Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Основные права потребителей.




Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе РФ "О защите прав потребителей", который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю то вар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Однако свобода договора не означает, что качество товара будет зависеть только от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться в стандартах. Поэтому Закон специально закрепляет правило: если предметом договора является товар (работа, услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга, работа) должен соответствовать этим требованиям.

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.

Как известно, товар или работа не могут использоваться вечно, рано или поздно приходится с ними расставаться. Чтобы определить, какой же срок использования товара считается нормальным, Закон вводит понятие "срок службы", определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки, возникшие по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом, так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.). Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками годности, произведенные разными изготовителями.

Как следует из формулировки Закона, установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. К этому их подтолкнула сама жизнь. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других сложнотехнических товаров. Поскольку специального законодательства о защите прав потребителей не существовало, ответственность за причиненный возгораниями ущерб должны были нести изготовители. Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком. Сегодня установление срока уже не редкость. Так, в августе 1995 г. Генеральным директором Волжского Автомобильного Завода был издан приказ, одним из пунктов которого на автомобили, выпускаемые заводом, был установлен шестилетний срок службы. Впоследствии этот приказ был отменен, однако я уверена, что в ближайшее время срок службы на автомобили этого завода будет установлен.

Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило: если товар (работа), по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя.

Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Мы надеемся, что этот перечень будет принят очень быстро, однако пока установление сроков службы на любые товары остается правом производителя.

Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы Закона о сроке службы, Закон вводит понятие "срок годности", т.е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные товары (работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.

Выбирая инструмент, музыкант предпочитает тот, на котором до него кто-либо играл. Такой инструмент всегда звучит лучше. Так и любой новый товар проходит определенный период "притирки", во время которого могут выявиться его особенности или недостатки.

Чтобы период привыкания к товару прошел наименее болезненно для потребителя, Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) кроме сроков службы или сроков годности устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый.

Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги.

И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение.

Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее.

Как правило, товары приобретаются для длительного пользования, и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара.

В соответствии с требованиями Закона, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей, в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.

Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например, право на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях - и на замену товара.

 

Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг):

 

1. Применение в повседневной жизни различных механизмов, которые могут выйти из-под контроля человека, не позволяет полностью исключить причинение вреда. Чтобы минимизировать возможность возникновения вреда при реализации товаров (работ, услуг), Закон придает большое значение реализации права потребителей на безопасность.

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы:

· мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред;

· мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

Проводя мероприятия первой группы, государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации. Сертификация - это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.

Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.

Еще одной гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, используемых им товаров (работ, услуг) является и предусмотренная Законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец же обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Однако никакая, даже самая совершенная система сертификации не способна предотвратить поступление в реализацию товаров, которые причиняют, либо могут причинить вред жизни и здоровью потребителей. Поэтому Законом установлена обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары причиняют или могут причинить вред потребителям. Если установить причины причинения вреда не представляется возможным, либо в случаях, когда устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять меры к отзыву опасного товара. Если изготовитель в добровольном порядке отказывается исполнять требования Закона по снятию товара с производства, то изъятие товара из оборота и отзыв его от потребителей производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный контроль за соблюдением прав потребителей (в настоящее время это ГКАП РФ и Госстандарт РФ).

Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.

2. С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право потребителей на возмещение вреда. Это право также закреплено в Законе.

Как уже упоминалось, ответственность изготовителя (исполнителя) за произведенный товар (работу, услугу) ограничивается сроком службы или сроком годности товара (работы, услуги), а если эти сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства изготовитель (исполнитель) не установил срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей независимо от времени его причинения.

На практике нередко возникают ситуации, когда товар (работа или услуга) причиняют вред лицам, никак не связанным с производителем этого товара. Например, при возгорании телевизора зачастую ущерб причиняется не только имуществу владельца телевизора, но и имуществу других лиц. Данная ситуация предусмотрена Законом, в силу которого требовать возмещения вреда может любой потерпевший, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинителем вреда.

В соответствии с требованиями рассматриваемого Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме. Правила возмещения вреда жизни и здоровью гражданина установлены действующим гражданским законодательством.

При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежит утраченный заработок или его часть, размер которого рассчитывается по правилам, установленным ГК РФ; расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование, а также другие расходы, вызванные повреждением здоровья.

Если повреждено либо уничтожено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено поврежденное имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки. Под убытками понимается стоимость утраченного имущества, расходы, которые произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые получил бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было нарушено (упущенная выгода).

 

Право потребителей на информацию.

 

Закон устанавливает общие требования к информации.

В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает, и когда он (потребитель) может получить предлагаемое.

Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы: 1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).

Из-за нестабильности экономики, которая приводит к быстрому появлению и исчезновению компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев потребительского выбора. В соответствии с требованиями Закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:

· фирменное наименование организации, т.е. ее название, позволяющее отличить ее от других организаций. В соответствии со ст. 54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия.

· место нахождения организации. Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах.

· режим работы организации. Закон закрепляет право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно устанавливать режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия).

Информация о продавце (исполнителе) должна содержаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке, или доведена до потребителя иными способами.

• сведения о лицензии. Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.

2. Сведения о товаре (работе, услуге).

Поскольку товар (работа, услуга) - это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, Закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя), кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).

Однако значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и каким образом она доводится до сведения потребителей. В Законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.

3. Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:

     недостоверная информация, т.е. информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32, которые она должна выполнять исходя из предоставленной потребителю информации);

     недостаточно полная информация, т.е. информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара, либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

Если в результате нарушения права на информацию потребитель приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми ему свойствами, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.

Если в результате отсутствия информации, оказалось, невозможно использовать приобретенный товар (работу, услугу) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.

Рассматривая споры о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...