Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. СИМВОЛИЗМ СНОВИДЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С АЛХИМИЕЙ 3 страница
* Бог из машины (лат.). В античном театре неожиданное появление с помощью театрального механизма на сцене бога приводило к развязке конфликта. Прим.. ред.
** Вальпургиева ночь (нем.) Прим. перев.
Рис. 36. Дьявол как эфирный дух и безбожный разум. - Иллюстрация Эжена Делакруа (1799-1863) к "Фаусту", ч. 1.
120 В заключении голос объявляет: "Все должно управляться светом", где подразумевается свет сознательного ума, достигшего подлинного illuminatio. Темные глубины бессознательного более не могут отрицаться невежеством и софистикой -бедной маскировкой всеобщей боязни - и не могут быть объяснены с помощью псевдонаучных рационализации. Наоборот, теперь следует отметить, что в психе существуют вещи, о которых мы знаем мало или совсем ничего не знаем, но они, тем не менее, воздействуют на наши тела самым настойчивым образом; и что они обладают, по меньшей мере, такой же реальностью, как вещи физического мира, который мы, в конечном счете, тоже не понимаем. Любая линия исследования, которая утверждает, что ее предмет был нереальным или всего лишь "Только", не сделала никакого вклада в знание.
121 С активным вмешательством интеллекта начинается новая фаза бессознательного процесса: сознание должно теперь согласится с фигурами неизвестной женщины ("анима"), неизвестного человека ("тень"), мудрого старца ("мана личность")45 и символами самости. С последней мы будем иметь дело в следующем разделе.
Рис.38. Меркурии в виде девственницы, стоящей на золотом (so l ) и серебрянном (luna) фонтанах, со своим сыном - драконом. - Thomas Aquinas (pseud.), De alchimia, (16 век)
Рис. 39. Шри-Янтра
СИМВОЛИЗМ МАНДАЛЫ
I. ОТНОСИТЕЛЬНО МАНДАЛЫ
122 Как я уже говорил, мною собрана серия из почти четырехсот снов и видений, которые я рассматриваю как мандалообразные. Термин "мандала" был выбран потому, что это слово означает ритуальный или магический круг, используемый в ламаизме и в тантрической йоге в качестве yantra или средства медитации (рис.39). Восточные мандалы, используемые в церемониале, являются изображениями, зафиксированными традицией: они могут чертиться или рисоваться, или в определенных специальных церемониях даже представляться пластически.
123 В 1938 году в монастыре Бхутиа Басти близ Дарджилинга я разговаривал с ламаистским rimpoche* по имени Лингдам Комхен о khilkor или мандале. Он описал ее как dmigs-pa (произносится "мигпа"), мысленный образ, который может построить лишь полностью обученный лама с помощью воображения. Он подчеркнул, что нет мандал, похожих одна на другую, все они имеют индивидуальные различия. Кроме того, он сказал, что мандалы, которые можно найти в монастырях и храмах, не имеют особой ценности, потому что они являются лишь внешними представлениями. Истинная мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или когда необходимо разобраться в каком-либо положении, не разъясненном в священной доктрине. В ходе дальнейшего изложения станет ясно, что это удовлетворительное объяснение. Утверждение о свободном и индивидуальном формировании мандалы следовало бы принимать, однако, с рядом поправок, так как во всех ламаистских мандалах господствовал не только безошибочный стиль, но и традиционная структура. Например, они все основывались на кватерной системе, quadrature circuit, и их содержание неизменно исходит из ламаистской догмы. Существуют тексты, такие как Шри-Чакра-Самбхара тантра,2 которые содержат указания для создания таких "мысленных образов". Khilkor резко отличается от так называемого sidpe-korlo, или Колеса мира (рис.40), которое символизирует путь человеческого существования в его различных формах, согласно буддистским представлениям. В контрасте с khilkor, Колесо мира основано на троичной системе, в нем три мировых принципа изображены в центре: петух, эквивалентный похоти; змея - ненависти или зависти; свинья - невежеству или бессознательному (auidya). Здесь мы приходим к дилемме тройки и четверки, которая тоже проявляется в буддизме. Мы вновь встретимся с этой проблемой в наших последующих сериях сновидений. * Учитель (сане.). Прим. пер.
Рис. 40. Тибетское Колесо Мира (sidpe-korlo)
124 Мне кажется бесспорным, что эти восточные символы рождены снами и видениями, а не изобретены основоположниками церкви Махаяны. Напротив, они находятся среди древнейших религиозных символов человечества (рис.41-44) и, возможно, существовали еще в эпоху палеолита. (Ср. родезийскую наскальную живопись). Более того, они распространены по всему миру - утверждение, на котором нет нужды настаивать. В данном разделе я просто хочу показать на подручном материале, как мандалы приходят в бытие.) Рис. 41. "Камень солнца" - ацтекский каменный календарь
Мандалы, используемые в церемониале, имеют большое значение, потому что их центры обычно содержат одну из восточных религиозных фигур: или самого Шиву - часто в объятиях Шакти - или Будды, Амитабхи, Авалокитешвары, или одного из великих учителей Махаяны, или просто dorje, символ всех божественных сил вместе, созидательных или разрушительных (рис.43). Текст "Золотого цветка", произведения даоисского синкретизма, специально указывает на дополнительные определенные "алхимические" свойства этого центра, по образу действия подобного lapis и elixir vitae, так что по действию он есть farmakon aqanasiaz *3.
*Эликсир жизни или бессмертия (греч. ). Прим. пер.
Рис. 42. Мандала, содержащая младенца Христа, несущего Крест. Фреска Альберта Пиктора в церкви Харкеберга, Швеция (1480)
126 Для нас немаловажно понять высокую ценность мандалы, потому что это хорошо согласуется с первостепенным значением индивидуальных символов мандалы, которые характеризуется сходными качествами, так сказать, с "метафизической" природой.4 Если мы не ошибаемся, то она означает ничто иное, как психический центр личности, который не следует отождествлять с эго. Я рассматривал эти процессы и их результаты около тридцати лет на основе самого обширного экспериментального материала. В течение четырнадцати лет я не обнародовал их ни в печати, ни в лекциях, чтобы не нанести ущерб моим наблюдениям.
Рис. 43. Ламаистская Мандала Ваджра - Ср. .lung, "Concerning Manclaia Symbolism", fig.l.
Рис. 44. Мексиканский календарь. - Herrliberger, Heilige Ceremonien (1748)
Но когда в 1929 году Рихард Вильгельм положил передо мной текст "Золотого цветка", я решил опубликовать хотя бы предварительное сообщение о результатах. Никто не может быть очень осторожным в этих вопросах, и поэтому с поддельным побуждением и болезненной алчностью, чтобы обладать диковинными перьями и покрыть себя экзотическими плюмажами, многие люди хватают такие "магические" идеи и прилагают их внешне, как мазь. Они будут делать явные нелепости, лишь бы не показать своей души. Они будут практиковать индийскую йогу и все ее упражнения, соблюдать строгую диету, изучать теософию сердцем, или механически повторять мистические тексты из литературы всего мира - потому что не могут принять самих себя и абсолютно не верят в то, что их собственная душа на что-нибудь годится. Таким образом душа постепенно была превращена в своеобразный Назарет, "из которого может ли быть что доброе?"* Так давайте же искать его [Назарет] во всех уголках Земли и чем невероятнее и причудливее будет он, тем лучше. Я не хочу отвлекать таких людей от их исканий, но когда кто-либо всерьез, заблуждается, полагая, что я использую методы йоги и ее доктрины, или что я вынуждаю своих пациентов рисовать мандалы, чтобы привести их к "правильной точке" - то я действительно могу протестовать и обвинить их в том, что они читали меня ужасно невнимательно. Доктрина о том, что все злые мысли исходят из сердца, и что человеческая душа есть вертеп, лжива в самой своей сущности. Будь это так, то Бог совершил неудачную работу и нам впору было бы обратиться к Маркиону Гностику и провозгласить о некомпетентности демиурга. Этически, конечно, гораздо удобнее возложить на Бога всю ответственность за такой "Приют для Слабоумных Детей", где никто не способен сам положить себе ложку в рот. Но человеку не стоит труда приложить к себе усилие, а он имеет нечто в своей душе, способное дать побеги. Стоит терпеливо понаблюдать за событиями, происходящими в душе, и самое лучшее и значительное происходит, когда она не регулируется извне и свыше. Я особо отмечаю свое великое уважение к тому, что происходит в человеческой душе, и боюсь помешать молчаливому действию природы неуклюжим вмешательством. Вот почему я даже избегаю наблюдать за этим особенным случаем и передоверяю задачу начинающему, кому не мешают мои знания, которые могли бы нарушить процесс. Результаты, предлагаемые вам, это нефальсифицированные, добросовестные и точные самонаблюдения человека с трезвым разумом, которому ничего не внушалось извне и кто в любом случае не был открыт для внушения. Любой осведомленный в психологии читатель без труда убедится в аутентичном характере результатов.
* Юнг обыгрывает известную фразу из Евангелия от Иоанна 1, 46. На которую Филипп отвечает:"Пойди и посмотри". Прим. пер.
II. МАНДАЛЫ В СНАХ
127 Для полноты я перечислю символы мандалы, встречавшиеся в первоначальных снах и видениях, уже обсужденных:
1. Змея, описывающая круг вокруг сновидящего (5).
2. Голубой цветок (17).
3. Человек с золотыми монетами в руке и огражденное пространство для различных превращений (18).
4. Красный мяч (19).
5 . Шар (20).
128 Следующий символ мандалы появляется в первом сне новой серии.6
6. СОН:
Неизвестная женщина преследует сновидца. Он движется по кругу -
129 Змея в первом сне была предупреждающей, как часто бывает в случае, когда фигура, олицетворяющая некий аспект бессознательного, выполняет или переживает нечто, что сам субъект переживает позже. Змея предвосхищает круговое движение, в которое будет вовлечен субъект; т.е. в безсознательном есть нечто такое, что воспринимается как круговое движение, и оно теперь давит на сознание так сильно, что сам субъект испытывает это. Неизвестная женщина или анима, представляющая бессознательное, продолжает преследовать сновидца, пока он не начнет двигаться по кругу. Это ясно показывает потенциальный центр, который не идентичен эго и кругу, по которому это вращается.
7 СОН:
130 Анима обвиняет сновидящего в том, что он уделяет ей слишком мало внимания. Часы отбивают каждые пять минут,
131 Эта ситуация во многом такая же: бессознательное докучает ему как требовательная женщина. Из ситуации также понятна роль часов, потому что их стрелки ходят по кругу. Пятиминутный бой часов говорит о состоянии напряжения, в котором находится каждый, кто живет по часам: когда проходит пять минут, он должен что-то сделать. Он даже может быть подавлен временем. (Символ кругового движения - см. рис.13 -всегда связан с ощущением напряжения, как мы увидим позже.)
8. СОН:
132 На борту корабля. Сновидящий занят освоением нового метода определения положения судна. Иногда оно слишком далеко, иногда -слишком близко: правильное место находится в середине. Имеется карта, на которой начерчен круг с его центром-
133 Очевидно, задача, поставленная здесь, состоит в том, чтобы найти центр. Когда сновидец описывал этот сон, он вспомнил, что непосредственно перед этим во сне стрелял в мишень (рис.48): иногда он стрелял слишком высоко, иногда слишком низко. Правильная точка находится в середине. Оба сна поразили его как особо значительные. Мишень - это круг с центром. Ориентирование на море производится по видимому вращению звезд вокруг земли. Соответственно сон описывает деятельность, цель которой - создать или определить объективный центр - центр вне субъекта.
9. СОН:
134 Маятник, часов, которые ходят без гирь.
135 Это вид часов, стрелки которых двигаются непостижимым образом и, поскольку там нет потерь на трение, это perpetuum mobile, вечное движение по кругу. Здесь мы встречаемся с "метафизическим" атрибутом. Как уже говорилось, я использую это слово в психическом смысле, фигуративно. Я подразумеваю при этом, что вечность не субстанция, а качество, предсказанное бессознательным. Положение, установленное сном, явно оскорбляет научные убеждения сновидящего, но это как раз то, что придает мандале ее собственное значение. Весьма значительные вещи часто отвергаются, так как кажется , что они противоречат разуму и ставят перед ним слишком трудные задачи. Движение без трения показывает, что часы -космические, даже трансцендентальные; во всяком случае это порождает вопрос, который оставляет нас в некотором сомнении, подчиняется ли законам пространства и времени психический феномен, выразившийся в мандале. И это указывает на нечто настолько отличающееся от эмпирического эго, что брешь между ними трудно преодолеть; т.е. другой центр личности лежит в иной плоскости, чем эго, поскольку, в отличие от него, он обладает качеством "вечности" или относительной вневременности.
10. СОН:
136 Сновидящий видит себя в Петергофштадте в Цюрихе в компании с доктором, с человеком с остроконечной бородкой и с "кукольной женщиной". Это незнакомая женщина, которая ничего не говорит и к которой никто не обращается. Вопрос: кому из троих присутствующих эта женщина принадлежит?
137 На башне святого Петра в Цюрихе есть часы с поразительно большим циферблатом. Петергофштадт - огражденное пространство, temenos в истинном смысле слова, церковный двор. Все четверо находятся внутри ограждения. Круглый циферблат часов разделен на четыре четверти, подобно горизонту. Во сне сновидец представляет собственное эго, человек с остроконечной бородой -"нанятый" интеллект (Мефистофель), а "кукольная женщина" - анима. Поскольку кукла является детским предметом, она выражает воплощение субъективной природы анимы, в дальнейшем характеризующейся как объект, "к которому никто не обращается". Этот негативный элемент (также ранее присутствовал в снах 6 и 7) показывает неадекватные отношения между сознательным мышлением и бессознательным, хотя и ставит вопрос, кому неизвестная женщина принадлежит. "Доктор" также относится к не-эго, он, вероятно, содержит слабый намек на меня, хотя в это время я не имею связи со сновидцем.7 Человек с остроконечной бородой, с другой стороны, принадлежит к эго. Общая ситуация напоминает отношения, изображенные на диаграмме функций
Если мы воспользуемся психологическими функциями8, размещенными в круге, то наиболее дифференцированная функция является обычно носителем это и имеет связанную с ней вспомогательную функцию. "Подчиненная" (низшая) функция является бессознательной и поэтому проецируется в не-эго. Она также имеет вспомогательную функцию. Следовательно, возможно, что четыре персонажа сна отражают четыре функции как компоненты общей индивидуальности (т.е. с включением бессознательного). Но эта общность - это плюс не-эго. Следовательно, центр круга, символизирующего такую общность, будет соответствовать не эго, а самости. (Круг с центром -наиболее известный символ природы Бога.) В философии Упанишад Самость является одним из аспектов личного атмана, но в то же время она имеет космическое и метафизическое качество как надличностный Атман.9
138 Мы сталкиваемся с подобными идеями в гностицизме: я бы упомянул идею Антропоса, Плеромы, Монады и вспышку света (Спинтер) в трактате Codex Brucianus:
Аналогично, он [Моногенез], обитает в Монаде которая находится в Сете, и исходит из места, о котором никто ничего сказать не может... От него Монада приходит в образе корабля, груженого ценными вещами, или в образе поля, наполненного или засаженного всеми видами деревьев, или в образе города, заселенного всеми человеческими расами... Это свойство Монады, все это существует в ней: двенадцать Монад венчают ее голову... И к ее покрывалу, окружающему ее в виде защитного сооружения [nupyoq = крепость] ведет двенадцать ворот... Тем же самым является Мать-Город [ mhtropoliz ] Единородных [ monogenhz ].10
139 В порядке разъяснения я добавлю, что "Сет" - это имя Бога, означающее "создатель". Моногенез - Сын Бога. Сравнение Монады с полем или городом относится к идее temenos (рис.50). При этом Монада венчается (обратите внимание на шляпу, которая появляется в сне 1 первой серии [пар.52] и сне 35 этой серии [пар.254]). Как "метрополис" (рис.51)
Рис. 51. Святилище Lapis, а также лабиринт, окруженный планетными орбитами. - Van Vreeswyck, De Groene Leeuw (1672)
Монада женского рода, подобно падме или лотосу, основной форме ламаистской мандалы (Золотой Цветок в Китае и Роза или Золотой Цветок на Западе.) Сын Бога, Богом проявленный, обитает в цветке." В Книге Откровений мы находим Агнца в центре Небесного Иерусалима. И в нашем коптском тексте нам сообщали, что Сет обитает в сокровенных и святейших тайниках Плеромы, городе с четырьмя вратами (эквивалент индуистского Города Брахмы на мировой горе Меру). В каждых вратах находится Монада.12 Лимбы Антропоса, рожденные Автогенезом (= Моногенезом) соответствуют четырем вратам города. Монада - это вспышка света (Спинтер) и образ Отца, идентичный Моногенезу. Следует призыв: "Ты - Дом и Обитатель в Доме".'3 Моногенез стоит на tetrapeza,1* столе или платформе с четырьмя колоннами, соответствующими кватерну четырех евангелистов.10
140 Идея lapis имеет с вышесказанным несколько точек соприкосновения. В Rosarium, где цитируется Гермес, lapis говорит:16 "Я - порождаю свет, но и тьма свойственна моей природе... поэтому ничего лучшего или более достойного благословения не может прийти в мир, чем соединение мое с сыном моим".17 Аналогично Моногенез называется "темным светом",18 это напоминает sol niger, черное солнце алхимии19 (рис.34).
141 Последующий пассаж из главы 4 Tractatus aureus предлагает интересную параллель Моногенезу, который обитает в сердце Матери-города и идентичен венценосной и укрытой покрывалом Монаде:
Но король царствует, как засвидетельствовано его братьями, [и] говорит: "Я коронован и я украшен диадемой; я облачен в королевские одежды, и я несу радость в сердце; ибо, будучи прикован к рукам и груди моей матери, и к ее сущности, я заставляю свою сущность держаться в единстве и покое; и я создаю невидимое из видимого, делая тайное явленным и все, что философы скрыли, будет порождено из нас. Прислушайся к этим словам и пойми их; храни их и размышляй над ними, и не ищи ничего более. Человек происходит из принципа Природы, у которой внутренние составляющие состоят из плоти, а нет других субстанций.
Рис.53. Тетраморф, конь Церкви. -- Деталь распятия из Геррада Пандебергского. Hortus deliciarum (12 век.)
142 "Король" ссылается на lapis. To, что lapis - "властелин", следует из дальнейших цитат Гермеса в Rosarium : "Et sic Philosophus non est Magister lapidis, sed potius minister". (И, следовательно, философ не властелин камня, а скорее, его слуга.) Соответственно, конечный продукт lapis в форме коронованного гермафродита называется aenigma regis. Немецкая версия ссылается на aenigma следующим образом (рис.54):
И вот рожден император благородный, Никем не может быть рожден выше, Ни искусством, ни работой природы Ни из нутра любого живого создания. Философы говорят о нем как о сыне своем И все, что они делают, сделано им.
143 Последние две строки легко могут оказаться прямыми ссылками на приведенные выше цитаты из Гермеса.
144 Это выглядит так, словно алхимикам пришла идея, что Сын, который, согласно классической (и христианской) традиции обитает вечно в Отце и открывает себя как дар Божий человечеству, был тем, что человек может произвести из своего собственного естества - с Божьей помощью, конечно (Deo concedente). Ересь этой идеи очевидна.
145 Женская природа подчиненной функции происходит вследствие загрязнения бессознательным. Из-за его женских характеристик бессознательное персонифицируется анимой (это справедливо для мужчин; у женщин оно мужское).
146 Если мы предположим, что этот сон и его предпосылки действительно означают нечто такое, что поднимает ощущение значимости в сновидце, и допустим, что эта значимость более или менее в контакте со взглядами, рассмотренными в комментариях ранее, то мы достигнем высшей точки интроспективной интуиции, на удивление смелой. Но даже вечные маятниковые часы - это неудобоваримый кусок для неподготовленного сознания и, вероятно, будут препятствовать любому, такому же высокомерному полету мысли.
Aenigma Regis.
Рис. 54. Гермафродит с тремя змеями и одной змеей. Внизу - трехглавый дракон Меркурия. -- Rosarium philosophorum, в Artis auri ferae (1593).
11 СОН-147 Сновидящий, доктор, пилот и неизвестная женщина путешествуют на самолете. Вдруг крокетный мяч раскалывает зеркало, обязательный навигационный прибор, и самолет разбивается о землю- Здесь такое же сомнение: кому принадлежит неизвестная женщина.
148 Доктор, пилот и неизвестная женщина характеризуются как относящиеся к не-эго по тому признаку, что все они незнакомы. Следовательно, сновидец владеет только дифференциальной функцией, которую несет эго; то есть бессознательное обретает почву. Крокетный мяч - атрибут игры, в которой он движется по дуге. Видение 8 из первой серии (пар.69) гласит, что люди не должны идти по радуге (лететь), но должны идти под ней. Идущие по ней падают на землю. Это выглядит так, будто полет над всем слишком надменен. В крокет играют на земле, а не в воздухе. Мы не должны возвышаться над землей с помощью "духовной" интуиции и уходить от жестокой реальности, как это часто бывает с людьми блестящей интуиции. Мы никогда не можем достичь уровня нашей интуиции и поэтому не должны отождествлять себя с ней. Только боги могут пройти по мосту радуги, смертные должны держаться земли и подчиняться ее законам (см. рис. 16). В свете возможностей, открываемых интуицией, человеческая приземленность - это прискорбное несовершенство: но именно это несовершенство есть часть его врожденного существа, его реальности. Человек состоит не только из своей великолепной интуиции, своих высоких идеалов и устремлений, но также из одиозных условий своего существования, таких как наследственность и нестираемая последовательность воспоминаний, которые кричат ему вслед: "Ты сделал это, и вот что ты есть!" Человек мог отбросить свой доисторический хвост ящера, но вместо этого есть цепь, висящая на его психе, которая приковывает его к земле - не что иное, как Гомерова цепь24 заданных условий, настолько многочисленных, что лучше оставаться связанной с ней, даже с риском не стать ни героем, ни святым. (История дает нам некоторое оправдание даже для того, чтобы не придавать абсолютной ценности коллективным нормам.) То, что мы прикованы к земле, не означает, что мы не можем расти; наоборот, это sine qua поп роста. Благородное, сильно выросшее дерево не отрекается от своих темных корней, потому что оно растет не только вверх, но и вниз. Вопрос, куда мы идем, конечно, чрезвычайно важен; но, как по мне, важен и вопрос кто идет. "Кто" всегда предполагает "куда". Требуется некоторая сила, чтобы достичь обладания высотами, но каждый может преодолеть себя. Трудность состоит в попадании точно в центр (см. сон 8, пар. 132). Поэтому осведомленность о двух сторонах человеческой личности - это, в сущности, осведомленность об их соответствии исходным условиям и целям. Эти два аспекта никогда не должны быть разделены из-за надменности или трусости.
149 "Зеркало" как "обязательный навигационный прибор", несомненно, относится к разуму, который думает и постоянно убеждает нас в тождественности со своими озарениями ("инсайтами"). Зеркало - одно из любимейших шопенгауэровских сравнений для разума. Термин "навигационный прибор" - подходящее сравнение, так как это действительно незаменимый поводырь человека в морском бездорожье. Но когда земля ускользает из-под ног и он начинает размышлять в пустоте, соблазненный парящим полетом интуиции, ситуация становится опасной (рис.55).
150 Здесь опять сновидящий и три персонажа из четверки действующих лиц сна. Неизвестная женщина или анима всегда представляет "подчиненную", т.е. недифференцированную функцию, которая в случае нашего сновидящего представляет собой чувство. Крокетный мяч связан с мотивом "круга" и, следовательно, является символом целостности, то есть Самостью, здесь он враждебен разуму (зеркалу). Очевидно, сновидящий чересчур "управляется" разумом и таким образом разрушает процесс индивидуации. В De vita longa Парацельс описывает "четыре" как Scaiolae, а самость - как Адеха (от Адам = первый человек). Оба, как подчеркивает Парацельс, вызывают так много сложностей в "делании", что можно говорить об Адехе почти как о враждебном.25
12 СОН:
151 Сновидящий обнаруживает себя с отцом, матерью и сестрой в очень опасной ситуации на платформе трамвайного вагона.
152 Опять сновидящий образует четверку с другими персонажами сна. Он возвращается в детство, время, в котором мы еще далеки от целостности. Целостность представлена семьей, и ее компоненты проецируются на членов семьи и персонифицируются ими. Но это состояние опасно для взрослых своей регрессивностью: оно означает расщепление личности, которое примитивный человек воспринимает как опасную "потерю души". В процессе распада личностные компоненты, собранные с такой болью, еще раз поглощаются окружающим миром.
Рис. 55. Фауст перед магическим зеркалом. - Рембрандт (1652)
Личность утрачивает чувство вины и заменяет ее инфантильной невинностью; еще раз она может упрекнуть злого отца за это и не любящую мать за то, и в то же время он запутывается в этой безысходной причинной связи как муха в паутине, не замечая, что он потерял свою моральную свободу.26 Но не имеет значения, насколько родители и прародители грешны по отношению к ребенку. Действительно зрелый человек будет воспринимать эти грехи как условия, с которыми приходится считаться. Только глупец интересуется виной других людей, ибо он не может ничего изменить. Мудрый человек учится только на собственных ошибках. Он должен спросить себя: кто есть я, что все это должно было случится со мной? Чтобы найти ответ на этот судьбоносный вопрос, он должен заглянуть в собственное сердце.
153 Как в предыдущем сне средством передвижения был самолет, так в данном случае это трамвай. Тип транспортного средства во сне иллюстрирует вид движения или способ, которым сновидящий движется вперед во времени - другими словами, как он живет в физической жизни, индивидуально или коллективно, на своих или на заимствованных средствах передвижения, спонтанно или механически. Самолетом управляет неизвестный пилот, то есть его ведет интуиция, исходящая из бессознательного. (Ошибка, что "зеркало" играет чересчур большую роль в управлении полетом.) Но в этом сне он находится в коллективном экипаже, в трамвае, которым не может управлять никто из пассажиров, таким образом, он движется или ведет себя точно также как и все остальные. Но тем не менее, он снова один из четырех, это значит, что в обоих транспортных средствах он бессознательно стремится к целостности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |