Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соперничество между братьями и сестрами




 

Другой распространенный пример травмы третьего рода — это соперничество между детьми, своего рода борьба за место "любимца". Я уже заметил в предыдущей главе, что у старше­го ребенка часто появляется астма или недержание мочи, когда появляется другой ребенок. Часто эти симптомы обостряются у старшего ребенка, когда он начинает ходить в школу. То, что его отправляют куда-то, воспринимается им как "выталкива­ние" из дома, в то время как в его отсутствие младшему "со­пернику" без помех достается вся родительская любовь. И если ребенок чувствует таким образом, он часто испытывает труд­ности с учебой, во всяком случае явно не проявляет своих способностей, при этом он во всем винит школу, и таким обра­зом, начинает известную игру в поиски виноватого. Иногда старший ребенок просто становится "трудным", агрессивным и грубым. А когда родители пытаются как-то исправить его "трудный" нрав, они только подтверждают свое предпочтение младшему ребенку, старший же остается со своей обидой и все больше удаляется от своих подлинных потребностей в любви и нежности и в конце концов начинает отказываться от них.

Вполне естественно то, что многие родители хотят иметь и мальчика, и девочку. Я сам был вторым сыном в семье. Мои родители решили еще разок попытать счастья и не промахну­лись — у них родилась дочь. Я помню совершенно отчетливо даже теперь, когда прошло пятьдесят лет, мои переживания по поводу этого события:" Что же теперь будет со мной? " — думал я. Старший брат казался мне намного умнее меня (в действи­тельности так оно и было, поскольку он был старше), в то же время младшая сестра, очевидно, доставляла родителям столь­ко радости, что мне не под силу было соревноваться с ней, в результате я чувствовал себя обойденным родительским вни­манием. Мне приходилось постоянно напоминать о себе, я про­должал делать это и тогда, когда в этом не было уже никакой необходимости. В основном такое поведение было бессозна­тельным, и я понял это во время одного из терапевтических сессий, посвященных личностному росту. Это помогло мне принять на себя всю ответственность за мое дальнейшее разви­тие, и теперь мне оставалось соревноваться лишь с самим со­бой, что освобождало меня от необходимости все время "демонстрировать" себя. Думаю, этот эпизод показывает, что быть средним братом или сестрой в семье означает постоянно утверждать себя, часто не осознавая этого.

В больших семьях особенные трудности выпадают на долю первого ребенка. Каждый раз, когда рождается другой ребенок, появляется мысль "А что будет со мной?" Бывает и так, что дети перестают требовать доказательств родительской любви. При этом создается впечатление, что любовь родителей каким-то образом подавляет их, поэтому они временно приостанав­ливают этот "флирт", пока не появляется ощущение, что от­ношения становятся прохладными, и тут они начинают все сначала. Это бессознательное поведение, которое закрепляет в детях ощущение, что "что-то с ними не так", а также непо­нимание того, что собственно представляет собой любовь.

Не стоит, вероятно, игнорировать и случай "единственно­го" ребенка. Часто "единственный ребенок" вынужден быстро взрослеть, по существу оставаясь ребенком. В результате у него формируются "взрослые мысли" на фоне детского миро­воззрения и впоследствии, когда он становится взрослым, мно­гие его концепции остаются детскими.

Я полагаю, этот раздел, касающийся соперничества детей, показывает значимость места, которое ребенок занимает в семье, и тот факт, что здесь может быть источник обиды и переживания, которые затем совершенно бессознательно при­водят к поведенческим отклонениям, порою трудно объясни­мым. Эти отклонения часто носят характер ограничений, ко­торые вносят беспокойство в жизнь личности и часто закреп­ляют раннее травмирующее переживание.

 

Реактивная депрессия

 

Реактивная депрессия возникает как реакция на катастро­фическое событие — семейную трагедию или на то или иное негативное событие в жизни личности — и которая обычно продолжается долгое время спустя после того, как событие произошло. Причинами такого состояния могут быть неудач­ный роман, крушение честолюбивых замыслов, уход из дома любимого ребенка или кончина близкого человека. Вообще говоря, когда вы теряете кого-то, кого вы любите, то, естест­венно, вы чувствуете глубокую печаль и скорбь и оплакиваете, близкого человека, но если время скорби растягивается на многие годы, появляется момент патологии.

Существуют три распространенных причины проявления такого рода депрессии. Первая — чрезмерная захваченность собственным страданием, часто связанная со сверхзависимо­стью от потерянного человека. Вторая причина состоит в том, что происшедшее порождает вспышку чувства вины, когда вам кажется, что вы были недостаточно внимательные к тому, кого потеряли. Третья причина, с которой в последнее время при­ходится особенно часто сталкиваться, заключается в том, что человек оказывается не в состоянии пережить горе от утраты близкого человека. Часто это бывает следствием большой дозы транквилизаторов, которые вам предписывают принимать в такой ситуации, немедленно после имевшего место трагиче­ского события (см. упр. 17 в конце этой главы).

Пациенты, страдающие от травматических переживаний третьего порядка, имеют тенденцию чрезмерно интеллектуализировать происходящее. Они часто не слишком свободно распоряжаются своим телом и не очень хорошо координирова­ны. Уровень их сексуальной энергии часто бывает несколько снижен или же их сексуальная активность носит символиче­ский характер. Они взаимодействуют с идеями и числами с большей легкостью, нежели с другими людьми. Люди этого сорта часто выбирают профессии финансиста, врача, становят­ся учителями или инженерами.

Нередко травматические переживания различных видов накладываются друг на друга и соответственно подкрепляют друг друга. "Носители" подобных переживаний, в свою оче­редь, нередко причиняют боль собственным детям и снова ока­зывается, что "сын вынужден отвечать за грехи отца вплоть до семнадцатого колена".

Если вам известно, какие симптомы соответствуют тому или иному травматическому переживанию, вы можете сэконо­мить время и установить причину того или иного поведенче­ского нарушения, просто определив момент, в который это первичное травматическое переживание имело место. Запе­чатленное некогда в вас переживание может долгие годы жить в вас и никак не заявлять о себе, пока какое-то событие не приведет его в движение, таким образом обнажая и подкрепляя его.

 

УПРАЖНЕНИЕ 15. Поиск ресурсов в своем прошлом

В случае с моим коллегой, Аланом, который испытывал страх, когда следовало подняться со своего места и задать вопрос выступавшему, я поступил следующим образом. Я предложил ему вспомнить некоторый момент из прошлого, когда ему хотелось обратить на себя внимание и когда он чувствовал себя по-настоящему смелым. Он не сразу вспом­нил такой случай, но через какое-то время рассказал мне о том, что напомнила ему его мать. Как-то раз они шли по берегу моря, и там была стена, тянувшаяся вдоль всего пля­жа. Алан забрался на эту стену, пошел по ней и когда достиг самой высокой точки, крикнул: "Мама, мама, смотри!" и спрыгнул вниз на песок. Чувство, которое он испытал в тот момент, было чем-то вроде: "Ну взгляни на меня! Разве я не сильный и умный? Я хочу, чтобы вы видели это и сказали мне об этом!" Не могло ли это ощущение стать внутренним источником силы для Алана, когда наступал момент под­няться и задать вопрос?

Я привел Алана в ИСС, в котором он просмотрел всю эту сцену на берегу. В тот момент, когда его чувства стали наиболее интенсивными, он должен был потереть концом своего большого пальца кончики безымянного, среднего и ука­зательного пальцев. Это движение пальцами было аналогич­но звонку, с которым работал Павлов. Задача состояла в том, чтобы подобно Павлову, который делал это в своих опытах, создать условную рефлекторную связь между потиранием рук и тем чувством силы и уверенности, которое испытал Алан на берегу. Начиная с этого момента он мог вызвать это чувство, просто потирая кончики пальцев. Ду­маю, что это простой и эффективный способ активизиро­вать те ресурсы, которые глубоко скрыты в нас. Теперь в ситуации, когда ему надо было задать вопрос, он мог восполь­зоваться этим приемом и выполнить то, что задумал. Если вы боитесь предпринять какое-либо действие, вспомните момент в своей жизни, когда вы вели себя по-настоящему уверенно и спокойно, и попробуйте выработать рефлектор­ную связь с этим моментом. Вы сможете перенести это чувство уверенности и покоя из того времени в настоящий момент.

 

УПРАЖНЕНИЕ 16. Достижение согласия между отдельными частями

Если две части вашего сознания в разное время выполня­ют различные функции, иногда мешая друг другу, можно скор­ректировать ситуацию, достигнув между ними определенно­го согласия и скоординировав их ответственность за выпол­нение обеих функций (вспомните случай с проблемой засыпа­ния). Другой вариант связан с концентрацией во время рабо­ты и последующей релаксацией и способностью "отклю­читься" от проблемы.

Нередко люди, занятые напряженной работой, не в со­стоянии забыть о ней, "отключиться" даже по выходным, не прибегая к помощи всякого рода транквилизаторов, вы­пивки и т.д. Принято считать, что наименьшим из всех зол при этом является алкоголь, возможно, поэтому среди этого сорта людей алкоголизм весьма распространен. Не лучше ли переключиться с напряженного ритма на состояние рас­слабленности и покоя, воспользовавшись возможностями нашего сознания? Сделать это можно, переведя себя в ИСС, обратив мысленный взгляд внутрь своего сознания и после­довательно отыскав те его части, которые отвечают за концентрацию, а затем — за расслабление. Поблагодарите обе части за ту работу, которую они выполняют. Затем попросите их слушать, быть внимательными и настроить­ся на достижение согласия. Используйте идеомоторный ме­ханизм, выбрав для связи с каждой частью сознания указа­тельные пальцы на каждой из рук (подобно тому, как это было в примере в гл. 4). Вступите в контакт вначале с одной частью сознания, затем с другой и попросите каждую часть откликнуться тем способом, который нами был описан. По­лучив ответ от каждой из частей, попросите их подтвер­дить готовность помочь вам, немедленно приступив к "пе­реговорам", и выразить возможное соглашение, скажем, в соединении рук, как это получилось у нашего ирландского друга. Я всегда использую находки моих пациентов, если в них действительно оказывается что-то стоящее.

 

УПРАЖНЕНИЕ 17. Работа с реактивной депрессией

Во-первых, необходимо выяснить, какая из трех вышеупо­мянутых причин ответственна за наше негативное состо­яние. И первый вопрос здесь обычно следующий: "Насколько сильны были ваши переживания и сумели ли вы выразить свое горе в тот момент?" Если нет, то, возможно, вы не на самом деле почувствовали то, что произошло, и вам необходимо заново пережить все это. Второй вопрос такой: "Испыты­ваете ли вы ощущение, что вам недостает человека, кото­рого вы потеряли, и есть ли кто-нибудь, кто мог бы как-то восполнить его отсутствие?" Если вы отвечаете утверди­тельно на оба эти вопроса, то, по-видимому, ваша зависи­мость от других слишком велика и вам необходимо стать своим собственным родителем. И третий вопрос: "Страда­ете ли вы оттого, что этих людей больше нет с вами и что вы не можете сказать им, как сильно вы их любили?" Если ваш ответ утвердителен, то, вероятно, ваше страдание связано с чувством вины. Возможно также, что ваше стра­дание складывается из всех трех компонентов.

Если ваше горе не было пережито вами, то, скорее всего, вам следует найти терапевта, который поможет вам пере­жить заново то, что произошло, и окажет вам необходимую поддержку в этот момент. Пребывание в ИСС в это время часто облегчает процесс высвобождения подавленных эмо­ций. Техника гипервентиляции даст сходный эффект. Любая из этих техник требует поддержки и участия квалифициро­ванного терапевта в том случае, если у вас есть ощущение, что вы не можете справиться с вашим переживанием собст­венными силами.

Если понесенная вами утрата подчинила себе вашу жизнь, вам необходимо сделать себя своим собственным родителем. Возможно, что человек, которого вы потеряли, вовсе не был одним из ваших родителей, но сверхзависимость всегда есть вариант той связи, которая существует между родителем и ребенком, и эта связь накладывается на ваше переживание и как бы замещает его. Вспомните о том, что целью жизни является обретение зрелости и принятие вами ответст­венности за самого себя. Большая часть упражнений, приве­денных в этой книге, имеет целью помочь вам обрести в себе наилучшего из родителей, которого вы только можете себе представить, и стать зрелым и ответственным за самого себя.

Возможно, вам стоит напомнить о том, что тот осо­бенный мир переживаний, который связан с ушедшим от вас человеком, не может исчезнуть из-за того, что этого чело­века больше нет с вами. Ваши воспоминания и ваш опыт принадлежат вам, никто не может их отнять у вас, посколь­ку все, что было пережито вами, стало частью вас самих. Это ваш опыт — на всю оставшуюся жизнь. И хотя, воз­можно, этот опыт нельзя повторить, он так или иначе останется вашим достоянием. Я уверен, что тот, кого вы любили, хотел бы, чтобы о нем вспоминали с радостью, а отнюдь не с грустью. Точно так же, я думаю, и вы хотели бы оставить тем, кого вы любите не сумрачные воспоминания, а тот позитивный и вдохновляющий опыт, который вы пережили вместе.

Если вы испытываете чувство вины за то, что вы так и не сказали ушедшему от вас человеку о вашей подлинной люб­ви к нему, то подумайте о том, что чувствовать таким образом означает лишь сыпать соль на собственные раны. Вы в действительности можете проявить свою любовь к тем, кого вы потеряли, думая с чувством радости и благо­дарности о самом хорошем, что связано с этими людьми, и можете также черпать силу в этих воспоминаниях, которая будет поддерживать и ободрять вас. Итак, напомните себе о лучшем, что связано для вас с ушедшим человеком (находясь в ИСС), и почувствуйте подлинную радость благодаря такому запасу драгоценного опыта, пережитого вами. Так вы сможете проявить свою подлинную любовь к близким людям и к миру вокруг вас.

 

 


Глава 5. СТАТЬ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ РОДИТЕЛЕМ

 

В первые девять месяцев вашей жизни, пока вы пребываете в утробе матери, матка и пуповина являются вашими "постав­щиками". Они создают для вас мир, жить в котором легко, уютно и безопасно. Вам не надо ни о чем просить, благодаря канатику пуповины вы обеспечены всем необходимым. Но сто­ит вам появиться на свет, и количество ваших "поставщиков" резко умножается. Теперь родители становятся вашими "по­ставщиками", однако никакие родители не в силах дать вам все, что нужно, в любой момент и без всякой просьбы с вашей стороны. Следовательно, цель жизни состоит в том, что вы сами должны стать для себя родителями и "поставщиками". По-настоящему счастливыми людьми являются только те, кто успешно осваивают эти роли. Вы взрослеете, когда вы можете обеспечить себя всем необходимым, когда вы принимаете от­ветственность за самого себя и овладеваете способностью пре­бывать наедине с самим собой. Когда вы овладеваете способно­стью жить в мире с самим собой, вы сможете спокойно остано­вить свой выбор на том, с кем вы хотели бы разделить свою жизнь, не опасаясь при этом впасть в зависимость от того, кого выбрали. И вы только тогда сможете по-настоящему любить кого-то, когда вы научитесь любить самого себя; вы не сможете дать другому то, чем не владеете сами. Многие люди по причи­нам, описанным в предыдущих трех главах, не достигают зре­лости, даже если "хронологически" они являются достаточно взрослыми. Единственный способ для них обрести зрелость — это стать для самих себя таким родителем, которого им не довелось иметь.

Следующие два примера демонстрируют то, как детские травмы заявляют о себе в более поздние годы. Начну с пациен­та, которого я здесь буду называть Джоном.

Джон — это высококвалифицированный и весьма респек­табельный и уважаемый человек среднего возраста, професси­онал в своем деле. Он производит впечатление рационального, надежного и благополучного человека. Джон — мой близкий друг, который помог мне организовать серию моих семинаров в США. Когда я работал, как обычно, с пациентами-доброволь­цами, помогая тому ребенку, который живет в них, почувствовать себя более комфортно, Джон бывал близок к тому, чтобы разрыдаться. Как-то вечером, когда наш семинар закончился, он в разговоре со мной признался, что моя терапия сильно действует на него. В детстве он испытал целый ряд болезнен­ных переживаний. Его отец был окружным судьей и каждый раз, возвращаясь домой с работы, он устраивал "суд" над своим сыном. Разбирательство обычно изобличало Джона в каком-нибудь прегрешении, а наказание было телесным. Джон часто бывал в тревожном настроении, он не умел быть ласковым с близкими людьми, поэтому, когда у него появились собствен­ные дети, он не испытывал особенно нежных чувств к ним, хотя старался изо всех сил. Он говорил, что с равным успехом мог бы обнимать узел с бельем, предназначенным для стирки. Только когда его дети подросли, он стал что-то чувствовать по отношению к ним, но, скорее, на интеллектуальном уровне. Ему было очень трудно проявить свою привязанность к кому бы то ни было, и он не мог "опознать" такого рода чувств в самом себе. Я уверен в том, что, восхищаясь собственным ин­теллектом, он, однако, не испытывал подлинной любви к са­мому себе. Если чувства со стороны жены не были, на его взгляд, достаточно сильными, он становился ревнив и агресси­вен. Во время сеанса я попросил его закрыть глаза и вызвать в памяти одну из тех сцен, когда его отец вел себя агрессивно по отношению к нему, и почувствовать, как сильно его "детское" сознание до сих пор страдает от этого. Наблюдая за пережива­ниями его "детского" сознания, он должен был одновременно обратиться к своему "взрослому" сознанию и успокоить дитя, живущее в нем, сказав ему, что оно будет любимо и что ему не потребуется вспоминать о тех обидах, которые ему когда-то пришлось пережить. Джон протестовал, говоря, что он не мо­жет полюбить это дитя, поскольку оно плохое. Это ощущение, что дитя плохое, было обусловлено тем, что ему постоянно говорили в детстве, что от него мало проку и что он никогда никому не понадобится. Теперь у него был выбор: он мог про­должать жить в своем прежнем мире, со своими негативными переживаниями, продолжая чувствовать привычным для себя способом, или же он мог попытаться полюбить этого ребенка и помочь ему вырасти в атмосфере любви и нежности. Пару дней спустя после нашей встречи он сказал мне: "А, пусть все идет прахом, но я найду способ полюбить этого ребенка".

Это произошло во время моего последнего посещения США. Мне не известно, сделал ли Джон тогда то, что он решил сде­лать. Однако я уверен, что единственная возможность изме­нить его чувства и повысить уровень его свободы состояла в том, чтобы предпринять подлинное усилие для преодоления глубоко скрытого в нем травмирующего переживания. Его желание расплакаться, которое он испытывал, когда я работал с другими людьми, было верным знаком того, что начался неко­торый глубинный динамический процесс. Его сильные чувства и драматическая реакция явно свидетельствовали о динамике процесса, "запущенного" в нем. Если он был способен плакать, вспоминая свои прежние чувства, значит они все еще сильно затрагивают его.

Важно осознать, что мы непрерывно развиваемся и поэтому обычно трудно с уверенностью сказать, как далеко мы продви­нулись на пути к тому, чтобы стать собственными родителями. Я уверен, что путь этот открывается тогда, когда мы начинаем испытывать подлинную любовь к самим себе, к ребенку внутри нас.

Другой пациент, по имени Фрэнк, пришел ко мне с жалобой на постоянное чувство усталости, которое мешает ему сосредо­точиться на чем-либо более чем на несколько секунд. Вспоми­ная свое детство, он рассказал мне, что всякая его попытка предпринять что-нибудь, сопровождалась примерно такими словами его отца: "Да у тебя ничего не выйдет, ты ни на что не способен, ты никогда не сможешь сделать ничего стоящего". И в том же духе, изо дня в день по любому поводу, так что в конце концов Фрэнк и сам поверил, что он ни на что не годен. Теперь единственная возможность для Фрэнка взять верх над отцом состояла в том, чтобы быть беспомощным и неумелым, по­скольку в свое время это доводило отца буквально до безумия, следовательно, оставаясь негодным ни на что, он одерживал своего рода победу. Проблема была в том, что его отец умер много лет назад, а Фрэнк все еще продолжал свою битву. По­ступить иначе он не мог, у него просто не было выбора.

Я напомнил ему о марафоне, в котором он победил исклю­чительно благодаря себе. Далее, поскольку он победил в этом марафоне, его право находиться здесь, в этом мире ничуть не меньше, чем право кого бы то ни было, включая и его отца. С моей помощью он проделал упражнения, приведенные в конце первой главы, которые являются своего рода прелюдией к вос­становлению веры в себя и первым шагом на пути обретения в себе собственного родителя.

Измененное состояние позволило Фрэнку увидеть свое де­тство и убедиться, насколько сильно жестокость отца задевала и ранила его (Фрэнк комментировал моменты, когда он чувст­вовал себя особенно униженным). Я задал вопрос Фрэнку, все еще находящемуся в ИСС, что он чувствует по отношению к своему отцу. Он ответил, что ненавидит его. Я спросил, как бы он определил тип, к которому можно отнести его отца? Он сказал: "Да он просто ни на что не годен". Тогда я спросил его: "Кто же все-таки тот, кто ни на что не годен, твой отец или ты?" "Мой отец", — ответил Фрэнк. "Понятно, он был совер­шенно никудышным отцом" — "Да, точно" — "Почему же тогда тебе нужно все еще бороться с ним?" — "Да мне это вовсе не нужно" — "Как поступил бы ты, если бы у тебя был сын, а обстоятельства были подобны тем, в которых твой отец говорил тебе, что ты никуда не годишься?" — "Я помог бы сыну спра­виться с его трудностями самому. Мой отец ничего не разрешал мне. Он всегда говорил мне, что я не смогу этого сделать, поэтому он отодвигал меня в сторону и делал это сам. А я покажу моему сыну, что он может это сделать. И покажу ему, что я люблю его" — "Как ты сделаешь это?" — "Я буду ласков с ним, я поговорю с ним нежно и скажу ему, что я очень привязан к нему" — "Ты думаешь, он почувствует, что ты любишь его гораздо больше, чем любили тебя?" — "Да, я думаю, он почувствует это" — "Захочет ли он бороться с то­бой?" — "Нет, конечно, нет. Ему это не понадобится", — ответил Фрэнк. "Да, это так," — сказал я. А захочешь ли ты бороться с ним?" — "Нет, определенно нет" — "Договори­лись!" — заключил я.

 

УПРАЖНЕНИЕ 18

Оставив Фрэнка в ИСС, я попросил его "просмотреть" самый первый из травмировавших его эпизодов, о которых он мне рассказывал, просто увидеть его, как если бы это был эпизод кинофильма. Когда в этом "фильме" он увидел себя ребенком, он обратился к этому ребенку (который был в действительности детской частью его сознания) и сказал, что любит и понимает его, что поможет ему вырасти и стать взрослым, И этот ребенок никогда больше не будет чувствовать себя одиноким или обиженным. Он может ста­новиться, кем захочет, и быть, кем захочет, и ему не пона­добится больше бороться за победу и терпеть поражение, потому что его "взрослое" сознание поможет ребенку, живу­щему в нем. Потом мы поработали с каждой травмой, кото­рая встретилась нам в ИСС, обращаясь за помощью к "взрос­лой" сущности, которая успокаивала и ободряла нас. Закон­чив этот этап нашей работы, мы обратились к идеомотор-ной реакции для выяснения, существуют ли другие моменты в его бессознательном, вызывающие у него чувство одиноче­ства, страха, обиды или ощущение, что его не любят. Конеч­но, такие моменты были, и с ними пришлось поработать. Моя дальнейшая работа заключалась в переструктурирова­нии защитных механизмов, которые применял Фрэнк. Я де­лал это, показывая ему, что есть более эффективные спосо­бы защиты, нежели уход в поражение и реализация этих способов связана с тем, насколько долго он сможет концен­трироваться на каком-либо предмете. Я сказал ему также, что он возьмет верх над своим отцом, добившись успеха в этом деле.

 

Концентрация Фрэнка постепенно улучшалась, и он чувст­вовал себя менее утомленным. Он был теперь в состоянии сам работать над многими своими травматическими переживани­ями, всякий раз оказываясь идеальным отцом, таким, которого никогда не было у мальчика Фрэнка. Он смог увидеть мотивы своего прежнего поведения, и это дало ему возможность более свободного выбора. Время от времени у него все же появляется чувство растерянности и смятения, тогда мы проводим очередную сессию и приводим в порядок его чувства, и к нему возвра­щается способность контролировать себя и свободно распоря­жаться собой.

Полагаю, что история Фрэнка ясно иллюстрирует, что зна­чит стать своим собственным родителем в случае, когда мы имеем дело с травмой третьего рода.

Эту же технику, я использовал, когда работал с Джанет, переживания которой были связаны с излишне строгим воспи­танием, которое она получила (см. предыдущую главу). Рабо­тая с Джанет, я предложил ей представить, что она держит маленькую Джанет на своих коленях. Она в самом деле охва­тила своими руками пространство, в котором как бы пребывала ее собственная "детская сущность" и ласкала ее, говоря ей как она ее любит и ценит. Я думаю, что это физическое действие, когда вы держите в руках ваше воображаемое "я" и говорите ему о вашей любви и восхищении, является очень эффектив­ным, помогая вам почувствовать, как вы на самом деле любите свое юное "я". Одновременно вы обретаете способность любить себя такими, какие вы есть. То есть вы начинаете с любви к своему юному "я" и приходите к любви к своей личности, такой, какая она есть. Это очень существенная часть терапии (см. конец первого раздела этой главы).

Что касается травматических переживаний второго рода (которые имели место спустя несколько часов после вашего рождения и далее вплоть до шестилетнего возраста и которые были вызваны дефицитом внимания к вашей растущей лично­сти), то относительно этих переживаний техника обретения родителей в самом себе адекватна той технике, которая описа­на выше.

 

УПРАЖНЕНИЕ 19

Находясь в ИСС, обследуйте ваше бессознательное и най­дите в нем ответ, какого рода внимание было необходимо вам, когда вы были ребенком, и представьте, что сейчас вы одариваете вниманием то юное существо, которое воплоща­ет ребенка, живущего в вас, и которое вы сейчас держите на своих коленях. Одновременно убедите это юное "я" в том, что ему не понадобится больше чувство одиночества или страха, потому что вы вознаградите его таким вниманием, что ваше "я" будет расти в атмосфере безопасности и люб­ви. Убедите также свое юное "я", что ему не нужно более прибегать к отчаянным попыткам обратить на себя внима­ние (которые закрепляются в виде "симптомов") или како­му-либо невротическому поведению, поскольку ваше взрослое "я" поможет вашему юному "я" найти более конструктивные способы привлечь к себе внимание и сделать себя "замет­ным".

 

Травматические переживания первого рода, вообще гово­ря, являются результатом непонимания того, что происходит при рождении. Акт рождения является травматичным по самой своей природе в большинстве случаев, становится источником совершенно новых и пугающих переживаний для рождающе­гося ребенка. Иногда эти травматические переживания оказы­ваются результатом невежества тех, кто принимает роды, и их непонимания того, что нужно ребенку в момент рождения. Техника обретения родителей в себе самом в случае травмы первого рода состоит в том, чтобы вначале предоставить паци­енту возможность увидеть травматическую ситуацию, сделав, так сказать, один шаг в сторону от места событий. Прием этот, известный под названием диссоциации, имеет целью защитить пациента от чрезмерно болезненного переживания, того, что было им как бы забыто. Следующий пример поясняет суть метода. Вернемся к пациенту по имени Том, о котором мы говорили во второй главе, разбирая последствия родов с яго­дичным предлежанием плода. Для Тома было очень важно отделить, так сказать, разум от тела и вот почему. В процессе регрессии к своему рождению, которую он проделал под гип­нозом, его тело, сохранившее память о травматическом пере­живании, испытанном в момент рождения, могло автоматиче­ски отреагировать очень болезненно. Из-за этого он не смог бы принять "взрослое" сознание и успокоить ту часть своего "я", которая помнила о родовых переживаниях, поскольку тогда она полностью доминировала бы в его чувствах и просто не было бы места для "взрослого" сознания (см. конец предыду­щего раздела).

 

УПРАЖНЕНИЕ 20

В работе с Томом я перевел его ИСС и в процессе его расслабления помог ему увидеть себя сидящим в кинотеатре, вначале с пустым экраном. Глядя на пустой экран, он должен был поместить свое сознание в ряду, который находится за его спиной, и, таким образом, его сознание "видело" тело, сидящее впереди него и, в свою очередь, наблюдающее за эк­раном. Затем на экране он должен был увидеть момент своего рождения: себя, наполовину появившегося на свет с торча­щими наружу ногами, людей, собравшихся вокруг и делающих все возможное и невозможное, чтобы обеспечить его безопас­ное рождение. Затем он должен был перенести свое сознание на экран, оставив тело в первом ряду кинотеатра в позиции наблюдателя. Его сознание начинало на экране разговор с его младенческим "я" и сообщало ему, что уверено в благополуч­ном появлении на свет младенца, потому что оно, сознание, и есть этот самый младенец, находящийся в будущем и раз­говаривающий с ним из будущего. Его сознание также должно было сообщить ему, что все вокруг хотят сделать все для того, чтобы роды прошли благополучно, чтобы его голова спокойно вышла наружу. Его сознание должно сказать его младенческому "я", что его мать хочет, чтобы он жил, и что она его очень любит, но она не могла сказать ему это в момент рождения. Поэтому Том говорит ему об этом сейчас. Его взрослое сознание должно использовать все свое красно­речие, чтобы убедить малыша, что все это действительно так, и дать ему почувствовать в момент его появления на свет, что он находится в безопасности, что его любят и что он желанный ребенок. Когда ребенок поверит в то, что ему говорится, сознание возвращается на свое прежнее мес­то, в зрительный зал кинотеатра. Затем оно возвращается в телесную оболочку, продолжая наблюдать за появлением младенца и его чувствами, за его радостным ощущением, что его все любят. Том должен был повторять это упражнение до тех пор, пока не почувствовал, что младенец верит ему. Потребовалось порядочное время на то, чтобы это про­изошло, но когда это случилось, уже не было больше никакого страха, что люди за прилавком представляют опасность и замышляют что-то недоброе по отношению к его голове.

 

УПРАЖНЕНИЕ 21

Если вы имеете дело с пациентом, страдающим миг­ренью, вам следует прибегнуть к технике диссоциации, то есть помочь пациенту разъединить, так сказать, разум и тело, а затем предложить ему увидеть процесс собственного рождения, включая и тот трудный момент, когда при про­движении по родовым путям пришлось произвольным сниже­нием внутричерепного давления и соответственно уменьшением размеров головы обеспечить себе возможность дви­гаться дальше. Важно, чтобы сознание вашего пациента сказало своему рождающемуся "я", что понижение давления, конечно, помогло ему в тех чрезвычайных обстоятельствах, но больше к нему прибегать не следует, разве только если придется родиться еще раз. Когда младенец появится, нужно сказать ему, что последовавшее за искусственным снижени­ем давления его произвольное повышение помогло восстано­вить форму его головы, но теперь в таком восстановлении нет необходимости, тем более что теперь кости черепа жестко соединены между собой. Младенец должен услышать также, что все вокруг любят его, включая его самого, и что он является желанным ребенком и никто не сделает попыт­ки избавиться от него, и еще скажите ему, что вы научите его более позитивным способам обращения со стрессом (см. следующую главу).

 

УПРАЖНЕНИЕ 22

Если ваш пациент страдает от депрессивных состояний, ему следует, перейдя в ИСС, "увидеть" себя в родовом канале, когда его голова прошла через тазовое кольцо, а плечи за­стряли, и он лишен возможности двигаться назад или вперед. Пусть тогда его взрослое "я" скажет младенческому "я", что единственным спасительным средством в этой ситуа­ции является, так сказать, отсоединение от собственных чувств, или, другими словами, отключение их. Но при этом следует отметить, что взрослое "я" точно знает, что мла­денец благополучно появится на свет, поскольку оно, взрос­лое "я" есть то же самое младенческое "я", только находя­щееся в будущем. Убедите вашего младенца в том, что все ждут его появления на свет, хотят, чтобы оно прошло бла­гополучно, и что все любят его. Пусть взрослое сознание наблюдает за процессом рождения и убедит это младенче­ское "я" в том, что теперь необходимо и совершенно безопас­но вновь "включить" свои чувства. Также следует добавить, что в будущем найдутся лучшие возможности защитить себя в ситуациях, аналогичных этой, и не понадобится при­бегать к отключению собственных чувств. ("Перестать чувствовать" теперь означает утратить способность так или иначе контролировать ситуацию). Пусть ваши пациенты повторяют это упражнение до тех пор, пока не начнут чувствовать снова, пока не вернутся к своим подлинным чувствам, и тогда их депрессия начнет постепенно рассеи­ваться. Научите их также новым способам защиты от стресса (см. следующую главу).

 

УПРАЖНЕНИЕ 23

В случае нервной анорексии (потери аппетита) пациен­ты должны "увидеть" в ИСС, как они "сражаются" за то, чтобы появиться на свет, и в ходе сражения запутываются в пуповине. Пусть их взрослое сознание обратится к младен­ческому и скажет ему, что в происходящем нет ничьей вины, тем более вины матери и пуповины. Младенец должен знать, что все завершилось благополучно и нет оснований в будущем отказываться от пищи (которую он отождествляет с пу­повиной), а также отвергать собственную мать, возлагая на нее вину за трудное и небезболезненное рождение. Им не нужно отвергать заботу матери, отказываясь от еды, и таким способом пытаться убить себя, поскольку за ней нет никакой вины. Им не надо бояться расти и принимать на себя ответственность, поскольку они изъявили желание быть "здесь", победив в марафоне, а целью пребывания в мире яв­ляется достижение зрелости. Нет смысла в сражении с са­мой сущностью жизни, поскольку в этом сражении вы все равно не сможете победить. Ваша смерть положит начало новому кругу, в котором вам придется разыграть всю эту пьесу сначала, так что лучше всего найти способ радоваться вашему путешествию и завершить его на этот раз на более высоком уровне чем тот, с которого вы начинали. Это уп­ражнение можно рассматривать в качестве своего рода под­готовки к упражнениям, описанным в гл. 2. Оно позволит вам обрести в себе родителя, благодаря поддержке которого вы сможете принять ответственность за свои действия и стать зрелой и самостоятельной личностью.

 

Если вы решили воспользоваться техникой диссоциации, в описанных выше упражнениях существенным фактором мо­жет оказаться способность пациента воспроизводить этот гип­нотический феномен. Впрочем, вы можете проанализировать способности пациента в этом отношении с помощью теста Шпигеля, выполнение которого займет у вас не более пяти минут.

Если вы заметили, что ваш пациент чувствует дискомфорт, когда вы смотрите ему в глаза, спросите у него, актуальна ли для него эта проблема. И если это так, очевидно у него суще­ствуют определенные трудности в общении с людьми, потому что многие люди считают "бегающий" взгляд признаком нена­дежности и коварства. Вероятной причиной этой проблемы может быть то, что пациент не пережил того, что можно на­звать связью (или бондингом) со своим родителем сразу после рождения. Чтобы пациент пережил эту связь, вы можете вос­произвести акт его рождения и сделать то, что не было сделано его родителями. Пациент также может проделать это самосто­ятельно, "соединившись" с самим собой в ИСС. Вы можете также использовать обе возможности.

 

УПРАЖНЕНИЕ 24

Чтобы добиться эффективного бондинга, следует войти в ИСС и смотреть "фильм" о своем собственном рождении. Как только вы вышли на свет, обратите все ваши чувства к только что рожденному младенцу, заключите его в свои объ­ятия, одновременно нежно смотря ему в глаза. Когда вы заметите, что ваше новорожденное "я" возвращает вам этот взгляд с любовью, это означает, что связь произошла и теперь вы сможете смотреть в глаза других людей, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока затруднения этого рода не ис­чезнут полностью.

Полагаю, теперь для вас очевидно, насколько важно обре­сти идеального родителя внутри вас самих, и понятно, как справиться с этой задачей.

 

 


Глава 6. СТРЕСС

 

В гл. 2 я уже говорил о стрессах, сопровождающих акт рождения, йотом, как они продуцируют поведенческие откло­нения. В гл. 3 мы коснулись периода от нескольких часов после рождения до шестилетнего возраста и установили тот факт, что потребность во внимании и заботе или их недостаток порожда­ют различные виды поведенческих отклонений (прирожден­ных или обусловленных теми или иными воздействиями сре­ды). Затем в гл. 4 мы взглянули на период от четырехлетнего возраста до момента, соответствующего возрасту читателя этой книги.

Мы то и дело говорим о стрессе и о том, как современный образ жизни порождает колоссальный рост стрессовых воздей­ствий на нашу жизнь, так что давайте посмотрим, что это, собственно, такое. Процитируем фрагмент из книги Тильярда-Коула "Основы медицинской психологии": "Задачей нервной системы является обеспечение механизма обратной связи, так чтобы внешний стимул вызывал адекватную реакцию всего организма. Этот внешний стимул может приходить из различ­ных частей тела, чтобы обеспечить гомеостаз внутри организ­ма (что соответствует приобретенным поведенческим ре­акциям. — Дж. Г.), а также из внешней среды" (это то, что мы рассматривали в гл. 2-4). Тильярд-Коул продолжает: "Нормальная жизнедеятельность осуществляется тогда, когда реакция организма соответствует стимулу".

В периоды, о которых идет речь, реакция на то или иное воздействие была единственно возможной и, следовательно, у нас не было выбора. Однако в последующем, когда обстоятель­ства становятся иными, эта реакция может оказаться совер­шенно непродуктивной. "Стресс можно рассматривать как со­вокупность факторов, относящихся как к окружающей среде, так и к механизмам обратной связи, которые вызывают неа­декватную реакцию организма, что, в свою очередь, обостряет первоначальную проблему." Другими словами, стресс — это явление, о котором мы говорили в гл. 2-4, когда рассматривали различные приобретенные поведенческие навыки, которые в изменившихся обстоятельствах уже не помогают разрешению проблемы, а лишь усложняют ее. Иначе говоря, способ, кото­рым мы прежде разрешали ту или иную проблему, теперь сам становится проблемой.

"Эти факторы порождают физическое или ментальное на­пряжение и не способствуют достижению равновесия, а, ско­рее, отдаляют его". Другими словами, наша попытка решить проблему лишь усложняет ее или сама становится проблемой. Она становится проблемой, когда тот или иной тип поведения продолжает реализовываться, хотя стимул, вызвавший его к жизни, давно потерял свою актуальность (отсутствует). Это довольно обычное явление, и оно случается в силу того, что мы часто бываем не способны избавиться от напряжения, вызван­ного стрессом. Наш организм продолжает продуцировать на­пряжение до тех пор, пока мы в состоянии его выдержать, а затем это напряжение трансформируется в невротическое по­ведение.

Возросшее ментальное или физическое напряжение часто сохраняется довольно долго после того, как вызвавшее его со­бытие имело место. Проблему можно определить следующим образом: многие люди либо не распознают симптомов стресса, либо не знают, каким образом можно избавиться от него. На­пряжение, таким образом, "встраивается" в систему нашей личности и никак о себе не напоминает, пока с системой не происходит что-то и мы не заболеваем.

Существуют ли свидетельства, подтверждающие существо­вание описанной нами причинно-следственной связи? Холмсу и Рейху, работающим по заказу ВМС США, было предложено определить вероятность заболевания того или иного моряка из личного состава ВМС на протяжении полугода. Это предложе­ние было вызвано необходимостью выбрать наиболее надеж­ный персонал для атомной подводной лодки, которая должна была погрузиться под ледяной покров на продолжительный период времени. Кроме того, требовались прогностические данные, указывающие на вероятность заболевания того или иного члена экипажа: каждое заболевание могло бы угрожать успеху всего дела или безопасности корабля.

Холмс и Рейх исследовали факторы, которые могли бы так или иначе повлиять на уровень заболеваемости. Они пришли к заключению, что заболевание часто бывает результатом стресса, порождаемого обстоятельствами, хорошо знакомыми большинству из нас, они также отметили, что определенные обстоятельства приводят к заболеванию с большей вероятно­стью нежели другие. Результатом исследований стала приве­денная ниже шкала, связывающая силу стресса с тем или иным событием в жизни человека:

 

Смерть мужа или жены 100
Развод 73
Проблемы, связанные с разделом имущества бывшими супругами 65
Смерть близкого члена семьи 63
Судебный приговор 63
Болезнь или травма 53
Женитьба (замужество) 50
Потеря работы 47
Выход на пенсию (отставка) 45
Проблемы со здоровьем в семье 44
Беременность 40
Сексуальные проблемы 39
Серьезные перемены на работе 39
Финансовые проблемы 38
Смерть близкого друга 37
Супружеские ссоры 35
Проблемы, связанные с налогами на недвижимость 31
Натянутые отношения с родственниками мужа или жены 29
Эмоциональное напряжение, вызванное теми или иными личными достижениями 28
Возвращение жены на работу (уход жены с работы) 26
Начало (или прекращение) учебы 26
Изменение уровня жизни 25
Трудности во взаимоотношениях с работодателем 23
Перемена места жительства 20
Изменения в режиме отдыха 19
Понижение банковских ссуд 17
Изменения в режиме сна 16
Менее тесное общение со своей семьей 15
Изменения режима питания 15
Рождественские хлопоты 12
Волнения, связанные с бюрократической волокитой 11

 

Людям предъявлялся этот список, и они должны были отме­тить события, которые имели место в их жизни, после чего рейтинговые числа каждого события суммировались. В резуль­тате был сделан вывод, что те, у кого эта сумма превышает 160, имеют высокий шанс заработать тот или иной недуг в течение последующих шести месяцев. Тест был опробован в разных социокультурных группах и подтвердил свою обоснованность. Я думаю, что исследования этого рода указывают на то, что стресс имеет свойства накапливаться в нашем организме, что может привести к заболеванию или какому-либо расстройству.

Статистические исследования, проведенные в США и Вели­кобритании, свидетельствуют в пользу того, что все пациенты в большей или меньшей степени страдают от недугов, в основе которых лежит "неизжитый" стресс. Традиционным способом борьбы со стрессами во врачебной практике являются транкви­лизаторы и антидепрессанты. Однако ни один из этих препа­ратов не является специфическим средством против тех симп­томов, о которых шла речь в гл. 2-4. Все они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздейст­вие на здоровье пациентов. Самым мощным и при этом столь часто игнорируемым средством исцеления является в действи­тельности сознание человека.

Вот далеко не полный список болезней, основным "постав­щиком" которых является стресс:

— повышенное кровяное давление;

— коронарный тромбоз;

— мигрень;

— сенная лихорадка и другие формы аллергии;

— астма;

— интенсивный зуд;

— пептические язвы;

— запоры;

— колиты;

— ревматоидные артриты;

— менструальные осложнения;

— расстройство пищеварения;

— гиперфункция щитовидной железы;

— диабет;

— кожные заболевания;

— депрессия.

 

Каким образом мы можем распознать признаки накаплива­ющегося напряжения в нашем организме до того, как они про­явятся в виде какой-нибудь болезни? Перечислим физические проявления чрезмерного стресса:

 

— отсутствие аппетита;

— постоянное переедание (как результат чрезмерного напряжения);

— частые расстройства пищеварения и изжога;

— запор или понос;

— бессонница;

— постоянное чувство усталости;

— повышенная потливость;

— нервный тик;

— постоянное покусывание ногтей;

— головные боли;

— мышечные судороги;

— тошнота;

— затруднения с дыханием;

— обмороки;

— слезливость без видимой причины;

— импотенция или фригидность, что часто умалчивается, потому что "в этом стыдно признаться";

— неспособность долго оставаться на одном месте, привычка ерзать на стуле;

— высокое кровяное давление.

 

Итак, если мы обнаружили у себя один из перечисленных симптомов, нам следует начать выполнять некоторые предпи­сания, которые уменьшат наше напряжение (см. соответству­ющие рекомендации, приведенные далее в этой главе).

Рассмотрим симптомы стресса, проявляющиеся на уровне психики:

 

"Постоянная раздражительность при общении с людьми" (даже у людей, которые в общем нормально общаются с други­ми).

Чувство, что вы "не вполне справляетесь с повседневными заботами и у вас возникают проблемы с работой, с женой или с мужем, с вашей семьей или с чем-то еще, с чем до этого вы справлялись вполне успешно".

"Потеря интереса к жизни". Люди в этом случае могут сказать что-нибудь вроде "Я не напрашивался в эту жизнь." Напомните им, что они победили в марафоне, поэтому они, несомненно, изъявили желание быть "здесь".

"Постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть" (о пациентах, страдающий канцерофобией, см. гл. 3. Эти люди обычно страдают неосознанным чувством вины вследствие травматических переживаний первого или второго рода).

"Постоянное ожидание неудачи" (см. гл. 5, ситуацию с Фрэнком). Типичный случай травмы третьего рода, обуслов­ленный поведением родителей, которые постоянно говорили детям о своем недовольстве ими.

"Чувство, что я — плохой, или даже ненависть к самому себе" (см. эпизод с Джанет в гл. 4). Также обычно результат травмы третьего рода, обусловленный жестким воспитанием, хотя иногда может быть следствием травмы первого рода (см. следующую главу).

"Трудность с принятием решений". Эта проблема связана с привычкой получать свою "порцию" любви и внимания от родителей, делая то, что они хотят, и подавлять собственные желания.

"Чувство, что моя внешность непривлекательна". Одна па­циентка, приходившая ко мне в зубоврачебный кабинет, по­просила поставить ей шесть коронок на передние зубы, по­скольку считала, что они делают ее уродливой. Надо сказать, что зубы ее были превосходны, тем не менее она готова была уплатить высокую цену за то, что бы я выполнил ее своеобраз­ную просьбу. Мы вышли из зубоврачебного кабинета, и я, так сказать, сменил роль стоматолога на роль психотерапевта.

После нескольких сеансов психотерапии ее напряжение спало и она почувствовала себя вполне счастливой со своими преж­ними передними зубами. Что же, однако, должно было про­изойти с человеком, наделенным нормальной внешностью (и нормальными зубами), чтобы он решил поставить коронки на свои зубы за любую плату? Не думаю, что это разрешило бы проблему, поскольку с зубами-то все было в полном порядке.

"Потеря интереса к другим людям". Речь идет о людях, которые хотят, чтобы их "оставили в покое".

"Постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или яро­сти". Имеется в виду состояние, когда вы готовы "взорваться" в любую минуту без какой-либо причины.

"Неспособность проявить подлинные чувства", что являет­ся, как правило, следствием травмы первого или второго рода.

"Чувство, что вы являетесь мишенью, объектом враждеб­ности со стороны других людей". Однажды меня посетил паци­ент, которого преследовала мысль, что все вокруг считают его гомосексуалистом. Он сказал мне, что никакой он не гомосек­суалист. Я задал ему вопрос, обвинил ли его кто-нибудь в его склонности к гомосексуализму или хотя бы раз кто-нибудь сказал ему об этом? Его ответ был: "Нет, никогда". "В таком случае, — спросил я его, — почему вы думаете, что все считают вас гомосексуалистом?" — "Да они думают так, ясное дело" — "А откуда вам это известно?" — "Да я просто знаю об этом" — " Нельзя быть уверенным в том, о чем думают другие, пока они не сказали вам об этом". Последнее соображение заставило его задуматься. Очевидно, он испытывал тайный страх перед на­личием у него гомосексуальных наклонностей. Мысль о при­знании этого страха пугала его, поэтому он создал проекцию этого страха, "заставив" в своем воображении других думать, что он является гомосексуалистом. Для него было безопаснее действовать таким способом, поскольку он всегда мог сказать себе: "Да они просто ошибаются". Но если бы он подумал о себе: "Я — гомосексуалист", у него не было бы такой возмож­ности. В ходе психотерапии удалось выяснить, что именно заставляло его думать о собственной гомосексуальности и переструктурировать его мысленный "паттерн", заставлявший его думать таким образом. В дальнейшем этот страх перестал посещать его.

"Утрата чувства юмора и способности смеяться". Нередко стресс проявляется таким образом, что люди теряют способ­ность чувствовать смешное, и, если вам удастся заставить их рассмеяться, то состояние их удивительным образом улучша­ется. Многие мои пациенты сообщали мне о разительных пере­менах, которые происходят с ними после "хорошей дозы" сме­ха, и говорили, что не чувствовали себя такими здоровыми в течение многих лет. Впрочем, некоторые используют смех как своего рода защиту, к примеру, когда они смущены или не знают, что сказать. Другие используют смех как противодей­ствие поднимающейся в них тревоге, когда, например, собира­ются сообщить вам о чем-то, что связано для них с сильными переживаниями. И если они сопровождают смехом свой рас­сказ о такого рода вещах, можете быть уверены, что событие, о котором идет речь, чрезвычайно важно для них. Бели вы спросите: "Что скрывается за вашим смехом?", они, скорее всего, перестанут смеяться и, может быть, начнут плакать. И их слезы — свидетельство того, что они вовлечены в свое, возможно, давнее переживание и оно все еще с ними. Этот смех совершенно другой природы, нежели здоровый освобождаю­щий смех.

"Безразличие". У женщин этот симптом часто проявляется в форме полного безразличия к их домашним делам. Мужья оказываются равнодушны к женам и наоборот. Люди забрасы­вают свою работу, перестают заботиться о своей внешности.

"Страх перед будущим". Страх перед чем-то, что ощуща­ется, как фатально неизбежное, также нередко является одним из последствий стресса.

"Страх перед собственной несостоятельностью". Нередко это ощущение присуще весьма уважаемым людям, то есть не имеет корней в "реальности".

"Чувство, что никому нельзя доверять". Очень часто люди, приходящие на прием к терапевту, говорят: "Я никогда никому не рассказывал об этом" и затем сообщают что-то действитель­но чрезвычайно важное и существенное в плане их симптома­тики. Надо, однако, иметь в виду, что встречаются пациенты, которые всем и каждому говорят, что "они прежде этого нико­му не рассказывали". И это на самом деле лишь способ при­влечь внимание к своим проблемам. Часто это люди, испытавшие травматическое переживание третьего рода, которые ни­когда не могли добиться внимания со стороны собственных родителей.

"Пониженная способность к концентрации" (см. эпизод с Фрэнком в гл. 5).

"Неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое". Это состояние часто бывает результатом до­вольно сильного стресса и связано, как правило, с травмой второго рода.

"Сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением". Все эти три состояния нередко уживаются в одном человеке и часто бывают результатом трав­мы первого рода (см. гл. 2).

Существуют, разумеется, и другие признаки чрезмерного стресса, но я отметил здесь те, которые встречаются особенно часто. Как я уже заметил, напряжение, связанное со стрессом, определенным образом накапливается в нашем организме, по­этому стоит сказать здесь несколько слов о том, как избавиться от этих чрезмерных напряжений:

 

— работать не больше восьми часов ежедневно;

— иметь по меньшей мере полтора выходных дня каждую неделю;

— время, отведенное для вашего обеда (или ланча), долж­но быть не меньше часа;

— желательно есть не спеша и тщательно пережевывать пищу. Люди с избыточным весом почти всегда едят слишком быстро. Они всегда расправляются со своей порцией раньше других, а затем принимаются за новую порцию пищи;

— культивируйте привычку слушать медитативную рас­слабляющую музыку;

— научитесь входить в измененное состояние сознания. Делайте это каждые два — три часа по две минуты, если вы чувствуете некоторое перенапряжение. Находясь в ИСС, по­пытайтесь перенестись в приятное для вас место и на какое-то время задержаться в нем;

— развивайте у себя привычку к медленной ходьбе и нето­ропливым разговорам;

— улыбайтесь и проявляйте как можно больше бодрости при встречах с людьми;

— отводите себе время для ежегодных каникул или отпу­ска, когда вы можете выбросить из головы все, что вас беспо­коит. Предвкушайте удовольствие, которое вы получите от предстоящего отпуска;

— регулярно упражняйтесь на свежем воздухе, при этом ваше дыхание должно быть достаточно глубоким. Если вы за­нимаетесь какими-нибудь играми наподобие гольфа или тен­ниса, то, когда ударяете по мячу, попытайтесь этим ударом "отбросить" от себя все то напряжение или агрессию, которые в вас есть. Если по каким-то причинам вы не имеете возмож­ности заниматься этими играми, просто отправляйтесь на про­гулку на морской или речной берег, выберите безлюдное место и бросайте камешки в воду, представляя как с каждым броском вы освобождаетесь от агрессии и напряжения, которые стесня­ют и напрягают вас. Или просто разбивайте иногда одну — две старые чашки, бросая их, избавляйтесь от застрявших в вас негативных эмоций;

— попробуйте придерживаться более ритмичного режима питания. Будьте умеренны в еде и получайте удовольствие от этой умеренности. Попробуйте понять, какое количество пи­щи необходимо вам, чтобы поддерживать здоровый вес, и на­страивайтесь именно на это количество;

— обратитесь за консультацией к психотерапевту, если у вас существуют проблемы в сфере сексуальных отношений;

— если ваша работа не приносит вам удовлетворения, по­думайте о возможных альтернативах и, найдя приемлемый вариант, смело меняйте работу;

— заполните свой досуг каким-нибудь творческим заняти­ем. Это может быть садоводство, какое-нибудь ремесло или рукоделие, живопись, наконец, театр. Если ваше хобби вклю­чает в себя какую-то рутинную работу, найдите способ сделать ее интересной, получать от нее удовольствие;

— делайте регулярный массаж, займитесь йогой или при­соединитесь к "группам здоровья";

— сосредоточьтесь на настоящем и преодолевайте привыч­ку "зацикливаться" на прошлом или будущем. Вы живете лишь в настоящем, поэтому извлекайте все возможное из настоящего и переживайте каждый момент того, что существует "сейчас". Не предавайтесь страхам по поводу возможного бу­дущего, иначе вы программируете это будущее и заранее кон­струируете его как негативное. Излишне задерживаясь на ка­ких-то негативных моментах в прошлом, вы в то же время уменьшаете ценность настоящего;

— работайте систематически, не начинайте очередную ра­боту, не завершив предыдущую. Если работа покажется вам скучной, постарайтесь найти в ней что-то, доставляющее вам удовольствие. Начинайте новое дело без страха, иначе вы де­лаете его труднее, чем оно есть на самом деле;

— ставьте перед собой разрешимые задачи и, достигнув целя, отметьте свой успех и поздравьте себя с ним;

— проявляйте свои чувства открыто, а когда это невозмож­но, попытайтесь избавиться от напряжения, связанного с этим ограничением;

— не ставьте перед собой неразрешимых задач. А также намечайте реалистичные сроки окончания той или иной рабо­ты;

— не прибегайте к наркотикам или к постоянной поддерж­ке других людей, чтобы справиться с собственными проблема­ми. Берите ответственность за свои действия на самого себя;

— не играйте в игру "поиск виновного".

 

Делайте хотя бы часть этих вещей каждый день и научитесь делать их автоматически, так, чтобы не допустить накопления напряжений в вашем организме.

 

Как справиться со стрессом, не прибегая к лекарствам

 

1. Релаксационные техники:

— визуализация пространственно-временных событий, когда вы чувствовали себя совершенно расслабленным и спо­койным;

— медитация, ориентированная на достижение опреде­ленного состояния с использованием собственного "измерите­ля" стрессов (см. далее);

— отделение себя от стрессового состояния (техника "эк­ранного расщепления");

— техника усиления собственного "я".

 

Соответствующие упражнения описаны в конце этой гла­вы.

 

2. Нейролингвистическое программирование с использо­ванием гипноза. Если наше поведение в какой-то ситуации усиливает напряжение внутри нас, можно предположить, что это поведение не является оптимальным в данной ситуации. И тоща необходимо изменить способ, которым мы реагируем на эту ситуацию. Изменение осуществляется методом, который известен под наименованием рефрейминга (см. упр., приве­денные далее).

 

3. Техники, не использующие ИСС. Сюда относятся мето­ды, использующие так называемое оперантное обусловлива­ние, смысл которого в том, что вы учитесь достигать хорошего самочувствия, отмечая события и вещи, которые способствуют этому, и учитесь вызывать позитивные состояния, используя те предметы и события, которые являются, по вашему опыту, вашими добрыми помощниками. Занятия йогой и медитацией тоже можно отнести к этому разряду.

 

4. Анализ. Анализируя то, что происходит с вами, вы мо­жете обнаружить динамические факторы в вашем бессозна­тельном, которые ответственны за те или иные стереотипы вашего поведения. Для более продуктивного анализа вы може­те перейти в ИСС. Осознание этих факторов может помочь вам преобразовать эти стереотипы, используя рефрейминг.

 

5. Гештальттерапия. Может оказаться полезной в при­обретении новых поведенческих навыков.

 

6. Первичная терапия. Сюда входит техника ребефинга (рождения заново) или переживания заново тех или иных со­бытий, что тоже может оказаться весьма полезным для вас.

 

Ко множеству известных техник непрерывно добавляются новые. Ваш терапевт поможет вам решить, какая техника оп­тимальна для вас.

 

УПРАЖНЕНИЕ 25

Перейдя в ИСС, представьте картину, которая действу­ет на вас расслабляюще. Осознайте те чувства, которые вызывает у вас эта картина, и задержите свое внимание на них. А затем представьте, как вы, сохраняя эти чувства, выходите из измененного состояния и, "пробудившись", при­нимаетесь за свои повседневные дела. А затем откройте глаза и действуйте по задуманному сценарию.

 

УПРАЖНЕНИЕ 26

Достигнув ИСС, сосредоточьтесь на своем дыхании. Осо­бое внимание уделите выдоху. Выдох является актом рас­слабления. Это подобно выпусканию воздуха из воздушного шара. Оболочка шара "съеживается", и натяжение ее повер­хности исчезает. Выдох совершенно аналогичен этому про­цессу. Когда вы выдыхаете, напряжение в легких падает, ва­ши легкие уменьшают свой объем и воздух выталкивается наружу. Ваше бессознательное фиксирует это уменьшение напряжения, и вы чувствуете расслабление. При каждом вы­дохе вы "чувствуете" расслабление в той части вашего моз­га, которая отвечает за чувства. Другая же часть вашего мозга ответственна за "мысль", поэтому, если при каждом выдохе мысленно произносить слово "спокоен", осознавая его значение, можно одновременно чувствовать и осозна­вать себя расслабленным. Как мы уже отмечали в гл. 2, ком­бинация мысли и чувства делает вашу практику в ИСС более эффективной.

Координируя выдох с мысленно произносимым словом "спокоен", вы можете также представить себе персональ­ный счетчик-измеритель вашего стресса. Этот счетчик мо­жет быть любым измерительным прибором, который вам удобен, но давайте представим его в виде счетчика времени на автомобильной стоянке. Если вы чувствуете напряже­ние, то обращаетесь к этому счетчику, который показыва­ет, какой штраф за превышение времени, отведенного вам, вы должны заплатить. Каждый выдох с присоединенным к нему словом "спокоен" является, так сказать, монеткой, брошенной в этот счетчик и уменьшающей размер вашего штрафа. Вскоре на шкале счетчика появляется "ноль", и вы чувствуете себя расслабленным. Поэтому, если вы регулярно практикуете это упражнение, ваше чувство расслабленно­сти становится более привычным. Делайте это упражнение три или четыре раза в день примерно по две минуты.

 

УПРАЖНЕНИЕ 27. Техника экранного расщепления (Шпигель Г., 1978)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...