Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема урока: внутренняя политика Екатерины II




Форма урока: традиционный урок с элементами дискуссии

Тип урока:изучение нового материала

Цель: создать образное представление о личности Екатерины II, дать оценку ее деятельности

Задачи:

Образовательная– сформировать представление о влиянии личности Екатерины II на ход своего правления и российской истории

 

Развивающая - развивать критическое мышление,

самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

 

Воспитательная- сформировать понимание неоднозначности оценки

исторических деятелей, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей

Родине, умение ценить в человеке лучшие качества.

 

Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор

Д/З:выучить записи в тетради, прочесть и выучить п.18 на стр.9

План урока:

1. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка посещаемости)

2. Актуализация, целеполагание

3. Рассказ о личности Екатерины. Позитивные и негативные черты характера

4. Обсуждение вопроса: почему дворяне поддержали Екатерину? Какую политику она должна была проводить?

5. Просвещенный абсолютизм

6. Секуляризация церковных земель

7. Подведение итогов, рефлексия

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1) Организационный момент Настраиваются на учебную деятельность  
2)Актуализация, целеполагание Вспомните пожалуйста о какой личности мы говорили на позапрошлом уроке? Вспомните на ком он был женат? Как он закончил свое правление и кому власть перешла потом? О ком мы будем сегодня говорить? Какие цели мы сегодня будем преследовать? Вспоминают материалы предыдущих уроков и отвечают на поставленные вопросы учителя, выходят на новую тему и целеполагание.   Личностные: готовность к осознанию предстоящей деятельности, самоопределение, самоорганизация, мотивация к обучению.   Познавательные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке  
3)Рассказ о личности Екатерины. Позитивные и негативные черты характера Будущая императрица РИ получила блестящее образование, знала 3 языка, у нее с детства был мальчишеский характер. Это была хорошо образованная, начитанная женщина, которая следила за основными европейскими культурными, общественными течениями, за достижениями в области литературы и искусства. Став императрицей, она явилась перед Россией энергичной молодой правительницей. Екатерина обладала огромной работоспособностью, железной волей, мужеством и оптимизмом. Она верила, что сумеет преодолеть все трудности и препятствия, и этой верой заражала своих сподвижников. К тому же она обладала выдающимся политическим чутьем, яркими способностями к административной, управленческой работе. Уже в это время Екатерина II стала формироваться, с одной стороны, как самодержавная царица, не желавшая делить свою власть ни с кем, а с другой стороны — как разумная и просвещенная правительница, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя. Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. Она прекрасно понимала неотвратимость наступающих перемен. Екатерина черпала обоснование идей просвещенного абсолютизма. Именно она — интеллигентная, образованная, широко мыслящая самодержавная правительница, по ее мнению, способна идти в ногу со временем и постепенно перевести страну на современные цивилизационные рельсы. Ребята, какой мы вывод может сделать по личности будущей императрицы? Из всего прослушанного выделите позитивные и негативные черты Екатерины   Внимательно слушают, конспектируют лекцию в тетрадь, попутно отвечая на вопросы учителя.   Личностные: умение высказывать свое мнение, находить решение той или иной проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.   Регулятивные: умение планировать свой ответ  
4) Обсуждение вопроса: почему дворяне поддержали Екатерину? Какую политику она должна была проводить? В первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго. Против нее сразу же объединились могущественные силы. Подумайте пожалуйста, кто мог быть против того чтобы Екатерина II оставалась на престоле? И на кого ей нужно опираться и какие мероприятия для этого проводить? Екатерина II попыталась стабилизировать обстановку щедрой раздачей наград и чинов. Одним из ее методов привлечения на свою сторону знати, гвардии стало широкое предоставление дворянам государственных земель, населенных крестьянами. Сотни тысяч «крестьянских душ» превратились в крепостных. Учащихся вспоминают о роли дворянства в эпоху ДП, сопоставляют с началом правления Екатерины II, выдвигают свои мнения и приводят к нему аргументы.
5)Просвещенный абсолютизм В Европе наступала эпоха Просвещения с его верой в благодатную роль разума, науки для процветания человечества, с критикой старофеодальных и церковных устоев. Вся надежда возлагалась на образованных просвещенных монархов, смысл деятельности которых должен заключаться в благе их подданных. Люди зачитывались трудами просветителей — Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтера с их критикой сословного строя, проповедью свободы личности. В трудах Монтескье провозглашался принцип разделения власти на исполнительную, законодательную, судебную — как орудия сдерживания тирании власти. Все шире распространялось понятие правового государства и гражданского общества, где право человека на жизнь, частную собственность, личные свободы (свобода слова, безопасность жилища, свобода передвижения и т. д.) защищены законами и где все граждане — от монарха до простолюдина — должны быть равны перед этими законами. Как вы думаете, могла ли такая идея прижиться в России в 18 веке? Как такая прогрессивная мысль могла отразиться на правлении императрицы? Обоснуйте ответ Слушая внимательно, конспектируют лекцию в тетрадь. Отвечая на поставленный вопрос приводят убедительные аргументы.   Личностные: умение высказывать свое мнение, находить решение той или иной проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.   Регулятивные: умение планировать свой ответ  
6) Секуляризация церковных земель Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.Но она была не первой правителем заговорившей о секуляризации. Вспомните пожалуйста предшественника Екатерины II проводивший секуляризацию. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины.Чем вы можете это объяснить? Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.Зачем императрица посягнулась на церковное имущество? Как эта реформа могла отразиться на отношения государства и церкви в будущем?   Слушая внимательно, конспектируют лекцию в тетрадь, попутно отвечая на вопросы учителя. Заполняют таблицу, вносят в нее данные. Вспоминают знания с прошлых уроков, приводят свою точку зрения. Личностные: умение высказывать свое мнение, находить решение той или иной проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.   Регулятивные: умение планировать свой ответ
7) Подведение итогов, рефлексия Итак, сделаем вывод по всему уроку. Как характер Екатерины II мог повлиять на ее правление и дальнейший ход истории России?Что в ее личности, нраве было такое что отличает ее от ее же предшественников? Обоснуйте ответ. Кто что скажет? Мне и всему классу будет интересны ваши мысли   «Сегодня я узнал (а) …..?» «Было интересно узнать о……» « Урок меня привлек тем , что …» Учащиеся высказывают свои предположения и мнения о значении личности Екатерины II, приводя в качестве аргумента положительные и отрицательные черты характера. Определяют, какие достигли знаний на уроке, чем был он интересен.     Коммуникативные: Осуществлять контроль и взаимопомощь Личностные: ориентировка на моральную норму Познавательные:умение поставить проблемный вопрос и найти способ её решения.  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...