Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место ФР в контексте религиоведческого знания.




Место философии религии в системе знаний.

ФР не представляет собой некого монообразования, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией.

ФР - разрозненное множество философских высказываний о религии, принадлежащим различным философским течениям, философам, культурам.

ФР может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а так же как относительно самостоятельная дисциплина.

ФР можно рассматривать в аспекте 4 областей знаний: 1) философских знаний, 2) религиоведческих знаний, 3) конкретных наук, делающих объектом исследования религию в каком-либо аспекте, 4) в соотношении с теологией

1)место ФР в системе философских знаний. Природа и строение философского знания в целом - предметом дискуссии. В частности, обсуждается вопрос о единстве философии и возможности членения ее на относительно самостоятельные разделы. 1.Т.зр.Одни полагают, что идея единства не совместима с последним, а позволяет только выделять “срезы” — онтологический, гносеологический, социально-философский и пр. 2.Т.зр.Другие считают, что единство философского знания не исключает, но предполагает его дифференциацию. Вторая точка зрения представляется более плодотворной.

В большинстве учебниках про ФР как раздел философского знания забывают. Можно принять точку зрения, согласно которой в философии выделяются относительно самостоятельные разделы: метафизика, онтология, социальная философия, философия истории и т. д.В этом ряду ФР предстает в качестве полноправного раздела, как одна из специальных философий, имеющая свой предмет, отличный от предметов других областей философского знания.

История вопроса. Термин ФР появился в Германии в конце 18 века. Работа Канта «Религия в пределах только разума». Изначально Кант хотел назвать свою работу «ФР» (цель - освободить философию от мифов, ограничений, политический и религиозных догм, обеспечить торжество разума).

Термин «ФР» утвердился благодаря Гегелю, который счёл необходимым присовокупить рассмотрение религии в качестве отдельной части к философскому знанию вообще.

Становление ФР началось раньше. Есть мнение, что ФР появилась в древности (Античности) вместе с философским рассмотрением мира. Другая точка зрения - ФР возникла в Новое время, после секуляризации (освобождения) философии от религии. Возникновение связывается со Спинозой. Вторая точка зрения - более предпочтительная. То, что было до - «философские знания о религии», это ещё не дисциплина в философии.

Экспликация (развёртывание) ФР как специальной предметной области философии - 18-19 века, благодаря трудам ряда философов (Спинозы, Юма, Гольбаха, Канта, Шлейермахера, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса, Энгельса, Гартмана, Тиле, Кьёркегора, Соловьёва).

В 20 веке в религиозно-теологических кругах обнаружилось две позиции:

1) отрицание релевантности (возможности как дисциплины) философии религии (она не нужна, т.к. есть теология)

2) релевантность лишь религиозной философии религии

Эти установки оказывают влияние и на нерелигиозную философию религии. В конце 20 века - мнения, что ФР неуместна ни в философии, ни в религиоведении.

Но всё же проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание ФР образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т. д.

место ФР в контексте религиоведческого знания.

Существует точка зрения, согласно которой ФР должна рассматриваться за пределами религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны, религиоведение отрывают от философии, т. е. от философского мировоззрения и методологии; освобождают религиоведение от философии религии, нередко заменяя ее философской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой стороны, отвергают религиоведческое содержание самой философии религии. С этим во многом связано представление о религиоведении как об эмпирической науке. На наш взгляд, философия религии является вполне релевантным разделом как философии, так и религиоведения.

Статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведении неодинаковы: в философии интеграторами выступают метафизика, онтология, соц. философия (и др. разделы) ФР взаимодействует с ними. А в светском религиоведении ФР, как уже отмечалось, сама является интегратором, базовым разделом и связана с социологией, психологией, феноменологией, историей религии. Здесь философия религии соединяет разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, выполняет соответствующие методологические функции.

3)место ФР в ряду конкретных наук.Религия фактически становится объектом рассмотрения практически всех гуманитарных дисциплин — экономики, политологии, юриспруденции, истории, филологии, лингвистики и пр., а также и ряда естественных — географии, биологии, экологии и др. Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти характеристики относятся и к ФР. Однако с существенным уточнением: философия религии — это одна из специальных философий. ФР рассматривает— религию — в контексте целокупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане “человек - мир”, обеспечивает видение религии в ракурсе предельных измерений (аспектов) взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного. В контексте философского знания в целом ФР конкретизирует идеи метафизики, онтологии и др. разделов философий применительно к анализу религии и, в свою очередь, дает им знания о своеобразном сущем. Поэтому можно утверждать, что ФР по отношению к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте и с помощью собственных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет мировоззренческую функцию.

4)Соотношение ФР и теологии. Разницу обычно видят в позиции исследователя. В философиивзгляд на объект исследования со стороны, извне, а в теологииизнутри той или иной религиозной доктрины. 1) Казалось бы, совсем со стороны на религию может смотреть только атеист, и тогда в философии религии нужно оставить только философскую критику религии. Но большие сомнения вызывает вопрос о том, насколько вообще мог быть свободен исследователь от господствующих в его культуре ценностных и мировоззренческих ориентаций, задаваемых в том числе и базовой для данной культуры религией. 2)С другой стороны, мы имеем немало примеров, особенно в XX веке, рациональных философских построений, сделанных теологами. Часто одни и те же мыслители фигурируют как в философии религии, так и в религиозной философии (Например, учение Шлейермахера) 3)В данном отношении, по-видимому, можно принять позицию (сформулированную Ю.А. Кимелёвым) – о том, что ФР всегда выступает либо как философское религиоведение, либо как философская теология. Специфика философии религии как религиоведения состоит в том, что ограничивается исследованием и осмыслением религии и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности. Т.е., философское религиоведение не обращается непосредственно ни к исследованию ни к конструированию объекта религии… Основным объектом интереса является религия как отношение человека к реальности, воспринимаемой как божественная, религия как человеческое деяние и культурное явление. Божественная реальность “объект религии” выступает как вторичная тема. Для философской теологии же главной задачей является конструирование божественной реальности, то есть создание учения о Боге сугубо философскими средствами. Нужно отметить также, что до эпохи Просвещения философия религии выступала преимущественно в форме философской теологии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...