Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты исследования и обсуждение.




Введение

Я живу в Новой Ладоге и люблю свой город. Ему уже триста тринадцать лет.  В этом городе много старинных зданий. В самых красивых домах когда-то жили купцы. В домах попроще – жили мещане и крестьяне. И в XVIII – XIX веках почти все жители нашего города обязательно ходили в церковь. Поэтому церквей в нашем городе много - семь. На проспекте Карла Маркса стоит одна из них – Климентовская (см. приложение 1). Полное название – церковь Климента Римского и Петра Александрийского. На занятиях по краеведению мы посещали этот храм, и он мне очень понравился. Мне не понятно, почему такой большой и красивый храм стоит заброшенным и разрушается? Ведь рядом с храмом стоит указатель для туристов, что это наш памятник. Мне захотелось выяснить для себя – Климентовская церковь – это памятник истории или просто старое здание, которое уже не нужно людям, потому что в церковь мало кто ходит.

Цель моего исследования: выяснить, есть ли историческая и художественная ценность в здании Климентовского храма.

Задачи:

· Узнать историю храма

· Выяснить, какие знаменитые люди бывали в этом здании

· Исследовать здание храма изнутри и снаружи, найти  архитектурные и художественные особенности

 

2. Методика исследования: сбор информации, анализ, наблюдение.

 

Результаты исследования и обсуждение.

Я выяснил, что у храма своя интересная история. Климентовская церковь - первая приходская церковь нашего города. Её история начинается с древней Старой Ладоги, где в 1153 году был воздвигнут собор во имя Св. Климента Папы Римского. О бывшем месторасположении церкви говорит одна из башен Староладожской крепости, называемая Климентовской. Со временем, этот каменный храм 12 века начал разрушаться, и был перестроен в дереве. Именно эту разобранную деревянную Климентовскую церковь и перевезли в 1703 или 1704 году по Волхову в новый город в устье Волхова -Новую Ладогу, поставив её на берегу реки, близко к Николо-Медведскому монастырю. Причина такого переноса заключалась в том, что часть жителей Старой Ладоги, по указу Петра I, была переселена в Новую Ладогу, а эти люди перевезли за собой и свой храм [4].

В 1741-1743 годах вместо деревянной обветшавшей Климентовской церкви на средства местного купца Дмитрия Иродионовича Константинова возведён каменный храм. Через 130 лет колокольня храма при сильном ветре утратила шпиль, храм снова требовал реконструкции.

В 1873 году наш город посетил митрополит[1] Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) (см. приложение 2). Он пробыл в городе три дня – с 29 по 31 июля. Это считалось очень длительным визитом, потому что митрополит управлял огромной территорией, и чаще всего посещал отдельные места только кратковременно. Во время своего визита Исидор, вероятно, уделил много внимания храмам города, в том числе и Климентовской церкви. После этого события было принято решение реконструировать храм и посвятить перестройку владыке Исидору [1].

В 1873 - 1878 годах храм был перестроен молодым архитектором Константином Васильевичем Фортунатовым (см. приложение 3), который всего три года назад вышел из строительного училища. Колокольня была выстроена заново. Тогда же внутреннее пространство церкви было расписано по эскизам этого же архитектора [1]. В 1873 году Фортунатову было всего 30 лет, он служил в Санкт-Петербургском губернском правлении, младшим архитектором [2]. Наверное, перестройка Климентовской церкви была его первой серьёзной работой. Он прожил всего 50 лет, но глядя сейчас на его работу, мы видим, что это был очень одарённый человек. Ведь кроме строительных работ, он продумал и роспись стен. Многие фрески ещё сохранились – они очень красивые (см. приложение 4).

В 1903 году 26 мая,  в храме служил знаменитый священник Иоанн Кронштадтский [2] (см. приложение 5), проезжая через Новую Ладогу на отдых в родную деревню Сура Архангельской Губернии. Воспоминания об этом оставил сопровождающий его художник Сергей Животовский: «Неожиданная остановка отца Иоанна в Новой Ладоге всполошила все население города. Весть, что отец Иоанн будет служить обедню в церкви св. Климента, с быстротой молнии облетела все окрестности, и народ валом повалил к церкви. Когда окончилась обедня, на площади перед церковью была громадная толпа народа» [3].

С конца XIX века и до 1918 года при храме действовало Новоладожское городское благотворительное общество и церковно-приходская школа для детей.

На фотографии 1909 года мы видим нарядный вход в храм – в нишах справа и слева от дверей – образы Святых мучеников Климента и Петра. Над входом образ Святой Троицы: Бог - отец, Бог - сын и Бог - дух святой, в виде голубя (см. приложение 6).

После 1917 года в нашей стране началась борьба с религией. Священников и верующих людей высмеивали, преследовали. А 3 декабря 1937 года всех новоладожских священников расстреляли, в том числе и настоятеля Климентовской церкви Николая Лаврова [3] (см. приложение 7). С этого времени в храме больше не служили, а в 1938 году он был закрыт официально. Сначала его приспособили под кинотеатр, а после войны здесь размещались предприятия – склад рыбозавода, цех конденсаторного завода «Лаконд» (см. приложение 8). Пока храм использовался людьми, там было отопление, и он не разрушался. Но в конце ХХ века почти все предприятия остановились, многие разорились. Не стало завода «Лаконд», храм бросили на произвол судьбы, отключили отопление. С тех пор он разрушается.

Кинорежиссёр Балабанов в 2006 году снимал в нашем городе фильм «Груз-200», а в помещении храма был эпизод, показывающий дискотеку в клубе (см. приложение 9). В это время храм был уже в ужасном состоянии.

Таким же его увидел и знаменитый поэт Глеб Горбовский, когда приезжал в наш город погостить. В 1997 году он посвятил Климентовскому храму стихотворение:

Снаружи храм, хотя и без креста,

Внутри, как в черепе, зияет пустота.

Но как же пустота сия грязна:

обрезки мишуры, стекло из-под вина...

Не красный клуб здесь был и не вертеп:

всего лишь — цех, производящий ширпотреб.

На фресках — доски. Острия гвоздей

уходят в роспись, как в тела живых людей.

О, городок, в своём ли ты уме?!

На окнах — ржавые решётки, как в тюрьме.

Но стекол нет. Гуляет ветерок.

И сердце просится из склепа — за порог.

Не запустенье ощутила грудь,

но отвращенье! Как сюда вернуть

любовь и святость? Как избыть позор?

Чтоб просиял народа мутный взор!..

... Снаружи — храм. Хотя и без креста.

Внутри — Россия. В ожидании Христа.

 

В практической части своего исследования я изучил некоторые детали храма, которые произвели на меня сильное впечатление. Во-первых, это сохранившиеся фрески. Их ещё много, с каждым годом становится меньше и меньше, потому что штукатурка от сырости обрушивается. Я обследовал все фрески и составил таблицу, в которой указал сюжет, место расположения, состояние. Некоторые сюжеты мне помог определить руководитель, а некоторые мы искали в Интернете – по надписям на фресках.

Сюжет Место расположения Состояние
1 Святой Благоверный Князь Георгий (Юрий Всеволодович, Владимирский, XIII в.) На солее [4], южная стена Лик закрыт доской
2 Св. Пантелеимон Целитель На солее, северная стена Лик полностью стёрт, распознали по ложечке в руке святого
3 Святая равноапостольная Мария Магдалина Храм, восточная часть, северо-западный угол Лик виден хорошо, сверху осыпается
4 Преподобный Исидор Пелусиот Храм, восточная часть, северо-западный угол Отверстия от гвоздей прямо по рисунку, снизу осыпается, одежда видна хорошо.
5 Рождество Христово Храм, западная часть, между окнами, северная стена Блёклые краски, осыпается
6 Крещение Господне Храм, западная часть, между окнами, южная стена Краски поблёкли, осыпается
7 Василий Великий Алтарь [5] В плохом состоянием
8 Святой Благоверный князь Александр Невский Храм, восточная часть, юго-западный угол Закрыто лицо доской
9 Крестовоздвижение Храм, восточная часть, южная стена, между окон В центре фрески большое обрушение
10 Николай Чудотворец   Храм, восточная часть, юго-западный угол В плохом состоянии, осыпается
11 Святой мученик Илиодор Храм, восточная часть, юго-западный угол Не видно головы
12 Успение Пресвятой Богородицы Храм, восточная часть, северная стена Половина обрушилась, частично скрыта под фанерой
13 Покров Пресвятой Богородицы Храм, западная часть, северная стена, между окнами Частично стёрта
14 Христос Вседержитель Купол над восточной частью храма плохое
15 Силы небесные (ангелы) Купол над восточной частью храма плохое

 

Необычное имя святого на фреске №11 – мученик Илиодор – оно очень редкое. В Интернете я нашёл сведения, что Св. Илиодор жил в III веке н.э. в Малой Азии. Как же он в наш храм попал? Мы стали думать, и предположили, что это мог быть святой покровитель какого-нибудь ладожского богатого человека, пожертвовавшего деньги на перестройку. Перестройка происходила в 70-х годах XIX века. В это же время, через несколько домов от храма, в собственном богатом доме, жил купец Илиодор Матвеевич Костров (см. приложение 10). Он занимал должности в городских организациях, и был очень уважаемым человеком [5]. Возможно, Илиодор Матвеевич принимал участие в перестройке храма, и, в благодарность ему, было решено изобразить на фреске его святого покровителя (см. приложение 11). Так же понятно, чей святой покровитель изображён в виде Преподобного Исидора – конечно же, митрополита Исидора, благодаря которому и был возобновлён храм (см. приложение 12).

Второе, что мне особенно понравилось, это необычный каменный пол: на солее есть рисунки. Они сделаны из камней разной фактуры. На двух из них изображено солнце, а на третьем – цветок из четырёх частей – он похож на восьмиконечную звезду (см. приложение 13). А самый красивый рисунок, вероятно, был выложен на полу в алтаре. Но к сожалению, мы никогда не узнаем, что там было изображено, потому что пол там выломан, видны только остатки рисунка по краям этой дыры (см. приложение 14 ).

За два последних года в восточной части храма обрушилась крыша. Ещё раньше пропали деревянные лестницы для подъёма на колокольню. На стенах храма росли деревья, на верхушке колокольни уже давно почти целая роща. Фрески сыреют и обрушаются. Но последний год (2017) дал надежду, что храм будет восстановлен. У него появился хозяин. В Санкт-Петербурге есть храм Петра, Митрополита Московского, он находится у Московского вокзала. Приход [6] этого храма взялся за восстановление нашей Климентовской церкви. В прошлом году, 8 декабря, там прошёл молебен в день празднования памяти Святых мучеников Климента Римского и Петра Александрийского (см. приложение 15). В храме уже убрали обрушенный потолок и сделали временную крышу из поликарбоната. А совсем недавно у стены храма была найдена половина исторической медной таблички, на которой написана информация о восстановление храма в 1873 - 77 годах. Она хранится в частных руках, но нам предоставили фотографию (см. приложение 16). Может быть, это хороший знак, и история Климентовского храма ещё не закончена.

4. Выводы:

· У меня не осталось сомнений в том, что Климентовская церковь –  это памятник истории. Здесь бывали такие известные люди, как Иоанн Кронштадтский, Константин Фортунатов, Глеб Горбовский, и, наверное, ещё многие другие.

· Также эта церковь представляет интерес как памятник архитектуры – у неё есть много художественных достоинств.

· Когда люди забывают свою историю, то всё вокруг них может разрушиться, потому что они ничего не ценят, а поэтому и не берегут.

Заключение

Мне очень понравилось работать над краеведческим  исследованием. Это так же увлекательно, как читать интересную книгу. Советую всем ребятам внимательно присматриваться к своему городу. Каждая улица и каждый дом могут открыть какие-то тайны.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Берташ А.В. Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПБ. 2004.

2. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842–1892. СПБ.1893

3. Животовский С.В. На Север с отцом Иоанном Кронштадтским. СПБ. 1903

4. Морозова Н.Ф. Ладога Петра Великого. Иллюстрированный путеводитель.- СПб.: "Алаборг", 2010.

5. Памятная книжка СПБ губернии на 1877 год

 

 

Приложение 1

Фото наших дней

Фото начала ХХ века.

Приложение 2

 

 

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский)

                 (1799 – 1892)

 

 

Приложение 3

 

 

Архитектор Константин Васильевич Фортунатов

     (1843 – 1892)

 

Приложение 4

   

    

Приложение 5

 

Приложение 6                                                 

 

Наши дни

 

  

Фото 1909 г.

 

Приложение 7

 

Приложение 8

Приложение 9

 

Приложение 10

Дом купца Илиодора Кострова (пр. К. Маркса, 39)

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Солея: рисунки на полу

     

                 

Приложение 14

Остатки рисунка на полу в алтаре

Приложение 15 (1)

Приложение 15 (2)

 

 

Приложение 16

 

 


[1] Митрополит  – глава епархии (церковного округа). С конца XVIII века до 1917 года в Российской империи было только три епархии – Санкт-Петербургская, Киевская и Московская.

[2] Иоанн Кронштадтский - священник Русской Православной церкви, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Его очень почитали во всей России за то, что он помогал многим людям и храмам.

[3] Сведения предоставлены приходским музеем новоладожского собора.

[4] Солея – возвышение перед алтарём. Обычно возвышается на одну-две ступени. Солея похожа на маленькую сцену. С неё священники обращаются к верующим во время службы.

[5] Алтарь - главная, восточная часть церкви, отделённая от общего помещения иконостасом.

[6] Приход храма – общество верующих людей, постоянно приходящих в этот храм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...