Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль религии в Византийской цивилизации




 

Один из характерных признаков средневековых цивилизаций господство мировых религий. Впервые идеология в ее религиозной форме становится доминирующим фактором развития цивилизации, ее ведущим компонентом. Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство одна из религий спасения. Оно являлось государственной религией с IV в., определяя духовную жизнь Византии. Языческое сознание сменилось христианским дисгармоничным, трагическим, обращенным к внутреннему миру человека.

 

Путь формирования этого сознания был отнюдь не прост. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями различными недогматическими толкованиями христианских истин. Стремясь укрепить свой авторитет, церковь не допускала инакомыслия, предписывала постигать Божественные истины, но не менять их значение. Предметом споров ортодоксов и еретиков стали самые изначальные постулаты христианства: догмат о Святой Троице, постижение природы Христа, соотношение духовного и физического в человеке. Наиболее распространенными были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и идеологической формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство.

 

Теологические расхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего в 1054 г. и немало повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Попытка Западноевропейской церкви дополнить христианский Символ Веры положением о том, что Дух Святой исходил не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, встретила острое неприятие Византийской церкви. Однако, это был лишь финал того многовекового соперничества за духовное и политическое лидерство, которое началось между двумя крупнейшими центрами христианства Римом и Константинополем еще в IV в. Крайних пределов это противостояние достигало и ранее. В 858 г. папа Николай I вступил в острый конфликт c Константинополем, требуя убрать всех византийских священников из новоокрещенной ими Болгарии. Он пытался вмешиваться в византийские дела, потребовал низложения неугодного ему константинопольского патриарха, за что на Константинопольском соборе 867 г. был предан анафеме. Спор 1054 г. имел подоплекой недовольство Рима успехами Византии в христианизации окружающих ее земель и народов (вспомним Русь приняла христианство византийского толка в 988 г.) и претензии папы Льва IX на церковную юрисдикцию над Южной Италией. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме Св. Софии во время богослужения положили на алтарь папскую буллу, отлучавшую от церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария и его последователей. Патриарх тотчас созвал собор, где папа и его сторонники были преданы анафеме. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г. Таким образом, в XI в. окончательно оформились два направления христианства: католическое (на Западе) и православное (в Византии).

 

Это было, однако, и проявлением расхождения в самой религиозной доктрине. Католическая церковь своей властью решала вопрос о спасении души: отпускала грехи, оценивала добродетели и недостатки, наставляла на путь истины. Она определяла этические нормы и нормы поведения человека, охватывающие все основные стороны его жизни. Несомненно, такая строгая регламентация способствовала выработке внутренней и внешней дисциплины. В Византии церковь считала, что путь к спасению, путь к Богу может обходиться и без неизбежной посреднической роли церкви. Это личностный путь, через особого рода молитву к мистическому слиянию с Богом. Церковь давала человеку достаточно большую внутреннюю свободу спасение зависело от него самого. На такой основе формировалась система ценностей, идеал личности и ее поведение.

 

Религия в Византии выполняла также интегрирующую и стабилизирующую функции. Она являлась единой оболочкой формирования византийской духовности, византийской культуры. Культурные ценности языческой античности византийской церковью не отрицались. Изучение античной литературы и философии поощрялось. Византийская школа, в отличие от западноевропейской, не была подчинена церкви. Система образования была близка античной. Под сильным влиянием Античности развивалась и византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной.

 

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, когда доминирующим фактором в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской империи. Уникальным свойством Византийской цивилизации, пополнившим генотип человеческого общества, было сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.

 

Византийская цивилизация оказала также значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности.

 

Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания. Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия. Однако иностранцев в Византии должны были удивлять не только высокие стандарты городского быта и иные внешние атрибуты непривычной для них цивилизации. Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.

 

Высокое искусство и миролюбие внешней политики Византийской империи увенчались созданием особой системы отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур.

        

Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация

 

Домусульманская Аравия

 

В то время, как в Европе торжествовало христианство, вдоль южного, восточного, а позже и западного берегов Средиземного моря стала распространяться новая религия ислам, которая стала одной из мировых религий и легла в основу формирования Исламской цивилизации.

 

Исламскую цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова. Это объяснялось в первую очередь самими природными условиями, в которых существовали арабские племена.

 

Плодородные земли простирались преимущественно по побережью Аравийского полуострова. Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Здесь находилось некогда цветущее Савское царство, правительница которого, согласно Ветхому Завету, была гостьей царя Соломона. Середина полуострова обширное плоскогорье Неджд не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады. Иным был образ жизни населения Хиджаза (границы) западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На территории Хиджаза существовало несколько древних торговых городов Мариб, Сана, Неджран, Маин. Среди них выделялась Мекка центр транзитной торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. Впервые Мекка как Макораба упоминается еще у Птолемея (II век).

 

Мекканские купцы несколько раз в год составляли караваны, ходившие в Палестину и Сирию. Они везли кожу, изюм, финики, золотой песок и серебро в слитках, йеменские благовония, предметы транзита из Индии корицу, пряности, ароматические вещества, китайский шелк, из Африки слоновую кость, рабов, из Сирии византийские ткани, стеклянную посуду, зерно, растительное масло. Мекка, однако, была не только крупным торговым центром. Она являлась культовым центром многих арабских племен. В центре Мекки стоял храм кубической форма Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень, которому поклонялись. В самом храме находились изображения языческих божеств многих арабских племен. Кааба была местом паломничества. Мекка и ее окрестности считались заповедными и священными. Со временем паломничества совпадала большая зимняя ярмарка. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно справлялся торжественный праздник весны. На 4 месяца прекращались военные столкновения и набеги.

 

Арабы в большинстве своем были язычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог, арабское Алилах, сирийское Алаха). Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

 

Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма двух первых в истории цивилизации монотеистическихрелигий. Иудаизм принесли в Аравию евреи торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Христианство стало известно арабам от торговцев, монахов, священников из Византии и Эфиопии. Таким образом складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистической религии, как основанные на верованиях арабов, так и предлагаемые иудаизмом и христианством. Потребность в новой вере приобрела особую остроту к VI в. В это время падает значение торговли в экономической жизни Аравии, т.к. торговые пути перемещаются в Иран. Потеря доходов от караванной торговли, в которой были заинтересованы не только жители арабских городов и сельское население, но и кочевники, продающие скот, потребовала искать новые источники существования. Земледелие не могло удовлетворить существующие потребности пригодных для этого земель в Аравии было недостаточно. Земли надо было завоевывать, что в свою очередь ставило вопрос о сплочении арабских племен в единую силу. Духовной и политической основой такого сплочения стала новая религия ислам.

 

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...