Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _10-11_




 

Тема: История глагола

1. Значения аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта в древнерусском языке.

2. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции.

3. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке.

4. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке.

5. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.

 

 

Практическое задание

1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№. 177, 186.

2. От выделенных в тексте глаголов восстановить соответствующие древнерусские формы прошедшего времени, сохраняя в них те же формы рода, лица и числа.

1. Дождь все частил капля за каплей и, наконец, засеял как сквозь частое сито (Лесков). 2. Сипягин предложил было одну настоящую регалию Нежданову; но тот отказался (Тургенев). 3. Я обо многом с вами беседовал, а между тем есть один очень важный для меня вопрос, до которого я еще не касался (Тургенев). 4. Кажется, лошадей подали. Пойду одеваться (Чехов). 5. Манилова поднялась с дивана, на котором сидела. Чичиков не без удовольствия подошел к ее ручке (Гоголь). 6. По Волге ходилимутные волны и шумно плескались о берег (Максим Горький).



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

 

Кафедра

Общего и русского языкознания

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

 История русского языка (Историческая грамматика русского языка)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность

       050301.65                                                 «Русский язык и литература»

код                                                                       наименование

 

 


1. Восточнославянские племена, территория их расселения и исторические миграции, группировка. Исторические, “генетические” связи русского языка.

2. Крупнейшие исследователи истории русского языка, их вклад в изучение исторического процесса.

3. Основные методы исторического изучения языка.

4. Памятники письменности как основной источник изучения

5. истории русского языка, типы письменных памятников. Основные шрифты.

6. Буква, звук, цифра в кириллице (заучивание азбуки наизусть).

7. От кирилло-мефодьевской азбуки до современного алфавита:

8. история современной графики.

9. Отражение важнейших праславянских фонетических процессов в русском языке.

10. Происхождение гласных и согласных древнерусского языка. Чередования гласных и согласных.

11. Процесс падения редуцированных” в современной лингвистике: споры о причинах, времени и территории возникновения и распространения этого явления (

12. “Аканье” в современной лингвистике: различные точки зрения на причины, хронологические рамки, условия реализации и определение данного процесса

13. Реализация фонолого-фонетических процессов древнерусского языка XI-XVI вв. в диалектах и территориальных говорах.

14. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть).

15. Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть).

16. Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть).

17. Спряжение нетематических глаголов в настоящем времени, аористе (заучивание наизусть).

18. История инфинитива и супина.

19. Наречия в древнерусском языке, история наречий.

20. Предлоги, союзы и частицы, их история.

21. Особенности древнерусского синтаксиса.

22. Пунктуационные знаки в истории русского языка.

23. Фонетические процессы древнерусского языка, их реализация и

a. результаты в диалектах.

24. Проблема периодизации истории русского языка.

25. Основные древнерусские памятники письменности.

 

ЗАДАНИЯ:

1. В приведенных ниже фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы и объясните причину и время их появления. Укажите значение фразеологизмов и «экзотических» слов.

       Всё в руце божьей. Толците и отверзется. Её и монаси приемлют.

 

2. Найдите результаты палатализации задненебных согласных г, к,

х; в каждом случае укажите условия палатализации.

       Вражеский, волчица, цена, жженый, личный, жать, весъ, молодец, печаль, девица.

 

3. Укажите, какого происхождения звуки [л, л'] в сочетаниях бл, пл, мл, вл в следующих словах современного русского языка.

       Блеск, блуждать, люблю, оскорблен, облицовка, площадь, плакать, плен, влево, владеть, ловля, Переяславль, земля, кормлю, журавль, стремление.

 

4. Найдите однокоренные слова и слова с чередованиями в корне и

запишите их по-старославянски, восстанавливая праславянский

корень.

       Грузный, грязь, грузить, грязный, смута, мятежь, муть, мутить,

трясти, трус, трусить, встряска, вязать, узел, связка.

 

5. Укажите, в каких случаях звук [с] исконный, а в каких - на месте

других звуков. Назовите время и причину его появления.

       Власть, сам, волость, сваха, смелый, сад, цвести, слово.

 

6. Докажите этимологическое родство приведенных слов.

Послать – посылать – шлю – посол – посулить – слать;

Спать – сопетъ – сопун – засыпать – усопший – сниться – сон (гипноз).


 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Общего и русского языкознания

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

 История русского языка (Историческая грамматика русского языка)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...