Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Защита законных прав и интересов предпринимателей




Виды договоров

1. Договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Виды договора купли продажи:

- Д. розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ);

- Д. поставки товаров (ст. 506 ГК РФ);

- Д. поставки товаров для государственных нужд (ст. 525 ГК РФ);

- Д. контрактации (ст. 535 ГК РФ);

- Д. энергоснабжения (ст. 539 ГК РФ);

- Д. продажи недвижимости (ст. 549 ГК РФ);

- Д. продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ).

2. Договор мены (ст. 567 ГК РФ).

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

3. Договор дарения (ст. 572 ГК РФ).

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

4. Договор ренты (ст. 583 ГК РФ).

По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

5. Договор аренды (ст. 606 ГК РФ).

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Виды договора аренды:

- Д. проката (ст. 626 ГК РФ);

- Д. аренды транспортных средств (ст. 632, ст. 642 ГК РФ);

- Д. аренды зданий и сооружений (ст. 650 ГК РФ);

- Д. аренды предприятий (ст. 656 ГК РФ);

- Д. финансовой аренды (лизинга) (ст. 665 ГК РФ);

6. Договор найма жилого помещения (ст. 671 ГК РФ).

По договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

7. Договор безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ).

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

8. Договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Виды договора подряда:

- Д. бытового подряда (ст. 730 ГК РФ);

- Д. строительного подряда (ст. 740 ГК РФ);

- Д. подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ);

- Д. подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 ГК РФ);

9. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК РФ).

10. Договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

11. Договор перевозки груза (ст. 784 ГК РФ).

12. Договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ).

13. Договор займа (ст. 807 ГК РФ)

Виды договора займа:

- кредитный договор (ст. 819 ГК РФ);

- Д. товарного и коммерческого кредита (ст. 822 ГК РФ);

14. Договор финансирования под уступку денежного требования (ст. 330 ГК РФ).

15. Договор банковского вклада (ст. 834 ГК РФ),

16. Договор банковского счета (ст. 845 ГК РФ).

17. Договор хранения (ст. 886 ГК РФ).

Виды договора хранения:

- Д. хранения на товарном складе (ст. 907 ГК РФ);

- специальные виды хранения (ст. 919-926 ГК РФ).

18. Договор страхования (ст. 927 ГК РФ).

19. Договор поручения (ст. 971 ГК РФ).

20. Договор комиссии (ст. 990 ГК РФ).

21. Агентский договор (ст. 1005 ГК РФ).

22. Договор доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ).

23. Договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

24. Договор простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ).

 

3. Монопольная деятельность

Монопольная деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти или органов МСУ, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Антимонопольное законодательство: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» №9488-1 от 22.03.1991; Закон «О естественных монополиях» от 19.07.1995.

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее конечной целью является максимизация прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (субъектов), доля которого (которых) на рынке определенного товара составляет более 65%, за исключением случаев, когда субъект (субъекты) докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, положение не является доминирующим.

Разновидностями монополистической деятельности (МД) являются:

1. Индивидуальная МД, проявляемая как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Субъектом этой деятельности выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.

2. Коллективная МД проявляется в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Различают следующие виды коллективной МД:

- соглашения конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти действия могут быть направлены на установление цен, скидок, надбавок; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или ассортименту реализуемых товаров; ограничение доступа на рынок иных хозяйствующих субъектов.

- соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один их которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем.

3. МД органов исполнительной власти или МСУ проявляется в виде принятия нормативных актов, направленных на ограничение самостоятельности деятельности хозяйствующих субъектов; создание дискриминирующих условий деятельности отдельным субъектам; создание благоприятных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам путем предоставления им льгот.

 

Монопольные цены

Монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации затрат за счет продавца; или цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка

 

Антимонопольное регулирование и регулирование деятельности естественных монополий

Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения МД и защиты прав потребителей в РФ функционирует федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ее составе существует 2 отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства.

ФАС образует свои территориальные управления в каждом субъекте Федерации. ФАС выполняет следующие задачи:

- дает обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о расторжении (изменении) договоров, противоречащих закону; о восстановлении первоначального положения; об отмене (изменении) принятых неправомерных актов; о принудительном разделении;

- принимает решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, за неисполнение предписаний антимонопольного органа;

- обращается в суд с исками и заявлениями; участвует при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

- направляет в органы прокураторы материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии.

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № «О газоснабжении в РФ» и др.

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные 4 сферы:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.

Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами;

2) неценовой метод, который предусматривает:

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом, (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта. Применяемый метод должен играть стимулирующую роль в повышении качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные платежи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность потребителей от места производства, соответствие качества товаров спросу потребителей, меры государственной поддержки и др.

Обязанностью органов регулирования естественных монополий является сообщение через средства массовой информации о принятых ими решениях, в частности, относительно:

- введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов;

- включения в Реестр субъектов естественных монополий либо исключения из него;

- применяемых к конкретному субъекту методов регулирования.

 

 

Защита законных прав и интересов предпринимателей

Защита гражданских прав осуществляется путем:

- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности и ничтожности;

- признания недействительным акта государственного органа или органа МСУ;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда.

 

Судебная защита

Судебная защита осуществляется в соответствии с подведомственностью в суде общей юрисдикции, арбитражном суде, третейском суде и мировом суде.

Защита гражданских прав может осуществляться и в административном порядке, например, если в населенном пункте отсутствует суд.

Основным судебным органом по разрешению экономических споров является Арбитражный суд.

Структура арбитражных судов в РФ

Высший Арбитражный суд (ВАС) ® АС в округах ® АС в регионах

Не реже 2-х раз в год созывается пленум ВАС, который принимает постановления, обязательные для всех нижестоящих судов.

 

Нотариальная защита

Нотариат призван обеспечивать защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами.

Нотариальные действия совершают:

- частные нотариусы;

- уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус;

- уполномоченные должностные лица консульских учреждений на территории других государств.

Нотариус вправе составлять проекты сделок и других документов; изготовлять копии документов и выписки из них; требовать от клиентов необходимые сведения.

Нотариус не вправе заниматься другой деятельностью, кроме нотариальной или преподавательско-научной; оказывать посреднические услуги при заключении договоров; совершать нотариальные действия на свое имя, на имя супругов и своих родственников.

Нотариус обязан отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству; хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности; в необходимых случаях предоставлять налоговые органы определенные справки.

 

5. Налоговая система, ее сущность

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено нормативное определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В них определена система (иерархия) нормативных правовых актов, объединенных термином «законодательство о налогах и сборах».

Общее регулирование системы налогообложения осуществляет НК РФ. Законодательные и нормативные акты о налогах и сборах не могут противоречить НК.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта (ВВП) и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. НДС;

2. акцизы;

3. НДФЛ;

4. ЕСН;

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных ископаемых;

7. водный налог;

8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в идее единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

Понятие налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 8 НК РФ).

 

Виды налогов по объекту предпринимательской деятельности

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Виды объектов налогообложения: недвижимое или движимое имущество; деятельность налогоплательщика по совершению операций по реализации товаров, работ, услуг; экономические результаты такой деятельности, и в частности: прибыль, доход и иные объекты.

Классификация налогов по объекту налогообложения:

1. с выручки юридических лиц: НДС, акцизы и т.д.;

2. с доходов юридических и физических лиц: налог на прибыль организаций, НДФЛ;

3. с фонда оплаты труда: ЕСН;

4. с имущества: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц.

 

Виды имущества

Основным документом, регулирующим имущественные отношения, является ГК.

Вещное право – совокупность норм, регулирующих имущественные отношения, в которых уполномоченные лица могут осуществлять свои права на имущество, не нуждаясь в положительных действиях других лиц.

Правовой режим имущества, порядок пользования, способы и пределы распоряжения, и иные правомерные действия людей в отношении имущества, определяемые правовыми нормами.

Состав имущества предприятия: 1). Материальное; 2). Нематериальное.

1.1. Вещи: недвижимые и движимые (автотранспорт, предметы труда, деньги, ценные бумаги)

1.2. Работы, услуги.

2.1. Патенты;

2.2.. Лицензии;

2.3. Ноу-хау и др.

Право предпринимателя на распоряжение имуществом

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении  принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе:

- отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;

- передавать им (оставаясь собственником) права владения, пользования и распоряжения имуществом;

- отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

 

 

6. Имущество как объект предпринимательской деятельности

 

Основным документом, регулирующим имущественные отношения, является ГК РФ (ст.216).

Вещное право – совокупность норм, регулирующих имущественные отношения, в которых уполномоченные лица могут осуществлять свои права на имущество, не нуждаясь в положительных действиях других лиц.

Правовой режим имущества, порядок пользования, способы и пределы распоряжения, и иные правомерные действия людей в отношении имущества, определяемые правовыми нормами.

Правовой режим любого имущества устанавливается законодательством и подразумевает раскрытие содержания прав и обязанностей субъектов гражданского оборота, объектом которого выступает то или иное имущество.

Виды имущества

Состав имущества предприятия: 1). Материальное; 2). Нематериальное.

1.1. Вещи: недвижимые и движимые (автотранспорт, предметы труда, деньги, ценные бумаги)

1.2. Работы, услуги.

2.1. Патенты;

2.2.. Лицензии;

2.3. Ноу-хау и др.

 

Право предпринимателя на распоряжение имуществом

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе:

- отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;

- передавать им (оставаясь собственником) права владения, пользования и распоряжения имуществом;

- отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

 

Организационно-правовые формы юридических лиц

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

 

1. Коммерческие организации

1.1. Хозяйственные товарищества и общества (ст. 66 ГК РФ) – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

1.1.1. Полное товарищество (ст. 69 ГК РФ) и товарищество на вере (ст. 82 ГК РФ);

1.1.2. Общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК РФ), Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ), Акционерное общество открытого и закрытого типов (ст. 96 ГК РФ), Дочерние и зависимые общества (ст.105,106 ГК РФ).

1.2. Производственный кооператив (артель) (ст. 107 ГК РФ) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом.

1.3.1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

1.3.2. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ).

2. Некоммерческие организации

2.1. Потребительский кооператив (ст. 116 ГК РФ) – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2.2. Общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117 ГК РФ) – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (например, политические партии).

2.3. Фонды (ст. 118 ГК РФ) – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

2.4. Учреждение (ст. 120 ГК РФ) – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

2.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121 ГК РФ).

 

 

7. Сущность и принципы бухгалтерского учета (БУ)

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О БУ»).

Объектами БУ являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О БУ»).

Основными задачами БУ являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам, и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Принципы БУ:

- обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе плана счетов, утвержденного Минфином РФ;

- учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичный учетный документ, составленный на иных языках, должен иметь построчный перевод на русский язык;

- в БУ текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями;

- обязательность документирования хоз-ных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу после окончания операций. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утвержденным руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ и др. уполномоченными органами. Содержание регистра БУ и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной;

- объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества, произведенного самой организацией – по стоимости его изготовления. Применение др. методов оценки допустимо в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом «О БУ» случаев обязательного проведения инвентаризации;

- для ведения БУ в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...