Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА




 

Система психической деятельности

 

Психика человека есть комплексное образование, в котором все подструктуры – психические процессы – находятся в функциональном и структурном соподчинении. Любое действие сложно по своей природе, его выполнение затрагивает целый комплекс психических явлений. Каким же образом происходит согласование психических функций?

Комплексное образование, обеспечивающее выполнение деятельности, получило название функциональной системы. Это модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой нашли свое место все основные психические процессы и состояния.

Человек постоянно находится в ситуации различных воздействий – внешних и внутренних. Внешние воздействия, или обстановочная афферентация, представляют собой совокупность разнообразных воздействий среды. Многие связанные с нею стимулы могут оказаться несущественными и отвергаются, и только некоторые из них вызывают интерес. Интересными являются стимулы, связанные с внутренними воздействиями, которые испытывает человек, – его потребностями. Здесь подключается еще один психический процесс – память. Она сообщает о возможности удовлетворить потребность, пользуясь данными объективными условиями внешней ситуации. В результате взаимодействия трех факторов – потребности, обстановочной афферентации и памяти – формируется образ желаемого будущего. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Только соотнесенный с информацией, хранящейся в памяти и указывающей на возможности действовать в данных условиях, он приводит к принятию решения и возникновению в сознании человека плана и программы поведения.

Психика, как правило, предлагает несколько возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии данной потребности могут привести к ее удовлетворению. Ожидаемый итог действий представляется в сознании в виде своеобразной модели – акцептора результата действия. Когда он задан и программа действия известна, начинается процесс осуществления действия. Действие возможно благодаря подключению волевого усилия. Выполнение действия приводит к какому-либо результату, необязательно соответствующему построенной модели, и человек получает информацию о нем через так называемую обратную афферентацию – органы чувств. Результат действия отражается в сознании и сличается с акцептором результата действия – желаемым результатом. Отметим, что о правильности пути выполнения действия и конечном результате сообщают эмоции – положительный или отрицательный отклик на уже изменившуюся в результате произведенного действия ситуацию. Положительные эмоции говорят о правильном пути достижения цели, отрицательные – о неудаче. Если совпадение ожидаемого и реального результатов произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его. Если же параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия – поставленной цели, то возникает дополнительная мотивация к продолжению действия, его повторению или выполнению по скорректированной программе. Действие повторяется до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью. Под воздействием полученной информации программа действия может быть скорректирована, т. е. изменен акцептор результата действия.

Теория функциональных систем рассматривает вопрос о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно идеалистических представлений.

 

 

Сознание

 

Вершиной развития психики, ее «головным центром» является сознание. Сознание – отличительная черта человека, состоящая в его способности мыслить о прошлом, настоящем и будущем, оценивать, разрабатывать программы поведения и реализовывать эти программы. Благодаря сознанию мы можем на основе хранящейся в памяти информации и сигналов от органов чувств, используя мышление, предвидеть будущее. Считается, что предвидение является чертой, отличающей человека от всех остальных живых существ: только человек может терпеть лишения в настоящем, осознавая положительный результат, который может быть достигнут в будущем. О сознательном управлении поведением можно говорить только при наличии у человека способности сосредоточивать волевое усилие на определенном виде деятельности – так, сознание тесно связано с волей. Сознание связано и с произвольным вниманием – только то, что попадает в его сферу, может быть осознано.

Еще одной особенностью сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под ними понимаются определенные умственные структуры, в соответствии с которыми человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, логические операции, при помощи которых человек упорядочивает информацию: отбор, классификацию, отнесение к той или иной категории. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенного, и сосредоточение на самом существенном.

Индивидуальное сознание складывается по мере того, как человек усваивает речь и научается пользоваться языком, поскольку язык, будучи средством общения, есть проводник тех самых логических операций, которыми пользуется человек, основа его мышления. Без языка невозможно мышление, без мышления – сознание.

Таким образом, сознательными являются все те образы и действия, которые попали в сферу произвольного внимания, могут быть управляемы волей, обдуманы и названы словами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...