Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Моделируем содержание деятельности психолога
Какая психологическая работа возможна по Стандарту?
Задание: Представленная ниже таблица разрабатывалась с целью помощи психологу в подборе программного инструментария для включения в план работы ДОУ на следующий учебный год. Проанализируй таблицу и выбери то, что подходит тебе для включения в план на следующий учебный год в условиях реализации Стандарта.
Моделируем содержание деятельности психолога
(результаты мозгового штурма психологов дошкольных образовательных учреждений
на курсах 21-30 апреля 2014 г.)
Направления развития детей
(обозначенные как структурные компоненты образовательной программы ДОУ в рамках Стандарта)
Примечание: Выделено красным то, что попадает в сферу компетентность психолога ДОУ (равно как и педагога)
| Содержание деятельности психолога
(диагностическая, коррекционная, развивающая, профилактическая на основе программ психолога)
Примечание: Набрано в редакции мозгового штурма и требует доработки
| Социально-коммуникативное развитие:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности;
- становление саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта,
- эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
| - «Давайте поиграем» (для младшего возраста)
- Икрянникова Т.Н. «Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной группы (разработки занятий)»
- Калиниченко «Тренинг личностного роста»
- Канская «Подарки феи»
- Катаева, Останкова (отдельные упражнения)
- Клюева, Косаткина, Пазухина «Тренинговое развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста»
- Костина «Игровая терапия с тревожными детьми»
- Крюкова «Давайте жить дружно»
- Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Кряжева «Развитеи эмоционального мира детей»
- Куражева «Цветик-семицветик»: программа знакомства с базовыми эмоциями и чувствами
- Лонская «Подарки феи»
- Монина «Тренинг коррекции агрессивности»
- Пазухина «Давайте познакомимся» (для дошкольного возраста)
- Программы занятий по арт-терапии
- Программы занятий по сказкотерапии
- Семенака «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет»
- Слободяник «Я учусь владеть собой»
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников»
- Шипицина «Азбука общения со сверстниками»
| Познавательное развитие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений:
- о себе,
- других людях,
- объектах окружающего мира,
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- о малой родине и Отечестве,
- представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
- об отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
о многообразии стран и народов мира.
| Развивающие занятия
Проектная деятельность
Экспериментальная деятельность
Дидактические игры
1. Алябьева «Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста»
2. Бондарь Т.К. «Развитие внимания», Киров
3. Гатанов «Развитие творческого мышления»
4. Добинина «Развитие личности ребёнка в детском саду»
5. Дубровина «Готовность к школе: развивающие программы»
6. Катаева «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»
7. Коробова С.А. «Психологическая подготовка детей к обучению в школе через проведение индивидуально-группововй диагностики и коррекции», Киров 2005
8. Коробова С.А. «Развитие Эмоционально-чувственной сферы дошкольника в процессе повышения эффективности восприятия окружающего мира», Киров, 2005
9. Коробова С.А. «Улыбнись, Малыш!»: программа содействия адаптации ребёнка к детскому саду
10. Куражева «Цветик-семицветик»
11. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет»
12. Фомина «Развивающие занятия с детьми 4-6 лет»
13. Хухлаева О.В «Лесенка радости»
14. Черумушкина «Память»
15. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия»
16. «Я сам»
17. Игры и игровые ситуации Клюевой и Лесоткиной
18. Метиус
| Речевое развитие: включает
- владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
| - Логоритмика
- Библиотерапия
- Упражнения:
- Развивающие занятия
- «Закончи предложение»
- «Составь рассказ по картинке»
- «Сложи серию картинок»
- Классификации, обобщения, аналогии
- Карты Проппа (развитие мышления, речи)
- Зинкевич-Эвстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»
- Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терпевтических программ»
- Сакович «Карты…»
- Сиротюк «Комплекс кинезеологических упражнений»
| Художественно-эстетическое развитие:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
| - Программы занятий по сказкотерапии
- Программы занятий по арт-терапии
- Музыкотерапия
- Танцевальная терапия
- Песочная терапия
- Куклотерапия
| Физическое развитие:
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни,
- овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- развитие крупной и мелкой моторики
| Телесно ориентированная терапия
Кинезеология
Настольные игры
Нейрокоррекция
Динамические паузы, релаксации и психологические разминки
Занятия по программам:
- Алябьева «Психогимнастика»
- Комплексы игр и упражнений «Пальчиковая гимнастика»
- Лютова «Игры для гиперактивных детей»
- Макеева «Долго ли до беды»
- Семенович «Нейропсихология»
- Сиротюк «Нейропсихологические занятия»
- Сиротюк «Упражнения для развития мелкой моторики»
- Тихомиров «Уроки здоровья»
- Чистякова «Психогимнастика»
|
.
|