Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Финансы государственных и муниципальных предприятий
как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формирова- нием, распределением и использованием денежных доходов и на- коплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами фи- нансового права, они являются правоотношениями. К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся:
а) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне- бюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне- бюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду, страховых тари- фов в Фонд социального страхования РФ на обязательное соци- альное страхование от несчастных случаев на производстве и про- фессиональных заболеваний и др.; в) правоотношения по поводу получения предприятием бюд- жетных ассигнований и бюджетных кредитов. Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государст- венные и муниципальные унитарные предприятия подразделяют- ся на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оператив- ного управления (казенные предприятия). Исходя из этого, в пра- вовом регулировании финансов государственных и муниципаль- ных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (го- сударством или муниципальным образованием) самостоятельно распоряжаются полученной прибылью1. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Одна- ко, в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, нахо- дящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия. Таким образом, на государственном и муниципальном унитар- ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределе- ния прибыли: а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязан- ными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение);
б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том слу- чае, если в уставе предприятия собственником имущества огово- рена такая обязанность. Государственные предприятия на праве оперативного управле- ния (казенные предприятия) распределяют свою прибыль соглас- но порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с «Поряд- ком планирования и финансирования деятельности казенных за- водов (казенных фабрик, казенных хозяйств)», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.1, при- быль казенного предприятия направляется по нормативам, еже- годно устанавливаемым уполномоченным органом на производст- венные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной влас- ти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия. После распределения прибыли казенного предприятия по нор- мативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъ- ятию в доход федерального бюджета. Таким образом, на казенных предприятиях возникают финан- сово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между уполномоченным государственным органом и казен- ным предприятием по поводу установления последнему нормати- вов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта- ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред- приятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъ- ятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нор- мативов распределения прибыли является финансово-правовым, поскольку оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятель- ности государства по образованию и использованию децентрали- зованных денежных фондов, во-вторых, оно регулируется мето- дом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписа-
ния, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным обра- зом. ' . Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муници- пальных унитарных предприятий, включены в самые различ- ные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, по- рождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и го- сударственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного пред- приятия, а также части прибыли государственных и муници- пальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охва- тываются финансово-правовым институтом неналоговых дохо- дов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных креди- тов, охватываются институтом государственных и муниципаль- ных расходов. Вместе с тем, некоторые правовые нормы порождают финансо- вые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финан- сово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие пра- воотношения: а) между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта- ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред- приятием своего права распределения прибыли по нормативам; в) между государственным и муниципальным унитарным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не пре- пятствовать реализации предприятием своего права на распреде- ление прибыли. Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государст- венных и муниципальных унитарных предприятий с точки зре- ния системы права представляют собой комплексный финансово- правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных пред-
приятии представляет собой вторичное образование в системе фи- нансового права. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 581. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |