Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осмысление объективных исторических фактов субъективно.




2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческое, либеральное, технологиче­ское), локально-историческая.

Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

 

 

литература различных теорий

Учебная:

 Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Верт Н. История советского государства. 1900–1991 гг. М., 1992; ИоновИ.Н. Российская цивилизация, IX – начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995;  Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995 (либеральная).).История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А. Федосова. М., 1981; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1.Монографии: Аврех А. Я. Столыпин и Третья Государственная Дума, М., 1968 (материалистическая). Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия / Под ред. В.В. Журавлева. М.,1995 (либеральная). Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. М., 1989. (материа­листическая). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М.,1988(материалистическая). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор: Жизнь и смерть Петра Столыпина. М.,1991. (либеральная). Ферро М. Николай 11. М., 1991 (либеральная). Власть и реформы: От самодержавия к советской России. СПб., 1996 (либеральная). Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996 (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

 2. Статьи: Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин. // Вопросы истории, 1990, № 5. (либеральная). Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1993. № 3,5,7; 1994. № 1,6,7. (либеральная).Караваева И. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 г. // Вопросы экономики, 1996, № 9. (либеральная).Сорокин А.К. Государство и предпринимательство в России. // ПОЛИС, 1995, № 3. (либеральная).Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).

 

ПЕриодизация различных теорий

Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.

Религиозно-историческая теория делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира.

Всемирно-историческая теория:

– материалистическое направлениеделит историю мирового развития на формации: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (первая фаза – социализм).

– либеральное и технологическое направленияделят историю мирового развития на аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное).

Локально-историческая теория свою периодизацию строит исходя из циклов, вытекающих из взаимосвязи Космоса – Солнца – Земли (совокупность отдельных территорий) – Человека.

 

Понятия различных теорий

 

Каждая теория изучения содержит свой понятийный аппарат.

Материалистическое направление

 

Формация

Формационное развитие – тождественное понятие прогрессивному развитию. Общественно-экономическая формация – ступень развития общества.

Классы

По определению В.И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой.

Классовая борьба, появление классов связаны с возникновением частной собственности. Классовая борьба, переходя через все общественные формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую), ведет к уничтожению частной собственности и соответственно самих классов. В мировой истории существовали непримиримые классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Между классами идет непримиримая борьба.

Либеральное и технологическое направление
 


Классы

1) Большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного бо­гатства, которой они располагают. Классы возникают при пе­реходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотруд­ничающие).

2) Российские либеральные историки XIX — нач.XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют клас­сы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земле­дельцы и др. Применительно к истории России второй половиныXX века современные историки выделя­ет партийных и государственных чиновников в класс бюрократов.

 

Модернизация

Тождественно понятиям прогрессивное эволюционное развитие, цивилизованное развитие.

В широком смысле слова – прогрессивные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе западноевропейских ценностей.

В узком смысле – двуединый прогресс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.

 

 

ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ изучения




Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ Россия в начале ХХ века

Религиозно-историческая теорияизучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания. Появление большого количества политических партий привело к расколу цельного мироощущения у русских людей.

Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества.(Мировоззрение- получение максимальных материальных благ).

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (И. А. Федосов и др.) связывают период 1900 – 1914 гг. с созреванием предпосылок для перехода от капитализма к социализму. Для обоснования концепции опи­ра­­ют­­ся на факты классового противостояния: революция 1905–1907 гг. («ге­­не­­ральная репетиция» революции 1917 г.), высокие темпы развития эко­но­­ми­ки в период 1907–1913 гг., монополизация промышленности («скла­ды­ва­ние объективных предпосылок для перехода к социализму»), обострение про­ти­во­речий в обществе в межреволюционный период, ухудшение поло­же­ния на­род­ных масс, рост антиправительственных выступлений (нарастание но­во­го ре­волюционного кризиса в стране). В центр освещения событий ставится дея­тель­ность большевистской партии.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

 Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) рассматривают данный период российской ис­то­рии через призму реформаторского пути развития страны. Для нее такие фак­ты ис­тории как манифест 17 октября 1905 г., деятельность 4-х Госу­дар­ст­вен­ных Дум, реформаторская деятельность П.А. Столыпина являются сви­детель­ст­ва­ми того, что Россия в начале ХХ в. стремительно эволю­цио­ни­ро­вала в сторо­ну конституционной монархии с рыночной экономикой. Дру­гими словами, ли­беральные историки усматривают в этом вхождение России в мировую циви­лизацию в качестве полноправного партнера с тенденцией выхода на лиди­рующие позиции.

Технологическое направлениевсемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) ,считают время с 1900 по 1914 гг. окончанием автократически-бур­жуазного цик­ла российской модернизации, начатого Великими реформами 1860-х гг. Рос­сия пережила первый тур индустриализации (1890–1899 гг.), покрылась сетью железных дорог, крупными городами. Со­бытия происходили на фоне только лишь пробуждающейся деревни, кото­рой были чужды городские интересы и зародившаяся там острая социально-политическая борьба. Начавшиеся в ХХ в. модернизационные процессы в деревне к мировой войне оказались незавершенными, еще более обострили уже имеющиеся противоречия в развитии страны и породили новые. Россия в 1913 г. отсталая страна: по сложившимся пропорциям между го­род­ским и сельским населением; по доле промышленности в валовом нацио­наль­ном продукте; по разрыву в уровнях личного потребления между иму­щи­ми и неимущими массами; по олигархическому характеру политической власти; по степени распространения современной культуры.

 

Сравнительно-теоретические схемы

предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация

№ 1. Оценки развития России в начале ХХ века

Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях
Религиозно-историческая (Христианская) Движение человека к Богу Падение роли Православной Церкви в общественной жизни России в результате формализации отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания, появление большого количества политических партий вело к расколу цельного мироощущения у русских людей.
Всемирно-историческая: Материалисти­ческое направление Прогресс общества. Формационное развитие.   Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности Политический строй – самодержавие. Россия – тюрьма народов. Сплошная безграмотность населения (до 80%). Среди стран Европы самый высокий уровень эксплуатации трудящихся. В экономике аграрный сектор составляет 80%. Доля России в мировом промышленном производстве 4% (США – 34%) и имеет тенденцию к снижению. Председатель Совета министров Коковцов публично отказался от лозунга Витте – догнать Западную Европу по уровню экономического развития. В стране обострены до предела все проблемы: политические, экономические, социальные, национальные и др. Россия находилась накануне революции. 
Всемирно-историческая: Либеральное направление Прогресс личности. Модернизационное развитие   Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности Политический строй – Думская монархия с тенденцией перехода к парламентской республике. Сложилась многопартийная система. Либеральные реформы П.А. Столыпина обеспечили выход страны на лидирующее место в мире. В экономике наблюдается подъем, особенно быстро развивается тяжелая промышленность – основа технического прогресса. Опережающими темпами идет рост банков, акционерных компаний, кредитной кооперации в деревне. П.А. Столыпин: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
Всемирно-историческая: Технологи­ческое направление Прогресс технологиче­ский. Модернизационное развитие.   Научные открытия Этот период характеризуется масштабной модернизацией России по западноевропейскому образцу. Процессы модернизации происходили на различных уровнях. С одной стороны, продолжался интенсивный процесс перенимания западных научных и технических достижений; в организационном плане этот процесс был связан, в частности, с проникновением в Россию западных капиталов и созданием филиалов западных компаний. Политическое влияние Запада привело к созданию политических партий либерального толка, в частности, партии кадетов. В 1905–1907 годах идеи модернизации нашли прямое выражение в копировании западных политических институтов (Государственная дума) и конституционных принципов (свободные выборы, свобода слова, печати, собраний и т.д.). Кроме того, идейное влияние Запада привело к появлению в России рабочих партий анархистского и марксистского направлений.

 

№ 2. Оценки земельной реформы П.А. Столыпина

 

Название теории Предмет изучения (алгоритм) Интерпретации факта в различных теориях
Религиозно-историческая (Христианская) Движение человека к Богу Реформа имела положительное значение. Реформа повысила степень экономической и духовной свободы русского крестьянства.
Всемирно-историческая: Материали­сти­ческое направление Прогресс общества. Формационное развитие.    Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности Реформа имела отрицательное значение: 1) В стране земельный вопрос не решен. Земля находилась во владении у помещиков. Крестьяне оставались безземельными. 2) Выход из общины разделял интересы крестьян, дифференцировал их имущественно на бедных и богатых, ослаблял их общую (ранее единую) борьбу за конфискацию помещичьих земель. 3) Реформа экономически бесперспективна (т.к. мелкий крестьянин из нужды не выбьется), будущее страны за крупными коллективными хозяйствами – типа общины. Отсюда предложе­ние конфисковать помещичьи земли и передать их в пользу общины. 4) Реформа в стране проводилась насильственными мерами, а протест крестьян жестоко подавлялся правительством. 5) Земельная реформа провалилась, и Россию неминуемо ждал революционный взрыв.      
Всемирно-историческая: Либеральное направление Прогресс личности. Модернизационное развитие Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности Реформа имела положительное значение. Реформа явилась продолжением реформ 60-х гг. XIX века и ускорила продвижение страны по пути цивилизованного развития. В результате реформы право личности на собственность было сохранено, т.к. земли помещиков не конфисковывались. Правительство, помогая крестьянам выйти из общины после того, как они купили (выкупили) землю, и, закрепив ее в частную собственность, создало огромное количество личностей – предпринимателей. Массовая частная собственность на землю способствовала созданию материальные условия для самореализации личности. Ускорилось развитие сельского хозяйства, промышленности. Если бы реформа П.А. Столыпина не была насильственно прервана большевиками, Россию ждало бы прекрасное будущее.     


Примечание

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...