Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Производная сложной функции
Экономический факультет МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ методические указания Нижнекамск СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ................................................................................................. 4
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.................. 5
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ......................................................................... 6
РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ПРИМЕРОВ.......................................................... 11
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 28
Аннотация В пособии представлены задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения, рассматриваются основные способы и методы решения задач, необходимые для выполнения контрольного задания. Данное пособие формирует следующие знания, умения и навыки, необходимые для освоения соответствующих компетенций: Знать: символику математического анализа, необходимые на этапах сбора и анализа данных, которые нужны для решения экономических и социально-экономических задач. Уметь: решать типовые задачи по основам раздела курса математического анализа, возникающие на этапе сбора и анализа данных, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. Владеть: навыками применения аппарата математического анализа для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. Уметь: применять соответствующие дисциплине методы теоретического исследования для решения экономических задач, проводить расчеты с помощью методов математического анализа. Владеть: методикой применения методов математического анализа для представления и обоснования планов экономической деятельности и результатов работы. Уметь: осуществлять выбор инструментальных средств математического анализа для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей. Владеть: навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач. Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач, решать дифференциальные уравнения, строить на основе описания ситуаций стандартные экономико-математические модели с использованием понятий предельных и интегральных величин Владеть: методикой построения, анализа и применения моделей математического анализа для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов. Уметь: выполнять операции математического анализа с помощью современных технических средств и информационных технологий. Уметь: педагогически грамотно преподнести учебный материал, компетентно анализировать результаты операции над элементами математического анализа; использовать методологию экономического исследования с помощью элементов математического анализа. Знать: основные понятия математического анализа, позволяющие усовершенствовать учебно-методические разработки. Уметь: применять терминологию и методы математического анализа для оптимизации изложения и решения экономических задач. Владеть: навыками использования символики для изложения экономических материалов. Указания по выполнению контрольной работы 1. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера студенческого билета. 2. В заголовке контрольной работы написать фамилию, имя, отчество, курс, группу, номер студенческого билета, вариант контрольной работы и дату сдачи ее в университет. 3. Решение задач располагать в порядке номеров, указанных в заданиях, сохраняя их номер. 4. Перед решением каждой задачи выписать полностью условие. 5. Решение каждой задачи сопровождать объяснениями и заканчивать ответом. 6. Оформление решений производить аккуратно, с минимальным количеством исправлений. Оставить поля для замечаний проверяющего. 7. Выполненную работу необходимо представить на кафедру Высшей математики не позднее чем за 15 дней до начала сессии.
Контрольные задания № 1. Построить график функции (с помощью преобразования графиков основных элементарных функций). 1. y = 2cos , 2. y = , 3. y = ½cos2x½, 4. y = sin(x- ), 5. y = cos½x½, 6. y = sin(x- ) + 1, 7. y = 2½x-1½, 8. y = ½1–x2½, 9. y = 2sinx + 3, 0. y = ln½x-1½.
№ 2. Найти предел функции. 1. а) , б) в) 2. , б) в) 3. , б) в) 4. , б) , в) 5. , б) , в) 6. , б) , в) 7. , б) , в) 8. , б) , в) 9. , б) , в) 0. б) в)
№ 3. Вычислить производную функции 1. a) , б) 2. a) , , б) 3. a) , б) 4. a) , , б) 5. a) , б) 6. a) , б) 7. a) , б) 8. a) , б) 9. a) , б) 0. a) , б) .
№ 4. Найти пределы, используя правило Лопиталя 1. , 2. , 3. , 4. , 5. , 6. , 7. , 8. , 9. , 0. .
№ 5. Найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке [–2, 2] и соответствующие значения аргумента. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 0.
№ 6. Исследовать функцию и построить ее график. Проверить график в пакете MS Excel 1. , 2. , 3. , 4. , 5. , 6. , 7. , 8. , 9. , 0. .
№ 7. Вычислить приближенно, используя дифференциал функции 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ; 7. ; 8. ; 9. ; 0. . № 8. Найти неопределенные интегралы:
№ 9. Найти определенные интегралы:
10. Найти точки экстремума функции двух переменных: 1. ; 2.; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ; 7. ; 8. ; 9. ; 0. .
№ 11. Найти эмпирическую формулу методом наименьших квадратов в случае линейной зависимости величин. Изобразить на графике исходные значения и прямую линейного тренда. Можно решить данное задание в MS Excel.
Решение типовых примеров 1. Построить график функции у = –4∙sin2x + 1 (с помощью преобразования графиков основных элементарных функций). Решение. 1) Сначала построим график функции у = sinx. у
1 О х -π - -1 π
2) Сжатием графика в 2 раза вдоль оси Ох получаем график функции у=sin2x. у
1 О х -π - π
3) Растянем график у = sin2x вдоль оси Оу в 4 раза и получим график функции у = 4sin2x.
у 4
1 О х -π - π
-4 4) Зеркально отобразив график от оси Ох, получим у = –4sin2x.
у 4
1 О х -π - π
-4
5) Сдвинем полученный график на 1 единицу вверх параллельно оси Оу. Таким образом график функции у = – 4∙sin2x + 1 имеет вид: у 5
1 π О π х
-3
2. Найти . Решение. Так как под знаком предела стоит непрерывная в точке х=1 функция, то, используя определение непрерывной функции, имеем: . Ответ. . 3. Найти . Решение. Функция при х=1 не определена («неопределенность типа »), и, следовательно, не является непрерывной в этой точке. Но при всех других значениях х . Полученная функция определена и непрерывна в точке х=1, поэтому = = . Ответ: . 4. Найти Решение. Здесь требуется найти предел отношения двух бесконечно больших величин. О таком пределе заранее ничего определенного сказать нельзя («неопределенность типа »). Преобразуем функцию под знаком предела, вынося за скобки х в старшей степени, и используем свойства бесконечно малых и бесконечно больших величин. Тогда имеем: = = = = 0. Ответ: 0.
5. Найти . Решение. Такого типа примеры решаются переводом иррациональности из числителя в знаменатель и, наоборот, из знаменателя в числитель. Здесь мы имеем предел разности двух положительных бесконечно больших величин («неопределенность типа [¥–¥]»). От этой неопределенности избавимся, дополнив функцию до разности квадратов: = = = . Следовательно, = Ответ: 0. 6. Найти . Решение. Так как (первый замечательный предел), то . Следовательно, = Ответ: . 7. Найти . Решение. Так как х→p, а не к 0, то применить сразу первый замечательный предел нельзя. Поэтому произведем замену переменной: = = . Ответ: . 8. Найти . Решение. Выделим у дроби целую часть: . Чтобы использовать второй замечательный предел (или ), обозначим . Тогда при х→∞ у→0, причем . Т.о. Ответ: .
9. Найти производную функции: а) у = х + 2; б) y = (2x – 3)(3x + 2); в) у = ; г) у = д) у =(x3 – 2x2 + 5)6; е) ; ж) ; з) y = tg(3x2 – 1); и) . Справочный материал Правила дифференцирования: 1) с’ = 0; 2) x’ = 1; 3) (u + v)’ = u’ + v’; 4) (c∙u)’ = c∙u’; 5) (u∙v)’ = u’∙v + u∙v’; 6) (u∙v∙w)’ = u’∙v∙w + u∙v’∙w + u∙v∙w’; 7) . Производная сложной функции Если у есть функция от и: у = f(u), где и в свою очередь есть функция от аргумента х: u = φ(x), т.е. если у зависит от х через промежуточный аргумент и, то у называется сложной функцией от х (функцией от функции): y = f(φ(x)). Производная сложной функции равна произведению ее производной по промежуточному аргументу на производную этого аргумента по независимой переменной: y’x = y’u u’x Таблица производных:
Решение. а) у = х + 2 Используя правило дифференцирования (3) и формулы (1), (2), имеем: у' = (x + 2)’ = (x)’ + (2)’ = 1 + 0 = 1. б). y = (2x – 3)(3x + 2) y’ = ((2x – 3)(3x + 2))’ = (2x – 3)’∙(3x + 2) + (2x – 3)∙(3x + 2)’ = 2∙(3x + 2) + (2x – 3)∙3 = 12x – 5. Здесь мы использовали правило дифференцирования (5). в) у = Используя правило дифференцирования (7), имеем у’ = = . г) у = Найдем производную, используя правило дифференцирования (4) и формулу (3). у' = . д) у =(x3 – 2x2 + 5)6 Пусть x3 – 2x2 + 5 = и, тогда у = и6. По формуле (3), получим у’ = (и6)’ = 6u5∙u’= 6(x3 – 2x2 + 5)5∙(x3 – 2x2 + 5)’ = 6(x3 – 2x2 + 5)5∙(3x2 – 4x). е) По правилу дифференцирования (7) и формуле (10) получим: = . ж) Используя формулы (4) и (10), имеем: . з) y = tg(3x2 – 1). По формуле (12) имеем: y' = (tg(3x2 – 1))’ = . и) . По формуле (8), а также (3), (4), (5) имеем: = = .
10. Найти предел, используя правило Лопиталя: . Решение. Имеем неопределенность вида . Применяя правило Лопиталя (если имеется неопределенность вида или , то ), получим: = . Неопределенность вида по-прежнему сохраняется. Применим правило еще раз: = . Ответ: 1.
11.Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = х3 – 12х на отрезке [0, 5]. Решение. Сначала найдем производную функции: у’ = 3х2 – 12. Затем найдем критические точки, т.е. точки, в которых у’ = 0 или не существует: 3х2 – 12 = 0, откуда критические точки х1 = –2, х2 = 2. Точка х1 = –2 не принадлежит отрезку [0, 5], поэтому мы исключаем ее из рассмотрения. Вычислим значения функции в критической точке х2 = 2 и на концах интервала и выберем из них наибольшее и наименьшее: у(2) = – 16, у(0) = 0, у(5) = 65. Ответ: Т.о. наибольшее значение функции на отрезке [0, 5] равно 65, наименьшее равно –16.
12. Исследовать функцию у = и построить ее график. Решение. а) Найдем область определения функции. Областью определения этой функции является вся действительная ось, за исключением двух точек х1 = –2 и х2 = 2, в которых имеет место разрыв (знаменатель х2 – 4 = 0). Т.о. область определения: (-∞; -2)U(-2; 2)U(2; +∞) б) Исследуем функцию на четность-нечетность. Функция четная, т.к. у(-х) = = у(х). Четность функции определяет симметрию ее графика относительно оси Оу. в) Найдем вертикальные асимптоты графика функции. Вертикальные асимптоты следует искать в точках разрыва функции или на границе ее области определения. Точками разрыва являются х1 = –2 и х2 = 2. Вычислим пределы функции в окрестностях этих точек. Предел слева , предел справа . Аналогично , . Следовательно, прямые х = –2 и х = 2 являются вертикальными асимптотами функции. г) Найдем горизонтальные или наклонные асимптоты графика функции. Для этого вычислим пределы: и . Откуда (по формуле y = kx +b) заключаем, что уравнение горизонтальной асимптоты имеет вид: y = 0x +1, т.е. у = 1. д) Найдем экстремумы и интервалы монотонности. Производная заданной функции у’ = равна нулю (у’ = 0) при х=0 и не существует при х = ±2. Но критической является только точка х=0 (т.к. значения х = ±2 не входят в область определения функции). Поскольку при x < 0 f’(x) > 0, а при x > 0 f’(x) < 0, то х=0 – точка максимума функции и fmах(x)= = – 1. На интервалах (-∞; -2) и (-2; 0) y' + – функция возрастает , на интервалах -2 0 2 x (0; 2) и (2; +∞) –. убывает y е) Найдем интервалы выпуклости и точки перегиба. Для этого надо найти вторую производную функции у’’ = . Видно, что уравнение у’’ = 0 не имеет действительных корней, и это исключает существование у графика точек перегиба. Вместе с тем по корням знаменателя (-2 и 2) можно установить, что при переходе через эти значения х знаки у’’ меняются. На интервалах (-∞; -2) и (2; +∞) y” + – + функция выпукла вниз, на интервале -2 2 x (-2; 2) – выпукла вверх. y ж) Найдем точки пересечения с осями координат. f(0) = = – 1, т.е. точка пересечения с осью ординат (0; -1). Уравнение f(х) = 0, (т.е. = 0), решений не имеет, следовательно, график функции не пересекает ось абсцисс.
На основании полученных данных построим график заданной функции. у
1
-2 2 х -1
13. Найти неопределенный интеграл: а) ; б) ; в) ; г) . Справочный материал Функция F(x) называется первообразной для функции f(x), если (F(x))’=f(x). Первообразная определена неоднозначно: если F(x) – первообразная для функции f(x), то F(x)+C – также первообразная для данной функции. Множество всех первообразных для функции f(x) называется неопределенным интегралом и обозначается , где f(x) – подынтегральная функция, f(x)dx – подынтегральное выражение, С – произвольная постоянная (С = const), - знак операции интегрирования, d – знак операции дифференцирования. Свойства неопределенного интеграла: 1. , где с = const. 2. . 3. . Таблица 1 (неопределенных интегралов) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |