Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансы государственных и муниципальных предприятий




как объект финансово-правового регулирования представляют

собой отношения (не только денежные), связанные с формирова-

нием, распределением и использованием денежных доходов и на-

коплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами фи-

нансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся:

 

а) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне-

бюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль,

налога на землю, единого социального налога и др.;

б) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне-

бюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение

окружающей природной среды, платы за воду, страховых тари-

фов в Фонд социального страхования РФ на обязательное соци-

альное страхование от несчастных случаев на производстве и про-

фессиональных заболеваний и др.;

в) правоотношения по поводу получения предприятием бюд-

жетных ассигнований и бюджетных кредитов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государст-

венные и муниципальные унитарные предприятия подразделяют-

ся на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения,

и государственные предприятия, основанные на праве оператив-

ного управления (казенные предприятия). Исходя из этого, в пра-

вовом регулировании финансов государственных и муниципаль-

ных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия

проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных

предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых

отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия,

основанные на праве хозяйственного ведения, согласно п. 2

ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (го-

сударством или муниципальным образованием) самостоятельно

распоряжаются полученной прибылью1. Эту прибыль они могут

распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Одна-

ко, в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право

на получение части прибыли от использования имущества, нахо-

дящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос

оговаривается в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитар-

ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения,

возникают финансово-правовые отношения по поводу распределе-

ния прибыли:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязан-

ными не препятствовать реализации предприятием своего права

на распределение прибыли (абсолютное правоотношение);

 

 

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том слу-

чае, если в уставе предприятия собственником имущества огово-

рена такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управле-

ния (казенные предприятия) распределяют свою прибыль соглас-

но порядку, установленному собственником их имущества, т.е.

государством (ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с «Поряд-

ком планирования и финансирования деятельности казенных за-

водов (казенных фабрик, казенных хозяйств)», утвержденным

постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.1, при-

быль казенного предприятия направляется по нормативам, еже-

годно устанавливаемым уполномоченным органом на производст-

венные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного

органа выступают те федеральные органы исполнительной влас-

ти, в непосредственном подчинении которых находятся те или

иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нор-

мативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся

часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъ-

ятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, на казенных предприятиях возникают финан-

сово-правовые отношения по поводу распределения прибыли:

а) между уполномоченным государственным органом и казен-

ным предприятием по поводу установления последнему нормати-

вов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта-

ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред-

приятием своего права распределения прибыли по нормативам

(абсолютное правоотношение);

в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъ-

ятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и

казенным предприятием по поводу установления последнему нор-

мативов распределения прибыли является финансово-правовым,

поскольку оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятель-

ности государства по образованию и использованию децентрали-

зованных денежных фондов, во-вторых, оно регулируется мето-

дом властных предписаний. Уполномоченный государством орган

согласно законодательству дает предприятию властные предписа-

 

 

ния, выражающиеся в установлении обязанности для последнего

распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным обра-

зом. ' .

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает

правоотношения в сфере финансов государственных и муници-

пальных унитарных предприятий, включены в самые различ-

ные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие

правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в

бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются

финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, по-

рождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и го-

сударственные внебюджетные фонды неналоговых платежей,

изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного пред-

приятия, а также части прибыли государственных и муници-

пальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охва-

тываются финансово-правовым институтом неналоговых дохо-

дов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением

предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных креди-

тов, охватываются институтом государственных и муниципаль-

ных расходов.

Вместе с тем, некоторые правовые нормы порождают финансо-

вые правоотношения в сфере государственных и муниципальных

финансов, которые не включаются ни в один из известных финан-

сово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие пра-

воотношения:

а) между уполномоченным государством органом и казенным

предприятием по поводу установления последнему нормативов

распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта-

ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред-

приятием своего права распределения прибыли по нормативам;

в) между государственным и муниципальным унитарным

предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не пре-

пятствовать реализации предприятием своего права на распреде-

ление прибыли.

Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государст-

венных и муниципальных унитарных предприятий с точки зре-

ния системы права представляют собой комплексный финансово-

правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно

самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в

иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт

финансов государственных и муниципальных унитарных пред-

 

приятии представляет собой вторичное образование в системе фи-

нансового права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 581.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...