Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ликому греческому искусству [редшествовала культура, обнару- Есенная сравнительно недавно, в ;онце XIX — начале XX в., благо- [аря раскопкам на материковой реции, островах Эгейского моря и западном берегу побережья Малой Азии. Сначала была открыта древняя Троя, затем Микены и Тиринф (элладская культура), а впоследствии города на Крите (минойская культура) и поселения на Кикладских островах (кикладская культура). Наиболее древние памятники, относящиеся к эпохе неолита, — орудия труда, оружие, керамику — находили на Кипре и в Фессалии. К III тысячелетию до н. э. относятся раннеминойские поселения на Крите (2500-2000 гг. до н. э.), раннекикладские на островах Эгейского моря и такой культурный центр, как Троя, в северной части полуострова Малая Азия. Первые памятники Эгейского искусства появляются в Восточном Средиземноморье в III тысячелетии до н. э. Само искусство просуществовало до XIII в. до н. э., т. е. более 1500 лет. По имени основных центров это искусство иногда называют «крито-ми- кенским». Расцвет Эгейского искусства приходится на время, когда египетские мастера Древнего и Среднего царств уже создали многие свои шедевры. Связи центров Эгейского мира, особенно Крита, с Египтом были тесными, поэтому в произведениях эгейских мастеров нередко встречаются черты, характерные для искусства Египта и Передней Азии. Несмотря на близкое знакомство эгейских художников с египетскими произведениями, крито-микенское искусство отличалось своеобразием, оригинальностью и неповторимостью. Немецкий коммерсант Генрих Шлиман, фанатичный поклонник Гомера и всего греческого, ошибочно предположив, что Троя, воевавшая с Агамемноном, лежит в самых нижних слоях земли, углубился до слоев Трои, существовавшей за 1500 лет до греко- троянской войны, и по существу разрушил то, к чему так долго стремился. В настоящее время археологи различают 9 слоев (исторических): от начала III тысячелетия до н. э. и до середины I тысячелетия н. э. Самые глубокие слои названы «Троя I» и представляют собой мощные оборонительные стены толщиной до 11 м (2600-2400 гг. до н. э.). В слоях «Трои II» (2400-2200 гг. до н. э.) сохранились остатки дворца и крепостных стен. Здесь, в развалинах городской стены 14 июня 1873 г. Шлиман нашел исключительный по своей художественной ценности клад золотых вещей, ошибочно названный им «кладом Приама». Приам ----- царь Трои воевал с греками и жил значительно позже, чем был спрятан найденный клад. Кроме «клада Приама» на холме Гисарлык были обнаружены керамические изделия, созданные на гончарном круге, нередко причудливых форм, уподобленных человеческим фигуркам. После удачных раскопок «Трои II» внимание археолога привлекает город Микены, именуемый Гомером «золотообильным», «золотым», или просто «богатым». Как и в случае с Троей, он поверил тексту Гомера и пришел к выводу, что в Микенах должно находиться множество ценных художественных изделий из золота. В 1876 г. Шлиман начинает раскопки в Микенах. Здесь археологом был найден круглый Алтарь, а затем высеченная в скале четырехугольная шахта. В Микенах и Тиринфе формируется центр города — акрополь. Вход на Микенский акрополь ведет через Львиные ворота, воздвигнутые в XIV в. до н. э. За крепостными стенами Микен расположено 7 монументальных купольных гробниц. Каждая из них построена в форме пчелиного улья. Эти грандиозные сооружения свидетельствуют о мощи микенских властелинов, о том, что строительное искусство в то время стояло уже на очень высоком уровне. Все усыпальницы оказались разграбленными в древности. Недалеко от Львиных ворот располагались гробницы ахейских царей, 5 из которых были раскопаны Шлиманом. Позднее была обнаружена шестая, а в 1952 г. были найдены могилы вне городских стен Микен, несмотря на то, что до него такие попытки уже были предприняты другими археологами, но безрезультатно. Работы начали на расстоянии нескольких метров от Львиных ворот. В процессе раскопок были обнаружены фрагменты фризов, раскрашенные вазы, терракотовые статуэтки, каменные формы, в которых отливали украшения, бусы и геммы. Кроме того, на скальном грунте на глубине около 5 м был обнаружен первый предмет, обещавший великое открытие, — золотой перстень с печаткой. На дне могилы, в ослепительной пышности, соответствующей их сану, покоились три греческих воина. Выкованные из золотого листа посмертные маски реалистично передавали суровую простоту лиц бородатых мужчин. Груди были закрыты богато орнаментированными золотыми панцирями. В результате дальнейших поисков Шли- ман обнаружил сразу 5 могил. В них лежали 9 мужчин, 8 женщин и 2 маленьких детей. Все мужчины имели золотые маски и панцири, рядом с ними находились большое количество оружия, золотые и серебряные кубки, а также много домашней утвари. У большинства женщин головы охватывали золотые диадемы в виде лент, украшенных красивым спиральным орнаментом и розетками. Рядом стояли золотые и серебряные ларцы, полные драгоценностей. Останки были засыпаны сотнями золотых лепестков с выгравированными рыбами, пчелами, розетками и спиралями. Эти лепестки когда- то украшали одежду похороненных. Найденные предметы свидетельствовали о высокой культуре уже зрелой микенской цивилизации. Особого внимания заслуживает оружие. На бронзовых щитах, мечах и кинжалах представлены разнообразные аллегорические сцены, инкрустированные золотом и серебром. На одном из кинжалов изображен лев, преследуемый группой охотников с большими щитами, целиком закрывающими их фигуры. Помимо кубков, браслетов, диадем и булавок для закалывания одежды Шлиман нашел в могилах множество перстней и печатей из яшмы, аметиста, агата и других полудрагоценных камней. На вогнутых печатях перстней изображены модницы с завитыми волосами, обнаженными бюстами, в юбках в форме кринолина. Выгравированные фигуры настолько мелки, что их нельзя различить без увеличительного стекла, тем не менее древние миниатюристы выполнили их с безупречной точностью, которая и ныне вызывает искреннее восхищение. Шлиману казалось, что он обнаружил здесь гробницу самого Агамемнона, но дальнейшие исследования убедили его, что могилы относятся к более раннему времени, к XVI в. до н. э. В 1876 и 1884 гг. Шлиман проводил археологические раскопки в Тиринфе, греческой крепости, расположенной к юго-востоку от Микен. Ее мощные крепостные стены, сложенные из огромных совершенно неотесанных каменных глыб, древние причисляли к чудесам света, а Павсаний ставил их в один ряд с египетскими пирамидами. Шлиман не обнаружил там никаких сокровищ, но зато он нашел необыкновенно хитроумные оборонительные сооружения, состоящие из различных преград, ловушек и потайных ходов, скрытых в толстых стенах. Одним из ценнейших открытий, сделанных в Тиринфе, явились руины дворца, похожего на дворец Одиссея. Раскопки на Крите в 1900 г. начал английский археолог А. Эванс, который и установил периодизацию и хронологию критской культуры. Здесь он открыл до сих пор неизвестную миру культуру, которую назвал «минойской» по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего на Крите, и определил три археологических периода: 1 — раннеминойский — III тысячелетие до н. э. 2 — среднеминойский — конец III тыся челетия — первая половина II тысячелетия до н. э. 3 — позднеминойский — вторая полови на II тысячелетия до н. э. Кроме того, каждый из периодов подразделялся на три подпериода. По этому образцу периодизации Эванса теперь создана периодизация культуры на территории Греции. В каждый из периодов в художественной культуре Крита появляется много новых особенностей, вызванных характером ее развития. Связи Крита со многими народами были очень тесными. В Египте и странах Передней Азии находят изделия критских мастеров. Из северных областей Европы на Крит привозили янтарь. В среднеминойский период, когда к XVI в. до н. э. происходит централизация власти на Крите, самостоятельные до этого области и города острова подчиняются наиболее сильному Кноссу, правителей которого легенды сохранили под именем Миносов. Фрески кносского дворца разнообразны по сюжетам. Их краски, будь то орнамент или сюжетная композиция, звучны и свежи. Манера работы художников Кносса может порой напоминать приемы египетских мастеров. Несомненно то, что критское искусство воздействовало на искусство Египта, особенно в амарнский период, и в свою очередь испытывало сильное встречное влияние. Во фреске «Парижанка» живописец рисует глаз анфас, как египетские и перед- неазиатские мастера. В отличие от древнеегипетских, в критских памятниках не чувствуется давления религиозных канонов. В этой связи не случайным может показаться тот факт, что воспитателем фараона Эхнатона, в период правления которого произошли сильные перемены в искусстве Египта, был критянин. Самым значительным памятником Эгейского искусства можно считать Кносский дворец с его необычными и непривычными до сего времени архитектурными формами, фресками и декоративными росписями. Орнамент, покрывающий стены Кносского дворца, — это чаще всего волны или спиралевидные завитки. Узор этого орнамента тянется непрерывной лентой, в которой яркие и звучные тона сменяют друг друга. Стилю критских мастеров свойственна свобода выразительной гибкой линии контура. Фрески Кносского дворца знакомят нас с торжественными церемониями, религиозными процессиями, играми со священным быком. Часто встречающаяся в критском искусстве маска быка говорит о том, что мужское божество на Крите имело вид быка. Эгейские мастера любили изображать цветы и растения, море и животных. Кроме живописи архитектуру Кносского дворца украшали невысокие рельефы, поверхность которых раскрашивалась. В трактовке фигур человека применялись приемы, близкие египетским: ноги и лицо изображались в профиль, плечи, как и глаз, — в фас. Эгейские мастера умели довольно точно воспроизводить реальный облик предметов. Так, Эванс принял однажды найденного во время раскопок фаянсового краба за настоящего, засохшего. В других же произведениях, напротив, отчетливо видны стилизация черт предмета, сведение их к орнаменту. Следует заметить, что упрощение изобразительных элементов и одновременно изысканность форм в искусстве были тем сильнее, чем ближе к закату находилась культура Крита. Критским мастерам были известны различные материалы: глина, слоновая кость, бронза, золото, фаянс. Мастера мелких форм работали не только в фаянсе, но и в металле, слоновой кости, тому пример статуэтки прыгунов через быка, выполненные из бронзы и слоновой кости. В памятниках искусства. Крита всегда выступает глубокое, кажущееся врожденным и естественным понимание художником красочного богатства, внутренней дина- мичности жизни. Поэтому у критских мастеров преобладающее значение имеют такие художественные средства, как певучая, гибкая линия и яркие, радостные, звучные краски. Другая характерная особенность критского искусства — движение. Любовь к асимметрии, сознательный отказ от спокойных композиций проявляется всюду: в архитектуре, живописи, мелкой пластике. В XVI в. до н. э. города Балканского полуострова, принадлежащие ахейцам, ранее подчиненные Криту, уже могли противопоставить свои силы Критскому государству, несмотря на то, что все еще были в зависимости от него и платили дань. С падением Кносса ведущее значение в бассейне Эгейского моря перешло от Крита к ахейцам, завоевавшим Крит, но по своему культурному уровню уступавшим критянам. С приходом ахейцев возникает раннемикенская культура (1570-1500 гг. до н. э.), наступает время строительства шахтных гробниц. Среднемикенская культура приходится на 1500-1400 гг. до н. э. — время строительства купольных гробниц и проникновения ахейцев на Крит. Позднемикенская культура ограничивается 1400-1125 гг. до н. э. Затем следует связанное с переселением дорийских племен разрушение Микен и Тиринфа. Камень. Интересны найденные в «кладе Приама» предметы вооружения, в частности, боевые топоры, исполненные из твердых пород камня, возможно служившие символами власти царя или военачальника. Гладко отполированная поверхность камня сочетается с узорным орнаментом центральной части, воспроизводящим крепления, которыми более древние топоры привязывались к ручкам. Чистота поверхности, порой предельная простота форм характеризуют эти памятники искусства раннего периода развития Эгейского мира. Изделия из камня, относящиеся к III тысячелетию до н. э., найдены и на Кикладах. Они изготовлены из стеатита и представляют собой подобие круглых в плане сосудов на коротких ножках. Один из таких сосудов напоминает древнейшую постройку. Характер его декоративного убранства говорит о том, что уже в древнейший период художник стремился сочетать линии узора с формой предмета. Так, простая поверхность тулова сосуда украшена спиральным орнаментом, изящно расположенным на ней. Узор на нижней части крышки представляет собой ломаную линию, образующую треугольники; верхняя ее часть украшена узором, образованным концентрическими окружностями или спиралями. Среди изделий различных видов художественной продукции Крита камень занимает видное место. Здесь, как и в Древнем Египте, производилось множество прекрасных сосудов разнообразной формы из мрамора, известняка, брекчии, алебастра, аметиста. К числу наиболее выдающихся образцов из камня принадлежат предметы из Мокло- са, отличающиеся богатой цветовой гаммой. Они относятся к первому среднеминойско- му периоду и в чем-то выдают влияние египетских каменных сосудов периода Древнего царства. В Закро, на юго-востоке Крита, были найдены изящные чаши из мрамора и обсидиана, ребристый кувшин из красного мрамора, а также амфора из мрамора с прожилками, которая имеет две большие изогнутые ручки, а по форме очень напоминает металлические вазы. Среди изделий художественной обработки камня здесь, как и всюду на Ближнем Востоке, найдены многочисленные резные печати. Они декорированы различными В критских дворцах найдено значительное количество как самих печатей, так и их оттисков на глиняных пробках, запечатывающих сосуды. Возле одного из дворцов была обнаружена мастерская по производству печатей. Здесь были найдены полуобработанные заготовки печатей из стеатита, слоновой кости и горного хрусталя. Для изготовления печатей также широко применялись твердые полудрагоценные камни — яшма, агат, аметист. Печати имеют преимущественно простые формы — округлые, призматические, встречаются в форме священного жука — египетского скарабея, форма которого, несомненно, заимствована в Египте. По сравнению с предыдущей эпохой сюжеты печатей становятся более разнообразными. Наряду с чисто орнаментальными мотивами, среди которых, как и в керамике, главное место занимает спираль, распространяются изображения, взятые из окружающей действительности: единичные фигуры животных и птиц или целые сцены с участием человека. К концу среднеминой- ского периода относится найденный в Кноссе так называемый «иероглифический склад»: более 150 оттисков на глине с интересными сюжетами — пастушок, сидящий рядом с бараном, портреты правителя и его сына, представляющие собой профильные изображения мужских голов. Распространение на печатях иероглифических надписей, декоративных по своему характеру, свидетельствует о высоком уровне развития критской культуры. Керамика. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. происходит не только сложение новых Форм в критской архитектуре, высокого развития достигают и другие виды искусства, в первую очередь керамика. О мастерстве критских керамистов свидетельствуют вазы, исполненные в глине на гончарном круге и расписанные прихотливыми узорами орнамента, изображениями цветов, птиц, морских животных. Гончары Крита были виртуозами своего дела. Стенки их сосудов были порой не толще яичной скорлупы, формы ваз большей частью округлые, краски яркие и звучные. Особенной изысканностью отличаются сосуды так называемого стиля «камарес», относящиеся к среднеминойскому периоду. Вазы этого стиля характеризуются светлой полихромной росписью, наносимой по темной поверхности, и тесной связью с керамикой предшествующего раннеминой- ского периода, в конце которого на Крите повсеместно начал использоваться гончарный круг. На темном фоне поверхности этих ваз выступают нанесенные белой краской орнаментальные узоры, напоминающие стилизованные формы цветочных лепестков и стеблей растений. Часто в узорах используется излюбленный на Крите динамичный мотив спирали. В XVI в. до н. э. цветовая гамма расписных ваз Крита меняется: теперь рисунок наносится темной краской по светлому фону. Удивляет бесконечное разнообразие форм сосудов и мотивов их декора, среди которых нельзя найти двух абсолютно одинаковых. Некоторые из ваз стиля камарес, преимущественно большие пифосы, предназначавшиеся для хранения припасов, имеют простой декор — варьирующий мотив спирали, которая остается излюбленным орнаментом этих росписей. Иногда мастер предпочитает дробному узору более крупный мотив. Так, тулово кувшина из Феста украшено большими кругами с вписанными в них парными лепестками. Этот декор, нанесенный яркими красками, хорошо сочетается со своеобразной формой вазы, имеющей вид приземистого, слегка расширяющегося книзу цилиндра с длинным носиком. Одним из наиболее интересных образцов керамики стиля камарес является так называемый «кратер с лилиями» из Фестского дворца, названный так из-за скульптурно исполненных белых цветов лилий, украшающих его тулово и ножку. Они красиво выделяются на пестром орнаменте, покрывающем поверхность вазы. Тонкий вкус, неистощимая фантазия, основанная на глубоком знании живой природы критских вазописцев, присутствуют и в орнаменте, и в изысканном стилизованном изображении цветов, свисающих с тонких стеблей, и в огромном спруте на шаровидном сосуде из Гурнии. Критский живописец всегда стремится подчеркнуть форму рисунком: для округлого кувшина он выбирает осьминога или круговой орнамент, на высокой вазе изображает стройные стебли растений, слегка расширяющиеся цветами кверху, подобно самому сосуду. Это качество критских росписей будет впоследствии продолжено греками. О совершенстве керамики стиля камарес свидетельствует и появление в ней своеобразных «сервизов» — парных по росписи сосудов. Несомненно, парой «кратеру с лилиями» является миниатюрный кувшинчик, украшенный, как и кратер, полосой шахматного орнамента на тулове и «кораллами» на плечах. «Кратер с лилиями» интересен не только своим декором, он является первым известным сосудом на высокой ножке. Эта форма станет впоследствии очень популярной в эгейской вазописи и сохранится в греческой керамике. Керамика стиля камарес, роскошная и изящная, несомненно, предназначалась для высших слоев общества и производилась в дворцовых мастерских. Помимо нее в этот период на острове продолжают в большом количестве изготовлять простые сосуды для повседневного употребления. Концом XVI-XV вв. до н. э. датируется группа роскошных по своему декору сосудов так называемого «дворцового стиля». Фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, найденные в кносском дворце, хотя и небольшие по величине (высотой 30 см), но восхищают своим изяществом и мастерством исполнения. Эти статуэтки имели культовое значение и, вероятно, изображали жриц. Змея в руках женщины — не случай-
6 браслетов, 8700 перстней, 60 серег, 4066 брошей, золотой кубок весом 600 г, золотая бутыль, несколько серебряных и медных ваз, а также бронзовое оружие. Золотые и электровые сосуды-кубки отличаются простыми, но своеобразными формами. На их чистой поверхности нет никаких узоров. Крупные ручки одного из сосудов, напоминающего современные соусницы, удачно соотнесены с его пропорциями. Высокого мастерства достигли критские ювелиры. Им были известны такие сложные техники, как зернь и филигрань, о чем свидетельствуют найденные в погребениях золотые бусы и украшения. Критские ювелирные изделия отличались таким художественным мастерством, что были предметом экспорта или подражания в странах Ближнего Востока. Прекрасно миниатюрное золотое украшение, состоящее из фигурок двух пчел (начало II тысячелетия до н. э.). Подвески, украшающие эти фигурки, и двойной шарик, увенчивающий их, не снижают живости в передаче натуры, что дает возможность ви-
ный атрибут, поскольку у критян она была символом доброго божества, заботившегося о благосостоянии дома. Особое внимание мастер уделяет выразительным глазам женщин. Они широко раскрыты, для большей силы воздействия обведены ярким контуром. В красочности наряда, в подчеркнуто укрупненных глазах угадывается знакомство мастеров Крита с искусством Востока. Ювелирное дело. Металлы. В «кладе Приама» Шлиманом были обнаружены золотые диадемы, кольца, браслеты, ожерелья, фибулы-булавки. Особое восхищение Шли- мана вызвали две золотые диадемы. Одна представляла собой золотую цепь тончайшей работы, с которой свисали 30 цепочек поменьше с подвесками в форме сердец, другая — широкую ленту из литого золота, украшенную такими же подвесками. Среди найденных сокровищ было 24 ожерелья,
деть в этом произведении подлинный шедевр критского ювелирного искусства. В глубоких погребениях Микен, добраться до которых можно было, лишь прорыв вертикальные колодцы — шахты (отсюда и название — шахтовые гробницы), было обнаружено большое количество драгоценностей: серебряных и золотых кубков, диадем, масок, золотых бляшек — украшений одежды, инкрустированных золотом кинжалов и др. Особый интерес из находок в гробницах представляют золотые маски, исполненные из тонкого листового металла. Они в некоторой степени передают индивидуальные черты, хотя, конечно, не могут быть названы портретными. Обычай возложения масок на лица умерших как бы подчеркивает значение личности военачальника или вождя. Формы золотых чаш из шахтовых могил XVI в. до н. э. очень разнообразны. Есть кубки, которые обращают внимание под- черкнутои лаконичностью в использовании декора, жесткостью и суровой простотой контуров. В знаменитом «кубке Нестора» из четвертой шахтовой гробницы подчеркнутая резкая конструктивная основа кубка лишь отчасти смягчена изображением голубков, украшающих ручки. По форме найденный в Микенах кубок отдаленно напоминает описанный Гомером в «Илиаде». Именно поэтому он и получил такое название, конечно, условное, так как обладатель его жил много веков ранее гомеровского Нестора. Интересны памятники торевтики — золотые или серебряные кубки, украшенные какими-либо изображениями. Сами по себе эти сосуды свидетельствуют о большой художественной фантазии исполнявших их мастеров. В начале XII в. до н. э. после кровопролитной и изнурительной Троянской войны ахейцы, победив и сломив Трою, сами ослабленные, уступают напору сильных дорийских племен. К 1120 г. до н. э. доряне овладевают Пелопо- нессом, а этолийцы — Элидой. В этот период эгейская культура окончательно гибнет. Начинается новая эпоха собственно греческого искусства — период, условно называемый гомеровским, характеризующийся распространением геометрического стиля. Эгейское искусство, связанное с многовековой культурой древневосточных стран и в то же время предвосхитившее собой расцвет эллинской цивилизации, несет в себе своеобразие и очарование искусства, лежащего хронологически и территориально на стыке этих двух великих эпох человеческой истории. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. История собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает XI-1 вв. до н. э. В историко-художественном процессе древнегреческого искусства обычно выделяют четыре этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции. Первый период — гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.) — в развитии собственно греческого искусства совпадает с последней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее ярко эта эпоха отражена в поэмах Гомера, именем которого ее и принято называть. Период VIII-VI вв. до н. э. — время формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Развитие производительных сил привело к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве, расширению торговли и появлению денег. В этот же период происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. В конце VII — начале VI в. до н. э. в греческой науке зарождаются «наука всех наук» — философия, греческая поэзия, театр и литература для театра. Греки плодотворно используют более высокую в те времена культуру стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии). В ионийских городах в VIII в. до н. э. сложился алфавит, заимствованный из финикийского. С Востока же был перенесен способ отливки статуй из металла. Влияние искусства Египта, Ассирии, Финикии проявляется в пластике, живописи, особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий». Фантастические звери, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметта, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Второй период — архаика (VII-VI вв. до н. э.) — время постепенного формирования классового рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и Черного морей. Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Искусству архаики свойственны цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам. Классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.) — третий период, художественные устремления которого воплотились наиболее ярко и последовательно в творчестве аттических мастеров. Их деятельность имела огромное значение для всей Греции, ибо роль Афин в жизни Эллады в эпоху классики неизмеримо возросла. Афины, став во главе борьбы греков за независимость во время греко-персидских войн (500-440 гг. до н. э.) и объединив под своей эгидой ряд полисов, превращаются в политический и культурный центр Эллады. Социальной почвой искусства классики была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в Афинах к концу VI в. до н. э. Ее победа в значительной мере способствовала развитию прогрессивных тенденций в идеологии, торжеству реалистических принципов в искусстве, художественных демократических вкусов. Начавший складываться еще в эпоху архаики гражданский эстетический идеал был ясно сформулирован искусством классики и стал основным его содержанием. Главной темой классического искусства становится человек, наделенный совершенными физическими и моральными качествами. Величайший расцвет классики V-IV вв. до н. э. не был бы возможен без тех больших достижений на пути реалистического искусства, которых достигли греческие художники VI в. до н. э. В период эллинизма (четвертая четверть IV — I в. до н. э.) область распространения древнегреческого искусства выходит далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, западную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные пункты на Средиземном и Черном морях, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского художественная греческая культура распространилась по всему Ближнему Востоку. Влияние греческого искусства распространилось далеко за пределы Греции, оно ощущалось в течение долгих веков и сохранилось до наших дней. Греки сменили народы, ранее населяющие материковую Грецию и острова; они сформировались как нация примерно к VIII в. до н. э. Отличительной чертой греков было стремление к независимости. Несмотря на то, что они говорили на одном языке и имели общую религию, их города постоянно соперничали и воевали друг с другом. Древнегреческая демократия была в сущности олигархией, свободные граждане составляли незначительное меньшинство по сравнению с массой рабов и метеков. Греки начали основывать колонии на востоке и западе в VII в. до н. э. Их поселения служили источником распространения эллинской культуры. Богатые греческие купцы из далеких колоний, не довольствуясь товарами из метрополии, заказывали различные изделия местным ремесленникам, что приводило к созданию самобытных школ, в частности, в керамике. За пределами метрополии греки обосновывались к северу от Пелопоннеса в Македонии и на побережье Дарданелл, к западу — в Южной Италии и Сицилии, на юге Франции и Испании, на востоке они расселились от Трои до Родоса, по северному побережью Черного моря, в Крыму и на юге Украины. Наиболее значительное влияние греческое искусство оказало на искусство Древнего Рима, а в новое время — на искусство Возрождения и стиль ампир. На Востоке различные ремесла получили развитие еще в глубокой древности, во многом доведя до совершенства технику исполнения и способы украшения предметов быта и одежды. Несмотря на то, что греки очень рано достигли значительных успехов в области строительства, в ремеслах они еще долго считали лучшими мастерами египтян и финикийцев. Охотно перенимая все новое и лучшее, что было у других народов в области ремесел, они стремились сравниться со своими учителями и превзойти их. Раньше всего стремление к самостоятельности в ремеслах проявилось у мало- азийских греков (приблизительно в VII в. до н. э.). Коринф считался во всей Элладе родиной многих искусств и ремесел, поскольку благодаря торговле эти искусства были очень рано занесены из Западной Азии. Коринфянам приписывали изобретение скульптуры (хотя ваяние было уже давно известно на Востоке), наборной работы для украшения утвари, а главное — гончарного круга и вообще гончарного мастерства. Из Коринфа, согласно мифу, произошли искусство рисования и литейное дело. В Афинах ремесла пользовались покровительством закона. Здесь ремесленники, продолжая занимать довольно низкое общественное положение, законодательством Солона были объявлены равноправными гражданами афинского государства. Такое отношение к ремеслам при господствовавшей в Аттике полной свободе в выборе рода занятий должно было привести к значительным успехам в их развитии. Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства. Особенно значимой оказалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось рациональными, гуманистическими идеалами (искусство Возрождения и классицизма) и античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готики и барокко. Несмотря на то, что художественное познание человечества на протяжении веков ушло далеко вперед, некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками. Сюжетами греческих произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни. Боги и герои, их приключения и подвиги изображаются на фронтонах, метопах и многочисленных расписных вазах. Камень. Художественная обработка камня интересна прежде всего произведениями архитектурного декора — ионический, коринфский ордера, волюты, покоящиеся на овах и пальметтах, акантовый лист, кариатиды и многочисленные элементы как геометрического, так и растительного орнамента. В VII в. до н. э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики — резьбы по камню. Первоначально в качестве материала использовали сердолик, яшму, сардар, в более поздний период — гранат, изумруд, сардоникс, оникс. Античные мастера вырезали сцены из мифологии, изображения богов и мифологических героев, портреты правителей. Камни и сюжеты соответствовали назначению. Глиптика в Древней Греции достигла высокого художественного уровня. Начиная с VI в. до н. э. в глиптике используются более твердые породы камня: халцедон, лазурит, сердолик. В классический период изображения на геммах (резных камнях) отличаются особой тонкостью и красотой рисунка, более реалистичны, чем в период архаики. Знаменитым резчиком второй половины V в. до н. э. был Дексамен Хиосский. Сохранились четыре геммы с его подписью, две из них найдены в Северном Причерноморье. В период эллинизма глиптика получает еще большее распространение, чем прежде: появляются камеи — камни с рельефными изображениями мифологических сцен или портретами. Среди эллинистических резчиков наиболее известен Пирготел — придворный мастер Александра Македонского. Керамика. Гончарное ремесло, особенно керамика, было наиболее распространенным в Греции с древнейших времен. Оно возникло в Элладе под влиянием Востока, но на стадии простого ремесла, удовлетворяющего обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре. По преданию, впервые керамика была применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами. Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, которые образовали многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и жило в особом квартале, получившем название квартала горшечников (керамикос). Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покрови- телей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней. Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм и заменили их национальными. В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку. Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Керамические изделия служили для обиходных нужд: домашняя посуда, тара для перевозки и хранения жидкостей, чашки для питья, бутыли для масла, флаконы для благовоний или мазей и др. Они использовались и в торговле для хранения оливкового масла, вина и других продуктов. Применялась керамика и для культовых нужд: вазы для жертвоприношений, сосуды для церемоний бракосочетаний, погребальные урны. К большим сосудам для жидкостей относились известные уже в гомеровское время амфоры. Они были двух типов: простые без всякой отделки для использования в хозяйстве и украшенные живописью и пластическими орнаментами. Из других видов посуды особой красотой формы отличались кувшины для воды — калпис или гидрия. Поскольку эти сосуды предназначались для ношения воды из колодца, на них были три или четыре ручки и подножка. Их усовершенствованию способствовали два обстоятельства: во-первых, праздник гидрофорий, отмечавшийся в известное время афинскими женщинами и девушками, которые участвовали в праздничной процессии каждая со своим кувшином, во-вторых, афинский обычай приносить в таких кувшинах воду невесте для купания. Вследствие этого обычая гидрии вошли в число свадебных подарков и поэтому очень богато отделывались и украшались символическими орнаментами. В позднейшее время их стали делать из бронзы и серебра. Особым изяществом отличались сосуды, использовавшиеся при застольных беседах, составлявших заключительную и важнейшую часть афинских званых обедов. Гостям подавали вино, смешанное с водой или льдом, в больших сосудах, называвшихся кратерами. Они имели форму кубков с ручками и подножкой или без. Плоскодонные кратеры ставили на особые поддоны с широкими краями, на которые стекало вино, расплескиваемое при черпании. Первоначально кратеры делали преимущественно из глины, только ручки и подножки к ним приделывали бронзовые. В более поздние времена стали делать серебряные кратеры. Поверхность глиняных кратеров украшали живописью, а металлические их части (ручки и подножку) — пластическими орнаментами. Рога для питья — керата и рита, известные уже древним египтянам, ассирийцам и другим народам, у греков составляли богатый разнообразием форм вид драгоценной посуды. Глиняные рога (рита) делали в основном в виде головы какого-нибудь животного, украшенной живописными изображениями, обычно символическими, имевшими отношение к форме данного сосуда. Ритоном назывался рогообразный сосуд с ручкой, всегда оканчивавшейся головой какого-нибудь животного: лошади, грифона и т. п.; иногда весь сосуд состоял из головы животного. Так как форма этих сосудов не позволяла ставить их иначе, как опрокинув
Формы греческой керамики: 1,2 — амфоры; 3 — гидрия; 4, 5 — кратеры; 6 — аск; 7 — килик; 8 — фиала; 9 — лекиф; 10 — капильда; 11 — канфар; 12 — калебас; 13 — ойнохоя; 14 — скифос; 15 — киаф; 16 — псиктер; 17 — лагинос; 18 — стамнос; 19 — алабастр; 20 — арибалл; 21 — кернос; 22 — лутрофор; 23 — ритон; 24 — пифос; 25 — пиксида; 26 — динос (на ножке); 27 — лебес вверх дном, изготовлялись особые подставки или поддонки — гиподемата, на которые и ставили рита, когда в них было вино. Связующим звеном между эгейской и греческой культурами являются сохранившиеся в небольшом количестве расписные вазы так называемого «протогеометричес- кого» стиля (XI — начало X в. до н. э.). Орнаментация их бедна, она состоит из простых волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза. Традиции прошлого не забыты: как и в предыдущие эпохи, применяется гончарный круг, в основе керамической техники лежит хорошая обработка глины, по-прежне- му используется блестящий лак. В Х-VIII вв. до н. э. развивается «геометрический» художественный стиль, называемый так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометри-
ческих элементов — прямой и ломаной линии, треугольника, круга. Вазовая роспись геометрического стиля была распространена по всей материковой Греции, на островах Эгейского моря и в ма- лоазийских греческих городах, но повсюду имела свои локальные особенности. Наиболее яркое выражение геометрический стиль нашел на вазах аттической работы. Вазы разнообразных форм были открыты в предместье Афин — Керамике, где жили и работали гончары, и некрополе около городских Дипилонских ворот, откуда и название этой группы сосудов — «дипилонские» вазы. X в. до н. э. — время расцвета декоративного геометрического стиля. Тогда же в росписях ваз появляется орнамент меандр, который прочно входит в декоративное искусство античного мира. Роспись на вазах сделана коричневым лаком, но в зависимости от обжига он бывает почти черного, коричневого и красного оттенков. Узоры, расположенные поясами по всей вазе, представляют собой многочисленные комбинации зигзагов, треугольников, четырехлепестко- вых розеток, концентрических кругов и свастики — магического знака, символизирующего страны света. С конца IX в. до н. э. начинают встречаться изображения животных — козла, коня, водоплавающих птиц и человека. Перед мастерами-орнаменталистами встала новая и трудная задача изображения человека, а умения передавать новую тему еще не было, кроме навыка рисовать геометрические узоры. Сначала человеческие фигуры рисуют силуэтно, голова показана в профиль, корпус в фас, ноги в профиль. Также схематически нарисованы и животные. Примером такого рисунка могут служить сцены похоронных процессий (обрядов), изображенные на больших (около 1,5 м высотой) дипилон- ских вазах в форме амфоры или кратера, слу-
живших надгробными памятниками богатым представителям аристократических родов. Эти многофигурные композиции вписаны в общую декорацию вазы и представляют собой сцены заупокойного обряда. Во второй половине VIII в. до н. э. с развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов. Теперь на вазах появились сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыканты, атлетические состязания и мифологические образы. Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, обозначаются также волосы и одежда. Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины VII в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей. В VII в. до н. э. керамические изделия мастеров Коринфа, Родоса и в VI в. Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются в различные районы Средиземного и Черного морей. Содержание росписей в вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентали- зирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические сюжеты (аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса). На терракотовых метопах мужские фигуры раскрашены в коричнево-красный цвет, женские — в белый, прически даются черной краской. Одежды расписаны пестрыми узорами черного и пурпурного цветов. Такая расцветка фигур сообщает росписи большую декоративность. Однако следует заметить, что все фигуры достаточно правильно нарисованы и удачно вкомпонованы в рамку, несмотря на традиционные для рисунка VII в. до н. э. условности (голова рисуется в профиль, глаз и корпус в фас, ноги в профиль). К замечательным образцам прикладного искусства относится «про- токоринфский» кувшин из собрания Кид- жи. На этом кувшине несколькими поясами расположена многокрасочная роспись, исполненная черным, коричневым, красным и желтым цветами. Основными мотивами росписи были сцены охоты и битв, выезды всадников, колесниц и сцена суда Париса. Характер изображения отличается тщательностью прорисовки и тонко проработанными деталями. Сцены охоты, выезда колесниц и воинов напоминают стенные росписи Микен и Тиринфа. Глиняные сосуды VI и даже VII в. до н. э. имеют явный отпечаток влияния ближневосточной и среднеазиатской керамики. Почти все они округлой, сдавленной формы. Украшающий их рисунок, в особенности напоминающий восточные образцы, составлен в основном из фигур животных — львов, оленей, лебедей, сфинксов и т. п., перемешанных с цветочными арабесками. Он тянется вокруг сосуда горизонтальными полосами, расположенными одна под другой. Фон сосудов желтоватый, натурального цвета глины, рисунок — черновато-ко- ричневый с темно-лиловой и местами белой отделкой. Человеческие фигуры редки и, как правило, очень схематичны. Ширящийся интерес художников архаики к многообразию реального мира проявился наиболее полно и отчетливо в расписной керамике V в. до н. э. К этому времени сложились различные типы древнегреческих ваз. Принципиально изменился характер вазовой росписи: на смену ковровому орнаменту пришло изображение мифологических и бытовых сцен в так называемой «чернофигурной технике». Однако связь между росписью и поверхностью вазы не нарушалась, так как роспись сохранила необходимую декоративную условность. Экспрессивная композиция черно- фигурной росписи строилась на густых черных силуэтах, очерченных точной обобщенной линией, иногда плавной, певучей, упругой, ломкой и динамичной. Во второй и третьей четверти VI в. до н. э. в Аттике, где в этот период работали многие крупные мастера, чернофигурный стиль достиг расцвета. Среди них был Клитий, расписавший всемирно известный большой кратер («Ваза Франсуа»), Возможно в росписи, насчитывающей более 200 фигур, отражены несох- ранившиеся композиции монументальной живописи. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был Эксекий. Наряду с эпически спокойным повествованием («Ахилл и Аякс за игрой в шашки») он создает сцены, полные динамики («Аякс с телом Ахилла»), впервые разрабатывает мотив психологических переживаний («Самоубийство Аякса»). Росписи Эксекия отличаются четким, лаконичным рисунком. Одна из лучших работ мастера — килик «Дионис в ладье». В третьей четверти VI в. до н. э. высокого совершенства достигло изготовление тонкостенных киликов (мастерская Тлесона). Для живописи архаики (VI в. до н. э.) характерен общий тип лица, без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, прямым слегка вытянутым носом, выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей. Прически, как правило, трактованы стилизованно, в виде ровных волнистых прядей и крутых локонов. Но в течение столетия эти схемы постепенно преодолеваются. Художники начинают более реалистично изображать движение, пытаясь передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека. Производством расписных художественных ваз было занято множество гончаров и художников во многих городах Греции и в VI в. до н. э. Кроме Коринфа и городов Ионии, вывозит за пределы Греции в огромном количестве керамические изделия и Аттика. Силуэтная, или «чернофигурная», техника господствует в вазовой росписи в течение всего VI в. до н. э. Этот чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными возможностями и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой и оранжевой глины. Прославленным памятником аттического искусства 570 г. до н. э. является черно- фигурный кратер «Франсуа», названный по имени археолога, открывшего эту вазу в этрусской могиле. На кратере есть подписи его создателей — гончара Эрготима и художника Клития. Сосуд украшен росписью, состоящей из 5 поясов с 9 мифологическими сценами; почти у каждой из 200 фигур надпись, объясняющая, кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, охоту на калидонского вепря. Сложность композиции дает основание предполагать, что это повторение какого-то ныне утраченного образца монументальной живописи. Самыми замечательными мастерами чер- нофигурной вазовой росписи третьей четверти VI в. до н. э. были Амазис и Эксекий. Интересна амфора Амазиса со сценой сбора винограда силенами. Фигуры силенов полузвериного облика остро комичны, движения ярко выразительны. Комический образ в греческом искусстве VI в. до н. э. нашел место в мелкой пластике (терракотах) и многочисленных росписях на вазах. Великим художником третьей четверти VI в. до н. э. в Аттике был Эксекий, создавший росписи на сюжеты героических и драматических мифов. В числе лучших произведений Эксекия считается амфора с двумя композициями: «Ахилл и Аякс, играющие в кости», «Кастор и Полидевк» (Рим, Ватикан). Другим широко известным произведением Эксекия является чаша с росписью внутри, изображающая Диониса, плывущего в лодке. Вызванный развитием реалистических тенденций в искусстве, в аттической вазописи совершается переход от чернофигур- ной к краснофигурной технике. В красно- фигурной вазописи фигуры сохраняют натуральный цвет глины, а окружающий фон покрывается черным лаком, усложняется рисунок, фигура строится не только с помощью контурных, но и внутренних линий. Краснофигурная техника, давая большие возможности для свободного, пластически объемного изображения человеческой фигуры, не обладает безупречными декоративными качествами чернофигурной техники. Реалистические тенденции краснофигурной вазописи особенно ярко выступают в творчестве крупнейшего мастера «строгого стиля» Евфрония. На «Пелике с ласточкой» Евфроний превращает традиционные надписи около фигур в текст диалога между персонажами. Форма сосудов классического периода также изменилась: она стала легче, благо-. роднее и при этом разнообразнее. Всевозможные виды сосудов — от простого блюда до вазы, от кубка до амфоры — представляют в своих формах гармоничное сочетание изящества с целесообразностью. На сосудах этого периода встречаются имена их мастеров (Созия, Евфрония и др.). Наряду с краснофигурной техникой в V в. до н. э. широкое распространение получают сосуды с белой плотной обмазкой, на которую лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Говоря о греческой вазописи периода классики, нельзя оставить без внимания замечательный краснофигурный кратер из Орвьето работы неизвестного художника, известный в науке под названием «Мастер Ниобид» (Париж, Лувр). В росписи этого кратера использовано новое композиционное решение многофигурной композиции, принадлежащее Полигноту, выдающемуся живописцу эпохи греческой классики. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы, некоторые фигуры частично были скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в греческом искусстве. Композиционные приемы Полигнота, разнообразие положений отдельных фигур стали неисчерпаемым источником для следующих поколений художников. Кратер «Мастер Ниобид» дает наиболее ясное представление об этом композиционном новшестве художника. Краснофигурная техника исчезает из вазовой живописи в конце IV в. до н. э. Ее сменяют рельефные украшения и скромные росписи чисто орнаментального характера, поскольку многокрасочная палитра, приемы светотени в живописи стали недоступны мастерам вазовой росписи ввиду ограниченного числа красок, способных выдержать высокую температуру обжига. В конце IV в. до н. э. в гончарном производстве Греции наступает упадок. Изящная пропорциональность и благородная простота уступают место массивным украшениям и яркой живописи. Искусство керамики истощается и опускается до уровня простого ремесла: изделия утрачивают всякое художественное значение, их качество ухудшается. Все сохранившиеся сосуды этой эпохи отличаются особенно пестрыми красками: цвета, использовавшиеся до сих пор очень умеренно, например, белый и темно-синий, накладываются теперь большими пятнами, кроме того, к ним прибавляется еще ярко- желтый или даже позолота. Композиция рисунков становится произвольной и теряет живость. Одежды воссоздаются в мельчайших подробностях, сами же фигуры изображаются очень схематично, иногда в виде наброска. С проникновением в Грецию римской культуры искусство расписывания сосудов совершенно увяло. Пластические украшения, свойственные металлической и каменной утвари, которая стала входить в употребление, были перенесены и на глиняные сосуды взамен рисунка. Ювелирное дело. Металлы. Несмотря на бедность недр Греции, ювелирное дело достигло там большого расцвета. Золото всегда высоко ценилось, и греки, не имея собственных месторождений, добывали его путем обмена на другие товары. Зато серебра было много. Искусство обработки драгоценных металлов, в особенности процветавшее в эпоху эллинизма, создало выдающиеся произведения. В IV в. до н. э. с ростом богатства страны возрастает и количество ювелирных изделий, которые отличаются удивительнои тонкостью работы. Греческие мастера применяют разнообразную технику: ковку, чеканку, литье, паяние, часто используют зернь. Богатые царские захоронения оставили нам прекрасные памятники работы древнегреческих златокузнецов. Ожерелья, браслеты, серьги, перстни, подвески и другие украшения позволяют судить не только о том, каково было мастерство греческих ювелиров, но и представить развитие форм ювелирных изделий. Женские драгоценности, которые греки называли «золотыми вещами», оставались неизменными со времен Гомера, за исключением колец, которые начали носить довольно поздно. Упоминаемые Гомером браслеты, булавки для волос, цепочки, ожерелья из золота и электрона и золотые шейные цепи не выходили из употребления и в последующее время, но их форма и отделка стали совершеннее. Кольца превратились в дорогие перстни, украшенные драгоценными камнями или янтарем. Их стали носить даже мужчины, притом по нескольку штук на каждой руке. Руки украшали браслетами и обручами, обычно в виде извивающейся змеи, на ногах тоже носили браслеты. Серьгам придавали форму падающей капли, а иногда прикрепляли к ним подвески из золотых и серебряных кружочков. Наиболее древними являются серьги, выполненные в эпоху архаики (VI в. до н. э.). Они просты по форме и имеют сравнительно несложную отделку. Однако качество исполнения рельефа, выполненного в технике зерни, позволяет отнести их к лучшим ранним произведениям ювелирного искусства. Серьги обычно состояли из двух элементов: диска и подвески. Поверхность диска покрывалась филигранью, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. В конце V в. до н. э. распространение получил оригинальный тип подвески для серег, которую изготовляли из массивной проволоки, свернутой в спираль. Концы ее, украшенные кружевным филигранным узором, обычно завершались пирамидками, покрытыми зернью. В это же время греческие ювелиры вырабатывают особую форму серьги, состоящей из диска, большой сложной подвески наподобие лунницы и прикрепленных к ней цепочек, заканчивающихся подвесками в виде бутонов цветов или вазочек. Все части обычно пышно декорированы цветами, а детали наполнены мельчайшей зернью и филигранью. Большой интерес представляют феодосийские серьги, названные по месту находки. Они являются образцом того своеобразного вида древнегреческого ювелирного искусства, который называют микротехни-
кой. Каждая серьга состоит из богато орнаментированного диска, края покрыты несколькими рядами зерни. Главное украшение серьги — многофигурная композиция, выполненная в микроскопических формах — четверка мчащихся во весь опор коней, запряженных в колесницу, управляемую крылатой Никой. Всемирную славу серьгам принесла одна деталь — при сильном увеличении видно, что крохотная зернь соединена по четыре штуки и размещена крохотными рядами. Лучшие современные ювелиры оказались бессильны воспроизвести эти серьги. Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавали по тому же принципу, что и серьги. Примером может служить подвеска из кургана Куль-Оба с изображением головы Афины. Ценность этой подвески в том, что это редкое, единственное в своем роде воспроизведение знаменитой скульптуры Фидия. Очень красиво отделывались головные, золотые и бронзовые булавки. Но самым изящным, дорогим и любимым женщинами убором было ожерелье, поэтому декору греческие мастера уделяли много внимания. Иногда оно состояло из простой цепочки или тонкого обруча, но в таком случае его украшали драгоценными камнями и жемчужными подвесками. Здесь часто применялась техника инкрустации. Прекрасным образцом является ожерелье из феодосийского погребения. Гибкая, эластичная и в то же время довольно массивная тесьма, сплетенная вручную из тонких золотых нитей, составляет основу ожерелья. К тесьме подвешены переплетающиеся цепочки с бутонами и подвесками. Интересно по форме и исключительно по мастерству исполнения своеобразное ожерелье-обруч. Основу его составляет фриз из спаянных фигурок козлов, баранов, собак и зайцев.
С большой выдумкой и вкусом отделаны застежки всех ожерелий. Они имеют продолговатую форму и обрамлены жемчужной нитью. Поверхность их украшают сложные пальметты с волютами и всевозможными цветами. Застежки для платья делались в виде пряжек или простых шпилек. IV в. до н. э. — время расцвета ювелирного искусства в духе поздней классики — отличается утонченностью и сложностью исполнения. Уникальные находки были сделаны в Северном Причерноморье. Оригинальностью и совершенством отличается золотой гребень из кургана Соло- ха. Здесь перед нами предстает живая группа сражающихся воинов, органично вписанная в верхнюю часть гребня. В V-IV вв. до н. э. излюбленными украшениями были витые браслеты, сплетенные из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных, например, массивные золотые ораслеты из кургана Куль-Оба завершаются фигурками сфинксов. Не менее эффектны золотые браслеты с фигурами львиц на концах, найденные в кургане Большая Близница. В них замечательно сочетание реалистической трактовки мельчайших деталей и орнаментальных мотивов декора втулки. Эта манера была свойственна греческим ювелирам эпохи классики. Часто встречаются гладкие серебряные браслеты на бронзовой основе, широко распространенные в городах Северного Причерноморья. Совершенно особую область греческих ювелирных украшений представляют золотые перстни-печатки с гравированными изображениями. На небольших овальных щитках вырезаны миниатюрные композиции на самые разные сюжеты. Обратная сторона щитка оформлена скульптурными фигурами лежащего льва или жука-скарабея.
Интересны штампованные изделия, так называемые «бляшки», служившие для украшения одежды. На них, как правило, изображаются декоративные мотивы. В эллинистический период (конец IV- I в. до н. э.) ювелирные изделия приобретают иной характер. Новый стиль был привезен с Востока. Характерная особенность стиля — полихромия, стремление к яркости красочных сочетаний. Украшения из золота усеиваются драгоценными камнями, вставками цветного стекла, эмалями. Пышную золотую диадему с гранатами (Ш-П вв. до н. э.) отличают не только яркое сочетание украшений и разнообразие орнаментов.
Особенное внимание привлекает центральная часть, сделанная в виде большого узла, переливающегося блеском узорчатого золота и красных гранатов. К диадеме подвешены своеобразные кисточки с гранатами и бусинками из синей пасты в золотых оправах филигранной работы. В связи с недостатком вещественных свидетельств мы вряд ли можем правильно оценить греческое искусство изготовления металлических сосудов. Однако о высоком уровне его развития свидетельствуют дошедшие до нас имена художников, прославившихся изготовлением металлической посуды. Из числа этих художников особенно были известны своими изделиями из бронзы и серебра Ментор, Боеф, Мис, Ак- рагас и др., а также Терикл, делавший небольшие деревянные сосуды. Произведения торевтики и ювелирные изделия классического времени известны главным образом по археологическим находкам вне метрополии (Северное Причерноморье, Болгария, Южная Италия). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |