Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Криминалистическое следоведение (трасология)




Трасология — это область криминалистического знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства.

Система трасологии включает в себя:

- общие вопросы;

- изучение следов-отображений (рук, ног, зубов, орудий взлома,- транспортных средств);

- исследование предметов как следов преступления (определение состояния отдельных предметов, установление целого по частям, установление источника происхождения предметов по следам производственных механизмов);

- исследование веществ как следов преступлений.

Под следами в трасологическом значении понимаются материальные отображения на каких-то предметах признаков внешнего строения других материальных объектов, контактно взаимодействовавших с первыми.

По следам можно установить:

а) механизм возникновения (например, угол взаимодействия объектов);

б) отдельные обстоятельства происшедшего события (например, способ проникновения в помещение);

в) групповую принадлежность (например, тип автомашин по следам протектора);

г) тождество объекта (например, на разных местах происшествий следы рук оставлены одним и тем же лицом).

Следы могут быть классифицированы в пределах трех больших групп:

следы-отображения — такие следы, которые отображают признаки оставившего их объекта и механизм их образования (отпечаток руки, след взлома, след от колеса, следы крови и т. п.);

следы-предметы — также отображают признаки объекта и характер действий (замки, пломбы со следами разрушения, осколки фарного рассеивателя, др.);

следы-вещества — для трасологии имеют второстепенное значение и исследуются лишь для установления механизма их образования, групповых и других признаков (частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, наслоения почвы, пыли и т. п.).

Виды следов в трасологии

Следы трасологической группы классифицируются по различным основаниям. Классификация следов позволяет судить о механизме их образования, о способе совершения определенных действий, в результате которых возникли данные следы, об особенностях объектов, образовавших эти следы.

По источнику происхождения следы подразделяются на:

следы человека;

следы животных;

следы транспортных средств;

следы орудий, инструментов, производственных механизмов.

По механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы:

объемные;

поверхностные.

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию. Специфическими особенностями данных следов является их зеркальность и трехмерное отображение в них следообразующего объекта. Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействия не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности.

По степени восприятия различают:

видимые следы — обнаруживают без каких-либо специальных приемов, они хорошо различимы невооруженным глазом;

слабовидимые следы — могут быть из-за маскирующего цвета фона или в силу малых размеров;

невидимые следы - могут быть из-за неблагоприятного цвета фона или в силу чрезвычайно малых размеров.

В зависимости от особенностей механического воздействия объектов следообразования одного на другой или друг на друга следы подразделяются на:

статические (оттиски);

динамические.

Статические следы (оттиски) возникают в тех случаях, когда при соприкосновении следовоспринимающего и следообразующего объектов отсутствует скользящее движение одного из них по поверхности другого. Оттиск образуется в результате воздействия силы лишь в одном направлении. Динамические следы образуются в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих объектов. В результате взаимодействия нескольких сил в принципиально разных направлениях конфигурация следообразующего объекта воспроизводится на контактной поверхности в виде линейных борозд и валиков.

В зависимости от места расположения изменений на следовоспринимающем объектеследы подразделяются на:

локальные;

периферические.

Локальные следы возникают в результате изменений, происходящих в границах контактного соприкосновения следообразующего и следовоспринимающего объектов. Вокруг следа поверхность осталась неизменной. Периферические следы возникают за счет изменений за пределами зоны контактного взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов.

Применительно к следам человека, имеющим трасологическое значение, различают: следы рук, перчаток, следы ног, обуви, следы зубов, иных участков головы (лица), не имеющих папиллярных узоров (губ, носа, лба), следы одежды, следы крови.

Следы рук по сравнению с другими следами наиболее часто и успешно используют при раскрытии и расследовании преступлений. Это предопределяется функциональным значением рук и наличием на них потожирового вещества.

Ладонная поверхность рук (а также подошвы стоп) покрыта папиллярными линиями - линейными возвышениями незначительной высоты и ширины, разделяемыми небольшими бороздками. На коротких участках папиллярные линии прямолинейные, на значительном протяжении изгибаются, образуя сложные узоры. Папиллярные линии никогда не пересекаются, но могут сливаться, разъединяться, создавать узоры различных типов. Наряду с папиллярными линиями в следах отображаются и иные признаки рельефа кожи ладонной поверхности: флексорные (сгибательные) линии, складки морщин, поры, шрамы, ожоги и т. п.

Наибольшее значение в криминалистике придается рельефу, создаваемому папиллярными линиями, в особенности узорам, расположенным на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук. Изучением строения папиллярных узоров занимается дактилоскопия.

Криминалистическое значение папиллярных узоров определяется их важнейшими свойствами: индивидуальностью, устойчивостью и восстанавливаемостью.

Существует три типа папиллярных узоров:

а) дуговые, где линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому.

Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества). Дуги могут быть простые и сложные. В сложных дуговых узорах потоки папиллярных линий в центре узора могут быть изогнуты, образуя шатер, или иметь вид неразвитого рисунка;

б) петлевые, где линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, а затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.

Концы линий, обращенные к краю пальца, называют ножками петли, а закругленную часть — головкой петли. Со стороны головки петли расположены расходящиеся потоки линий, огибающие петлю сверху и снизу. Место расхождения потоков называют дельтой.

Петли могут иметь как относительно простое строение, так и более сложное — половинчатые, замкнутые, изогнутые, параллельные и встречные петли.

Все петлевые узоры подразделяют на мизинцевые и большевые. Петлевые узоры являются наиболее распространенными, составляя около 65% от общего количества узоров;

в) завитковые. В завитковом узоре имеются две дельты — справа и слева от центральной части узора (редко три или четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых петель.

Завитковые узоры подразделяются на простые и сложные. Завитковые узоры составляют около 30% от общего количества узоров.

Следы ног могут быть обнаружены на месте происшествия при расследовании различных преступлений. Осмотр и последующее экспертно изучение следов ног позволяет определить ряд важных обстоятельств используемых для розыска и изобличения преступника.

По следам ног можно судить о человеке, оставившем их (его рост отдельные признаки походки); о признаках обуви; об обстоятельства действия (направление и темп движения); использовать следы для идентификации человека или его обуви.

Различают следы босых ног, следы обуви, следы ног, одетых в чулки (носки). По следам босых или одетых ног отождествляют человека; по следам обутых ног - обувь.

Следы ног могут быть как объемные, так и поверхностные. Объемные следы легко усматриваются на месте происшествия. Поверхностные следы видны хорошо, если они оставлены испачканной или окрашенной подошвой

В следах босых ног отображаются: размер ступни, длина и ширина каждого пальца, общая форма ступни, общее строение папиллярных узоров, наличие флексорных (сгибательных) складок.

Общими признаками следа ноги, одетой в носок (чулок), являются: размер носка (чулка), тип и схема переплетения нитей, фабричные швы в области пятки, мыска.

Общими признаками подошвы являются: конструкция подошвы, размер подошвы и ее частей, форма подошвы и отдельных ее частей, общая характеристика поверхности подошвы и ее частей, количество рядов шпилек, гвоздей, винтов, наличие на подошве подковок, шипов противоскольжения, фабричных клейм и обозначений.

По следу ноги возможно приближенное определение роста человека и размера обуви, которую он носит. Антропометрическими исследованиями установлено, что размер стопы равняется 15,8% роста мужчин и 15,5% роста женщин.

Следы зубов могут быть оставлены преступником на продуктах питания и на иных предметах. Следы зубов могут быть обнаружены и на теле человека. По следам зубов устанавливают, при каких условиях они образовались, и идентифицируют человека.

По механизму образования различают следы надкуса и откуса. Наиболее пригодны для идентификации следы надкуса, так как они более информативны.

По следам надкуса можно судить о следующих признаках зубного аппарата: форме и размерах дуги зубного ряда, асимметрии правой и левой ветвей зубного ряда, наклоне зубов в ряду, расстоянии между зубами, количестве зубов, наличии и виде протезирования.

Экспертизу производят криминалист и врач-стоматолог или судебный медик.

Следы ногтей как объекты криминалистического изучения встречаются чаще всего на теле потерпевшего или преступника. При осмотре и изучении следов ногтей необходимо учитывать, что ногти не имеют достаточно выраженных частных признаков, которые могли бы отобразиться в следах.

Ногти человека классифицируются по форме, рельефу и контуру ногтевой пластинки, ее длине, ширине, величине свободного края, цвету и особенностям.

По наличию, месту расположения следов ногтей, их числу и степени выраженности можно судить о некоторых обстоятельствах происшедшего события: о факте самообороны, о способе причинения повреждений, факте удушения и др.

Следы ногтей фотографируют и описывают в протоколе. При наличии предположения, что у задержанного под ногтями могли сохраниться кусочки кожи (эпидермиса) с тела потерпевшего или иные посторонние вещества с места происшествия, содержимое из-под ногтей вычищают, затем ногти обстригают и все это направляют на судебно-биологическую экспертизу.

Следы одежды могут быть обнаружены на лакокрасочном покрытии транспортного средства (при наезде на пешехода), на рыхлой земле (месте борьбы преступника и жертвы) и на иных объектах места происшествия В следах одежды могут отобразиться тип и рисунок переплетения нитей, другие общие признаки ткани, швы одежды.

Следы одежды фотографируют методом масштабной съемки и описывают в протоколе. Следы одежды на лакокрасочном покрытии откопировывают на дактилоскопическую пленку, с объемных следов изготавливают гипсовые слепки.

Вместе с фотоснимками и копиями следов на экспертизу направляют одежду проверяемого лица.

Следы крови представляют собой следы-вещества. Трасологическое изучение формы следов крови, обнаруженных на месте происшествия или на одежде, позволяет установить механизм их образования. Зная, при каких условиях возникли следы крови, можно с учетом прочих данных получить представление об отдельных моментах преступного события

Различают следы крови:

- в форме лужи;

- брызги крови;

- следы от капель;

- потеки крови;

- помарки крови.

В своей совокупности следы крови позволяют восстановить картину значительной части преступного события: где, в каком месте потерпевшему были нанесены повреждения и какие это могли быть повреждения; имела ли место борьба или самооборона; могут ли быть следы крови на одежде и теле преступника; куда передвигался потерпевший или переносили труп; в какой позе находилось тело потерпевшего в момент ранения, а также другие обстоятельства.

Следы крови фотографируют последовательно на всех тех объектах, где они обнаружены. Если следы крови засохшие, то их можно перерисовать, поместив на них прозрачную бумагу и обведя их контуры,

Трасологическое экспертное исследование формы следов крови может осуществляться как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях, по фотоснимкам следов.

Механоскопия — это раздел криминалистической трасологии, изучающий следы, оставленные орудиями преступления, а также следы механизмов, инструментов и различных приспособлений, применяемых для изготовления орудий преступления.

В криминалистике к механизмам отнесены устройства, действия (работа устройств) и следы которых не связаны непосредственно с силой мускулов рук человека, а зависят от конструкции и особенностей функционирования деталей устройства и интеллекта личности.

Механологические следы лишь посредственно связаны с физической Характеристикой человека и указывают в основном на наличие у лица определенных знаний, умений и навыков.

Установление непосредственной причинно-следственной связи с конкретным лицом осуществляется не идентификационными экспертными исследованиями, а путем проведения следственных действий.

При диагностике орудий, инструментов и механизмов по их следам используются признаки формы, размера, взаиморасположения следов, а в процессе идентификационных исследований — месторасположение частных признаков, составляющих макро- и микростроение поверхности, их конфигурацию и размеры.

В механоскопии орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы:

режущие — нож, ножницы и т. п.;

рубящие и долбежные - топор, зубило, лом и т. п.;

пилящие — напильник, пила и т. п.;

свеверлильные — сверла, буравы.

По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на:

механические — нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла, буравы и т. п.;

термические — газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.

В зависимости от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объект возникающие при этом следы делятся на три вида:

а) следы давления (отжима) — образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды;

б) следы скольжения (трения) — образуются, когда орудия взлома действуют под углом к поверхности преграды;

в) следы резания, распила и сверления — возникают при просверливании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.

Классификация следов, образованных орудиями, инструментами или механизмами, полностью соответствует общетрасологической.

Следы могут быть:

- объемными;

- поверхностными;

- динамическими;

- статическими.

Транспортная трасология — раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные различными транспортными средствами и их частями.

Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.

Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением.

Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы:

а) следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке;

б) следы отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства;

в) следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве;

г) отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые - при полной блокировке колес в процессе торможения.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностные и объемные.

 Поверхностные следы делятся на следы наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивные и негативные.

Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых частях.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства.

Вид и модель транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес.

Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

- шиной какой модели оставлен след;

- тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

- в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;

- не образован ли след данной шиной;

- какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия,используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие.

Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

а) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

б) кусочки лакокрасочного покрытия;

в) обломки частей транспортного средства;

г) составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого — модель транспортного средства.

Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трасологическую и материаловедческую экспертизы

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями).

Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего, при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки.

Изучение следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия

Следы выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и динамические.

Локализация следов зависит от вида столкновения.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

- встречные — при движении транспортных средств во встречном направлении;

- попутные — при движении транспортных средств в одном направлении;

- угловые — при движении транспортных средств под углом друг к другу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...