Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _10-11_
Тема: История глагола 1. Значения аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта в древнерусском языке. 2. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции. 3. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке. 4. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке. 5. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№. 177, 186. 2. От выделенных в тексте глаголов восстановить соответствующие древнерусские формы прошедшего времени, сохраняя в них те же формы рода, лица и числа. 1. Дождь все частил капля за каплей и, наконец, засеял как сквозь частое сито (Лесков). 2. Сипягин предложил было одну настоящую регалию Нежданову; но тот отказался (Тургенев). 3. Я обо многом с вами беседовал, а между тем есть один очень важный для меня вопрос, до которого я еще не касался (Тургенев). 4. Кажется, лошадей подали. Пойду одеваться (Чехов). 5. Манилова поднялась с дивана, на котором сидела. Чичиков не без удовольствия подошел к ее ручке (Гоголь). 6. По Волге ходилимутные волны и шумно плескались о берег (Максим Горький). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Общего и русского языкознания Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) История русского языка (Историческая грамматика русского языка)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 050301.65 «Русский язык и литература» код наименование
1. Восточнославянские племена, территория их расселения и исторические миграции, группировка. Исторические, “генетические” связи русского языка. 2. Крупнейшие исследователи истории русского языка, их вклад в изучение исторического процесса. 3. Основные методы исторического изучения языка. 4. Памятники письменности как основной источник изучения 5. истории русского языка, типы письменных памятников. Основные шрифты. 6. Буква, звук, цифра в кириллице (заучивание азбуки наизусть). 7. От кирилло-мефодьевской азбуки до современного алфавита: 8. история современной графики. 9. Отражение важнейших праславянских фонетических процессов в русском языке. 10. Происхождение гласных и согласных древнерусского языка. Чередования гласных и согласных. 11. Процесс падения редуцированных” в современной лингвистике: споры о причинах, времени и территории возникновения и распространения этого явления ( 12. “Аканье” в современной лингвистике: различные точки зрения на причины, хронологические рамки, условия реализации и определение данного процесса 13. Реализация фонолого-фонетических процессов древнерусского языка XI-XVI вв. в диалектах и территориальных говорах. 14. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть). 15. Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть). 16. Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть). 17. Спряжение нетематических глаголов в настоящем времени, аористе (заучивание наизусть). 18. История инфинитива и супина. 19. Наречия в древнерусском языке, история наречий. 20. Предлоги, союзы и частицы, их история. 21. Особенности древнерусского синтаксиса. 22. Пунктуационные знаки в истории русского языка. 23. Фонетические процессы древнерусского языка, их реализация и a. результаты в диалектах. 24. Проблема периодизации истории русского языка. 25. Основные древнерусские памятники письменности.
ЗАДАНИЯ: 1. В приведенных ниже фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы и объясните причину и время их появления. Укажите значение фразеологизмов и «экзотических» слов. Всё в руце божьей. Толците и отверзется. Её и монаси приемлют.
2. Найдите результаты палатализации задненебных согласных г, к, х; в каждом случае укажите условия палатализации. Вражеский, волчица, цена, жженый, личный, жать, весъ, молодец, печаль, девица.
3. Укажите, какого происхождения звуки [л, л'] в сочетаниях бл, пл, мл, вл в следующих словах современного русского языка. Блеск, блуждать, люблю, оскорблен, облицовка, площадь, плакать, плен, влево, владеть, ловля, Переяславль, земля, кормлю, журавль, стремление.
4. Найдите однокоренные слова и слова с чередованиями в корне и запишите их по-старославянски, восстанавливая праславянский корень. Грузный, грязь, грузить, грязный, смута, мятежь, муть, мутить, трясти, трус, трусить, встряска, вязать, узел, связка.
5. Укажите, в каких случаях звук [с] исконный, а в каких - на месте других звуков. Назовите время и причину его появления. Власть, сам, волость, сваха, смелый, сад, цвести, слово.
6. Докажите этимологическое родство приведенных слов. Послать – посылать – шлю – посол – посулить – слать; Спать – сопетъ – сопун – засыпать – усопший – сниться – сон (гипноз).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Общего и русского языкознания Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) История русского языка (Историческая грамматика русского языка)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |