Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»




Конспект совместной деятельности с детьми

 старшего дошкольного возраста

По ознакомлению с декоративно – прикладным искусством

С использованием ИКТ

На тему «Народные мастера гжели»

 

 

Подготовила:Воспитатель

Пивницкая Екатерина Александровна

 

Программное содержание:

1.Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской  народной культуры.

2.Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла России, с основными элементами росписи.

3.Учить замешивать и подготавливать солёное тесто; придавать задуманную форму, развивая мелкую моторику рук.

4. Учить рисовать, используя один цвет в росписи, развивать умения составлять оттенки синего цвета, пользуясь палитрой.

5. Продолжать развивать навык рисования всей кистью и её концом, развивая интерес к многообразию узоров.

6. Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, жгель, гончарный круг, глина и т.д.

7. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; интерес к истокам русских традиций.

8. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание к творческому процессу.

 

 

Использованные технологии:

1.Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России.

2.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду.

3.Данкевич Е. Лепим из солёного теста.

4.Лопухина И. С. Ритм, речь, движения.

5.Презентация «Народные мастера гжели».

6.Использование фрагментов русской народной мелодии «Ярмарка».

7.Кубики по декоративно – прикладному искусству (авторская разработка ).

 

Материалы:

- Листы или полоски бумаги

- простой карандаш, гуашь синего и белого цвета

 - наглядный материал с изображением гжельской росписи

- гжельская посуда, статуэтки

 - раздаточный материал

- палитры

- тонкие кисти для рисования и толстые

 - подготовленная презентация о возникновении промысла и народных мастерах

 - диск русской народной музыкой

 - скалки

 - стаканы с водой

-  подготовленное тесто

 - формочки для лепки

- игра «Русский сувенир»

 

Предварительная работа:

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи

- подготовка солёного теста к совместной деятельности; заготовок для росписи

- посещение русской избы в ГБДОУ

- экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель»

 

 

Организация совместной деятельности:

 

Данная совместная деятельность рассчитана на несколько встреч:

1часть – вводная (беседа с детьми о гжели, просмотр презентации «Народные мастера»).

2часть – практическая (работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках; работа с подготовленными из солёного теста формами).

3часть – заключительная (рассматривание детских работ, беседа, игра «Русский сувенир»).

 

 

Ход совместной деятельности:

1ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

 вступление педагога (Использование технологии Алексахина Н.Н.)

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Жгелью раньше гжель звалась

Была пёстрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцвели на белой глине

Синие цветочки.

 

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок под названием Гжель. Давным-давно, жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушкеглину чудесную, белую, и решили лепить из неё посуду разную. Да,такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайник: носик в виде головки петушка. Ручку в виде хвоста, другой слепил кувшин из кваса (квасник) и украсил его по-своему лепными фигурками (посмотреть и рассказать, что происходит с этими фигурками). У другого мастера чаёвницы беседу за столом ведут, из самовара чай пьют. Другие мастера придумали сахарницы, да не простые, а в виде рыбке сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает и т.д. (педагог продолжает работать с детьми по ходу подготовленной презентации).

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров: волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Послушайте стихотворение:

Синие цветы у гжельских мастеров

Распустились все бутонами

Словно яркий сон;

Приукрасили посуду и часы

И подсвечники также хороши.

Синие цветы у гжельских мастеров

Радует наш глаз, и дивят народ.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая (много девушек было в тех краях с голубыми глазами, а кто говорит, что озёра местных мастеров поразили). Узоры многообразны: из сеточек, полосок, цветочков, лепестков. Очень любили мастера сказочных животных и птиц. Очень красивая получалась роспись и изделие. Полюбилась людям посуда и стали называть её нежно – голубое чудо. И сегодня мы с вами превратимся в сказочных гжельских мастеров: и полепим, правда, из теста, и познакомимся с элементами гжельских узоров, перенесём свои первые эскизы на бумагу, а чуть позже на просушенные заготовки из солёного теста (роспись заготовок – вторая встреча).

 

 

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся: технология И.С.Лопухиной «Цветок»:

Наши синее цветы,

Распускают лепестки

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

Головой качают,

С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

Наши синие цветы,

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

2ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ.

На первой встрече педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры(на данном этапе используются«волшебные кубики», которые позволяют запомнить особенностигжельских орнаментов (авторская разработка ); педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша). На второй – третьей встрече ведётся работа на вылепленной заготовке, закрепляя полученные ранее навыки (технология Халезова Н.Б.; Данкевич Лепим из солёного теста).

Идёт разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим. Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ). Сегодня мы познакомимся сболее сложным узором ипопробуем его нанести на другой материал  - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем). Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите.

Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре).

Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет:Мастера стараются

Узоры получаются!

3ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т.д. Педагог предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний).

Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами.

Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России).

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

- Кувшины и кружки

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка

Глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...