Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образец записи в ботаническом словареСтр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская аграрная академия» КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
УТВЕРЖДАЮ: Первый проректор _________________ «__»____________2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БОТАНИКА»
направление подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»; 35.03.04 «Агрономия»; 35.03.05 «Садоводство»:
Квалификация выпускника: академический бакалавр
Рекомендованы кафедрой естественнонаучных дисциплин Протокол № 1 от 01.09.2017 г.
Макеевка – 2017 год Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Ботаника» для студентов направления подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство» – 10 с.
Разработчик: канд. биол. наук, доцент Шелихов П. В.
Методические указания утверждены на заседании ПМК кафедры естественнонаучных дисциплин. Протокол № __ от ____________ 2017 г.
Председатель ПМК __________________ (Чернышова Р.И.) ______________ 2017 года
Методические указания утверждены на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин. Протокол № __ от ____________ 2017 г.
Заведующий кафедрой ___________________ (Шелихов П.В.) ______________ 2017 года
Ó ДОНАГРА, 2017 Задание и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Ботаника» Контрольную работу необходимо выполнить письменно по теоретическим вопросам, указанным в конце раздела. Номера вопросов следует найти в приложении № 1, согласно двум последним цифрам шифра зачетной книжки. Работа зачитывается после устного собеседования, которую необходимо зарегистрировать и сдать на кафедру до начала зимней сессии.
Общие указания При выполнении контрольных вопросов по теме «Растительная клетка» особое внимание следует обратить на строение клетки и ее органоидов. Описывая отдельные органоиды, нужно указать их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, необходимо обратить внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно привести примеры растений. При описании разных типов ткани отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений. Следует тщательно излагать материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым – по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным. При этом нужно указать ткани, входящие в их состав. При ответе на вопросы по вегетативным органам растений необходимо детально описать их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. При изложении материала по морфологии растений, следует приводить больше конкретных примеров растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства. При изложении вопросов по теме «Цветок и соцветие», «Семя и плод» нужно четко раскрыть поставленный вопрос, приводя примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно следует отнестись к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы необходимо проиллюстрировать рисунками. Контрольные вопросы носят различный характер. Некоторые задания затрагивают ботанические понятия (гаметофит, спорофит, зигота, спора и другие). Обычно в конце учебника имеется предметный указатель, пользуясь которым можно найти соответствующий раздел и дать краткий ответ на вопрос. Если речь идет о систематическом положении вида растения, то указываются таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел. Большое внимание в контрольных заданиях уделяется характеристике условий местообитания растений. При описании внешнего строения растения и его биологии (особенно оплодотворения, размножения) следует подчеркнуть приспособленность к условиям существования. Если речь идет о какой-либо экологической группе растений то в ответе следует рассмотреть несколько организмов, которые описаны в одном из учебников основного списка литературы, а не ограничиваться одним – двумя примерами. В контрольных заданиях имеется много вопросов сравнительного характера. В таком случае надо не просто описать два растения или два явления, а отметить черты сходства и различия и показать более совершенный тип строения. При описании жизненного цикла архегониальных растений должно быть четко показано чередование двух поколений: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), а также отмечено преобладающее поколение. Если в задании требуется описать эволюцию гаметофита или спорофита определенной группы растений, то, прежде всего, следует указать, какие растения входят в эту группу, какое строение имеет гаметофит или спорофит, а также отметить, совершенствуется или упрощается их строение в процессе эволюции, с чем это связано.
Внимательное рассмотрение рисунков, приводимых в учебнике, и самостоятельные зарисовки помогают лучше понять и запомнить материал. Рисунки позволяют конкретно представлять форму, структуру и закономерности строения клеток, тканей, органов и их систем. Эти образные представления о структурах и закономерностях в строении растений связываются с пониманием функций различных частей растений и практическим применением. Для приобретения навыков выполнения рисунков рекомендуется сначала перерисовывать их из учебника с тем, чтобы в последующем можно было самостоятельно зарисовывать отдельные части (клетки, органы) растений и их микроскопическое строение. Рисунок должен передавать своеобразие структур и их расположение в пределах растения в соответствии с выполняемыми функциями. Каждый рисунок должен быть правильно подписан, а его части детально обозначены цифрами или соответствующими надписями.
Рекомендуемая окраска тканей на рисунках
Ботаника, как и любая наука, имеет много специальных терминов, понятий, в усвоении которых студенты испытывают затруднения. С целью лучшего запоминания терминов при самостоятельном изучении дисциплины следует составлять ботанический словарь. Он оформляется в виде записной книжки с алфавитом. Все страницы словаря следует разделить на 2 колонки и сверху сделать надписи граф: название термина, содержание. На каждую букву следует отвести несколько страниц в словаре. При изучении текста учебника встретившийся новый термин необходимо вписать в словарь, пояснить его содержание и указать тему, в которой он встретился.
Образец записи в ботаническом словаре
Для перевода латинских слов (ботанических терминов) на русский язык можно использовать словарь: 1. Кирпичников М.Э., Забинкова Н.Н. Русско-латинский словарь для ботаников (с примерами и пояснениями). М.: Наука, 1977. 2. Латинский язык для аграриев / Ред. Проф. Соколов И.Д.-Луганск: Элтон, 2005.- 384 с. 3. Интернет-ресурсы. Ботанический словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы студентов в межсессионный период, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием во время сессии.
При оформлении контрольной работы следует выполнять общие требования, которые изложены выше в методических указаниях. Весь программный материал разбит на 100 вопросов. В каждом варианте имеется 7 вопросов, которые охватывают различные разделы курса. Кроме того, после ответа на все вопросы, необходимо выполнить общее для всех студентов задание.
В качестве общего для всех студентов задания:
1. Из числа растений флоры вашего района назовите два-три известных вам вида (естественно растущих или культивируемых) на русском и латинском языках, например: Крапива двудомная – Urtica dioica L. Щавель курчавый – Rumex crispus L. Люцерна посевная – Medicago sativa L. – со стержневой и мочковатой корневой системой; с радиальной и плоскостной симметрией побегов, с моноподиальным, симподиальным и ложнодихотомическими типами их ветвления, с очередным, супротивным и мутовчатым почко- и листорасположением; образующих на побегах колючки и шипы; – с простыми цельными, перисто-лопастными (раздельными, рассеченными), с пальчатолопастными (раздельными, рассеченными) листьями; с непарноперистосложными, парноперистосложными, пальчатосложными листьями; – с цветками, собранными в неопределенные и определенные соцветия (для каждого характеризуемого вида растения указать конкретный тип соцветия: кисть, завиток и т.д.); – с беспокровными (голыми) цветками, с цветками, имеющими двойной и простой околоцветник; – с двуполыми, однополыми, однодомными и двудомными цветками (у хвойных с микроспорофиллловыми колосками и макроспорофилловыми шишечками); – с настоящими сухими односемянными, не раскрывающимися плодами (сборная листовка, сборная семянка, боб, стручок, коробочка); – с настоящими сухими, многосемянными, распадающимися плодами (зерновка, семянка, орешек, орех, желудь); – с сочными настоящими плодами (костянка, ягода); – с ложными коробчатыми, семянковидными, костянковидными, ягодовидными, яблоковидными, земляниковидными плодами и соплодиями; – с семенами, содержащими эндосперм или не содержащими его; с зародышем семени, несущим одну, две, более двух семядолей; с семядолями, которые выносятся на поверхность почвы или остаются в почве при прорастании семени. 2. Назовите по два-три известных вам вида растений флоры вашего района: а) анемофильных и энтомофильных; б) анемохорных, зоохорных, гидрохорных, автохорных; в) способных к вегетативному размножению корневыми отпрысками, естественными отводками, плетьми, усами, корневищами, клубнями, луковицами, выводковыми почками и луковичками; г) способных к вегетативному возобновлению. 3. Растения каких жизненных форм растут естественно или культивируются в районе вашего места жительства или работы? Назовите по два-три известных вам растений каждой из указанных жизненных форм.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |