Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение характеристик и параметров поршневых гидромашин




1. Ознакомиться с лабораторной установкой (рисунок 1.5), с применяемыми приборами, изучить систему догрузки вала гидромотора.

2. На испытательном стенде провести испытания ГCT–90 и построить характеристики.

Рисунок 1.5 – Схема испытательного стенда:

1 – пульт управления; 2 – пусковая кнопка; 3 – ваттметр; 4 – манометр силовой магистрали; 5 – манометр напорной магистрали; 6 – насос НП-90; 7 – электродвигатель; 8 – гидромотор; 9 – винтовой насос; 10 – устройство для снятия оборотов вала гидромотора; 11 – бак с водой; 12 – механизм регулирования подачей насоса НП-90.

 

3. При учебном мастере запустить установку.

4. Убедившись, что режим установился (показания приборов не изменяются), произвести измерения давления рн и рсл, оборотов вала гидромотора nм, потребляемой мощности N на привод вала гидронасоса НП–90.

5. Произвести аналогичные измерения при положении рычага управления 1, 2, 3, 4 полностью используя диапазон установки. Данные измерения записать в таблицу 1.2. Учитывая то, что по техническим условиям эксплуатации обороты вала насоса должны оставаться постоянными, их величина измерена заранее и приведена в таблице 1.2.

6. Определить действительный расход жидкости на гидромоторе:

,

где nм — обороты вала гидромотора, мин-1

qм — рабочий объём гидромотора (определяется по техническим параметрам, qм = 89 см3/об).

7. Определить подачу насоса НП–90:

,

где — механический КПД, =1;

 — объемный КПД, =0,92.

8. Определить крутящий момент на валу гидромотора и насоса:

,

.

9. Определить мощность на валу гидромотора:

.

10. Измерив мощность N, потребляемую электродвигателем, приводящим в действие насос НП–90 по графику на стенде определить мощность на валу гидронасоса НП–90 Nн:

.

11. Определить КПД гидропередачи:

.

 

12. Результаты расчетов занести в таблицу 1.2 и построить зависимости Мм; Nм; nм;  от средней подачи насоса Q.

 

Таблица 1.2 — Результаты испытания ГСТ–90

Положение рычага управления nн, мин-1 nм рн рсл Qн Qм Мм Nн Nм
1 1500                  
2 1500                  
3 1500                  
4 1500                  
5 1500                  

 



Лабораторная работа № 2

«изучение конструкций и исследование характеристик
шестеренных, роторно-пластинчатых
и планетарных гидромашин»

 

Цель: приобрести знания по устройству и умения по расчету и испытанию названных гидромашин.

Задание:

1) самостоятельно изучить теоретические разделы по данной теме;

2) ознакомиться с конструкцией и принципом работы шестеренных, роторно-пластинчатых и планетарных гидромашин;

3) определить производительность насоса при номинальной частоте вращения. Необходимые параметры измерить штангенциркулем;

4) определить подачу насоса, а затем производительность при номинальной частоте вращения;

5) зарисовать схемы трех разновидностей гидромашин.

 



Шестеренные гидромашины

В гидравлических системах тракторов и сельскохозяйственных машин наибольшее распространение получили роторные шестеренные насосы и гидромоторы с внешним зацеплением.

Шестеренные гидромашины просты по конструкции и имеют постоянный расход.

На рисунке 2.1, а показана конструктивная схема шестеренного насоса с наружным зацеплением. В корпусе 2 размещены ведомая 1 и ведущая 3 шестерни, имеются всасывающая А и нагнетательная Б полости. Рабочая камера образуется ротором (ведущей шестерни 3 с валом 4 и ведомой шестерней 1) и статором (корпусом 2 с боковыми крышками). Шестерни установлены в корпусе с высокой точностью и при их вращении у входа за счет разряжения впадины наполняются рабочей жидкостью. При вращении шестерни жидкость перемещается вместе с зубьями и, у выхода при входе зубьев в зацепление, выталкивается жидкость в нагнетательную магистраль. Насос подает жидкость под высоким давлением (до 20…50 МПа), поэтому, для исключения потерь расхода, применяют специальные уплотнения — втулки, установленные на оси шестерен. В зависимости от номинального рабочего давления и объема все шестеренные насосы разделены на 4 группы.

 

Рисунок 2.1 – Схема шестеренных гидромашин:

а — с наружным зацеплением: 1 — ведомая шестерня; 2 — корпус; 3 — ведущая шестерня; 4 — вал; А и В — всасывающая и нагнетательная полости; б — с внутренним зацеплением: 1 — внутренняя шестерня; 2 — подвижная шестерня; 3 — разделитель; 4 — вал; 5 — корпус; А и Б — всасывающая и нагнетательная полости

 

В шестеренных насосах с внутренним зацеплением в корпусе 5 (рисунок 2.1, б) установлена подвижная шестерня 2 с внутренними зубьями, а на валу 4 закреплена шестерня 1 меньшего диаметра с наружными зубьями. Внутренняя шестерня 1 смещена относительно оси симметрии и входит в зацепление с зубьями шестерни 2. В пространстве между выступами зубьев наружной и внутренней шестерен находится разделитель 3. Рабочая камера образуется пространством между зубьями наружной и внутренней шестерен, разделителем 3 и боковыми крышками.

В процессе работы обе шестерни вращаются в одном направлении жидкость из всасывающей полости А заполняет пространство между зубьями и закрывается корпусом и разделителем при дальнейшем вращении шестерен, транспортируется к нагнетательной полости Б. В точке сцепления шестерен жидкость выдавливается и поступает под давлением к исполнительным рабочим элементам. При выходе шестерен из зацепления создается вакуум и происходит всасывание жидкости.

При подводе рабочей жидкости под высоким давлением эти гидромашины способны работать в режиме гидромотора.

Рабочий объем шестеренного насоса зависит от геометрии зубчатого зацепления и может быть определен по формуле:

                            (2.1)

где m — модуль зацепления;

z — число зубьев;

b — ширина шестерни.

Удельный расход жидкости:

                             (2.2)

и среднее значение расхода жидкости:

.                          (2.3)

Крутящий момент на валу насоса определяется по формуле:

 

.          (2.4)

 

Выпускаемые промышленностью шестеренные гидромашины, гидромоторы (ГМШ) и насосы (НШ) с рабочим объемом 6,3, 10, 32, 50, 70,100, 250, 400 см3/об, рассчитаны на рабочее давление 14…20 МПа с ресурсом 6000 моточасов.

Рисунок 2.2 – Шестеренный насос НШ–50:

1 — корпус; 2 — крышка; 3 — торцевое уплотнение; 4 — подшипник; 5 — уплотнение;

6, 10 — манжеты; 7 — кольцо; 8 — подшипниковый блок; 9 — распорное кольцо;

11 — запорное кольцо; 12 — ведущая шестерня; 13 — ведомая шестерня

В сельскохозяйственных машинах устанавливаются гидромашины четвертого исполнения с рабочим давлением 20...25 МПа, увеличенным ресурсом до 8000...10000 моточасов, которые обеспечивают работоспособность на всесезонных рабочих жидкостях. Насос состоит из корпуса 1 (рисунок 2.2.), крышки 2, ведущей 12 и ведомой 13 шестерен с опорными цапфами. Герметизация зоны высокого давления осуществляется торцевыми уплотнениями 3, а со стороны вершин зубьев уплотнением 5. Подшипниковый блок 8, состоящий из подшипников 4, служит зоной замыкания высокого давления. Вокруг выходного отверстия насоса расположена компенсационная камера, уплотненная эластичной манжетой 6. Между крышкой и корпусом установлено уплотнительное кольцо 7. На ведущем валу насоса имеются распорное 9 и запорное 11 кольца, а также манжета 10. Жидкость из зоны высокого давления по сверлениям и проточкам поступает в зону низкого давления, омывая цапфы, тем самым, охлаждая и смазывая их поверхности. Корпусные детали насосов изготавливают из алюминиевых сплавов. Шестерни выполняются из стали 20Х (18ХГТ, I2XH3A и др.) с цементацией на глубину 0,5...0,9 мм и закалкой до твердости HRС 56–62.

 

Планетарные (героторные) гидромашины

Рабочие органы сельскохозяйственных машин работают в диапазоне частоты вращения 0,1…15с-1 с различными моментами сопротивления. Для их привода используют гидромоторы героторного типа (рисунок 2.3 а, б). Качающий узел этих гидромашин представляет собой шестеренную пару внутреннего эпитрохоидного зацепления с профилем зубьев внутренней шестерни (ротора) 1 и круговыми зубьями охватывающей кольцевой шестерни (статора) 2. Статор имеет на один зуб больше, чем ротор. Зубья шестерен находятся в непрерывно взаимном контакте и образуют ряд замкнутых рабочих камер без каких-либо дополнительных разделительных элементов, что позволяет осуществить планетарное движение одной из шестерен с передачей движения на выходной вал.

Для исключения скольжения зубьев ротора по поверхности статора и улучшения технологии изготовления гидромашин вместо зубьев статора используют ролики (рисунок 2.3, б). При вращении ротора объем рабочих камер левой и правой сторон гидромашины постепенно изменяется. После поворота ротора на 25° распределитель переключает камеры нагнетания I, II, IУ (рисунок 2.3) и всасывания (слива) У, УI, УП.

Рисунок 2.3 – Схемы планетарных гидромашин с зубчатым (а)

и с роликовым (б) статорами:

1 — ротор; 2 — статор; 3 — ролик

 

Распределитель расположен на валу статора и имеет по шесть сливных (всасывающих) и нагнетательных каналов. Таким образом, одна впадина статора (седьмая) в процессе работы разобщена с линиями нагнетания слива; она находится при положении зуба внутри ротора 1. При повороте вала на один оборот происходит переключение каналов по следующему циклу: I IV VII VI II V I. Следовательно, за один оборот ротора у гидромашин происходит шесть рабочих циклов при семи циклах распределителя.

За один оборот вала при шести циклах и ширине b шестерни, удельный расход жидкости:

.                             (2.5)

Секундный расход жидкости:

                        (2.6)

где e — высота зуба;

w — угловая скорость;

De — диаметр делительной окружности зацепления;

z1 и z2 — число зубьев соответственно ротора и статора.

Насос-дозатор обеспечивает подачу рабочей жидкости в полости гидроцилиндра управляемых колес пропорционально повороту рулевого колеса.

В корпусе 11 (рисунок 2.4) установлен вал 13, хвостовик которого соединен через карданную передачу с рулевым колесом. Вал, вращающийся на игольчатом 14 и упорном 12 подшипниках, при помощи штифтов 1 связан с вращающимся распределителем 3. Основные рабочие элементы насоса — обойма (статор) 6 с роликами 9 и сателлит (ротор) 8, ролики и сателлит установлены между пластиной 10 и крышкой 4 и закреплены болтами 5. Толщина обоймы больше толщины роликов и сателлитов, поэтому в процессе работы ролики и сателлит вращаются без заедания. Приводной вал связан с сателлитом при помощи карданного вала 2 и штифтов 7. Распределитель 3 имеет овальные отверстия, которые соединяются с центральным каналом, и пазы, сообщающиеся с расточкой в корпусе при помощи промежуточного концентричного канала.

 

Рисунок 2.4 – Насос-дозатор рулевого управления:

1, 7 — штифты; 2 — карданный вал; 3 — распределитель;

4 — крышка; 5 — болт; 6 — обойма; 8 — сателлит; 9 — ролик;

10 — пластина; 11 — корпус; 12, 14 — подшипники; 13 — вал

 

Конструкция гидромотора с планетарным поступательным движением кольцевой шестерни и простым вращательным движением ротора, установленного соосно на центрально расположенном выходном валу гидромотора, показана на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Планетарный гидромотор:

1 — уплотнитель; 2 — передняя крышка; 3, 10 — подшипники; 4, 5, 7, 14 — каналы;

6 — расточка; 8, 12 — магистрали; 9, 11 — кольцевые камеры; 13 — задняя крышка;

15 — рабочая камера; 16 — шестерня; 17 — кольцо; 18 — фиксатор;

19 — дренажный канат; 20, 21 — фигурные окна; 22 — шестерня;
23 — ротор; 24 — ролик

 

Качающий узел гидромоторов серии ПМТ состоит из находящегося во взаимном зацеплении ротора 23 с эпитрохоидным профилем зубьев и кольцевой шестерни 22 с внутренним зубчатым венцом, выполненным в виде вставных цилиндрических роликов 24. Число зубьев ротора и кольцевой шестерни, определяющее кратность гидромотора, выбрано соответственно равными шести и семи. Центрально расположенный ротор связан посредством стандартного соединения с валом, вращающимся в двух радиально-упорных роликовых подшипниках 3 и 10, способных воспринимать внешние радиальную и осевую нагрузки на вал. Эти подшипники установлены соответственно в передней 2 и задней 13 крышках, являющихся одновременно торцевыми замыкателями рабочих камер 15.

Кольцевая шестерня 22 имеет также наружный зубчатый венец, находящийся в зацеплении с неподвижным зубчатым кольцом, число внутренних зубьев которого равно числу наружных зубьев кольцевой шестерни. Такое зацепление при постоянном смещении оси кольцевой шестерни относительно оси гидромотора и кольца на величину эксцентриситета допускает планетарное поступательное движение кольцевой шестерни, при котором каждая ее точка движется по окружности с радиусом, равным эксцентриситету.

Неподвижное кольцо 17 с крышками выполняет роль корпуса, для уменьшения износа кольцевой шестерни предусмотрена расточка 6 под масляную ванну, а герметичность достигается установкой уплотнителей 1. Положение крышек с распределителем относительно ротора должно быть строго определенным. Это достигается установкой фиксаторов 18. В задней 13 и передней 2 крышках на прилегающих к ротору поверхностях и поверхности шестерни 16 выполнены семь прямоугольных каналов 4 и фигурные окна 20, через которые подводится и отводится рабочая жидкость. Утечки жидкости отводятся через дренажный канал 19.

Рабочая жидкость поступает в одну из магистралей 8 или 12 и далее по кольцевой камере 9 или 11 через каналы 7 или 14 и 5 в рабочие камеры по одну сторону от плоскости симметрии. Таким образом, создается одностороннее давление на ротор, вследствие чего он перемещается и совершает планетарное движение. Из камер, расположенных с противоположной плоскости симметрии, жидкость вытесняется зубьями ротора и по соответствующим каналам и кольцевой камере идет на слив.

 

 

Рисунок 2.6 – Планетарный гидромотор МГП–90:

1 — выходной вал; 2 — карданно-шлицевой вал; 3 — передняя крышка;

4 — подшипник; 5 — статор; 6 — пластина; 7 — распределитель;
8, 9 — штуцера; 10 — крышка; 11 — канал;
12 — дренажный канал; 13 — ротор

 

Гидромоторы серии МГП состоят из неподвижного статора 5 (рисунок 2.6.) с внутренним зацеплением, подвижного ротора 13, у которого число зубьев на один меньше, чем у статора. Крутящий момент передается через выходной вал 1, который имеет дополнительный карданно-шлицевой вал 2, связанный с ротором, и карданный вал привода синхронного по скорости и фазе привода распределителя 7. Вал вращается в двух радиально-упорных подшипниках 4, установленных в передней крышке 3. В пластине 6 выполнен ряд сверлений, через которые поступает жидкость из соответствующих каналов 11 распределителя 7. Гидромотор реверсируют изменением направления потока, жидкости к штуцерам 8, 9 в его передней крышке. Утечки жидкости через дренажный канал 12 (допускается превышение давления по 1 МПа) отводятся в гидролинию слива. Если сравнить по металлоемкости различные гидромашины, то можно заметить, что существенно меньшую металлоемкость имеют героторные гидромашины типа МГП, что особенно важно для мобильных сельскохозяйственных машин.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...