Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста По ознакомлению с декоративно – прикладным искусством С использованием ИКТ На тему «Народные мастера гжели»
Подготовила:Воспитатель Пивницкая Екатерина Александровна
Программное содержание: 1.Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской народной культуры. 2.Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла России, с основными элементами росписи. 3.Учить замешивать и подготавливать солёное тесто; придавать задуманную форму, развивая мелкую моторику рук. 4. Учить рисовать, используя один цвет в росписи, развивать умения составлять оттенки синего цвета, пользуясь палитрой. 5. Продолжать развивать навык рисования всей кистью и её концом, развивая интерес к многообразию узоров. 6. Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, жгель, гончарный круг, глина и т.д. 7. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; интерес к истокам русских традиций. 8. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание к творческому процессу.
Использованные технологии: 1.Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. 2.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. 3.Данкевич Е. Лепим из солёного теста. 4.Лопухина И. С. Ритм, речь, движения. 5.Презентация «Народные мастера гжели». 6.Использование фрагментов русской народной мелодии «Ярмарка». 7.Кубики по декоративно – прикладному искусству (авторская разработка ).
Материалы: - Листы или полоски бумаги - простой карандаш, гуашь синего и белого цвета - наглядный материал с изображением гжельской росписи - гжельская посуда, статуэтки - раздаточный материал - палитры - тонкие кисти для рисования и толстые - подготовленная презентация о возникновении промысла и народных мастерах - диск русской народной музыкой - скалки - стаканы с водой - подготовленное тесто - формочки для лепки - игра «Русский сувенир»
Предварительная работа: - Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель - Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи - подготовка солёного теста к совместной деятельности; заготовок для росписи - посещение русской избы в ГБДОУ - экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель»
Организация совместной деятельности:
Данная совместная деятельность рассчитана на несколько встреч: 1часть – вводная (беседа с детьми о гжели, просмотр презентации «Народные мастера»). 2часть – практическая (работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках; работа с подготовленными из солёного теста формами). 3часть – заключительная (рассматривание детских работ, беседа, игра «Русский сувенир»).
Ход совместной деятельности: 1ЧАСТЬ ВВОДНАЯ: вступление педагога (Использование технологии Алексахина Н.Н.) Кто придумал это слово, Это слово немудрёно? Жгелью раньше гжель звалась Была пёстрой, а сейчас – Это чудо синее На блюдечке раскинуто. Раз мазок, два мазок, Завиток и точки… Расцвели на белой глине Синие цветочки.
Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели» В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок под названием Гжель. Давным-давно, жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушкеглину чудесную, белую, и решили лепить из неё посуду разную. Да,такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайник: носик в виде головки петушка. Ручку в виде хвоста, другой слепил кувшин из кваса (квасник) и украсил его по-своему лепными фигурками (посмотреть и рассказать, что происходит с этими фигурками). У другого мастера чаёвницы беседу за столом ведут, из самовара чай пьют. Другие мастера придумали сахарницы, да не простые, а в виде рыбке сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает и т.д. (педагог продолжает работать с детьми по ходу подготовленной презентации). Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров: волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Послушайте стихотворение: Синие цветы у гжельских мастеров Распустились все бутонами Словно яркий сон; Приукрасили посуду и часы И подсвечники также хороши. Синие цветы у гжельских мастеров Радует наш глаз, и дивят народ. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая (много девушек было в тех краях с голубыми глазами, а кто говорит, что озёра местных мастеров поразили). Узоры многообразны: из сеточек, полосок, цветочков, лепестков. Очень любили мастера сказочных животных и птиц. Очень красивая получалась роспись и изделие. Полюбилась людям посуда и стали называть её нежно – голубое чудо. И сегодня мы с вами превратимся в сказочных гжельских мастеров: и полепим, правда, из теста, и познакомимся с элементами гжельских узоров, перенесём свои первые эскизы на бумагу, а чуть позже на просушенные заготовки из солёного теста (роспись заготовок – вторая встреча).
Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся: технология И.С.Лопухиной «Цветок»: Наши синее цветы, Распускают лепестки (сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук) Головой качают, С ветерком играют (имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся) Наши синие цветы, Закрывают лепестки Головой качают, Тихо засыпают (ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания; Все движения выполняются медленно) 2ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ. На первой встрече педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры(на данном этапе используются«волшебные кубики», которые позволяют запомнить особенностигжельских орнаментов (авторская разработка ); педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша). На второй – третьей встрече ведётся работа на вылепленной заготовке, закрепляя полученные ранее навыки (технология Халезова Н.Б.; Данкевич Лепим из солёного теста). Идёт разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим. Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ). Сегодня мы познакомимся сболее сложным узором ипопробуем его нанести на другой материал - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем). Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите. Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре). Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет:Мастера стараются Узоры получаются! 3ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ: Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т.д. Педагог предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний). Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами. Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России). Синие птицы, по синему небу Море цветов голубых, - Кувшины и кружки Быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка Глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая Гжель!
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |