Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения




Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждание

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ аттестация

Дисциплина

 

МДК 03.03. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия

 

Специальность

44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

Курс 4 Семестр 7  
Форма обучение Заочная    

 

Контрольная работа № 1

 

Тема: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

 

План:
1. Понятие «зрительное восприятие», основные свойства зрительного восприятия. Характеристика зрительного восприятия детей с патологией зрения  
2. Значение разных видов детской деятельности в коррекции зрительного восприятия слабовидящих детей: продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, аппликация), конструирования, реализация мероприятий по образовательной области «Познание» - формировании элементарных математических представлений, ознакомлении с окружающим миром  
3. Дидактические игры как средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности: подобрать игры и систематизировать их по направлениям развития зрительного восприятия (цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве), раскрыть содержание, приложить дидактический материал для их проведения  
4. Подобрать комплексы корригирующих гимнастик (зрительных, физкультпауз, упражнений для организации утренней гимнастики), направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрительных функций, раскрыть методику их проведения  

 

Преподаватель /Хабарова Л.П./

Список используемой литературы

1. Алекина, Т.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / Т.А. Алекина, Л.П. Дружинина, И.А. Шестакова. – М.: Издательство Марины Волковой, 2008. – 176 с.

2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет [Текст] / Т.В. Башаев. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 176 с.

3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

4. Волшебство в картинках: Задания на развитие зрительного восприятия: Для детей 3-5 лет. – Киров: Кировская областная типография, 2007. – 16 с. – (серия «Папка дошкольника»).

5. Гончарова, В.С. Сказочный мир через настоящие очки [Текст]: методические материалы для работы со слабовидящими детьми / В.С. Гончарова. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.

6. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст]: методическое пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева [и др.]. — М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.

7. Давыдова, Н.Н. Игры для развития цветовосприятия и цветоразличения [Текст] / Н.Н. Давыдова, Л.И. Филиппова // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8. – С. 61-62

8. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методическое пособие / Л.А. Дружинина [и др.]. — М.: Издательство «Марины Волковой», 2009. – 176 с.

9. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: учебное пособие [Текст] / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с.

10. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет [Текст] / авт-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с. 

11. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. – СПб.: Издательство «КАРО», 2006. – 336 с.

12. Малева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З.П. Малева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2009. - №1. – С. 27-33.

13. Мишин, М.А. Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) [Текст] / М.А. Мишин, З.Н. Тюбекина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2000. - №1. – С. 44 - 60.

14. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки [Текст] / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.

15. Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128 с.

16. Подколзина, Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: методические рекомендации / Е.Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С.35–39.

17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Плаксиной Л.И. – М.: «Экзамен», 2003. – 256 с.

18. Уфимцева, Л.П. Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.П. Уфимцева // Дефектология. – 2002. - №1. – С.42 – 50.

19. Цаплина, А.В. Использование занимательных математических игр в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: методические рекомендации / А.В. Цаплина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – С. 23–36.

Ресурс Интернет

1. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением [Электронный ресурс]: методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0464/index.shtml?from_page=1

2. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0191/index.shtml?from_page=1

3. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования [Электронный ресурс] / Л.И. Плаксина. - М., 1991. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0458/index.shtml?from_page=1

4. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Л.А. Ремезова. - Самара: Издательство ООО «НТЦ», 2002. – 136 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0015/index.shtml?from_page=1

5. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Электронный ресурс] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - с. 1-126. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0112/index.shtml?from_page=1

6. Тинькова, Е.Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: учебное пособие /Е.Л. Тинькова, Г.Ю. Козловская . - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0419/index.shtml?from_page=73

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждание

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ аттестация

 

Дисциплина

МДК 03.03. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия

 

Специальность

44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

Курс 4 Семестр 7  
Форма обучение Заочная    

 

Контрольная работа № 2

 

Тема: Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

 

План:
1. Понятие «мелкая моторика». Характеристика особенностей осязания и мелкой моторики рук у детей с патологией зрения  
2. Значение разных видов детской деятельности в коррекции мелкой моторики слабовидящих детей: продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, аппликация), конструирования, ручного труда, игровой деятельности  
3. Подобрать игры и упражнения, направленные на коррекцию осязания и мелкой моторики рук, раскрыть содержание, приложить дидактический материал для их проведения  
4. Подобрать комплексы корригирующих гимнастик (пальчиковых, физкультпауз, упражнений для массажа и самомассажа), направленных на коррекцию мелкой моторики рук, раскрыть методику их проведения  

 

Преподаватель /Хабарова Л.П./

Список используемой литературы

  1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель, 2006.- 61 с.
  2. Брыскина, Е. Изодеятельность на снегу [Текст]: методические рекомендации / Е. Брыскина, Т. Рогаткина // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1. – С.32-35.
  3. Гареева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения [Текст] / Н. Гареева // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 6. – С.75-79.
  4. Гончарова, В.С. Сказочный мир через настоящие очки [Текст]: методические материалы для работы со слабовидящими детьми / В.С. Гончарова. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  5. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: учебное пособие [Текст] / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с. – (серия «Коррекционная педагогика»).
  6. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. − 2004. − № 2. − С.76-78.
  7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. – СПб.: Издательство «КАРО», 2006. – 336 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
  8. Лопухина, И.С. Речь, ритм, движение [Текст]: пособие / И.С. Лопухина. - СПб.: Дельта, 2001. – 128 с.
  9. Медова, Н.А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром [Текст] / Н.А. Медова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №3. – С. 22-29.
  10. Милова, Л.М. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых младших школьников [Текст] / Л.М. Милова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №1. – С. 19-24.
  11. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Мясникова. – Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с.

12. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. – С. 28-31.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. – 256 с.
  2. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]: методическое пособие / С.Е. Гаврина [и др.]. – Ярославль.: «Академия развития», 2000. – 192 с.
  3. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.
  4. Тюбекина, З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / З.Н. Тюбекина // Дефектология. – 2000. – №5. – С. 56–60.

17. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст]: методическое пособие / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО Изд. «Астрель»: ООО Изд. АСТ, 2003. – 172 с.

  1. Узорова, О.В. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005. – 96 с.

 

Ресурс Интернет

1. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением [Электронный ресурс]: методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0464/index.shtml?from_page=1

2. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0191/index.shtml?from_page=1

3. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования [Электронный ресурс] / Л.И. Плаксина. - М., 1991. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0458/index.shtml?from_page=1

4. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Л.А. Ремезова. - Самара: Издательство ООО «НТЦ», 2002. – 136 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0015/index.shtml?from_page=1

5. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Электронный ресурс] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - с. 1-126. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0112/index.shtml?from_page=1

6. Тинькова, Е.Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: учебное пособие /Е.Л. Тинькова, Г.Ю. Козловская . - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0419/index.shtml?from_page=73

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...