Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалистическое учение Маркса. Базис и надстройка.




Социальные идеи эпохи Просвещения.

(начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.)

Идеи: разум, наука, идеи прогресса, права на жизнь и свободу, идея разделения властей (законодат, федеральная, исполнит.). Разум на месте Бога.

Теория естественных прав человека и общественного договора. (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Руссо)

Представители:

Эдмунд Бёрк (1729—1797) – ирланд. политик и философ, британский консерватизм.

Томас Джефферсон (1743—1826), США, философ и политический деятель, один из авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию».

Шарль Луи Монтескьё (1689—1755), Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.

Вольтер (1694—1778), Франция, писатель и философ, критик государственной религии.

Адам Смит (1723—1790), Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги Исследование о природе и причине богатства народов.

Дени́ Дидро́ (1713-1784) - франц. писатель, философ-просветитель и драматург, основавший Энциклопедию.

 

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за правду».

 

Особенности марксистского учения.

 

«Философы до сих пор изучали мир, наша же задача его изменить, а не изучать».

Сочетание теории и практики –

Марксистское учение – гл. инструмент классовой борьбы.

Источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм.

Учение Маркса очень рано стали ис­толковывать не только как экономическое или политическое, но и со­циологическое.

 

В современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живет и развивается.

Но! Вся­кая интерпретация взглядов Маркса — это всегда, так или иначе, их рекон­струкция. Существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоис­ключающих интерпретаций наследия Маркса. Это многообразие усили­вается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он по­падал, в какой среде он функционировал.

 

Материалистическое учение Маркса. Базис и надстройка.

 

Основой выводов относительно общественного развития и его законов для Маркса стало материалистическое понимание истории и исторического процесса.

Сущность: определяющий факторв развитии общества – экономический.

Центральное место: изучение исторических формаций.

 

Базис – совок-ть производственных отношений (которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных сил каждого), составляющая эконом. структуру общ-ва, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. Образован производственными силами и отношениями. В основе общественного развития – эконом. изменения, отношения.

Надстройка – то, что возвышается над базисом. Надстройка: сферы общественной жизни: религия, политика, право, идеология, искусство. Маркс не отрицал влияние надстройки на базис, т.е. на производств. отношения.

 

Он считал: в основе становления общ-ва (изменения, различия) лежат эконом. изменения. Считал, что элементы надстройки могут оказать влияние на базис, т.е. двухстороннее взаимодействие.

 Многие думали, что он детерминист, т.к. всё описывает через одну среду.

 

Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением «материалистическое понимание истории», тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения.

Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониманием социологии в наши дни, по сравнению со временем жизни Маркса, когда она неразрывно связывалась с позитивизмом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказались использованы различными социологическими школами. Поэтому, если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его социально-философских взглядах, а также о том влиянии, которое отдельные элементы его учения оказали на развитие социологической мысли. Влияние же это было огромным.

Исторический материализм. Основная задача этого учения - вскрыть невидимые обыденному сознанию движущие силы исторического развития; объяснить природу объективности социальных законов, т.е. показать, каким образом и почему в обществе, где действуют лишь наделенные разумом и волей люди, возникают им не подвластные, и, более того, определяющие собой их поведение, законы; наконец, объяснить механизм и причины социальных революций. По замыслу Маркса, реализация этих чисто научных задач, позволила бы ответить на главный вопрос - при каких условиях и как возможно подлинное освобождение человека, т.е. превращение его из игрушки слепых и неподвластных ему социальных сил (влияние которых, прежде всего, и исследуется социологией) в подлинного, осознанно действующего творца исторического процесса.

Наиболее важные принципы материалистического учения об обществе:

1) признание закономерности общественного развития.

2) Признание закономерности тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей

3) Утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...