Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Военно-физическая подготовка в русской армии




 

Реформы XVII и XVIII вв. оказали влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии.

Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Здесь были выходцы из всех слоев. В ходе потех совершенствовались боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

После смерти Петра I иностранцы обучали русских солдат ненужным приемам, муштре, парадности.

Большая заслуга в сохранении Петровских традиций принадлежит А.В. Суворову (1730 – 1800). В своих произведениях об армии он изложил взгляды на военно-физи­ческую подготовку солдат и офицеров.

Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды русского войска. Будучи хилым от рождения, он систематически закалял себя. Суздальский полк под его командованием значительно выделялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он придавал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физической выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в истории военного искусства Швейцарский поход. “Учить не рассказом, а показом” – было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подытоженная в книжке “Наука побеждать”, сводилась к следующему: “Экзерцирование мое было не на караул и не на плечо, но прежде торопливость, затем различное марширование, а потом уже приемы, скорый заряд и конец – удар в штыки”.

Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль солдат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в 1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла 0,012%.

На флоте петровско-суворовские традиции военно-фи­зической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф. Ушаков (1744 – 1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лазании по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.

После А.В. Суворова его направление военно-физичес­кой подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Баг­ратион и другие офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 года. Однако с окончанием этой войны и созданием Священного союза (1815) в русской армии снова наступила полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания были преданы забвению. Царское правительство насаждало в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

Поражение России в Крымской войне в середине 50‑х гг. XIX в. обнаружило недостатки в боевой и физической подготовке войск.

 

Физическое воспитание и спорт в быту

Народов нашей страны

 

В XVIII веке среди простого народа бытовали излюбленные физические упражнения, к которым в первую очередь можно отнести борьбу и кулачный бой.

Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, которых неуклонно придерживались противники.

Имена кулачных бойцов были широко известны в городе и в деревне. В России славились не только петербургские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.

Среди молодежи были популярны такие игры, как городки, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.

Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.

Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные увеселения: “Одним из главных увеселений на масленице были борьба и кулачные бои... Борьба была разная – простая... и охотничья.... Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: “Матушка, Москва, бьет родимая с носка”.

Впрочем, борьба один на один не давала народу настоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам... Присутствующие разделялись на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях – мальчики, в больших заправских боях – заводные, один на один, потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная сторона. Сцеплялка – свалка, в которой бой обращался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не причислялась к охотничьим боям, а представляла переход к простой обиходной драке”.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...