Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Помещения и оборудование парикмахерских. Оснащение и организация рабочих мест. Общие правила обслуживания посетителей.




Учебник Технология парикмахерских работ

От авторов

Требования, предъявляемые к современному парикмахеру, многообразны. Прежде всего это глубокие теоретические знания, знакомство с соответствующими средствами и методами работы, умение применять их на деле. Не менее важным в профессиональной подготовке парикмахеров являются умение устанавливать личный контакт с клиентами, готовность приспосабливаться к различным условиям работы, выдержка, уравновешенность, терпение.

Сфера деятельности парикмахера включает в себя следующие умения и навыки:

  • правильное выполнение парикмахерских процедур, умелое применение материалов и средств;
  • знание устройства парикмахерского оборудования и принципов действия аппаратуры и электроприборов, применяемых в парикмахерской;
  • умение пользоваться журналами мод и специальными профессиональными схемами, воспроизводить прически с фотографий или рисунков, соотносить их с типом внешности клиента;
  • общие знания из области анатомии, физиологии и гигиены человека;
  • профилактика профессиональных заболеваний;
  • знание санитарных правил, установленных для парикмахерских.

Парикмахер должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Стремительные перемены в современной моде, быстрое развитие производства приборов и инструментов, химических средств и препаратов вызывают необходимость в периодической профессиональной переподготовке парикмахеров. Широкие возможности для профессионального роста предоставляют: стажировки в специализированных центрах, участие в показах новых моделей, в конкурсах парикмахер - как в качестве конкурсантов, так и зрителей; обмен профессиональным опытом; изучение специальной литературы и журналов.

Парикмахерское дело — искусство, требующее постоянного совершенствования.

Глава 1. Помещения и оборудование парикмахерских. Оснащение и организация рабочих мест. Общие правила обслуживания посетителей.

1.1. Виды и типы парикмахерских

Парикмахерские услуги относятся к числу наиболее необходимых в быту, поэтому они занимают довольно большой объем на рынке бытовых услуг. В зависимости от выполняемых работ парикмахерские бывают нескольких видов:

  • мужские;
  • женские;
  • смешанные.

В зависимости от состава помещений, оснащения оборудованием и приспособлениями, использования парфюмерно-косметических материалов, квалификации персонала различают несколько типов парикмахерских:

  • салоны люкс;
  • салоны-парикмахерские;
  • парикмахерские.

Салоны люкс предоставляют наиболее сложные, комплексные и качественные парикмахерско-косметические услуги, а также лечебно-оздоровительные процедуры в кабинетах массажа, гимнастическом и тренажерном залах и т.д. Салоны люкс отличаются широким выбором услуг и качеством обслуживания. Здесь делают эксклюзивные прически, макияж, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, используя при этом прогрессивные технологии, новейшие технологическое оборудование и инструменты. Не менее 25 % численности парикмахеров должны иметь квалификацию «модельер-художник», остальные — специалисты 4-го и 5-го разрядов; косметологи — специалисты 1-го класса, мастера маникюра и педикюра — со стажем работы по специальности не менее двух лет.

Салоны-парикмахерские предлагают выполнение художественных причесок различного назначения, стрижек, окрасок и других видов парикмахерских услуг по современным технологиям. В них применяются качественное фирменное оборудование и материалы,

1

работает достаточно квалифицированный персонал: парикмахеры-модельеры, специалисты 4-го и 5-го разрядов (не менее 50% численности парикмахеров), а также косметологи, мастера маникюра и педикюра, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года. Стоимость обслуживания в салонах-парикмахерских, как правило, ниже, чем в салонах люкс.

Парикмахерские предоставляют все основные виды парикмахерских услуг и используют в работе оборудование и материалы с меньшими уровнем качества и ассортиментом. В них работают парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и педикюра.

В женских парикмахерских кроме помещений для обработки волос могут быть дополнительные кабинеты для педикюра и маникюра. Рабочее место для маникюра обычно располагается непосредственно в рабочем зале. В мужских парикмахерских может быть также установлено рабочее место для маникюра. Смешанные парикмахерские состоят из мужского и женского залов. Кроме того, в них могут быть оборудованы кабинеты педикюра и маникюра.

Залы ожидания могут быть раздельными и общими в зависимости от площади помещения.

1.2. Помещения парикмахерских

Наиболее целесообразно размещать парикмахерские в специально отведенных помещениях. Подвальные этажи зданий могут быть использованы только как подсобные помещения — для обслуживания посетителей они непригодны. Отводить под парикмахерские расположенные в первых этажах жилых зданий помещения без отдельного входа запрещено органами санитарной инспекции.

Во всех случаях при вводе в эксплуатацию парикмахерских необходимо специальное разрешение санитарно-эпидемиологических станций. Планировка помещений парикмахерских и размещение в них необходимого оборудования и приспособлений должны создавать максимальные удобства для посетителей и персонала парикмахерских, а площадь рабочих мест должна соответствовать санитарным нормам и правилам (СНиП).

Производственные помещения современных парикмахерских в зависимости от назначения подразделяются на четыре группы:

  1. для обслуживания посетителей;
  2. для приема посетителей;
  3. складские помещения;
  4. для обслуживающего персонала.

К первой группе производственных помещений относятся: рабочие залы, помещения для окраски и мытья волос, комната для сушки волос, комната для маникюра и педикюра, косметический кабинет.

Помещения для обслуживания посетителей обычно занимают 50 — 60% общей площади парикмахерской.

Помещения первой группы окрашиваются в светлые тона и имеют гладкую поверхность пола, удобную для уборки. Их стены покрываются материалом, легко поддающимся уборке и дезинфекции, а также отвечающим требованиям пожарной безопасности.

Дополнительно в этих помещениях для использованного белья устанавливаются специальные бачки с крышкой. Помещения оборудуются специальными мойками (см. цв. вкл., рис. 1).

Сушка волос производится в специальных помещениях или непосредственно в рабочем зале. Сушильные аппараты для женского зала устанавливаются из расчета один аппарат на каждое рабочее место. Сушка волос в мужском зале, как правило, производится непосредственно у рабочего места — один аппарат на три рабочих места. Сушильные аппараты в рабочем зале располагаются не ближе 1,5 м от рабочего кресла. У каждого сушильного аппарата устанавливается удобное легкое кресло со спинкой.

Помещения второй группы — это залы ожидания, прихожая с гардеробной, кассы или стойка администратора. Они обычно занимают около 20 % общей площади парикмахерской. Большая часть помещений второй группы отводится под залы ожидания.

Залы ожидания бывают раздельными (женскими и мужскими) и общими. Для них отводится площадь из расчета 1,5 м2 на каждое рабочее место. Они оборудуются удобной мебелью, поверхность которой легко дезинфицируется; в них вывешиваются Правила обслуживания посетителей в парикмахерских и Прейскурант; на столиках раскладываются журналы, альбомы модных причесок и стрижек.

2

Все складские помещения в парикмахерской относятся к третьей группе. Они предназначаются для хранения парфюмерии и других материалов, используемых в парикмахерских работах. Для сгораемой и несгораемой парфюмерии предусматриваются отдельные кладовые. Чистое и грязное белье хранится раздельно: чистое — на специальных стеллажах; грязное, предварительно очищенное от волос, — в ящиках с крышками.

К четвертой группе помещений относятся подсобные комнаты для обслуживающего персонала с личными шкафами для раздельного хранения верхней и рабочей одежды, препаратов, инструментов и приспособлений; кабинет заведующего; отдельное помещение для приема пищи и др. Здесь же может быть установлен водонагреватель.

Площадь подсобных помещений исчисляется из расчета 1,5 м2 на каждое рабочее место. Минимальная площадь подсобных помещений 4 м2. Количество индивидуальных шкафов для верхней одежды и халатов, а также для хранения инструментов, приспособлений и химикатов должно соответствовать количеству работающих в парикмахерской мастеров. Под гардеробную для персонала отводится площадь из расчета 0,7 м2 на каждого работающего, но не менее 5 м2 в целом.

1.3. Санитарно-гигиенические требования к парикмахерским

Постоянная температура в рабочих помещениях парикмахерской 18 — 20 °С. В летний период такую температуру поддерживают при помощи вентиляции. Когда же температура наружного воздуха понижается, возникает необходимость в использовании отопительной системы. Основная масса парикмахерских имеет центральное отопление (водяное или паровое): нагревательные приборы (калориферы или отопительные батареи), располагаемые равномерно по площади парикмахерских, что позволяет поддерживать постоянную равномерную температуру во всех ее помещениях. В задачу обслуживающего персонала парикмахерской входит содержание в чистоте и порядке нагревательных приборов центрального отопления.

Большое значение для нормального функционирования парикмахерских имеет также вентиляция. Нахождение в атмосфере помещений тепла, влаги, большого количества газообразных продуктов от применяемых для обработки волос препаратов вызывает необходимость в установке системы принудительной вентиляции в парикмахерских с числом рабочих мест не менее трех. В соответствии с санитарными нормами парикмахерские с числом рабочих мест от 3 до 10 необходимо оборудовать приточной вентиляцией, с числом мест от 10 до 20 — приточно-вытяжной, а для парикмахерских с большим количеством рабочих мест желательно предусмотреть кондиционирование воздуха и воздушнотепловую завесу в тамбуре главного входа. Мощность системы вентиляции парикмахерской должна быть достаточной для поддержания в ней нормальных условий работы.

В парикмахерских, размещаемых в жилых зданиях, вентиляционная система должна располагаться отдельно от вентиляции жилого дома, например в подвальных помещениях, имеющих повышенную звукоизоляцию. В маленьких парикмахерских, с числом рабочих мест до 3, вентиляция помещений осуществляется естественным путем — через окна, форточки, фрамуги и т.п.

Выполнение парикмахерских работ требует большого количества воды. Поэтому парикмахерские должны оборудоваться системами горячего и холодного водоснабжения и канализации. Для подогрева и кипячения воды в парикмахерских, в которых отсутствует горячее водоснабжение, устанавливаются титаны и другие нагревательные приборы (обычно газовые или электрические).

Санитарно-техническое оборудование парикмахерских и помещение в целом требуют постоянного ухода; их необходимо содержать в чистоте и порядке.

Стены производственных помещений должны быть светлого цвета и выполнены из легко моющегося материала. Полы в парикмахерской должны быть гладкими и без трещин; вся мягкая мебель — обитой материалом, не впитывающим пыль и легко моющимся.

По нормам СНиП генеральная уборка в помещении должна выполняться один раз в месяц. График проведения санитарных дней составляется администрацией и вывешивается на информационном стенде. При проведении санитарного дня производится тщательная уборка всех помещений: дезинфицирующим раствором протираются стены, двери, мебель, моются окна. До начала рабочего дня и после каждого клиента рабочий столик и кресло протираются салфеткой, смоченной дезинфицирующим раствором (например, 0,1%-ным раствором

3

хлорамина, 1%-ным раствором аламинола или раствором сольваниус).

Персонал парикмахерских обязан один раз в 6 месяцев проходить медицинский осмотр; его результаты регистрируются в санитарной книжке, которая должна всегда находиться у администрации салона.

1.4. Освещение парикмахерских

От правильного освещения зависит качество работы парикмахера и состояние его здоровья. Так, для определения цвета и оттенка волос (при их окраске) необходимо, чтобы источник света был достаточно сильным, но рассеянным, чтобы различия в степени освещенности того или иного места рабочего зала парикмахерской были незначительными. Лучшим для удовлетворения этого условия является естественное освещение, ультрафиолетовые лучи которого не только уничтожают большинство вредных микробов, но и способствуют повышению работоспособности и настроения парикмахеров. Вот почему санэпидемстанции не должны допускать к эксплуатации парикмахерские, не имеющие естественного освещения.

Естественное освещение осуществляется через оконные проемы. По санитарным нормам площадь оконных проемов в рабочих залах парикмахерской должна составлять не менее 20 % площади помещения, расстояние от окна до противоположной стены — не более 7 м. Для уменьшения потерь светового потока оконные проемы в парикмахерских целесообразно строить без переплетов (витринного типа); для предохранения от прямых солнечных лучей необходимо устанавливать защитный козырек с внешней стороны окна. Для этих же целей могут быть использованы и специальные жалюзи.

Большинство парикмахерских работает в две смены, средняя продолжительность рабочего дня 10—12 ч. В этих условиях, особенно в осенне-зимний период, невозможно ограничиваться одним естественным освещением и возникает необходимость в искусственном освещении.

Цель искусственного освещения та же, что и естественного, — обеспечивание равномерной и достаточной освещенности каждого рабочего места. Чтобы выполнить эти требования при искусственном освещении, источники света должны быть довольно сильными, поэтому их необходимо защищать плафонами из матового стекла или другого материала, хорошо рассеивающего световой поток.

Общие источники света желательно оборудовать люминесцентными лампами, световой поток которых подобен естественному. Люминесцентные лампы при свечении практически не выделяют тепла, что выгодно отличает их от обычных источников света.

Кроме общего освещения рабочего зала парикмахерской необходимо у каждого рабочего места предусмотреть и местное освещение — настенные бра, устанавливаемые на расстоянии 1,8 —2 м от пола.

1.5. Оборудование рабочего места парикмахера

Рабочее место парикмахера оборудуется туалетным столом и креслом. Существует множество конструкций парикмахерских туалетных столов (см. рис. 2). Обычно это стол, облицованный пластиком, с вмонтированной в него раковиной или без нее. В столе имеются выдвижные ящики для инструментов, приспособлений, парфюмерии и белья. Над столом устанавливается овальное или прямоугольное зеркало размером не менее 60х100 см.

Рис. 2

Парикмахерское кресло (см. рис. 3) должно иметь полумягкое сиденье со спинкой и подлокотниками, обивку из водонепроницаемых материалов и свободно вращаться вокруг вертикальной оси. Желательно также, чтобы оно было оборудовано гидроподъемником, позволяющим в зависимости от роста клиента поднимать или опускать кресло, а также поворачивать его в нужном направлении. Для удобства клиентов кресло должно быть снабжено специальной подставкой для ног.

4

Рис. 3

Расположение туалетных столов и кресел в рабочем зале парикмахерской может быть различным в зависимости от площади помещения и его формы. Туалетные столы размещают у стены или в центре зала. Можно также группировать их по два-три и т.д. Главное условие, которое должно быть выполнено при размещении оборудования, — соблюдение установленных расстояний между креслами. Рабочая зона парикмахера не должна быть удалена от вертикальной оси кресла более чем на 90 см, следовательно, минимальное расстояние между осями двух кресел должно быть 180 см. Если рабочее кресло расположено у стены, расстояние между ним и стеной должно быть не менее 70 см. На каждое рабочее место парикмахера по санитарным нормам отводится не менее 4,5 м2 площади.

Рис. 4

На туалетном столе размещаются в определенном порядке (справа налево) используемые инструменты и приспособления с учетом правила: чем чаще используется в работе предмет, тем ближе к мастеру он должен находиться. Это дает возможность сократить количество движений парикмахера и, следовательно, уменьшить его утомляемость. Если столешница небольшая, можно рядом с ней установить специальные тележки с инструментом (см. рис. 4). Для более эргономичной работы мастеров используются специальные рабочие стулья (см. рис. 5). Мастер обязан содержать в чистоте свое рабочее место и инструменты. По окончании рабочего дня туалетный стол и все принадлежности необходимо тщательно продезинфицировать.

 

1.6. Правила обслуживания посетителей. Этапы работы парикмахера

Подготовительными и заключительными работами по обслуживанию посетителей в парикмахерских называются такие работы, которые выполняются до и после основного технологического процесса.

Подготовительные работы включают в себя подготовку рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей операции; мытье рук; дезинфекцию инструментов и др.

Парикмахер должен быть на рабочем месте за 15 мин до начала работы, чтобы подготовиться к приему клиентов: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность аппаратуры, получить чистое белье и материалы и разместить их на туалетном столе или тележке. При первом контакте с клиентом необходимо предложить ему сесть в кресло. Для этого кресло вначале следует развернуть так, чтобы клиенту было удобно садиться, затем — так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Беседуя с клиентом, мастер выясняет, какие услуги он хочет получить. Предлагая клиенту дополнительные услуги, мастер должен заранее оговорить их стоимость. Приступая к работе, мастер моет руки и дезинфицирует инструменты так, чтобы это видел клиент.

 

5

Чтобы провести диагностику волос и проверить, нет ли у клиента заболеваний кожи и волос, мастер тщательно расчесывает его волосы, определяя тип и качество волос, их состояние, направление роста. При обнаружении какого-либо заразного заболевания кожи или волос мастер в корректной форме отказывает клиенту в обслуживании.

В случае удовлетворительного результата осмотра мастер укрывает клиента бельем в соответствии с видом работы. Чаще всего подготовительные работы заканчиваются выполнением гигиенического мытья волос, но в зависимости от основной работы могут включать в себя также проведение теста на чувствительность кожи к химическим препаратам; разведение красителей; приготовление лечебных препаратов и т.д.

К заключительным работам при обслуживании клиента относятся вычесывание мелких остриженных волос; снятие парикмахерского белья с клиента; смахивание волос с его лица и шеи; оформление карточки клиента; наведение порядка на туалетном столе после обслуживания каждого посетителя и т.д.

Заключительные работы производятся после основной процедуры. Они начинаются с диалога мастера и клиента: мастер выясняет, всем ли тот доволен. Если у клиента есть замечания, мастер должен исправить недостатки. При согласии клиента на дополнительные виды работ (сушка волос, укладка, фиксация лаком и т.д.) мастер выполняет их, после чего снимает с клиента парикмахерское белье и получает плату за выполненные работы.

Контрольные вопросы и задания к главе 1

  1. Перечислите виды и типы парикмахерских.
  2. На какие группы подразделяются помещения парикмахерских?
  3. Что включает в себя первая группа помещений?
  4. Назовите санитарно-гигиенические требования к оборудованию и оснащению помещений парикмахерских.
  5. Какова основная цель освещения?
  6. Чем оборудуется рабочее место парикмахера?
  7. Каким требованиям должно соответствовать рабочее место парикмахера?
  8. Что такое «подготовительные работы»?
  9. Что такое «заключительные работы»?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...