Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформация время перемен в религиозной жизни




 

Изменяющийся западноевропейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. Если Ренессанс это обновление светской жизни, то Реформация это обновление церкви, которое сопровождалось крушением многих религиозных установлений и догматов, и в то же время всплеском религиозных чувств.

 

В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул и основы ее учения, и культ, и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций.

 

Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих сословий буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В целом же движение Реформации носило антифеодальный характер. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства протестантизм, который в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Новая религиозная идеология протестантизма, более, чем католицизм, отвечала духу нарождающейся Прединдустриальной цивилизации.

 

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателя. Преподаватель теологии Виттенбергского университета (Саксония) Мартин Лютер прибил на дверях университетской столовой документ, названный 95 тезисов против индульгенций, в которых он утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати. Это был сильный выпад против церкви, который нашел понимание и поддержку у самых разных слоев общества.

 

Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин, француз-эмигрант в Женеве. В своем труде Наставления в христианской вере он обосновал основной догмат кальвинизма учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Избранных ждет спасение, остальных же вечные муки. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек не должен пассивно ждать свершения судьбы, но постоянно трудиться, ибо труд это божий дар, а лень один из величайших величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин пресвитеров. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.

 

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Английское дворянство было также заинтересовано в секуляризации церковных земель. Антикатолические настроения разделяло и третье сословие. Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 г., которые не были признаны папой. Парламент одобрил развод и новый брак короля, но провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая Англиканская церковь с ее идеей Один Бог, один король, одна вера, одно исповедание осталась.

 

Итак, Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...