Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АУТИЗМ КАК НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ




Основные этапы развития

Развитие научных исследований аутизма претерпело значительные изменения за последние 20 лет. Вначале (когда аутизм рассматривался как проявление шизофрении) научные исследования были ориентированы на психопатологию. Особое внимание уделялось характеристикам аутичных людей, их странному, хаотичному поведению. Заголовки ранних книг по аутизму могут служить этому иллюстрацией: Fremde miter uns («Чужой среди нас»), De lege vesting («Аутсайдер»). Люди в какой-то мере всегда боятся того, что кажется им непохожим, непонятным, а такое отношение автоматически ведет к сегрегации.

Постепенно возобладала точка зрения, что аутичные люди, конечно, имеют набор специфических расстройств, но многое из их поведения может рассматриваться в рамках нормального развития.

Исследователи в настоящее время более склоняются к рассмотрению этой проблемы с точки зрения патологии развития (международные классификационные системы также пересмотрены, и сейчас аутизм относится к нарушениям в развитии, а не к психическим болезням, как это было ранее): отправной точкой стало сравнение развития аутичных и здоровых детей (Е. Schopler, R. Reichler, 1979; Е. Schopler, R. Reichler, M. Lensing, 1981; Т. Peeters, 1984).

Еще одно наблюдение, сделанное на этом этапе, заключается в том, что так называемые умственно отсталые люди имеют также трудности в понимании значений картин и объектов. Однако их не следует относить к аутистам. Главное отличие в том, что аутисты не понимают символического уровня, соответствующего их интеллектуальному возрасту.

Человек с аутизмом, отличается профилем развития. Результат этого - более «расщепленный» тип личности именно в

триаде: коммуникация, социальное взаимодействие и воображение находит наиболее сильное проявление.

Аутичные люди отстают в определенных областях развития. Для демонстрации этого в таблице представлено сравнительное описание раннего развития детей с аутизмом и нормально развивающихся.

Внимание! Таблица данных развития детей с аутизмом не может рассматриваться слишком буквально. Во-первых, ранние стадии аутизма полностью не изучены. Во-вторых, очень важны индивидуальные особенности. В результате этого часть родителей не распознает некоторые особенности развития детей, указанные в таблице 1.

Таблица 1 Сравнительная характеристика развития детей раннего возраста в норме и при аутизме

Развитие речи

Возраст в месяцах Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2 Произношение гласных звуков, гуление

6 «Диалоги» в виде издавания гласных звуков, поворачивание в сторону родителей. Появление согласных

Плач тяжело интерпретировать

8 Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса Повторы слогов: ба ба-ба. ма-ма-ма Появляются указывающие жесты

Ограниченное или необычное гуление (визги или крики)

Не имитируют визги, жесты, выражения

12 Появление первых слов Использование лексики с интонацией, похожей на предложение Игра с использованием гласных звуков Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации

18 Словарный запас 3-50 слов Начинает составлять словосочетания из 2 слов Перенесение значений слов (напр., папа - обращение ко всем мужчинам) Использование языка для комментариев, просьб и при совершении действий Старается привлечь внимание людей Возможны частые зхолалия и имитация

 

24 Сочетания от 3 до 5 слов («телеграфная речь») Задает простые вопросы (напр.: «Где nana?», «Идти?») Использование слова »то сопровождается указывающими жестами Называет себя по имени, но не как «я» Может кратко повторить высказывания Не может поддержать тему разговора Речь сфокусирована на настоящее время и месте

Обычно словарный запас менее 15 слов Слова появляются, затем исчезают Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов

36 Словарный запас около 100 слов Многие грамматические морфемы (мн.ч.. прош. вр., предлоги и др.) используются должным образом Эхолалическое повторение редкое Возрастает использование речи для обозначения «там» и «тогда» Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации

Комбинации слов встречаются редко

Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое

Плохие ритм, интонация

Бедная артикуляция

примерно у половины говорящих детей

У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений) Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет

48 Использует комплексные структуры предложения Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию Спрашивает объяснения высказываний Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя)

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-8 слов

Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации

Копирует ведущих ТВ-

передач

Произносит просьбы

60 Использует большой комплекс речевых структур В основном владеет грамматическими структурами Способен оценивать предложения как грамматические/негралмматические структуры и делать исправления Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя

Нет понимания или выражения абстрактных

концепций (времени)

Не может поддерживать

разговор

Неправильно использует высказывания

Присутствует зхолалия

Редко задает вопросы; если они появляются, то носят

повторяющийся характер

Нарушены тон и ритм речи

Развитие общения и игры










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...