Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первые Романовы и их внутренняя политика




Тяжелым экономическим положением, которое последовало после периода Смутного времени, осложнялась внутренняя политика первых Романовых. В период Смуты произошло разорение хозяйства, коснулось это время первого представителя династии Романовых – царя Михаила Федоровича. Время его правления отмечено стремлением к укреплению власти на местах, для этого царь осуществляет новую систему управления, воеводскую и решает насущные вопросы вместе с Думой.

Вторым представителем царской династии становится Алексей Михайлович, который при внутриполитическом устройстве России отличился составлением самого полного на тот исторический момент свода законов, который был известен как Уложение 1649 года. Алексей Михайлович благодаря своей образованности, начитанности и знанию законов принял непосредственное и активное участие в разработке документа. Кроме этого, отличаясь особой любовью и страстью к охоте, он самостоятельно составил Уложение, касающееся соколиной охоты.

Внутренняя политика первых Романовых в огромной степени для каждого из них зависела от правления предыдущего правителя.

Так заботясь о лучшей доле для России, Алексей Михайлович позаботился о хорошем образовании для своих детей. Его сын Федор взошел на престол в 14 лет, его представление об управлении государством сформировались под влиянием известного философа Полоцкого. Правление Федора Алексеевича не отличались, какой либо новизной и не затрагивало переустройства русского общества.

В то же время специалисты считают, что с точки зрения хода истории России было бы ошибочно не принимать во внимание роль его царствования для будущих успехов внутренней политики Петра I.

Таким образом, по мнению историков лишь благодаря краткому периоду управления государством старшим братом Петру I удалось добиться известных успехов во внутренней политике своего времени. Каждый представитель гордой династии монархов России отличился в истории, но особая ответственность была возложена на первых из Романовых.

 

Предпосылки проведения петровских реформ:

•  - активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

•  - интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);

•  - реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

•  - переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

•  - тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";

•  - оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

•  - реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

•  - размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Петр I Алексеевич (1682–1725) реально оказался у власти, придя к своему двадцатилетию. Петра Великого как государственного деятеля отличала многоплановость в дарованиях. Он являлся талантливым полководцем, отличным дипломатом, выдающимся законодателем и одаренным публицистом и др. Петровские преобразования оставили глубокий след в истории страны, так как коснулись практически всех сфер жизни.

В начале 1690-х гг. курс первых петровских реформ начал формироваться спонтанно. Они являлись в тот период вынужденными мерами, последовательными оперативными мероприятиями, которые были направлены на укрепление российской армии и флота и создание военной промышленности, достижение победы в Северной войне (1700–1721).

Можно отметить следующие характерные черты большинства петровских преобразований:

1)стремление к всеобщей регламентации, унификации (приведению к единому образцу) политических и социальных институтов;

2) формирование многоступенчатой единой системы полицейского надзора и контроля;

3) широкое использование западно-европейского опыта в качестве образца преобразований.

В политической сфере выделяют следующие реформы:

1) после победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия с этого времени стала называться империей, что должно было подчеркнуть ее новый внешнеполитический статус мировой державы;

2) взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Это был государственный орган, который формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль и ревизии деятельности нижестоящих органов, для чего Сенат имел особый штат фискалов. Хотя в дальнейшем и сам Сенат являлся объектом постоянного присмотра со стороны специально организованной прокуратуры (с 1722 г.);

3) были сформированы центральные органы управления, коллегии (с 1719 г.). При этом отдельные приказы продолжали существовать и работали вплоть до середины XVIII в. Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел». Кроме того, были созданы 3 торгово-промышленные, 3 финансовые коллегии, Юстиц-коллегия (контролировал суд на местах), Вотчинная коллегия (ведала землевладением), Городской магистрат (контролировала городское управление);

4) старое уездно-волостное устройство страны было отменено. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии, в свою очередь, подразделялись на провинции, а провинции – на дистрикты. Возглавляли губернии губернаторы, которые назначались Петром Великим из числа наиболее доверенных ему соратников;

5) православная церковь при Петре I была преобразована в государственное учреждение во главе с Синодом. Возглавлял Синод обер-прокурор, который являлся светским лицом, при этом патриаршество было ликвидировано. Священники с этого времени рассматривались как госслужащие и обязаны были выступать с докладами о благонадежности прихожан. Большой урон Петр I нанес монастырям, которые он считал пристанищами тунеядцев. Значение административных преобразований. В результате административных реформ Петра I в России завершилось оформление абсолютной монархии.

Военная реформа Петра I

Петру Великому приписывают устройство в России регулярного войска. Это не совсем точно. Уже при царе Михаиле стали в Москве заводить регулярные полки иноземного строя. Потешные полки Петра в этом отношении не представляли собою особой новости. Петр не выдумал нового рода войск, которого бы не знали его предшественники. Тем не менее военная реформа, произведенная Петром, очень важна и велика. Она состояла вот в чем.

Петр постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки сразу после знаменитого стрелецкого розыска 1698 г. Он постепенно упразднял дворянские конные ополчения, привлекая дворян к службе в регулярных полках. Он постепенно преобразовал гарнизонных пушкарей, казаков и стрельцов в регулярные гарнизонные войска.

Петр увеличил число регулярных полков, сделав их единственным видом полевых войск. На комплектование этих полков были учреждены «рекрутские наборы» с податных сословий. В эти же полки обращалась, за малым исключением, вся дворянская молодежь. Словом, была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (по рекруту приблизительно с 20 дворов). Только семьи духовенства были избавлены от солдатчины.

Так как регулярная армия Петра формировалась в военное время, в походах, то не было возможности устраивать солдатские полки по старому обычаю – слободами. Солдаты отрывались от своих семей и занятий, принадлежали исключительно службе, стояли в лагерях, а в мирное время живали на «постое» в обывательских дворах. Долгое время у правительства не было средств на постройку казарм или слобод для новой громадной армии; поэтому при Петре регулярные войска получили совсем новое хозяйственное устройство, чем имели раньше.

Наконец, Петр приобщил к своей армии казачьи войска в качестве постоянной составной части. Раньше с донскими казаками надобно было договариваться о каждом походе или же нанимать их отдельными отрядами. Малороссийские же казачьи полки были автономными союзниками Москвы. Петр, после Булавинского бунта ,(ввел на Дону свои порядки и точно определил число войск, какое должно было получать государство с Дона. Также и на днепровских казаков смотрел он как на безусловно ему подчиненных воинских людей.

Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце его царствования он располагал армией, в которой было около 200 тыс. регулярных войск (полевых и гарнизонных) и не менее 75 тыс. казачьих иррегулярных; кроме того, во флоте считалось 28 тыс. человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...