программами, вытесняющая многозадачность на основе многопоточности.

Интегрированная операционная система–операционная система, ядро которой, загружаемое в момент включения компьютера, активизирует графический интерфейс пользователя и обеспечивает полную совместимость с ОС MS DOS.

Вытесняющая многозадачность–свойство ОС самостоятельно в зависимости от внутренней ситуации передавать или забирать управление у того или иного приложения.

Многопоточность–свойство операционной системы выполнять операции одновременно над потоками нескольких 32-битовых приложений, называемых процессами.

Поток–это некоторая часть процесса, которой может быть выделено процессорное время для одновременного выполнения наряду с другими потоками того или иного процесса.

Приложения (32-битовые) Windows 95 способны порождать или инициировать несколько потоков внутри данного процесса. Каждый процесс состоит, как минимум, из одного потока. Многопоточное приложение значительно эффективнее в работе, быстрее реагирует на действие пользователя и выполняет многие операции в фоновом режиме.

Распределение времени между активными приложениями в Windows 95 осуществляет ядро операционной системы, а поддержка вытесняющей многозадачности обеспечивает плавное переключение между одновременно выполняемыми процессами и не позволяет одному приложению занять все системные ресурсы.

Windows 95 не опирается более на файловую систему MS DOS и поэтому свободна от присущих ей ограничений, хотя общая концепция разбиения данных по дискам, каталогам и файлам была сохранена из соображений совместимости.

Вход в систему. При входе в систему обычно не требуется ввода имени пользователя или пароля. Это нужно, если пользователь специально ввел пароль на систему или система настроена на нескольких пользователей, и для определения конкретной конфигурации требуется имя пользователя.

В нижней части экрана находится Панель задач (Taskbar). На ней расположена кнопка Пуск (Start), нажатие которой вызывает Главное меню (Start Menu), содержащее команды доступа к прикладным и служебным программам, системе помощи Windows 95, а также находящимся в работе документам. Удобство этой системы в том, что кнопка Пуск первой привлекает внимание пользователя, а всплывающая подсказка Нажмите здесь, чтобы начать (Click here to begin) помогает ему принять первое решение. Вся остальная площадь экрана отведена под Рабочий стол (Desktop). На рабочем столе расположены ярлычки (icons).

Общий вид экрана при работе с операционной системой Windows 95 представлен на рис. 3.1.

 

Рис. 3.1. Общий вид экрана

Ярлык– ссылка на какой-либо объект, вторичное изображение объекта. Служит для ускорения запуска программ.

Каждый ярлык соответствует прикладной программе, документу (файлу) или папке(folder). На рабочем столе также могут находиться окна. Они появляются после загрузки приложений, а также могут порождаться самой оболочкой при открытии папки, окна диалога свойств, панели задач и т. д.

В Windows 95 по сравнению с предыдущими версиями существенно изменилась длина имен объектов. Теперь подписи под значками могут быть длиной до 255 символов, что позволяет наиболее полно выразить в названии суть объекта. Другой общей чертой всех объектов, облегчившей работу с ними, является то, что при правом щелчке "мыши" правой кнопкой на объекте появится его контекстное меню.

Почти любой объект имеет в своем контекстном меню команду Properties (свойства). Эта команда значительно упрощает работу с объектами, позволяет просматривать и менять их характеристики. Другим и еще более легким способом просмотра свойств текущего объекта является нажатие комбинации клавиш <Alt> + < Enter>.

Система помощи вызывается кнопкой ?, расположенной в правом верхнем углу окон, которая существует во всех стандартных программах Windows 95. Это новый и более совершенный способ получения справки. При нажатии на эту кнопку вид курсора изменяется (рядом с указателем появляется значок "?"). Щелчок левой кнопкой "мыши" на каком-либо элементе окна автоматически вызывает справочную информацию об этом элементе. Другим полезным нововведением стали всплывающие подсказки. Они генерируются большинством элементов и некоторыми прикладными программами, если поместить на них указатель мыши.

Рабочий стол является высшим объектом в иерархии оболочки Windows 95. На нём при любой ситуации находится хотя бы два объекта – Мой компьютер (My Computer) и Корзина (Recycle Bin). Мой компьютер содержит объекты соответствующие всем устройствам данного компьютера, а также Панель Управления (Control Panel), контролирующую все настройки системы. Корзина предназначена для удаления ненужных пользователю объектов. Файлы, находящиеся в корзине, можно с легкостью восстановить, т. к. удаленные с помощью корзины файлы не исчезают полностью, а продолжают занимать некоторое дисковое пространство, размер (в % от дискового пространства) которого необходимо установить (команда Свойства). Если на компьютере установлена поддержка локальной сети, то на рабочем столе находится значок Сетевое окружение(Network Neighborhood). Значок является доступом к папке, дающей доступ к сетевым ресурсам (серверам, другим рабочим станциям, принтерам данной рабочей группы).

Для того чтобы открыть любую папку (или вообще любой объект), необходимо дважды щелкнуть по ее значку мышью или нажать на ней клавишу <Enter>. Для примера рассмотрим папку Мой компьютер.

Раскрытая папка представляет собой обычное окно с меню и другими необходимыми принадлежностями.

К основным операциям с файловой структурой относятся:

• навигация по файловой структуре;

• запуск программ и открытие документов;  

• создание папок;

• копирование файлов и папок;

• перемещение файлов и папок;

• удаление файлов и папок;

• переименование файлов и папок;

• создание ярлыков.

По отношению ко всем папкам доступна как команда контекстного меню Открыть (Open), так и команда Проводник (Explorer) – вызов проводника для этой папки.

Проводник — служебная программа, относящаяся к категории диспетчеров файлов. Она предназначена для навигации по файловой структуре компьютера и ее обслуживания. Проводник очень глубоко интегрирован в операционную систему Windows. Он более удобен, например, при операции копирования и переноса файлов из папки в папку с помощью процедуры перетаскивания мышью, т. к. при этом одновременно отображается содержимое папки и структура дерева папок (рис. 3.2). По сути, мы работаем с ним даже тогда, когда его не видим. Если по щелчку правой кнопкой мыши на каком-либо объекте мы получаем контекстное меню, это результат невидимой работы Проводника. Если при перетаскивании объектов из одного окна в другое происходит их копирование или перемещение, это тоже результат заочной деятельности Проводника. Однако с ним можно работать и "окно". Программа запускается командой Пуск > Программы > Проводник.

Цель навигации по файловой структуре состоит в обеспечении доступа к нужной папке и ее содержимому. Она выполняется на левой панели Проводника, на которой показана структура папок. Папки могут быть развернуты или свернуты, a также раскрыты или закрыты. Если папка имеет вложенные папки, то на левой панели рядом с ней отображается узел, отмеченный знаком "+". Щелчок на узле разворачивает папку, при этом значок узла меняется на "-". Сворачиваются они аналогично.

 

Рис. 3.2. Вид окна Проводник

Для того чтобы раскрыть папку, надо щелкнуть на ее значке. Содержимое отобразится на правой панели. Одна из папок на левой панели раскрыта всегда. Закрыть папку щелчком на ее значке невозможно — она закроется автоматически при раскрытии любой другой папки.

Запуск программ и открытие документоввыполняется двойным щелчком на значке программы или документа на правой панели Проводника. Если нужный объект на правой панели не показан, надо выполнить навигацию на левой панели и найти папку, в которой он находится.

Для создания новой папки, сначала следует на левой панели Проводника раскрыть папку, внутри которой она будет создана. После этого надо перейти на правую панель, щелкнуть правой кнопкой мыши на свободном от значков месте и выбрать в контекстном меню пункт Создать > Папку. На правой панели появится значок папки с названием Новая папка. Название выделено, и в таком состоянии его можно редактировать. Созданная папка войдет в состав файловой структуры левой панели.

Копирование и перемещение файлов и папоквыполняют методом перетаскивания значка объекта с правой панели Проводника на левую. Папку, из которой происходит копирование, называют источником. Папку, в которую происходит копирование, называют приемником. Вначале находим и раскрываем папку-источник, чтобы на правой панели был виден копируемый объект. Затем находим на левой панели папку-приемник, но не раскрываем её. Далее объект перетаскивают с правой панели на левую и помещают на значок папки-приемника. Эта операция требует аккуратности, поскольку попасть одним значком точно на другой не всегда просто. Для контроля точности попадания надо следить за названием папки-приемника. В тот момент, когда наведение выполнено правильно, подпись под значком меняет цвет, и кнопку мыши можно отпускать. Если и папка-источник, и папка-приемник принадлежат одному диску, то при перетаскивании выполняется перемещение, а если разным, то копирование. В тех случаях, когда нужно обратное действие, выполняют специальное перетаскивание при нажатой правой кнопке мыши.

Удаление можно выполнять несколькими способами. Предварительно на левой панели открывают папку, содержащую удаляемый объект, а на правой панели выделяют нужный объект (или группу объектов). Классический способ – с помощью команды Файл > Удалить из строки меню (если ни один объект не выделен, эта команда не активируется). Более удобный способ — использовать командную кнопку на панели инструментов. Еще более удобно воспользоваться контекстным меню. Однако самый удобный способ удаления выделенного объекта состоит в использовании клавиши <delete> клавиатуры.

Создавать ярлыки объектов можно двумя способами. Первый – методом перетаскивания (вручную). Объект выбирается на правой панели Проводника и перетаскивается при нажатой правой кнопке мыши на значок нужной папки на левой панели. В момент отпускания кнопки на экране появляется меню, в котором надо выбрать пункт Создать ярлык.

Второй способ с использованием специальной программы-мастера (автоматически). Мастерами в системе Windows называют специальные программы, работающие в режиме диалога с пользователем по принципу "запрос – ответ". Если на все запросы от программы даны корректные ответы, то она автоматически выполнит черновую работу. Если программа является системной, то ее значок операционной системе хорошо известен, поэтому мастер использует для ярлыка стандартный значок. Если создается ярлык для объекта, неизвестного системе, то мастер продолжает свою работу и предлагает выбрать какой-либо значок из имеющихся в составе системы.

Вследствие обмена данными между приложениями создаются составные документы, собранные из фрагментов, сформированных в разных приложениях. Обмен данными в среде Windows осуществляется через буфер обмена, либо без него, перетаскиванием выделенного объекта мышью. Буфер – часть оперативной памяти. В любой момент времени в нём можно хранить только один объект. Обмен данных через буфер выполняется с помощью стандартных команд: "Вырезать", "Копировать", "Вставить".

Служебные приложения Windows предназначены для обслуживания ПК и самой ОС. Они позволяют находить и устранять дефекты файловой системы, оптимизировать настройки программ и аппаратного обеспечения. В стандартные приложения служебного назначения входят: дефрагментация диска; мастер обслуживания; назначенные задания; очистка диска; индикатор ресурсов; проверка диска; сведения о системе; системный монитор. Доступ к стандартным приложениям осуществляется через главное меню, пункт "Программы", подпункт "Стандартные" и "Служебные". Приведём краткую характеристику некоторых основных служебных приложений.

Дефрагментация диска – приложение, предназначенное для повышения эффективности работы жесткого диска путем устранения фрагментированности файловой структуры.

Если свободного места на диске достаточно, то файлы записываются в последовательно расположенные кластеры. В этом случае обращения к файлу происходят достаточно быстро, поскольку затраты времени на поиск очередных кластеров минимальны. Если диск заполнен до отказа, запись на него возможна только после освобождения некоторого количества кластеров путем удаления файлов. При этом свободные области, появляющиеся на диске, в общем случае не образуют одну большую непрерывную область. При попытке записать длинный файл на диск, имеющий прерывистую структуру свободных областей, файл делится на фрагменты, которые записываются туда, где для них нашлось место. Длительная работа с заполненным жестким диском приводит к постепенному увеличению фрагментированности файлов и значительному замедлению работы.

Программа Дефрагментация диска выполняет перекомпоновку файлов таким образом, чтобы длинные файлы собирались из коротких фрагментов. В результате доступ к ним заметно упрощается и эффективность работы компьютера возрастает.

Проверка диска – программа, которая позволяет выявлять логические ошибки в файловой структуре (Стандартная проверка), а также физические ошибки, связанные с дефектами поверхности жесткого диска (Полная проверка). Стандартную про­верку рекомендуется проводить после каждого сбоя в работе компьютера, особенно после некорректного завершения работы с операционной системой. Полную про­верку достаточно проводить два раза в год или в случае сомнений в качестве жесткого диска.

Сжатие данных – программа, предназначенная для повышения плотности записи данных на жесткий диск. В ее основе лежит принцип устранения избыточности информации, которой обладают почти все файлы данных, ранее неуплотненные.

Особенности Windows 2000:

1. Главной отличительной чертой является ориентация на мировое сообщество сетей Iпternet. Пользовательский интерфейс Windows 2000 имеет общие черты с популярным браузером Мicrosoft Internet Ехрlorer 5.0 (МIЕ). Система имеет большой набор средств для работы с электронной почтой, телеконференциями, банками данных и другими услугами Internet.

2. Интерфейс стал единообразным и интуитивно понятным. Большинство функций системы могут быть реализованы несколькими способами, и пользователь имеет право выбора наиболее подходящего в данный момент способа включения нужных ему функций.

3. Упрощена установка, ускорена загрузка и время включения системы, повышена безопасность системы при аварийном отключении электропитания, увеличена скорость выполнения приложений, более эффективно используется память дисковых накопителей.

4. Использование более совершенной 32-разрядной файловой системы, новых приложений и утилит.

5. Поддержка новых средств мультимедиа, вклю­чая технологию ММХ (MultiMedia eXtension).

Программы-оболочки Windows. Наиболее распространённой оболочкой для работы в ОС Windows является Windows Commander (WC) компании Christian Ghisler. Она давно пользуется популярностью во всем мире, как одна из лучших 32-битных программных оболочек.

Программа обладает большим количеством возможностей. Можно выделить следующие отличительные особенности:

· высокая степень стабильности и надежности при обработке большого количества информации, редактирования и просмотре файлов, размер которых составляет десятки мегабайт;

· мощный FTP-клиент с возможностью автоматической докачки файлов из Интернета;

· поддержка работы с большинством известных архивов, просмотр содержимого архивов без наличия на диске оригинальных программ-архиваторов;

· утилиты кодирования/раскодирования всех известных почтовых форматов передачи файлов;

· гибкий, настраиваемый пользовательский интерфейс, полноценная поддержка огромного количества языков;

· графический программный интерфейс.

Программная оболочка FAR, разработанная российскими программистами, работает под управлением Windows и по количеству возможностей ненамного уступает WC.

 

Программы-архиваторы

 

При эксплуатации компьютера по самым различным причинам возможна порча или потеря информации. Для уменьшения потерь в таких ситуациях следует иметь архивные копии. При обычном копировании они занимают столько же места, сколько и основной файл. Более удобно использовать для создания архивных копий специальные сервисные программы архивации файлов,предназначенные для архивации, упаковки файлов путём сжатия хранимой в них информации.

Сжатие информации – процесс преобразования информации, хранящейся в файле, к виду, при котором уменьшается избыточность в ее представлении и соответственно требуется меньший объем памяти для хранения. Применяются различные алгоритмы сжатия информации. Сжиматься может как один, так и несколько файлов, которые затем помещаются в т. н. архив.

Архивный файл – специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания, модификации и размерах и т. п.

Архивация – упаковка при помещении исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде. Целью упаковки файлов обычно является обеспечение более компактного размещения информации на диске, сокращение времени и стоимости передачи информации по каналам связи.

Разархивация (распаковка) – процесс восстановления файлов из архива точно в таком виде, какой они имели до загрузки в архив.

Программы, осуществляющие упаковку и распаковку файлов, называются архиваторами. Работа их заключается в следующем: найти повторяющиеся фрагменты в файлах и записать вместо них информацию о количестве повторяющихся кусков. Программ-архиваторов много. Они отличаются друг от друга методами сжатия информации. Коэффициент сжатия у различных файлов разный, он больше у текстовых и графических файлов и меньше у программных. Считается, что программы-архиваторы сжимают файлы в полтора-два раза.

Программы-архиваторы позволяют создавать такие архивы, для извлечения из которых содержащихся в них файлов не требуются каких-либо программ, т. к. сами архивные файлы содержат программу распаковки. Такие архивы называются самораспаковывающимися.

В настоящее время существуют несколько доступных программ-архиваторов. Например, ARJ, PKZIP, PKPAK для DOS и WinRar, WinZip для Windоws. Программы РКZIР/РКUNZIР и РАК/РКРАК обладают большой скоростью работы и высокой степе­нью сжатия, а АRJ и Win RАR (рис. 3.3) имеют разнообразные сервисные функции.

 

Рис. 3.3. Вид окна архиватора WinRar

Основные режимы работы некоторых архиваторов:

А (Аdd) – помещение в архив всех файлов;

Е (Ехtract) извлечение из архива файлов;

U (Update) – добавление в архив новых файлов;

F (Freshen) – добавление новых версий, имеющихся в архиве файлов.

Архиваторы могут упаковать в архив один или несколько файлов, а также каталог с включенными в него подкаталогами.

В имени полученного архивного файла будет стоять расширение, указывающее на программу-архиватор(arj, rar и др.).

Рассмотрим многофункциональный интегрированный архиватор WinRar. Сворачивание нескольких файлов в архив производится при выборе пункта меню "Команды" "Добавить файлы в архив" (или по кнопке "Добавить" на панели инструментов). При этом открывается обычное Windows-окно создания объекта. В нем вы указываете место расположения вашего архива, имя архивного файла и тип архиватора для его создания. После указания этих атрибутов, нажимаем на кнопку "ОК". Можно считать, что архивный файл образовался и в него можно будет добавлять файлы. После добавления файлов в архив архиватор показывает содержимое этого архива в своем обычном окне. Последовательность работы с архиваторами для создания архива с помощью контекстного меню одинакова для всех программ:

1). Открываем каталог, содержащий файлы для архивации (каталог должен быть текущим).

2). Выделяем все файлы, которые собираемся свернуть.

3). Выбираем пункт меню Добавить в архив, щелкнув по нему мышкой. Произойдет архивирование выделенных файлов. Архивный файл при этом помещается в тот же каталог, где и архивируемые файлы.

Файлы из архива можно удалять, выделив их и нажав на кнопку "Удалить" на панели инструментов окна архиватора. Архиватор в этом случае просит подтверждения параметров операции удаления. Отметив нужные параметры и щелкнув мышкой по кнопке "Удалить", вы удаляете выбранные файлы.

Распаковка архивапроизводится через пункт меню "Команды" – "Извлечь файлы" (или по кнопке "Извлечь") выходите на нужный архивный файл. Содержимое архива видно в списке. Если вы хотите распаковать весь архив, то в окне архиватора щелкаете мышкой по кнопке "Извлечь" на панели инструментов. Если же вы хотите выделить из архива только некоторые файлы, то их нужно сначала выделить (щелкнуть мышкой при нажатой клавише "Ctrl" по именам нужных файлов), а потом уже щелкать по кнопке "Извлечь". Происходит распаковка архива с выбранными параметрами.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое файл?

2. Как размещаются файлы на диске?

3. Какой файл называется фрагментированным?

4. Дайте пример различных имён файлов.

5. Какие типы файлов вы знаете?

6. Охарактеризуйте три основных типа структур данных.

7. Что такое каталог, подкаталог?

8. Расскажите о файловой структуре диска.

9. Что такое операционная система, каковы её функции?

10. Охарактеризуйте основные составляющие ОС.

11. На какие классы делятся ОС?

12. Расскажите об основных компонентах OC MS DOS.

13. Каковы отличительные черты ОС Windows?

14. Расскажите о объектах, которыми оперирует Windows.

15. Какая ОС называется интегрированной?

16. Какие объекты расположены на рабочем столе?

17. Расскажите о работе с программой Проводник.

18. Охарактеризуйте служебные приложения Windows.

19. Расскажите о программе–оболочке Norton Commander.

20. Каковы основные особенности оболочки Windows 3.х?

21. Расскажите о методах сжатия файлов.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...