Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Итог лекционного занятия




I. Изучение нового материала.

Историческая справка.

Смысл методики Игоря Петровича Иванова состоит в том, что ребят – с первого по выпускной – учат коллективному общественному творчеству. Основное правило – все творчески, иначе зачем.

Педагогика сотрудничества”

Эта методика родилась в Ленинграде в 1956 г. Ее автор — известный педагог Игорь Петрович Иванов.Её последователи называли себя коммунарами. В каком году зародилась коммунарская методика?(Коммунарская методика родилась в Ленинграде в 1956 г.)

1. Кто является автором коммунарской методики? (Ее автор — известный педагог Игорь Петрович Иванов).

2. Как изменяются роли воспитателя в коммунарской методике? (Иванов предложил взрослому другие роли – не контролера, а генератора идей, вдохновителя, помощника).

Методика коллективного творческого воспитания.

В основе методики коллективного творческого воспитания лежат идеи Надежды Константиновны Крупской, Станислава Теофиловича Шацкого, Антона Семёновича Макаренко: целеустремленность, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм.

Раскрывая суть методики, необходимо выделить четыре её основных компонента:

1. коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни,

2. проявление творчества,

3. сменяемость всего актива,

4. особую позицию педагога.

Коллективное планирование, коллективная организация, коллективный анализ.

Главная задача вожатого  — вовлечь каждого в деятельность с целью формирования, развития личности

Коллективный анализ реализуется с помощью вопросов: Что получилось? Почему? Что не получилось? Почему? Каковы уроки на будущее?

 

Второй элемент методики — это творчество. Рассмотрим его через подготовку и организацию коллективных творческих дел (КТД)..

И. П. Иванов выделяет шесть стадий подготовки и проведения КТД:

1.Предварительная работа.

2. Планирование.

3. Подготовка.

4. Проведение:

5. Подведение итогов.

6. Последействие.

Все дела творчески, иначе зачем?!

Поработаь – уборка мусора, просмотр фильма и т.д.

 

Третий элемент методики — сменяемость актива. Формы сменяемости актива: ЧТП (чередование творческих поручений) и "дежурная пятерка" (название условное).

 

 

8)В чем заключается особая позиция вожатого?

Помогать, не мешать, направлять,

II. Итог лекционного занятия

1. Назовите основные составляющие «обязательного проявления творчества»? (КТД – коллективное творческое дело).

2. Понятие КТД? Коллективное творческое дело — форма организации воспитательной работы, которая: представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни; совершается вместе воспитанниками и их наставниками как общая забота; представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи; выполняется и организуется сообща.

3. Из каких этапов состоит КТД? ( Первый элемент — коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни технологическими звеньями этого элемента являются: коллективное планирование, коллективная организация, коллективный анализ).

4. Что такое «последствие»? ( Исправление результатов действия, если они недостаточно эффективные).

5. Из каких элементов состоит «сменяемость актива»?(Формы сменяемости актива:ЧТП (чередование творческих поручений) и "дежурная пятерка" (название условное)).

6. В чём заключается особая позиция? ( Преодолевая типы регрессивных воспитательных отношений, можно перейти к высшей форме прогрессивных воспитательных отношений — творческому содружеству, товариществу).

7. Как вы думаете, чья позиция должна стать особой? (конечно воспитателя, так как он управляет, организует процесс обучения).

8. Какой должна быть позиция воспитателя в такой методике?( всегда рядом и чуть впереди).

9. Что является результатом МКТВ? (формирование особой позиции педагога, психологическая и методическая подготовка школьников, организация жизни коллектива по-новому).

 

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

o Максимальное количество идей, без любых ограничений

o Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи

o Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать

o Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

1. Предварительная подготовка.Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.

2. Много участников.Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.

3. Уточнение поставленной задачи.Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.

4. Записи.На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.

5. Никакой критики.Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.

6. Максимальная генерация идей.Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.

7. Привлечение других людей.Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.

8. Модификация идей.Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.

9. Визуальное отображение.Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

 

МАРШ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...