Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образец записи в ботаническом словаре




Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская аграрная академия»

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2017 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БОТАНИКА»

 

направление подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»;

  35.03.04 «Агрономия»;

     35.03.05 «Садоводство»:

                                                                   

 

 

Квалификация выпускника: академический бакалавр

 

 

Рекомендованы кафедрой естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

 

Макеевка – 2017 год


Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Ботаника» для студентов направления подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство» – 10 с.

 

Разработчик:

канд. биол. наук, доцент Шелихов П. В.

 

Методические указания утверждены на заседании ПМК кафедры естественнонаучных дисциплин. 

Протокол № __ от ____________ 2017 г.

 

Председатель ПМК                     __________________  (Чернышова Р.И.)

______________ 2017 года         

 

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин. 

Протокол № __ от ____________ 2017 г.

 

Заведующий кафедрой                  ___________________  (Шелихов П.В.)

______________ 2017 года        

 

      Ó ДОНАГРА, 2017


Задание и методические указания по выполнению

 контрольной работы по дисциплине «Ботаника»

Контрольную работу необходимо выполнить письменно по теоретическим вопросам, указанным в конце раздела. Номера вопросов следует найти в приложении № 1, согласно двум последним цифрам шифра зачетной книжки. Работа зачитывается после устного собеседования, которую необходимо зарегистрировать и сдать на кафедру до начала зимней сессии.

 

Общие указания

При выполнении контрольных вопросов по теме «Растительная клетка» особое внимание следует обратить на строение клетки и ее органоидов. Описывая отдельные органоиды, нужно указать их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, необходимо обратить внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно привести примеры растений.

При описании разных типов ткани отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений.

Следует тщательно излагать материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым – по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным. При этом нужно указать ткани, входящие в их состав.

При ответе на вопросы по вегетативным органам растений необходимо детально описать их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. При изложении материала по морфологии растений, следует приводить больше конкретных примеров растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства.

При изложении вопросов по теме «Цветок и соцветие», «Семя и плод» нужно четко раскрыть поставленный вопрос, приводя примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно следует отнестись к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы необходимо проиллюстрировать рисунками.

Контрольные вопросы носят различный характер. Некоторые задания затрагивают ботанические понятия (гаметофит, спорофит, зигота, спора и другие). Обычно в конце учебника имеется предметный указатель, пользуясь которым можно найти соответствующий раздел и дать краткий ответ на вопрос. Если речь идет о систематическом положении вида растения, то указываются таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел.

Большое внимание в контрольных заданиях уделяется характеристике условий местообитания растений. При описании внешнего строения растения и его биологии (особенно оплодотворения, размножения) следует подчеркнуть приспособленность к условиям существования.

Если речь идет о какой-либо экологической группе растений то в ответе следует рассмотреть несколько организмов, которые описаны в одном из учебников основного списка литературы, а не ограничиваться одним – двумя примерами.

В контрольных заданиях имеется много вопросов сравнительного характера. В таком случае надо не просто описать два растения или два явления, а отметить черты сходства и различия и показать более совершенный тип строения.

При описании жизненного цикла архегониальных растений должно быть четко показано чередование двух поколений: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), а также отмечено преобладающее поколение.

Если в задании требуется описать эволюцию гаметофита или спорофита определенной группы растений, то, прежде всего, следует указать, какие растения входят в эту группу, какое строение имеет гаметофит или спорофит, а также отметить, совершенствуется или упрощается их строение в процессе эволюции, с чем это связано.

 

Внимательное рассмотрение рисунков, приводимых в учебнике, и самостоятельные зарисовки помогают лучше понять и запомнить материал. Рисунки позволяют конкретно представлять форму, структуру и закономерности строения клеток, тканей, органов и их систем. Эти образные представления о структурах и закономерностях в строении растений связываются с пониманием функций различных частей растений и практическим применением.

Для приобретения навыков выполнения рисунков рекомендуется сначала перерисовывать их из учебника с тем, чтобы в последующем можно было самостоятельно зарисовывать отдельные части (клетки, органы) растений и их микроскопическое строение. Рисунок должен передавать своеобразие структур и их расположение в пределах растения в соответствии с выполняемыми функциями.

Каждый рисунок должен быть правильно подписан, а его части детально обозначены цифрами или соответствующими надписями.

 

Рекомендуемая окраска тканей на рисунках

 

Ткани, клетка, части клеток Окраска
Эпидермис, эпиблема Без окраски, простой карандаш
Образовательная ткань (камбий, конус нарастания, перицикл, феллоген) Голубая либо простой карандаш
Основная ткань, флоэма Синяя
Ксилема, склеренхима (все ткани и клетки с одревесневшими оболочками) Красная
Пробка Коричневая
Хлоропласты, ассимиляционная паренхима Зеленая
Хромопласты Оранжевая
Железки, кутикула Желтая

 

Ботаника, как и любая наука, имеет много специальных терминов, понятий, в усвоении которых студенты испытывают затруднения. С целью лучшего запоминания терминов при самостоятельном изучении дисциплины следует составлять ботанический словарь. Он оформляется в виде записной книжки с алфавитом. Все страницы словаря следует разделить на 2 колонки и сверху сделать надписи граф: название термина, содержание. На каждую букву следует отвести несколько страниц в словаре. При изучении текста учебника встретившийся новый термин необходимо вписать в словарь, пояснить его содержание и указать тему, в которой он встретился.

 

Образец записи в ботаническом словаре

 

Название термина Содержание термина
Мацерация Процесс разъединения ткани на отдельные клетки вследствие разрушения средней пластинки
   
   

 

Для перевода латинских слов (ботанических терминов) на русский язык можно использовать словарь:

1. Кирпичников М.Э., Забинкова Н.Н. Русско-латинский словарь для ботаников (с примерами и пояснениями). М.: Наука, 1977.

2. Латинский язык для аграриев / Ред. Проф. Соколов И.Д.-Луганск: Элтон, 2005.- 384 с.

3. Интернет-ресурсы.

Ботанический словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы студентов в межсессионный период, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием во время сессии.

 

 

При оформлении контрольной работы следует выполнять общие требования, которые изложены выше в методических указаниях. Весь программный материал разбит на 100 вопросов. В каждом варианте имеется 7 вопросов, которые охватывают различные разделы курса. Кроме того, после ответа на все вопросы, необходимо выполнить общее для всех студентов задание.

 

В качестве общего для всех студентов задания:

 

1. Из числа растений флоры вашего района назовите два-три известных вам вида (естественно растущих или культивируемых) на русском и латинском языках, например:     

Крапива двудомная  – Urtica dioica L.

Щавель курчавый   – Rumex crispus L.

Люцерна посевная – Medicago sativa L.

– со стержневой и мочковатой корневой системой; с радиальной и плоскостной симметрией побегов, с моноподиальным, симподиальным и ложнодихотомическими типами их ветвления, с очередным, супротивным и мутовчатым почко- и листорасположением; образующих на побегах колючки и шипы;

– с простыми цельными, перисто-лопастными (раздельными, рассеченными), с пальчатолопастными (раздельными, рассеченными) листьями; с непарноперистосложными, парноперистосложными, пальчатосложными листьями;

– с цветками, собранными в неопределенные и определенные соцветия (для каждого характеризуемого вида растения указать конкретный тип соцветия: кисть, завиток и т.д.); – с беспокровными (голыми) цветками, с цветками, имеющими двойной и простой околоцветник;

– с двуполыми, однополыми, однодомными и двудомными цветками (у хвойных с микроспорофиллловыми колосками и макроспорофилловыми шишечками);

– с настоящими сухими односемянными, не раскрывающимися плодами (сборная листовка, сборная семянка, боб, стручок, коробочка); 

– с настоящими сухими, многосемянными, распадающимися плодами (зерновка, семянка, орешек, орех, желудь);

– с сочными настоящими плодами (костянка, ягода);

– с ложными коробчатыми, семянковидными, костянковидными, ягодовидными, яблоковидными, земляниковидными плодами и соплодиями;

– с семенами, содержащими эндосперм или не содержащими его; с зародышем семени, несущим одну, две, более двух семядолей; с семядолями, которые выносятся на поверхность почвы или остаются в почве при прорастании семени.

2. Назовите по два-три известных вам вида растений флоры вашего района:

а) анемофильных и энтомофильных;

б) анемохорных, зоохорных, гидрохорных, автохорных;

в) способных к вегетативному размножению корневыми отпрысками, естественными отводками, плетьми, усами, корневищами, клубнями, луковицами, выводковыми почками и луковичками;

г) способных к вегетативному возобновлению.

3. Растения каких жизненных форм растут естественно или культивируются в районе вашего места жительства или работы? Назовите по два-три известных вам растений каждой из указанных жизненных форм.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...