Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актёрское искусство в театре сентиментализма.




В начале 19 века актерское искусство выходит из легендарной эпохи своего существования. О Волкове, Троепольской, Шумском, молодом Дмитревском мало известно. Их младшие товарищи также были „основателями русского театра” - Померанцевы, Крутицкий, Плавильщиков, Сандуков, Шушерин и др. Герой сентиментальной драмы уже не возвышался в непостижимом величии над зрителем, как герой классицистического театра. Он все более утверждался в положении самостоятельного художника. В актерском искусстве активно действовали традиции просветительского классицизма ( Дмитревский, Сандунов, Крутицкий, Пономарев, Плавильщиков

Каратыгина - партнерша Яковлева, соперница Семеновой, предстала тип сентименталистской актрисы. В ней была необычайная легкость, драматическое чувство, она была всегда страстна (Лиза)

 

Русская сентиментальная начала 19 века была меньше всего пьесой для чтения. Она была рассчитана на актерское исполнение. В сентиментальной драме актерская чувствительность получала опору в важной общественной теме, в актерах воспитывались простота, естественность, развивалось искусство отбора верных и убедительных деталей поведения и внешнего облика персонажей. Все тот же пресловутый Жихарев по поводу "Рекрутского набора": „ Померанцева можно назвать актером par excellence! Какая натура, какое чувство, какая простота! Абрам - не на сцене, он в своей избе, истый русский крестьянин, патриархальный владыка своего семейства и нежный отец”. Эти черты реализма убедительность сочетание патетического эмоционального жизненно-бытовой правдивости были присущи и другим исполнителям. Старая актриса Померанцева отличалась резвостью лукавством и жаром в ролях мольеровских служанок и выступала в комических операх. Прекрасно играла крестьянку. Роль Агафрены отлично играла и петербургская актриса Рахманова. Рыкалов был настоящий бурмистр, а Пономарев традиционно играл роль подьячего. Самойлов, игравший Архипом, играл холодно. Он не показал в крестьянине страдающего и чувствующего человека. Исполнители второстепенных ролей тоже молодцы: Орлов (Ипполит) и кондаков (Герасим) заставляли всех плакать.

Актер не останавливался на первоначальном этапе раскрепощения. Одновременно проступали новые тенденции создания сцен. характера. Переход от эмоционального самовыражения к более сложным формам творчества для многих был долгим и трудным ( Мочалов, Каратыгин, Яковлев).

Шушерин выступал как в классицистической трагедии, так и в драме. В его игре соединялись две тенденции: чувствительность и сердечность и умение обдумывать все элементы игры. В его искусстве - противоречивое сочетание рассудочности и чувствительности, мастерства острого характерно-бытового рисунка и элегической размягченности. Он владел простейшей формой реализма. Но он не мог еще создавать исторически-конкретные характеры. В роли Эдипа он не стремился создать классицистического древнего грека. Несчастия Эдипа показывались с общечеловеческой точки зрения. В образе царя на сцену выходил незаслуженно гонимый старик, любящий и страдающий отец, несчастный человек. Ш. отказывался от сохранения в своей игре царственности и ведичия, как это делал Плавильщиков. Ш. использовал все краски предромантической поэзии, а П. перечитал Софокла и ограничился одной печалью в образе. Ш. - пример талантливого осуществлявшегося компромисса совмещения старого метода работы с содержанием гуманистического мировосприятия сентиментализма и раннего романтизма. Ш. стремился примирить вкусы двух эпох. Пример Плавильщикова - типичный случай соединения недостатков того и другого порядка.

Сентиментализм, выдвигая на первый план чувства, способствовал раскрытию самостоятельного значения актерского творчества. Отказ от рационализма, интерес к человеку и его душевному миру способствовал развитию реализма. Но при этом сентименталистский театр родолжал оставаться в плену актерской чувствительности.

Переходный характер носило творчество Яковлева. Сложившись на почве сентиментализма, Я. быстро перерос его эстетические нормы, выразив в своем искусстве существенны черты романтического восприятия.

Складывается режиссерское восприятие спектакля, оно выхрдит за пределы требования формального единства приемов игры, общности манеры, несложных по рисунку мизансцен, чистоты определенного звучания стиха. Усиливается внимание к декорационному оформлению, актерская игра стремится к раскрытию духовного мира персонажа, а декорации - содержания пьесы.

Критика отмечала большую согласованность игры, большую продуманность в распределении ролей, внимательный подбор декораций и костюмов.

Трагедии Озерова. Ее достоинства заключались в психологической правдивости, лиризме, простоте и естественности, слияние поэзии, действия, актёрской игры и тонкого, сложного эффекта, который производила декорация. Она выполняла новую невиданную функцию: занимала сердце, рождая в нем мрачные предчувствия, а не тешила взгляд как раньше. Преодоление первозданного натурализма актерской эмоции не обедняет, а обогащает силу эмоционального воздействия. Лирические драмы Озерова отмечены характерными признаками новых художественных устремлений, означающих серьезный поворот в развитии современного искусства. Они не имели на первых порах четко сформулированной программы, влекли за собой целый ряд не изжитых традиций, пробивались стихийно. Театр и драма насыщались оппозиционным, освободительным настроением и мотивами разочарования, пессимизме, и идеями отражающими необходимость борьбы. В драматургии Озерова, актёрском искусстве Яковлева складываются начальные элементы романтического метода. О. осуществлял в области драмы реформу. В его творчестве легко проследить связи, идущие от разных форм романтического мироощущения. Творчество Озерова - пример свидетельствующий о насыщении форм классицистической трагедии влияния сентиментализма. Некий Гуковский поставил Озерова в прямую связь с русским романтизмом, подчеркнув значение патриотической драматургии О.

 Озеров во многом подготавливает романтическую драматургию. Его связь с сентиментализмом осуществляется через кризис с. эстетики. Невозможно ограничиваться в его творчестве только элегической мечтательностью, слезливой чувствительностью, рассуждениями о бренности человеческого существования. Это черты внешние, присущие „Эдипу в Афинах”. Озеров усваивает из с. культуры преобладающий интерес к человеку, его эмоциональным и нравственным переживаниям. Строй классицистической трагедии нарушен у О. не только сентименталистской чувствительностью, но и острым переживанием совершавшегося идейного кризиса, переходом от радужных упований на возможность безболезненного устранения противоречий действительности к ощущению стойкости зла и конфликта с современностью. Подобное настроение уже господствует в «Фингале». Чувства героев среди диких и жестоких нравов окрашены романтическим пониманием любви, как божественной основы мира. О. лишает своего героя героических воинственных черт. Фингал - прежде всего прекрасное дитя природы. Местный колорит драмы совершенно условен, как и образ царя Старна. Человек, взятый его в переживаниях, в его страданиях является для Озерова самой главной и высшей реальностью. Меняет свои функции язык драмы. Стих становится средством самовыражения героя, он приближается к интонациям реальных человеческих переживаний.

 Трагедия „Димитрий Донской” продолжает тенденцию, наметившуюся в «Фингале». Переходя из мира литературной фантазии в мир исторический, автор меняет характер решаемой им творческой задачи. Озеров создает произведение, которое своей патриотической устремленностью вызывает самый горячий отклик в русском обществе. Не только выбор темы обусловил успех О. пьесы. В разработку исторической темы он вносит тенденции, которые позволяют ему достигнуть совершенно особого эмоционального эффекта.

История лежала перед художником как спящее царство, и нужно было вдохнуть в нее живой дух современности. Озерова не занимают моральные ситуации, умозрительные споры или политические проблемы, история нужна ему именно как история и этом его главное отличие от к. и с. Озеров дает почувствовать эпическую связь между прошлым и настоящим, сближает эти две связанные между собой фазы народной истории. Найдя актуальную тему в историческом материале, писатель подключает к ней всю проблематику, которая связана с этой темой в современности. В трагедии отражены патриотические чувства русских, их желание отдать жизнь за спасение отечества. Это был патриотизм, лишенный монархической официозности, окрашенный свободолюбием и ненавистью к тирании. Тема борьбы за национальную свободу связывается с необходимостью победы не только над внешним врагом, но и над деспотизмом внутри страны. Князья отказывают Димитрию в поддержке, потому что они подозревают в нем стремление к самовластью. В трагедии нет отрицательного героя. Димитрий не тиран. Это совершенно новая для русской драматургии фигура. О. идейно не противопоставляет Димитрия его сподвижникам.

Д. существует в пьесе как индивидуальность, как личность, трактуемая в романтическом духе. Любовь, надежды, страдания составляют органическую часть душевной жизни героя. Выбор между чувством и долгом для него невозможен. Любовь лежит в основе всех его доблестей. Димитрий спорит с князьями не только за возлюбленную, он защищает в ней угнетенную. Автор мотивирует это требованием личной чести героя. Для Димитрия отказаться от борьбы за свою внутреннюю свободу значит перестать жить, разрушить в себе человека. Для него наступает духовная смерть. Единственное что у него осталось - это жизнь. Он хочет отдать ее за свободу отчизны, но для себя в бою он ищет смерти. Автор к. трагедии потребовал бы от своего героя победы над собой ради патриотического долга. Но любовь Димитрия не приходит в столкновение с патриотизмом.

Задача русской драматургии заключалась в преодолении тенденции классицистического характера, но не допущении измельчания больших страстей до масштаба заурядных и частных переживаний.

Классицисты (Дмитревский, Державин) считали образ Димитрия недостаточно героичным. Романтисты (Вяземский) увидели в нем недостаток гражданского величия. Влюбленность Димитрия, побуждающая его бродить одному по лагерю перед сражением, представляется критикам обеих сторон нарушением художественной правды. Желание автора представить своего героя не справившимся со своими чувствами влюбленного казалось всем странным.

Озеров в лице Д. и князей сталкивает людей разного мировосприятия: классицистов и романтика, догматиков и человека чувства, принцип и индивидуальность. Димитрий противостоит Тверскому не как злодею. Т. достаточно благороден. Но связанный догматическими представлениями о долге, равнодушный к человеку, он не видит, что насилие над чувствами и свободной волей есть тот же деспотизм, а покорность насилию - то же рабство.

Неприятие жизни, осуждение общества, неизбежность восстания личности против окружающего ее мира насилия ярко раскрыты в „ Поликсене”. В «Фингале» человеческая индивидуальность утверждалась О. в поэтических связях с природой, в Димитрии - драматург выдвигал значение индивидуальной нравственной свободы как предпосылки и залога возможности достижения свободы гражданской, в Поликсене внимание к миру человеческих переживаний проявляется в еще большей степени. Несмотря на античный сюжет О. далек от классицистической традиции. Автор конкретно создает образы и внутренний мир переживаний как троянки, так и греческих вождей. Самолюбивый Пирр, корыстолюбивый Улисс, умудренный до цинизма Нестор, эгоистичный Менелай - толпа людей, распаленных войной, охваченных жаждой убийства, толпа склонная к волнениям и провокациям, чуждая жалости к побежденным. Руководимый чувством личной чести Агамемнон не смягчает этого образа.

Первый акт всецело посвящён характеристике греков. Трое действие - переживанию пленниц. В третьем действии центральная тема выходит на первый план: Поликсена не в силах терпеть страданий и унижений и готова пойти на смерть, ненависть к насилию пробуждает в ней гордость. Героизация образа допускается О., лишь характеризуя душевную силу и независимость П. В ней развито чувство собственного достоинства. В четвертом действии П. свободно принимает решение умереть, этот акт альтруизма звучит как активный протест против насилия, как отрицание силы принуждения и страха. Озеров далек от желания создать героическую трагедию. Человек важен как индивидуальность. В образе Поликсены романтические черты Озерова выступают вполне определенно. Для нее каждый шаг сопряжен с раскрытием ее лирического самосознания. О. не довольствуется декларативной стороной решения умереть, для него важна психологическая сторона этого поступка. Романтическое воображение рисует героине картину любви и счастья за гробом. Пятый акт - открытое столкновение начал внутренней свободы и насилия, торжество индивидуальности. Озеров развенчивает героичность Ахилла - самого популярного героя Эллады, направляя это против традиционного представления о героизме.

Озеров занят выяснением внутренних возможностей личности. В его пьесе острый непримиримый протест против насилия, подавления естественных прав человека на свободу и счастье.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...