Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ближайшие последствия принятия христианства и его значение.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

                                   

 

 Кафедра Отечественной истории

 

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Историческое образование

 

Контрольная работа

По истории Древней и Средневековой Руси

На тему «Владимир и крещение Руси»

Выполнила: Майорова Наталья Сергеевна, студент 1 курса з/о

Номер зачетной книжки: ИС-184445

                

Проверил:

К.и.н., доцент Аграфонов П.Г.

Отметка: ___________________

Ярославль

2017 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………3

2. Князь Владимир…………….……………...........................4

3. Крещение Руси…………………………………………......9

3.1 Ближайшие последствия принятия христианства и его значение………………………………………………..……15

4. Заключение………………………………………………..16

5. Список литературы……………………………………….17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Христианство давно стучалось в языческую дверь России. Военные походы и торговые поездки в Византию обогатили русских людей в IX-X вв. не одними пленниками, заморскими диковинками и ценными тканями: они возвращались от туда сами духовно плененными, под неизгладимым впечатлением высокой цивилизации, яркое выражение которой предстало перед русским варваром как в общественной, так и в государственной жизни.

В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Однако, крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича, в последствии получившим наименование Святого.

Не многие деятели нашей истории могут сравниться по значению с Владимиром. Его правление ознаменовалось множеством важных преобразований, глубоко повлиявших на все дальнейшее течение русской жизни. Он крестил Русь и ввел ее в семью цивилизованных народов. Он достойным образом завершил начатое Олегом дело собирания восточно-славянских племен под рукой киевского князя и закончил оформление русской государственности. Сделанное им было так важно и значительно, что без преувеличения можно сказать – с княжения Владимира началась одна из самых блестящих эпох в истории нашего народа.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

При рождении он получил имя Владимир, при крещении – Василий, народные предания называют его «Красным Солнышком», в историю он вошел как равноапостольный князь Владимир Святой.

Князь Владимир появился на свет на Псковской земле, между 960 и 962 годом от незаконного союза рабыни Малуши и князя Святослава. До 3-х летнего возраста мальчик не видел своего отца. По законам того времени, он неотлучно находился с матерью. Прадедом Владимира был первый из известных русской истории князей Рюрик. Чей род происходил от древних скандинавских кровей, грозных пиратов балтийского моря – Варягов. На становление характера будущего великого князя, серьезное влияние оказала его бабка – грозная и властная княгиня Ольга.

При раздаче престолов Владимиру достался Новгород. Помог ему его дядя Добрыня, воспользовавшись тем, что законные сыновья Святослава – Ярополк и Олег отказались ехать в Новгород, он предложил послать туда своего племянника.

Новгородцы пытались воспитать Владимира под себя, лояльным по отношению к новгородскому жизненному укладу. На княжеское городище потянулись богатые купцы с подарками. Рядом с Владимиром всегда находился верный дядя – Добрыня Малкович, авторитетный полководец-силовик, который ограждал Владимира от лабистов всех мастей.

Пока Владимир мирно правил в Новгороде, набирая политический вес и прирастя управленческими навыками, его старшие братья ввязались в кровавую междоусобную войну. В 977 году, князь Олег погибает.

Теперь из троих законных правителей Руси в живых остается лишь двое. Владимир бежит в Норвегию. Здесь он собирает большую дружину, что бы вернуться на Русь. Преступление брата давало Владимиру право на битву за главный престол – Киевский.

В Новгороде, тем временем, хозяйничали посадники Ярополка. Но Новгородцы так и не признали киевского князя, в их глазах он не был законным правителем, ведь он пролил родную кровь.

Вернувшись в Новгород после 3-х летнего изгнания, Владимир взял Новгород без боя и пошел войной на своего брата. Война началась с дипломатических ходов с обеих сторон. В зоне стратегических интересов Владимира и Ярополка оказывается независимое Полоцкое княжество, расположенное между Новгородом и Киевом, управляемое варягом Рогволдом. К его дочери Рогнеде отправились сваты от обоих братьев. Капризная княжна отвечая сватам допустила страшную ошибку: «Не хочу разуть робичича, за Ярополка хочу», были ее слова. Последствия этой ошибки были следующими. Свирепые варяги взяли Полоцк. Обида была смыта кровью Рогволда и двух его сыновей. Предварительно Владимир бесчестит дочь на глазах родителей и братьев, Рогнеду лишают княжеского имени, взамен дав новое – Гореслава. Теперь Владимир воспринимался как истинный сын грозного Святослава. Для финальной битвы за власть настал идеальный момент.

980 год, Киев хорошо укреплен и готов к осаде. Владимир и Добрыня делают ставку не на мечи и стрелы, а на более страшное оружие – корыстолюбие киевских воевод и малодушие вечевых старцев. Владимир заявляет, что борется с Ярополком, а не с горожанами. Ярополка сдает его же воевода. Они бегут из Киева и затворяются в городе Родне. Владимир вошел в Киев, а после осадил Родню. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод, и тот же воевода уговаривает Ярополка сдаться на милость брата.  Ярополк придя к Владимиру и только успев войти в его двери, тут же был убит.  17-летний Владимир становится правителем Руси, но киевский престол не сулит беззаботного правления.

Князь был страстен во всем. После смерти Ярополка, Владимир взял в жены вдову своего брата. Она была гречанкой, приведенной из Византии Святославом. На момент, женитьбы с Владимиром, она уже была беременна от Ярополка, а после родила сына Спятополка. От Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Ярослава, Изяслава, Мстислава и Всеволода, а так же двух дочерей. Кроме Рогнеды и гречанки Владимир имел еще трех законных жен и 800 наложниц.

Эпоху, в которую правил Владимир, можно назвать переломной. Один за другим отрекались от язычества и принимали христианство славянские народы – соседи Руси. Доподлинно не известно, когда и где крестился сам Владимир. Однако, сейчас принято считать, что крещение Владимира было следствием не только внутренних, но и внешних обстоятельств и что события русской истории теснейшим образом переплелись с событиями истории византийской. В 987 году против византийских императоров Василия II и Константина VIII поднял восстание в Малой Азии полководец Варда Фока. Размах этого мятежа сильно напугал императора Василия, и он обратился за помощью к Владимиру. Владимир согласился оказать требуемую помощь, но взамен просил в жены Анну, сестру Василия. Ввиду тяжелой и безвыходной ситуации император принял его сватовство, однако, выставил непременное условие – правитель Руси должен был принять крещение.

Вооруженный русский отряд, посланный к грекам, действительно помог летом 988 г. Освободить столицу Византии от Варды (битва при Хрисополе). Но византийские императоры, по-видимому, не выполнили условий договора с Владимиром и отказались выдать за него сестру. Тогда Владимир во главе войска пошел в Крым, на Корсунь, осадил и взял его. Византийские императоры поспешно отправили Анну в Корсунь, где, скорее всего, приняв перед свадьбой крещение, Владимир и обвенчался с царевной. Корсунь же, как плата жениха за выкуп невесты, был возвращен грекам.

После возвращения в столицу, Владимир повелел опрокинуть языческих идолов. Затем послал весть по городу: если кто не придет завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – будет враг мне. Услышав это, люди пришли к Днепру без числа и приняли крещение. На Руси стали появляться церкви.

Из других государственных дел важнейшими для князя были обустройство Русской земли и борьба с внешними врагами. За первые 8 лет своего правления Владимир совершил несколько больших походов. Первый из них был обращен на запад в земли летописных волынян, живших в верховьях Западного Буга, к их главному городу Червеню. Покорив Перемышль и Червень, Владимир идет на Восток – подавлять восстание вятичей. Под 983 г. в летописи помещено краткое известие о войне литовского племени ятвагов, которое обитало между реками Неманом и Нарев. В 984 г. Княжеский воевода покорил последнее оставшееся еще независимым приднепровское племя – радимичей. А в 985 г. Сам Владимир ходил против волжских болгар и победил их в бою. Наконец, в 992 г. Он подчинил хорватов, которые жили в междуречье верхнего Днестра и Прута. В результате этих войн все восточнославянские племена покорились киевскому князю – Древнерусское государство достигло своих границ.

Все эти походы значительно усилили позиции Руси, определили границы государства, в которых оно просуществует на протяжении нескольких последующих столетий.

Ведя постоянную войну с печенегами, Владимир понимал, что для предотвращения опасности нужны были кардинальные меры и взялся за укрепление пограничных рубежей. Из пяти рек на которых строились новые крепости, четыре впадали в Днепр слева. На Левобережье крепости были нужны потому, что здесь меньше было естественных лесных заслонов и степь доходила почти до самого Чернигова.

Теперь же, после создания оборонительных линий, печенегам приходилось преодолевать четыре барьера. Первым был рубеж на Суле, которая двести лет служила границей между русскими и кочевниками. Если печенеги преодолевали этот рубеж, они встречались с новым заслоном по Трубежу, где был один из крупнейших городов Киевской Руси – Переяславль. Если и это препятствие печенегам удавалось взять или обойти, то перед ними открывались пути на Чернигов и Киев. Но перед Черниговом лежали оборонительные линии по Остру и Десне, затруднявшие подход к этому древнему богатому городу.

Для того,  что бы попасть с левого берега Днепра к Киеву, печенегам нужно было перейти реку вброд под Витичевом и затем форсировать долину Стугны. Но именно по берегам Стугны Владимир и поставил свои крепости. Стугнинская оборонительная линия была уже последняя, состоявшая из городов Треполя, Тумаша и Василева, и соединявших их валом. В глубине ее, между Стугной и Киевом, Владимир построил огромный город-лагерь, ставший резервом всех киевских сил, Белгород.

Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов.

Дружину свою Владимир любил и лелеял. Только перед самой смертью начались у него раздоры с сыновьями. Своего пасынка Святополка за то, что тот готовил против него заговор, Владимир заключил в Вышгороде. В 1014 г. возмутился против отца другой сын, новгородский князь Ярослав. Владимир хотел идти на него войной, но разболелся и уже не суждено ему было поправится.

О кончине князя Владимира известно следующее. В 1015 году пошли на Русь печенеги. Владимир, уже больной, послал против них своего любимого сына Бориса со своей дружиной, а сам разболелся еще сильнее и умер 15 июля. Перед кончиной князь каялся и оплакивал все то, что совершил в язычестве, не зная Бога.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Первые годы княжения Владимира совпадали с борьбой двух религий на Руси: христианской и языческой. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян.

Прибыли из Волжской Булгарии послы, стали расхваливать ислам – религию, которую они приняли не так давно. Много мудрого таит в себе ислам, и многоженство разрешает, что было любо Владимиру. Но мусульманам запрещается есть свинину, пить вино. Не пришлась по душе Владимиру вера пророка Мухаммада, т.к. веселие и вино было важно для русских.

Приходили к князю послы от папы Римского, хазарские иудеи, философ из Константинополя. Всех выслушал князь, всем дал отрицательный ответ, хотя слово философа, подробно поведавшего о вере в Господа Иисуса Христа по православному обряду, запало ему в душу. Щедро наградил русский князь философа из Константинополя, проводил с почестями и созвал на совет бояр. Что бы понять какая вера лучше было решено послать людей к иудеям в Хазарию, к болгарам на Каму, к немцам в Германию. Вскоре десять самых мудрых людей отправились в путь. Они еще не знали, чего хотят, но уже точно знали, чего не хотят. Что уже не мало для выбора верного пути.

Прибыли киевские послы в Камскую Болгарию. Храмы там стояли бедные, люди молились уныло, лица у всех были грустные. Не понравилось это русским, пошли они в земли немецкие. Храмы в Германии богаче, только слишком много в них острого, серого, каменного, словно скопированного со скал горных хребтов. На фоне неукрашенного камня и обряды проходили без всякого величия и красоты.

Отправились посланцы Владимира в Константинополь. Только лишь открылись перед ними ворота – увидели они храм Святой Софии. Византийский император Василий II повелел отправить гостей в храм, где патриарх совершил литургию. Изысканное благолепие и богатое убранство алтарей, строгая по форме, но щедро украшенная одежда греческого духовенства и проникновенное многоголосие с клироса, мелодия которого обволакивала собравшихся в храме единоверцев, соединяла их друг другом и всех - с Богом. Благоухание фимиама и торжественные лики икон и лица людей, поразили гостей. Они нашли здесь свою веру.

Вернувшись на родину, послы с душевной радостью передавали свои впечатления князю, и его душа возрадовалась. Князь понял, что православная вера придется по душе его соотечественникам.

Князь Владимир задумывался о смене веры задолго до принятия крещения.

Можно выделить следующие  причины, которые обусловили принятие Русью христианства:

· язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

· язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

· требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

· монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

· появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Постепенно Владимир склонялся к принятию новой веры. Тем более, великий князь начал понимать, что христианская религия нужна будет ему и для укрепления единства государства, его усиления.

Принятию новой религии способствовали и внешнеполитические события. В 987 году, после разгрома византийских войск болгарами, против императоров Василия II и Константина VIII поднял мятеж выдающийся византийский полководец Варда Фока. Который объявил себя ромейским властелином. Византийские императоры оказались в весьма затруднительном положении и обратились за помощью к своему врагу – киевскому князю Владимиру. Был заключен договор, по которому Владимир I обязался оказать помощь империи, а взамен императоры обязались отдать за Владимира свою сестру Анну, но для этого он должен был креститься. О том, как Владимир был обманут, а затем все же заполучил Анну в жены, было написано в первой главе. Важно то, что после принятия крещения, Владимир, взяв царевну, а так же местные святыни – мощи святого Климента, церковные сосуды и иконы вернулся в Киев, где сразу же крестил весь люд.

Было приказано опрокинуть всех идолов. Одних порубить, а других сжечь. Само таинство крещения было обязательным условием вхождения в христианство. Обрядовая сторона этого таинства предполагала, что народ выбирает Христа и отрекается от всего того, что противостоит Богу. Во время крещения происходит сущностное обновление человека и новообращенному открывается понятный путь к спасению. Особое значение в таинстве имела вода. Она смывает с человека всех грехи, это чувствуется даже на уровне телесных ощущений, а после крещения начинается новая жизнь. В летописи крещение киевлян описано достаточно подробно. Владимир вместе с попами вышел на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Попы совершали молитвы.

Крещение под видом купания удалось провести лишь в самом Киеве, где значительная часть жителей исповедовала христианство, но в иных городах Киевской Руси попытки христианизации встречали упорное сопротивление со стороны языческого населения вплоть до изгнания воевод и присылаемых епископов и попов. Тем не менее православие целенаправленно и настойчиво насаждалось и учреждалось на всем великом днепровском пути и в Приильменье. Вскоре оно достигло и берегов Волхова, где язычество сохраняло господствующее положение. Сюда был направлен внушительный корпус из дружин под командованием Добрыни и большого числа священнослужителей во главе с назначенным епископом Новгорода Иоакимом.

Как только горожанам стало известно, что к ним идут Добрыня с попами и войском, они собрались на вече, где учинили великий шум и ропот. Волхв Богомил призвал народ не пускать непрошенных гостей и не давать своих богов на поруганье. Что бы отрезать подходы к городу с посадской стороны, разобрали мост через Волхов, а со стороны, обращенной ко рву, спешно сооружали новые земляные насыпи с частоколом.

Подойдя к Новгороду, Добрыня сразу же оценил обстановку и понял, что ему не удастся приступом овладеть городом. Тогда он принялся уговаривать новгородцев покончить дело миром. Те в ответ начали обстреливать противоположный берег из камнеметных орудий, вызвав переполох у противника. Все попытки пришельцев переправиться через Волхов и высадится на боярский стороне ни к чему не привели.

Раскалённые защитники города бросились к дому Добрыни, убили его жену вместе с домочадцами, а избу сожгли. Добрыня, узнав о гибели жены, перешел к решительным действиям. Дождавшись ночи, он снарядил пятьсот воинов под началом Путяты, поручив им переправиться на лодках на другой берег Волхова. Ночью, переплыв реку, отряд ворвался в город, захватив Угоняя и волхва Соловья вместе с другими главарями и зачинщиками бунта, которых доставили на расправу к Добрыне.

Чтобы положить конец разыгравшейся стихии народного восстания, а также спасти отряд Путяты, оказавшийся в критическом положении, Добрыня велел поджечь дома на боярской стороне, где проживало  большинство городского населения. Увидев, что огонь охватил жилище, люди бросились спасать свое имущество и сопротивления прекратилось.

Только когда пожары поутихли к Добрыне пришла депутация, собранная из самых именитых людей и стала просить его заключения мира и согласия. Тот в ответ потребовал уничтожить статуи языческих богов.

Когда с языческими идолами было покончено, дядя Владимира попытался принудить новгородцев к массовому крещению в Волхове. Однако здесь купальских обычаев, подобных тем, каких придерживались славянские племена в Поднепровье, не существовало, и никто по своей охоте не желал лезть в холодные воды Волхова. Тогда строй дружинников начал теснить людей к берегу и сталкивать в реку. Тем, кто вышел из воды надевали на шею крест, а на тех кто пытался бежать, хватали и снова бросали Волхов. Только тогда, когда таким образом искупалось значительное число жителей, Добрыня объявил, что крещение состоялось и что в Новгороде учреждается на служение епископ Иоаким, подчиненный киевскому митрополиту. Так Новгородцы стали христианами.

Попытки крестить аналогичным способом население других городов более не возобновлялось. Распространение православия приобрело характер постепенного приобщения народа к новой религии, что достигалось через деятельность назначаемых на места священнослужителей и организацию церковных приходов. Вместе с тем процесс этот не был мирным, язычники повсеместно преследовались, подвергались гонениям и жестоким наказаниям.

При Владимире язычество еще не было искоренено, оно лишь отступило перед новой религией. Прочнее и быстрее всего утвердилось христианство в столице. Сразу после крещения, призвав греческих мастеров. Владимир повелел им строить церковь Пресвятой Богородицы.

Вскоре Владимиру пришлось биться с печенегами. Потерпев поражение и спасаясь от погони, Владимир спрятался под мостом вблизи Василева и так спасся. В память об этом Владимир поставил другую церковь во имя Преображения Господня.

 

 

Ближайшие последствия принятия христианства и его значение.

Крещение Руси не следует представлять себе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, в других городах
были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри. Появился новый общественный класс: духовенство. Появились новые идеалы и понятия о морали, о праве и долге: вместо прежнего «зуб за зуб», вместо грубой силы вносится новая идея любви, заботы о слабом и беспомощном. Наряду с миром земных интересов нарождается мир интересов духовных: возникает монашество. Положено начало письменности, появились первые литературные памятники. В русской земле появились первые христианские церкви, не в виде случайного явления, подобно церкви св. Илии (при Игоре), но как необходимое и постоянное появление новых духовных потребностей народных.

Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирские, так и церковные люди. Сам князь Владимир после крещения отказался от многоженства, стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крещение Руси явилось актом политической мудрости со стороны Владимира. Человек большого ума, русский князь понял, что язычество стоит и станет, может быть, навсегда серьезной помехой к общению с культурной Европой, отгородит от нее молодую страну. Оставаться в язычестве значило обречь себя на изолированную жизнь, отказаться от возможности войти в семью европейских народов.

Благодаря князю Владимиру разрозненные славяно-фино-угорские племена, данники варягов превратились в народ, обретший дар творчества, любви, воплощенный в идеи богослужебного государства. Городская культура Руси приумножилась великолепными храмами, возведение которых стало фактором развития искусств, ремесел, образования. Следующее поколение русичей было совершенно иным. Подвиг сыновей князя и первых русских святых Бориса и Глеба - яркий пример христианской жертвенности. Молодая Русь вслед за своим крестителем сердцем приняла новую веру и обрела смысл.

Князь Владимир «Ветхий» перестал быть ветхим в момент принятия крещения. Более того, эту ветхую природу утратило и то языческое государство, которое он возглавлял.

Размышляя о плодах крещения Руси не устаешь поражаться на сколько быстро неоформленная и почти дикая территория превратилась в могущественное государство, признанное всем цивилизованным миром

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Константин Рыжов «100 великих Россиян». Москва. «Вече», 2009 г.

2.Ю.Ф.Козлов «От князя Рюрика до императора Николая II». Саранск. Мордовское княжеское издательство, 1992 г.

3.Е.Ф. Шмурло. «Курс истории. Возникновение и образование русского государства». Санкт-Петербург. Издательство «Алетейя», 2000 г.

4.В.А. Руднев. «Слово о князе Владимире». Москва. Издательство «Советская Россия», 1989 г.

5.«Святой Креститель. Зарубежная Россия и Св.Владимир»/ Сост. И предисл. М.Д.Филина. Ред. и коммент. А.Ю.Карпова. Москва. Издательство «Русскiй мiръ», 2000 г.

6.А.П. Торопцев «Рюриковичи. Становление династии». Москва. ОЛМА Медиа Групп, 2006 г.

7.Б.А.Рыбаков. «Мир истории. Начальные века русской истории». Москва. «Молодая гвардия», 1984 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...